География населения мира
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Население мира
Цель: сформировать у обучающихся систему знаний о количестве, динамики и населения планеты; дать представление о воспроизводстве населения, его типах, демографических процессах в современном мире и демографической политике; дать общую характеристику половозрастного состава населения мира и трудовых ресурсов..
Развивающая: развивать интерес к предмету; развивать память, мышление, речь.
Воспитательная: формирование у обучающихся естественнонаучного мировоззрения.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, презентация, листы с заданиями.
Тип занятия: изучения нового материала и первичное закрепление
Вид занятия: рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации, конкурс.
Технологии: Личностно-ориентированная, проблемная, частично- игровая.
Структура урока:
I. Организационный момент .
П. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся .
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление новых знаний и умений обучающихся
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание.
Ход урока . I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Беседа по вопросам.
- Вспомните, что изучает демография?
- Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?
- Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?
- Какая типология (типологии) стран мира учитывает характеристики населения?
- Приведите примеры антропогенного воздействия человека на окружающую среду.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
География населения, одна из основных составляющих экономической географии» приобрела в наше время небывалую актуальность. Ее сложные связи со смежными науками — демографией, этнографией, исторической географией, позволяют исследовать и прогнозировать изменения едва ли не самой значимой части биосферы Земли — человечества. У каждой из названных наук свой предмет исследования, поэтому нам при изучении населения мира придется обращаться к разным методам и полученной при их помощи информации.
Население нашей планеты — чрезвычайно динамичный объект который постоянно меняется как во времени, так ив пространстве. Поэтому, например, вводятся средние показатели плотности населения, урбанизации и т. д., поскольку получить абсолютные показатели, которые бы сохраняли свою точность на протяжении более или менее длительного времени, просто невозможно. Однако динамику населения, в том числе и его пространственные перемещения, необходимо тщательно изучать, потому что знание определенных закономерностей позволит прогнозировать возможные изменения и готовиться к ним заранее.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
План.
- Численность и динамика населения мира.
- Воспроизводство и его типы. Демографическая политика
- Качество жизни и индекс человеческого развития.
- Половая и возрастная структура населения.
- Трудовые ресурсы и занятость населения.
Рассказ с элементами беседы.
Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения.
Какие особенности населения изучают те науки, которые мы назвали?
Демография исследует закономерности воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Этнография изучает происхождение и расселение народов, их быт и культуру.
География населения исследует особенности размещения и территориальной организации населения, его место в процессе общественного производства и во взаимодействии общества с природным окружением.
??? Вопрос.
Сколько людей проживает на планете Земля?
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т. д.
Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. Лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме.
Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVI II — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.
Население вплоть до XVII- XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно.
??? Вопрос
В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.)
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.
Особенно быстро численность населения мира начала расти во второй половине XX в. «демографический взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографический взрыв?)
Педагог приглашает обучающихся высказать свою точку зрения о причинах такого роста. Использован методический прием «мозговой штурм» Во время мозгового штурма обучающиеся могут высказывать любые предположения.
Человечество вошло в стадию демографического взрыва — быстрого роста численности населения. Почему это происходит?
(Благодаря развитию экономики сократилась продолжительность рабочего дня, труд людей благодаря механизации стал более легким и безопасным; улучшились условия жизни и качество питания; улучшилось качество медицинского обслуживания, люди смогли противостоять эпидемиям, а иногда и побеждать их.)
В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%.
Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем: Какие?
1) Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн. человек.
2) Истощение земель — из-за нерационального их использования.
3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
5) Проблема нехватки чистой воды и т. д.
Интересные факты:
“А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?
И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).
Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 140млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?
2.Воспроизводство населения
???Вопрос
2.Что такое воспроизводство населения?
(Это совокупность процессов рождаемости и смертности и связанных с ним Е.п. обеспечивающих непрерывную смену людских поколений) От каких факторов он зависит?
Смертность
На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.
Рождаемость
Ежегодно в мире рождается около 140 млн. чел.
Это интересно:
Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту - 175, каждый час — 10,4 тыс., каждые сутки - 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.
Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране.
Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия до недавнего времени переживала экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный.
Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости.
Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.
??? Вопрос
Перечислить причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее.
Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:
1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).
2. Высокий уровень жизни.
3. Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.
4. Увеличение расходов на содержание ребенка.
5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т. д.
6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.
7. Последствия войн, конфликтов, терроризма.
8. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:
1. Низкий уровень жизни.
2. Преобладание сельского образа жизни.
3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.
4. Традиции многодетности.
5. Подневольное положение женщин, ранние браки.
6. Рост уровня медицины.
7. Улучшение санитарной культуры.
Очень высокий (св. 30/1000) | Высокий (20/1000) | Средний (10/1000) | Низкий (2-10/1000) | Очень низкий (менее 2/1000) |
Кения Зимбабве Нигерия Ливия Таджикистан Египет | Монголия Филиппины Бангладеш Пакистан Эфиопия Мексика | Китай Индия Турция Куба Бразилия Аргентина | Польша Швеция Франция Великобритания США Канада | Россия Венгрия ФРГ Болгария Австрия Италия |
Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения.
3 вида воспроизводства населения (Суженное, нормальное и расширенное)
Существуют два типа воспроизводства населения:
1-й тип: низкая рождаемость и резкое уменьшение смертности приводят к медленным темпам прироста населения (до 12 человек на 1000 жителей) и его «старению». Этот тип воспроизводства, Присущий развитым государствам и странам Восточной Европы, называют «демографической зимой».
2-й тип: высокая рождаемость и снижающаяся смертность, приводят к ускорению темпов роста населения (естественный прирост более 12-24 человека на 1000 жителей). Этот тип воспроизводства, свойственный странам Азии, Африки, Латинской Америки, часто называют «демографической весной».
Проблемный вопрос
- Среди стран, которые имеют отрицательные показатели естественного прироста, африканское государство Свазиленд, хотя известно, что на этом континенте очень высокая рождаемость. Чем вы объясните, что в Свазиленде происходит сокращение численности населения?
(Основные причины—быстрое распространение СПИДа и эмиграция)
Таблица продемонстрировала общемировую тенденцию снижения темпов прироста населения, однако в отдельных странах эти темпы остаются настолько высокими или настолько низкими, что катастрофически ухудшают социальное положение людей. Для разрешения этой проблемы государства проводят определенную демографическую политику (например, поощрения рождения ребенка или наоборот — сдерживания). Однако естественная стабилизация количества населения нашей планеты перерастает границы отдельных стран и даже регионов, становясь глобальной проблемой человечества.
Демографическая политика- политика государства направленная или на повышение рождаемости (Европа, Росссия), или сокращение рождаемости (Китай и Индия)
Интересный факт:
Строгая китайская политика предотвратила рождение примерно 400 миллионов человек за последние 40 лет.
Проблемные вопросы .
1) Постсоциалистические страны характеризуются разной глубиной демографического кризиса. Некоторые из них уже вышли из этого процесса и имеют положительные показатели естественного прироста, в других — демографический кризис не утратил своей остроты. Чем бы вы объяснили этот факт?
(Это определяется разными причинами, в том числе:
уровнем развития здравоохранения;
образом жизни ;
особенностями менталитета, способа мышления и действия.
Быстрее и с меньшими потерями из демографического кризиса выходят страны, в которых характер социально-экономических преобразований отвечал настроениям большинства населения; государственные институты быстрее осуществляли реформы; алкогольная субкультура мало влияла на экономическую, политическую и повседневную жизнь; уровень жизни к началу переходного периода был относительно высоким.
2) Сейчас наиболее низкие показатели смертности характерны не для наиболее развитых стран, а для некоторых среднеразвитых и развивающихся стран (Объединенные Арабские Эмираты — 2%о, Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Кувейт—3%о, Бахрейн— 4%о, Мексика — 5%о, Турция — 6 %о). Чем бы вы объяснили сложившуюся ситуацию, учитывая то, что уровень жизни, медицинское обслуживание и возможности восстановить свои моральные и физические силы значительно выше в развитых странах?
(В наше время в некоторые среднеразвитых и развивающихся странах, улучшаются условия жизни, развивается медицина, а возраст населения молодой.)
