Подготовка учащихся к проведению выездных видов экскурсий.
методическая разработка по географии на тему
Материал подготовлен на основе обобщения личного опыта проведения выездных видов экскурсий . Большую помощь окажет учителю, который только начинает использовать в практике экскурсии, как форму развития познавательного интереса на уроках географии.Данный материал позволит избежать многих ошибок при организации выездных экскурсий и съэкономит время на подготовку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_i_provedenie_vyezdnyh_vidov_ekskursiy.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
"Экскурсия как форма внеклассной деятельности по географии"
«...день, проведённый ребёнком посреди
рощ и полей... стоит многих недель,
проведённых на учебной скамье»...
К. Д. Ушинский
Подготовка учащихся к проведению выездных видов экскурсий.
Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Метод экскурсии способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность учащегося в образовательном процессе, следовательно, экскурсию можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащихся, как способ более широкого познания окружающего мира и повышения качества образовательного процесса. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, способствуют обогащению знаний об окружающем нас мире.
В своей работе я заметила, что многие учащиеся современной школы заинтересованы в экскурсиях выездного характера. Меня подтолкнуло это на необходимость проведения на уроках географии экскурсии на местности, и вторая мысль, учитывая современные компьютерные технологии, ввести в практику экскурсии через интернет. Естественно, в рамках выполнения школьной программы, во всех классах, да и часто проводить экскурсии — не предоставляется возможным, но в таких классах как 6,8,10-11— экскурсии на уроках географии вполне актуальны. Считаю, что экскурсия мотивирует учащихся на дальнейшее получение знаний и приобретения определенного жизненного опыта.
Особое место занимают выездные экскурсии за пределы региона, цель которых не только знакомство с историей своей страны, но и пробуждение чувства гордости за свершения народов России. Такие мероприятия не только знакомят с историей культурой родного края и регионов, но и формируют чувства патриотизма, любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу в котором мы живем.
В своей педагогической практике я часто использую данный вид деятельности, особенно в старших классах. Сначала это экскурсии по городу Ульяновску, где учащиеся знакомятся с историей и культурой своей «малой» родины. И хотя обзорные экскурсии ведут экскурсоводы, роль учителя очень важна. Учащиеся 5-7 классов очень подвижны, концентрация внимания короткая, а продолжительность поездок, как правило, не менее 1,5- 2 часов. Учителю необходимо так настроить и заинтересовать детей, чтобы в течение этого времени познавательный интерес не пропадал.
Затем организуем однодневные поездки: Сурское, Казань, Свияжск, Самара. Во время выездных экскурсий учащиеся приобретают умения и навыки поведения во время экскурсий в музеях, картинных галереях, в транспорте.
Особая подготовка требуется к длительным выездным экскурсиям по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Волгоград, Сочи, а также в республику Беларусь (Минск- Брест-Хатынь) и др.В процессе подготовки можно выделить несколько этапов.
Первый этап:
-Составление списков учащихся (важно чтобы в состав группы вошли дети, приученные к самообслуживанию, способные контролировать свое самочувствие)
Второй этап.
-Работа с родителями: (провожу родительское собрание, на котором знакомлю с программой поездки, раздаю родителям программки с указанием телефонов гостиницы проживания, руководителей группы, руководителя турагентства, обслуживающего поездку, уточняю телефоны родителей, раздаю памятки по подготовке личных вещей детей в поездку, акцентирую внимание на запрещенных продуктам и вещах в поездке)
Третий этап.
Работа с учащимися. До поездки провожу несколько учебных занятий, на которых делим учащихся на малые группы (для удобства контроля, выбираем ответственных).Рассматриваем вопросы:-поведение в поезде, в метро, в гостинице, на экскурсиях по городу, в музеях, в кафе.
Особое место в подготовке занимает обучение правилам поведения в случае, если учащийся отстал от группы, потерялся в чужом городе.
Четвертый этап.
-Перед поездкой изучаем инструкцию по хранению документов, денег, личных вещей; -каждый ученик получает «Памятку», где указаны все телефоны руководителей группы, телефон сопровождающего гида, адреса и телефоны гостиницы, экстренных служб города посещения, название ст. метро, ближайшей к гостинице.
У руководителя группы должны быть: телефоны учащихся, родителей, схемы размещения детей в поезде, в гостинице (по номерам), перечень заболеваний, которые могут обостриться у детей. ( Присутствие врача в группе обязательно!)
Чем больше учащиеся бывают в поездках, тем они более уверенны в себе. Их кругозор становится обширным, расширяются рамки познания своей страны, возникает чувство гордости, патриотизма и понимания необходимости сохранения всего того. что создано многими поколениями российского народа.
Заключение. Экскурсии способствуют воспитанию у учащихся патриотизма, заставляют глубже интересоваться национальной культурой, историческим прошлым, способствуют сохранению традиций и обычаев своего народа. Экскурсии по родному краю –это сочетание краеведения с путешествием, что делает такой вид отдыха интересным для школьников, способствует органичному слиянию образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов и одновременно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу личности учащихся.
Из проделанной мною работы можно сделать следующие выводы: экскурсии способствуют знакомству с конкретными объектами и явлениями природы в естественной обстановке и формируют чувство любви к родному краю. Вместе с тем экскурсии помогают детям убедиться в необходимости использования комплекса мер по охране природы.
Само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация педагога в вопросе организаций экскурсий поможет созданию эмоциональное настроение учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Важную роль в организации экскурсии имеет личный опыт учителя, я, путешествуя по регионам России и зарубежным странам, выработала определенные навыки, которым обучаю своих учеников. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и совершенствует свое педагогическое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"
Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....
Участие в проведении выездного мероприятия "Клуб учителей по английскому языку" в городском методическом центре
Была предоставлена возможность поделиться с коллегами методическим материалом "Обучение вовлечением" для дополнительного обучения английскому языку учеников 5-6 классов. Были показаны ...
Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»
Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...
Творческий отчет о проведении выездного пленэра с учащимися Троицкой ДШИ им. М.И. Глинки в Дарвиновский музей.
Тема пленэра: животный мир.Цель пленэра: отработка навыка зарисовок животныхю Поездка включала в себя посещение Дарвиновского музея с последующими зарисовками животных на фор...
Творческий отчёт о посещении экскурсии и проведении выездного пленэра педагогов и учащихся художественного отделения «Троицкой ДШИ имени М.И. Глинки» в усадьбу Поленово.
Осенью 2017 года учащиеся Троицкой ДШИ имени М.И. Глинки посетили Поленово. Красивейшая усадьба известного художника Василия Дмитриевича Поленова находится в жив...
Доклад: Организационно-оздоровительные функции процесса трудовой подготовки учащихся школы ОВЗ 8 вида
Основой трудовой профессиональной подготовке учащихся служит обучение с присущими ему функциями: образовательной и развивающей. Их содержание выходит за рамки данной статьи и раскрывается в специально...
Доклад процесс трудовой подготовки учащихся школы ОВЗ 8 вида
Одна из ее задач – оценка состояния и развития производственного окружения школы и возможностей трудоустройства выпускников. С помощью местных административных органов, биржи труда, центра занят...