Преподавание географии
статья по географии на тему
В соответствии с требованиями нового стандарта образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavaniya_geografii_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_novogo_standarta_obrazovaniya.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавания географии в соответствии с требованиями нового стандарта образования.
Текст выступления на РМО учителей естественнонаучного цикла Козловой А.В.(учителя географии МКОУ АСОШ). В подборке материала использовались: информация с курсов, проводимых КОИРО по программе «Основные подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях введения ФГОС основного общего образования» и одноименная статья В.И.Сиротина- главного редактора журнала "УЧИТЕЛЬ географии."
Проанализировав ряд статей по данному вопросу, итоги курсовой дистанционной подготовки и уроки, выполненные согласно требованиями ФГОС, размещенные в сети интернет, приходишь к выводу, что революции в образовании нет. Каждый год внедряя новые технологии в процесс обучения, менялось представление о современном уроке. Для меня, как учителя географии с 2008 года актуальной стала технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В ней вижу основу преподавания согласно новым стандартам. Конечно, ряд новшеств присутствует . УМК состоят из большого количества компонентов (до 8-ми составл.) и при этом должная связь между этими компонентами по последовательности изучения, и содержанию отсутствуют.
Особенностью базисного учебного плана является то, что учебный предмет «География» в 6 классе сокращен на 1 час в неделю за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».
Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании. Речь идёт о методике, направленной на формирование умений школьников.
«Закон об образовании» предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Каждый педагог, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта. Поэтому не может быть одинакового количества практических работ во всех классах одного года обучения. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» учитель обладает правом альтернативного выбора и творческого подхода к организации процесса обучения
В условиях действующего Базисного учебного плана проблема планирования и выделения учебного времени на проведение программных практических работ приобрела особую актуальность. Сокращение учебных часов на изучение начального курса географии (VI класс) не уменьшает количества практических работ и не освобождает учителя от соблюдения требований Стандарта. Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено. При заполнении страницы журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по географии следует придерживаться общих правил. Помимо этого, следует иметь в виду:
1. По предмету «География» программой проведение контрольных работ не предусмотрено, имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты.
2. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению.
С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы – обучающая, тренировочная, итоговая. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.
Новое содержание школьной географии, учитывающее современные цели среднего географического образования, отражено в структуре и содержании примерных и авторских программ для общеобразовательных учреждений.
Примерные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования по географии опубликованы на сайте Министерства образования РФ.
Некоторые авторские программы опубликованы в сборниках:
- Сборник нормативных документов. География /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007
- География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2009
- География: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений / А, А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин и др. – М.: Вентана-Граф, 2010
- Е. М. Домогацких «Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений». – М.: Русское слово, 2010
В настоящее время учитель-практик стоит перед выбором учебно-методического комплекта по географии, который бы соответствовал всем требованиям нового стандарта, помог бы достичь цели, поставленные современным обществом перед школой.
Содержание школьного географического образования находится в постоянном изменении. Наступивший XXI век, век информационных технологий, требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся должны иметь возможность сами освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов .
ФГОС – это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования. Но при этом много вопросов вызывает готовность школы к переходу на новые стандарты. Наибольшие проблемы, заключается и в создании необходимых финансовых, материально-технических условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени....
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края
В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...
Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»
Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»...
выступление на тему: "Преподавание географии и ФГОС ООО О.П.Топченко, учитель географии МОУ СШ № 29".
Особеости организации работы на уроках географии в 5-11 классах,игровые технологии,проектная деятельность....
выступление на тему: "Преподавание географии в 5-7 классах,из опыта работы О.П.Топченко, учителя географии МОУ СШ № 29".
игровые технологии как средство развития творческих способностей обучающихся...