3) Наиболее сложная демографическая ситуации среди развитых стран сейчас существует в католических Италии и Испании. Хотя совсем недавно здесь были распространены большие семьи, и к тому же для католических стран очень важным является традиционный институт семьи.
(В католических странах намного меньшая доля детей, родившихся не в браке, что характерно для многих стран Западной Европы (это снижает показатели рождаемости); как и в других развитых странах, резко увеличился возраст вступления в брак (как известно, поздние браки приводят к снижению рождаемости), к тому же здесь традиционно крепкие семейные узы и довольно сложная процедура развода, что также заставляет не спешить вступать в брак; в католических странах к родителям существуют высокие требования по уходу за детьми, в том числе в получении ими образования и в профессиональной карьере, что требует значительных финансовых расходов и усилий и заставляет ограничить количество детей в семье.)
4) За счет стран какого типа воспроизводства будет расти численность населения мира в ближайшем будущем? Почему?
6) К каким последствиям может привести увеличение численности населения беднейших стран мира?
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства | Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства |
1. Единовременные ссуды молодоженам 2. Пособия при рождении каждого ребенка 3. Ежемесячные пособия для детей 4. Оплачиваемые отпуска | 1. Принята национальная программа планирования семьи 2. Повышен возраст вступления в брак 3. Производится добровольная стерилизация населения 4. Политический девиз: нас двое - нам двоих |
???Вопрос по слайдам.
1.Сравним 2 половозрастные пирамиды. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид?
2.По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения?
Работа с терминами: депопуляция, старение нации, демографический взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов?
Старение нации - преобладание старших возрастных групп.
Демографический взрыв - резкое увеличение населения.
Депопуляция (демографический кризис) - превышение смертности над рождаемостью, или резкое сокращение населения.
Продолжительность жизни
Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен.
О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в XII- XIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди — большое исключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы - 34; англичане - 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточных 12, 6 промилле, среди рабочих — 27,2.
В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане - 35 лет.
Для характеристики продолжительности жизни используют показатель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.
Вопрос (по слайдам)
Проанализируйте данную таблицу. Сделайте вывод о связи продолжительности жизни с качеством жизни.
Показатели продолжительности предстоящей жизни
Максимальные показатели (2000 г.) | Минимальные показатели |
Андорра - 84 | Гвинея - Бисау - 38 |
Сан-Марино - 81 | Руанда - 39 |
Япония - 80 | Сьерра-Леоне - 40 |
Австралия - 80 | Уганда - 42 |
Швеция - 79 | Малави - 43 |
Канада - 79 | Афганистан - 44 |
Швейцария - 79 | Гвинея - 44 |
Исландия - 79 |
|
3.Индекс человеческого развития (ИЧР)
Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала:
- Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
- Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
- Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США
4.Половой состав населения мира
Обычно мальчиков рождается примерно на 5% больше, чем девочек, (на 100 девочек рождается примерно 107 мальчиков). Организм мальчиков слабее, смертность в младенческом возрасте больше. Примерно к 20 годам соотношение мужчин и женщин выравнивается. Это объясняется более высокой смертностью среди мужчин, чем среди женщин.
Задание: Анализ половозрастных пирамид по слайду.
Подобная картина характерна для большинства стран мира. Во всем мире мужчин больше на 20 млн. Самое большое преобладание мужского пола в Китае (на 38 млн. больше чем женщин) и в Индии (на 44 млн. больше). Однако, если обратить внимание на карту атласа («Половой состав населения мира»), можно заметить, что стран, где преобладают женщины, больше.
В целом в мире на каждые 100 женщин приходится 101 мужчина.
Задание: Заполните схему. (Пустая схема начерчена на доске.)
Максимальная доля мужчин и женщин (в % на 2000г.)
Женщины (%) | Мужчины (%) |
Латвия - 54 Украина - 53,6 Эстония - 53,6 Россия - 53,4 Белоруссия - 53,0 | Катар - 66,2 Кувейт - 61,4 ОАЭ - 60,9 Оман - 57,5 Бахрейн - 56,9 |
4..Возрастной состав
Выделяются страны:
а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения — с большой долей детей (какой тип воспроизводства?);
б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;
в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.
