Подготовка учащихся к проведению выездных видов экскурсий.
методическая разработка по географии на тему

Яшина Татьяна Ивановна

Материал подготовлен на основе обобщения личного опыта проведения выездных видов экскурсий . Большую помощь окажет учителю, который только начинает использовать в практике экскурсии, как форму развития познавательного интереса на уроках географии.Данный материал позволит избежать многих ошибок  при организации  выездных экскурсий и съэкономит время на подготовку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_i_provedenie_vyezdnyh_vidov_ekskursiy.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

"Экскурсия как форма внеклассной деятельности  по географии"

«...день, проведённый ребёнком посреди

    рощ и полей... стоит многих недель,

проведённых на учебной скамье»...

К. Д. Ушинский

Подготовка учащихся к  проведению выездных видов экскурсий.

 Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Метод экскурсии способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность учащегося в образовательном процессе, следовательно, экскурсию можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащихся, как способ более широкого познания окружающего мира и  повышения качества образовательного процесса. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.  Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, способствуют обогащению знаний об окружающем нас мире.

 В своей работе я заметила, что многие учащиеся современной школы заинтересованы в экскурсиях выездного характера. Меня подтолкнуло это на необходимость проведения на уроках  географии экскурсии на местности, и вторая мысль, учитывая современные компьютерные технологии, ввести в практику экскурсии через интернет. Естественно, в рамках выполнения школьной программы, во всех классах, да и часто проводить экскурсии — не предоставляется возможным, но в таких классах как 6,8,10-11— экскурсии на уроках географии вполне актуальны. Считаю, что экскурсия мотивирует учащихся на дальнейшее получение знаний и приобретения определенного жизненного опыта.

Особое место занимают выездные экскурсии за пределы региона, цель которых не только знакомство с историей своей страны, но и пробуждение чувства гордости за свершения народов России. Такие мероприятия не только знакомят с историей культурой родного края и регионов, но и  формируют чувства патриотизма, любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу в котором мы живем. 

В своей педагогической практике я часто использую данный вид деятельности, особенно в старших классах.  Сначала это экскурсии по городу Ульяновску, где учащиеся знакомятся с историей  и культурой  своей «малой» родины. И хотя обзорные экскурсии ведут экскурсоводы, роль учителя  очень важна. Учащиеся 5-7 классов очень подвижны, концентрация внимания  короткая, а продолжительность поездок, как правило, не менее 1,5- 2 часов. Учителю необходимо так настроить и заинтересовать детей, чтобы в течение этого времени познавательный интерес не пропадал.

Затем организуем однодневные  поездки: Сурское, Казань, Свияжск, Самара. Во время выездных экскурсий  учащиеся приобретают  умения  и навыки поведения во время экскурсий в музеях, картинных галереях, в транспорте.

Особая подготовка требуется к длительным выездным экскурсиям по городам России:  Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Волгоград, Сочи,  а также в республику Беларусь (Минск- Брест-Хатынь) и др.В процессе подготовки  можно выделить несколько этапов.

  Первый этап: 

-Составление списков учащихся (важно чтобы в состав группы вошли дети, приученные к самообслуживанию, способные контролировать свое самочувствие)

Второй этап.

-Работа с родителями:  (провожу родительское собрание, на котором знакомлю с программой  поездки, раздаю родителям  программки с указанием телефонов гостиницы проживания, руководителей  группы, руководителя турагентства, обслуживающего поездку,  уточняю телефоны родителей, раздаю памятки по подготовке личных вещей детей в поездку, акцентирую внимание на запрещенных продуктам и вещах в поездке)

Третий этап. 

Работа с учащимися. До поездки провожу несколько учебных занятий, на которых делим учащихся на малые группы (для удобства контроля, выбираем ответственных).Рассматриваем вопросы:-поведение в поезде,  в метро,  в гостинице, на экскурсиях по городу, в музеях, в кафе.

Особое место в подготовке занимает обучение правилам поведения в случае, если учащийся отстал от группы, потерялся в чужом городе.

Четвертый этап.

-Перед поездкой изучаем инструкцию по хранению документов, денег, личных вещей;                                                                                                                              -каждый ученик получает «Памятку»,   где указаны все телефоны  руководителей группы, телефон  сопровождающего гида,  адреса и телефоны гостиницы, экстренных служб города посещения, название ст. метро, ближайшей к гостинице.

У руководителя группы должны быть: телефоны учащихся, родителей, схемы  размещения детей в поезде, в гостинице (по номерам), перечень заболеваний, которые могут обостриться у детей. ( Присутствие врача в группе  обязательно!)

Чем больше учащиеся бывают в поездках, тем они более уверенны в себе. Их кругозор становится обширным, расширяются рамки познания своей страны, возникает чувство гордости, патриотизма  и понимания  необходимости сохранения всего того. что создано многими поколениями российского народа.                                                                        

Заключение.  Экскурсии  способствуют  воспитанию у учащихся патриотизма, заставляют глубже интересоваться национальной культурой, историческим прошлым, способствуют сохранению традиций и обычаев своего народа. Экскурсии по родному краю –это сочетание краеведения с путешествием, что делает такой вид отдыха интересным для школьников, способствует органичному слиянию образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов и одновременно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу личности учащихся.

Из проделанной мною работы можно сделать следующие выводы: экскурсии способствуют знакомству с конкретными объектами и явлениями природы в естественной обстановке и формируют чувство любви к родному краю. Вместе с тем экскурсии помогают детям убедиться в необходимости использования комплекса мер по охране природы. 

Само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация педагога в вопросе организаций экскурсий поможет созданию эмоциональное настроение учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Важную роль в организации экскурсии имеет личный опыт учителя, я, путешествуя по регионам России и  зарубежным странам, выработала определенные навыки, которым обучаю своих учеников. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и совершенствует свое педагогическое мастерство.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"

Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....

Участие в проведении выездного мероприятия "Клуб учителей по английскому языку" в городском методическом центре

Была предоставлена возможность поделиться с коллегами методическим материалом "Обучение вовлечением"  для дополнительного обучения английскому языку учеников 5-6 классов. Были показаны ...

Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»

Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...

Творческий отчет о проведении выездного пленэра с учащимися Троицкой ДШИ им. М.И. Глинки в Дарвиновский музей.

Тема пленэра: животный мир.Цель пленэра: отработка навыка зарисовок животныхю       Поездка включала в себя посещение Дарвиновского музея с последующими зарисовками животных на фор...

Творческий отчёт о посещении экскурсии и проведении выездного пленэра педагогов и учащихся художественного отделения «Троицкой ДШИ имени М.И. Глинки» в усадьбу Поленово.

     Осенью 2017 года учащиеся Троицкой ДШИ имени М.И. Глинки посетили  Поленово.  Красивейшая усадьба известного художника Василия Дмитриевича Поленова находится в жив...

Доклад: Организационно-оздоровительные функции процесса трудовой подготовки учащихся школы ОВЗ 8 вида

Основой трудовой профессиональной подготовке учащихся служит обучение с присущими ему функциями: образовательной и развивающей. Их содержание выходит за рамки данной статьи и раскрывается в специально...

Доклад процесс трудовой подготовки учащихся школы ОВЗ 8 вида

Одна из ее задач – оценка состояния и развития производственного окружения школы и возможностей трудоустройства выпускников. С помощью местных административных органов, биржи труда, центра занят...