Информация к размышлению. Самая большая доля пожилых в Швеции — 25%, детей — в Йемене — 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте — 2%.
Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или пожилых людей?
Возрастной фактор даёт возможность прогнозировать численность населения и трудовых ресурсов.
5.Трудовые ресурсы
???Вопрос.
Что такое трудовые ресурсы?
(Это население определённого возраста участвующие в производстве.) В каждой стране возраст трудовых ресурсов определяется законодательно.
Например: в США, России-16-60 лет
Канаде, Норвегии-15-66 лет
Мексике, Португалии 12-65 лет
В международной статистике трудоспособным принято считать от 15-65 лет. В большинстве стран мира пенсионный возраст вообще не определён в связи с отсутствием пенсионного обеспечения.
Экономически активное население- это часть трудоспособного населения, которое участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Разница между трудовыми ресурсами и экономически активным населением, определяется как уровень безработицы.
В целом в мире к ЭАН можно отнести 50% всего населения, или 3,5 млрд.чел.
В России, Сев.Америке, Зарубежной Европе – этот показатель 50-70 %, при очень высокой занятости женщин.
В странах Азии, Лат.Америки, Африки -40-50% (много детей, хотя и они работают и отсталость стран)
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ — лица, занятые производственной деятельностью, включая тех, которые в данный момент не имеют работы по независящим от них причинам. К ним относятся также сезонные, иностранные рабочие, дипломаты за рубежом, военнослужащие
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
- Какие проблемы связаны с ростом численности населения?
- Что такое воспроизводство населения?
- Какие типы воспроизводства вы знаете?
- Какую демографическую политику должны проводить страны с первым видом воспроизводства? Со вторым?
- Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население?
- Что показывают половозрастные пирамиды?
- Задание: Опираясь на знания полученные на уроке, заполните таблицу.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу.
Сравниваемые черты | Первый тип воспроизводства | Второй тип воспроизводства |
1. Уровень рождаемости | Низкий | Высокий |
2. Уровень смертности | В странах, в которых проявляется «старение нации» смертность высокая | Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей |
3. Уровень естественного прироста | Низкий | Высокий, вплоть до демографического взрыва |
4. В каких странах распространены | В основном в развитых странах | В развивающихся странах |
5. Доля детей | Низкая | Высокая |
6. Доля пожилых людей | Высокая | Низкая |
7. На что направлена демографическая политика. | На повышение рождаемости | На понижение рождаемости |
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово:
- Воспроизводство населения — это совокупность процессов рождаемости и смертности, которая определяет размер естественного прироста;
- Размер естественного прироста может быть изменен с помощью демографической политики;
- Средний возраст населения выше всего в развитых странах и наиболее низкий— в отсталых.
- В развитых странах число женщин выше, чем мужчин, особенно в старших возрастных группах.
- Во многих мусульманских странах, а также в Индии и Китае женщин меньше, чем мужчин.
- Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый по уровню жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала.
- Трудовые ресурсы по мировым меркам: 15-65 лет, экономически активное население- это то, которое в настоящее время занято в хозяйстве.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Учебник, стр.61-75, заполнить таблицу.
Как же размещается население на Земле?
Крайне неравномерно:
86% человечества проживает в Восточном полушарии, а в Северном — 90%.
??? Вопрос.
Как вы думаете, от каких факторов зависит размещение населения Земли?
Рассказ .
Размещение населения Земли определяется такими факторами, как естественные условия обитания, степень развития производства, места его сосредоточения и тип воспроизводства населения. Отдельные регионы Земли отличаются большим скоплением населения:
1) восточно-азиатский (Китай, Япония, Корея) — более 1,4 млрд чел.;
2) южно-азиатский (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан)—около 1,3 млрд чел.;
3) европейский — 728 млн чел.;
4) юго-восточно-азиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины и т. д.) — более 400 млн. чел.
В зависимости от места проживания население Земли разделяется на городское и сельское. Городское население в современном мире
составляет немногим менее половины от общей численности, и его доля продолжает расти. Возрастание доли городского населения обусловлено многими причинами, среди которых и отток людей из сельской местности в города, и превращение в города сельских поселений и т. д. Процесс увеличения доли городского населения (по мнению некоторых ученых, начавшийся одновременно с возникновением городов) называется урбанизацией и является одной из составляющих процесса расселения. Урбанизацию можно определить и как мировой исторический процесс повышения значения городов в жизни общества, постепенное превращение общества в городское по характеру труда, образу жизни, культуре, что связано с развитием цивилизации и особенно — развитием научно-технического прогресса. Урбанизация может принимать различные виды. Так, например, выделяют тенденцию к субурбанизации (повышение роли пригородов, которые «оттягивают» на себя часть населения и функций городов) и псевдоурбанизации (рост населения городов происходит за счет неконтролируемого притока безработных, что создает социально-экономические проблемы).
По выполняемым функциям различают города административные, транспортные, торговые, промышленные, культурные, курортные и т. д.
Задание.
Приведите пример городов, узкоспециализированных на одной функции и многофункциональных.
Рассказ .
XX век часто называют столетием урбанизации, поскольку она возрастала небывалыми темпами. Наиболее урбанизированными странами мира являются Великобритания, ФРГ, Швеция, Исландия, Австралия. Урывай, Израиль, Кувейт, Япония.
Рост городов и усиление связей между ними приводят к возникновению такой формы расселения, как городская агломерация. Городская агломерация — это компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. Крупнейшие городские агломерации мира сформировались вокруг Токио, Нью-Йорка, Мехико, Сан-Паулу, Лондона, Парижа, Рио-де-Жанейро и других городов. Если зона урбанизирована целиком, городские агломерации на этой территории сливаются, образуя мегалополис — наиболее крупную форму расселения. Так, городские агломерации Токио и Хоккайдо слились в мегалополис Токайдо, а агломерации Бостона и Вашингтона—в мегалополис Босваш.
Однако более половины населения Земли по-прежнему проживает в сельской местности, причем, прежде всего в странах с невысоким иля низким уровнем развития экономики — Бангладеш, Индии, Китае, Пакистане, Индонезии. Сельское население Африки составляет 80 % от общей численности. При этом сельское расселение может быть двух типов:
а) групповое (Западная Европа, Япония, Китай, Россия, Украина, развивающиеся страны);
б) разбросанное или фермерского типа (США, Канада, Австралия). Эти типы сельского расселения могут сочетаться, образуя промежуточный тип.
Рассказ с элементами беседы.
Довольно сложно найти человека, который прожил на одном и том же месте всю свою жизнь. Люди постоянно перемещаются:
путешествуют, ездят в командировки и на отдых, переселяются, поэтому их количество в определенном месте все время меняется. Такое изменение численности населения называется механическим (в отличие от естественного — рождаемости и смертности), перемещения людей — миграциями, а тех, кто их совершает,— мигрантами.
Миграции классифицируют по причинам (экономические, политические — войны, конфликты, изменение государственных границ; гуманитарные — преследование инаковерующих и пр.), срокам (сезонные, временные, постоянные, или безвозвратные), массовости (единичные и массовые), дальности (межконтинентальные и внутриконтинентальные) и направлениям (внешние и внутренние). Рассмотрим некоторые из них подробнее.
В зависимости от направления миграции разделяют на внешние (пересечение границ государства) и внутренние (перемещение внутри государственной территории). Если внешняя миграция рассматривается как выезд за пределы государства, ее называют эмиграцией как въезд или возвращение на прежнее место жительства — иммиграцией. К внутренним миграциям относится отток сельского населения в города, так называемые маятниковые миграции» — поездки к местам работы или учебы и т. д.
В определенные периоды истории внешние миграции приобретают настолько массовый характер, что в стране эмиграции резко сокращается численность населения, а в стране иммиграции механический прирост населения превышает естественный. Так, 2/3 прироста населения Израиля обеспечивают иммигранты, ежегодная иммиграция в США составляет 1 млн, чел., в Канаду — 150 тыс., в Австралию— 130 тыс. С другой стороны, Ирландия пережила три волны эмиграции, в общей сложности уменьшившие ее население с 8,3 до 3 млн, чел.; Россия — четыре волны, Италия — шесть.
Если распределить причины эмиграции по степени важности, то на первом месте окажется экономическая, причем в двух разновидностях (разработка В. В. Покрышевского):
а) переселение в государства, где были неосвоенные территории. Больше всего эмигрантов этого типа — 20 млн чел. — дала, Германия, за ней следуют Италия, Испания, Франция, скандинавские страны, Ирландия, Польша, Россия, Украина. Наиболее привлекательными странами иммиграции с этой точки зрения были США, Канада, Аргентина, Австралия, ЮАР;
б) переселение по договору о найме рабочей силы (китайские и индийские кули — низкооплачиваемые неквалифицированные рабочие).
Современная международная миграция рабочей силы вызвана относительным перенаселением и, соответственно, низким уровнем социально-экономического развития десятков слаборазвитых стран. К началу 1890-х гг. половину из 20 млн иммигрантов в развитых государствах Запада составляли выходцы из слаборазвитых стран. Максимальное количество иммигрантов — 13 млн чел.— приходится на страны Европейского Союза, другими центрами иммиграции являются США, страны Персидского залива, ЮАР.
Экономические причины обусловили и такое относительно новое миграционное явление, как «утечка мозгов»: минимальные заработные платы в развитых странах привлекают высококвалифицированных специалистов (особенно из постсоциалистических стран), которые у себя на родине зачастую не имеют возможности работать по специальности. Политическая эмиграция редко приобретает подобный размах, однако привлекает к себе повышенное внимание, поскольку политические эмигранты в основном принадлежат к интеллектуальной и духовной элите. Так, европейский фашизм вынудил покинуть континент полмиллиона человек, среди которых были такие всемирно признанные деятели науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, Лион Фейхтвангер, Владимир Набоков, Стефан Цвейг; социализм вынудил к эмиграции Федора Шаляпина, Николая Бердяева, Ивана Бунина, Иосифа Бродского.
Таким образом, миграции существенно влияют не только на структуру и численность населения, но и на социальную, хозяйственную и духовную жизнь общества.
Обратимся к следующим характеристикам населения расовому составу.
Как вам уже известно, на Земле существует четыре расы: европеоидная (42,9 % от общей численности населения планеты),, монго-лоидная (азиатская и американская ветви — 19,1 %), экваториальная (7 %) и австралоидная (0,003 %).
Задание.
Подсчитайте, какую долю населения планеты составляют представители всех этих рас вместе.
Рассказ .
Вы подсчитали, что общая численность представителей этих рас составляет примерно 72 % от общей численности населения планеты, оставшиеся 28 % приходится на людей, чьими предками были
представители разных рас.
Этнический состав населения планеты гораздо разнообразнее:
на Земле проживает (по разным критериям подсчета) 3—4 тысячи народов и народностей. Национальный критерий зачастую определял создание государства, однако с интеграцией мира этот признак перестал быть единственным: в современном мире относительно однонациональными является не более половины стран, при этом в 9/10 стран преобладает основной народ (Япония, Китай, Швеция, Дания).
Задание.
Предложите признак для объединения народов и народности в группы.
Рассказ.
Народы и народности объединяют по принципу языковой близости в группы, группы — в ветви, ветви — в семьи, а семьи — в языковые союзы, самую крупную единицу объединения. Это объединение очень важно, поскольку в мире насчитывается от 2,5 до 5 тыс. языков — точное количество определить невозможно из-за размытости границы между языком и диалектом, наречием и т. д. Самыми большими языковыми семьями являются китайско-тибетская, семито-хамитская, алтайская, уральская и индоевропейская (крупнейшая— более 2,5 млрд. чел.).
Задание.
С помощью карт атласа определите, какие народы входят в состав каждой языковой семьи.
Рассказ .
Наиболее распространенными языками мира являются китайский, английский, хинди, испанский, русский, индонезийский, арабский, бенгальский, португальский.
Вопрос.
Почему, на ваш взгляд, национальный и религиозный вопросы являются о одними из самых острых в современном мире?
Рассказ.
Религия, возникшая в процессе развития человеческого общества из мифологии, определяет обычаи и привычки людей, образ их жизни и деятельности. Религий насчитывается огромное множество, но мировых (то есть тех, которые исповедуются во всем
мире большим количеством людей) всего три: христианство, ислам и буддизм.
Христианство — религия, основанная на вере в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица Триединого божества (Бог-Сын). Все три ветви христианства — католицизм, православие и протестантизм — объединяют более миллиарда верующих во всем мире.
Ислам (от араб. покорность), или мусульманство — религия, основанная на вере в единого всемогущего бога Аллаха и его пророка-посланника Мухаммеда (или Магомета, откуда еще одно название религии — магометанство). Больше всего мусульман проживает в Азии и Африке, а их общее количество в мире превышает 880 млн. чел.
Буддизм — единственная из мировых религий, основанная не на вере в Бога, а на вере в Будду — просветленного, которым при определенных обстоятельствах может стать любой, кто освободит душу от страданий, вызванных невыполнимыми желаниями. Буддизм распространен в Индии, Монголии, Китае, Шри-Ланке, отчасти в Средней Азии и Сибири.
Религиозные особенности мусульманства в сочетании с современными тенденциями развития геополитики, экономики, идеологии, культуры привели к возрастанию в международных отношениях роли стран исламского мира. Кроме того, многие военно-политические конфликты в современном мире (Израиль и Палестина, Грузия и Абхазия, Англия и Ирландия, республики бывшей Югославии) начались с противостояния приверженцев разных вероисповеданий. Это еще раз подтверждает тот факт, что религиозная принадлежность населения является крайне важной особенностью, с которой невозможно не считаться.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1) Что такое воспроизводство населения?
2) Какую демографическую политику должны проводить страны с первым видом воспроизводства? Со вторым?
3) Какие факторы влияют на размещение населения планеты?
4) Что такое урбанизация? Городская агломерация? Мегалополис?
5) Какие формы сельского расселения различают?
6) Что такое миграция?
7) Какие виды миграций выделяют и по каким признакам?
8) Какие проблемы могут породить миграционные процессы?
9) Какие языки мира являются самыми распространенными?
10) В какую языковую семью входят украинцы? В какую языковую ветвь?
11) Какую роль в современном мире играют религии?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово :
— воспроизводство населения — это совокупность процессов рождаемости и смертности, которая определяет размер естественного прироста;
— размер естественного прироста может быть изменен с помощью демографической политики;
— сельское население составляет более половины общей численности населения Земли, однако доля городского населения растет в связи с процессами урбанизации — увеличения роли городов в жизни человечества;
- высокий уровень урбанизации характерен для развитых стран, преобладание сельского населения — для слаборазвитых.
— социально-экономическое развитие определенной территории невозможно без учета миграционных процессов, оказывающих влияние на структуру и численность населения, социальную и хозяйственную сферы;
— население планеты состоит из представителей четырех рас, которые представлены 2,5—5 тысячами народов и народностей;
— национальный и религиозный вопросы — одни из самых острых в современном мире.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Учебник, § 8—9 [17].
2) Нанести на контурную карту границы стран, численность населения которых превышает 100 млн чел.
3) Подготовиться к уроку тематического оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок по теме "География населения мира"
Цели и задачи урока: - Обучающие: закрепить и обобщить теоретические знания по разделу “Население мира”, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительно...
Контрольная работа по географии. Тема: География Населения Мира
Контрольная работа по географии.Тема: География Населения Мира...
Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе
Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского...
Тесты "География населения мира".
Используется после изучения темы "Население мира"....
Презентация "География населения мира" - 10 класс
Презентации для уроков географии в 10 классе...
урок географии "Население мира" 10 класс
Урок содержит алгоритмы работы с различными источниками информации и сами источники информации по теме "Население мира"...
Тестовые задания по теме "География населения мира"
Тестовые задания состоят из 3 вариантов:1 вариант- Численность населения2 вариант- Воспроизводство и половозрастной состав населения 3 вариант- Национальный состав населения...