Кто умнее пятиклассника
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Давыдова Ирина Владимировна

            Внеурочное мероприятие по географии для учащихся 5-11 классов, целесообразно проводить в конце учебного года, когда основной материал изучен, как заключительное мероприятие недели естественных наук. Игра может быть как индивидуальной, так и групповой.

             При проведении игры развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется разноуровневая дифференциация знаний путем группировки вопросов разной сложности, возможность проверки межпредметных, интегративных знаний учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Игра: «Кто умнее пятиклассника»

            Внеурочное мероприятие по географии для учащихся 5-11 классов, целесообразно проводить в конце учебного года, когда основной материал изучен, как заключительное мероприятие недели естественных наук. Игра может быть как индивидуальной, так и групповой.

             При проведении игры развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется разноуровневая дифференциация знаний путем группировки вопросов разной сложности, возможность проверки межпредметных, интегративных знаний учащихся.

  Целями и задачами этого мероприятия являются:

  • выявление степени усвоения основного материала по природоведению;
  • дифференциация знаний учащихся по уровню сложности;
  • повторение и углубление знаний по предметам естественнонаучного цикла;
  • повышение познавательного интереса учащихся к естественным наукам;
  • выработка навыков мышления, памяти.

Игра составлена по типу телевизионной игры «Кто умнее пятиклассника» с некоторыми изменениями.

Вопросы для игры подобраны при помощи учебников «Мир вокруг нас» 1- 4 кл. и «Природоведение» 5 кл. и сгруппированы по уровню сложности, соответствующему 1, 2, 3, 4 и 5 кл. и учебным предметам, которые имеют отношение к природоведению.

Ведущий (учитель или специально подготовленный ученик старших классов) перед началом мероприятия знакомит участников с правилами игры. Участниками игры являются учащиеся с 6 по 11кл. Учащиеся 5 класса – помощники (6 человек), которые сидят за партами и отвечают письменно на все вопросы игры. Участник игры выбирает предмет и сложность вопроса, ответив правильно, он имеет право продолжить игру, выбрав вопрос другой сложности по тому же предмету или  выбрать другой предмет. Если игрок не уверен в правильности своего ответа, он может воспользоваться подсказками помощников. Всего можно использовать 3 подсказки:

1 – спиши, т.е. спросить у помощника ответ и выдать его за свой.

2 – подгляди, т.е. посмотреть ответ у помощника и согласиться с ним или дать другой ответ.

3 – спасение, т. е. все помощники называют свои ответы на данный вопрос и если среди них есть хоть один правильный, то игрок спасен и имеет право продолжить игру.

Если игрок отвечает неправильно или не знает ответ на какой – либо вопрос и уже использовал все подсказки, то он выбывает из игры и должен перед всеми громко вслух произнести признание: «Я не умнее пятиклассника». Победителем считается тот, кто ответит на вопросы всех уровней сложности всех представленных для него предметов (всего по 20 вопросов для каждого игрока).

Вопросы для игры.

 Вопросы для первого игрока

География

  1. Как называется модель Земли? (глобус)
  2. Каким цветом на географической карте обозначены равнины? (зеленым)
  3. Как называют место, где река впадает в другую реку,  озеро или море? (устье)
  4. Как называют фонтанирующие источники горячей воды и пара? (гейзеры)
  5. Из чего состоят горные породы? (из минералов)

Биология

  1. Как называются водные животные, тела которых покрыты чешуей? (рыбы)
  2. Какие птицы откладывают самые большие яйца? (страусы)
  3. Является ли хищником стрекоза? (да)
  4. Что придает растениям зеленый цвет? (хлоропласты)
  5. Из них состоит каждый живой организм. Кто они? (клетки)

изо

  1. Какой цвет получится, если смешать все цвета радуги? (серый)
  2. Как называется рисунок с изображением природы? (пейзаж)
  3. Что рисуют художники-анималисты? (животных)
  4. Каких птиц изобразил на своей картине художник Саврасов? (грачей)

5.Море какого цвета нельзя найти на географической карте:         Белое, Черное, Зеленое, Красное или Желтое? (Зеленое)

Русский язык

  1.  Сколько гласных букв в слове «география»? (5)
  2. Сколько звуков в слове «мантия»(7)
  3. Подбери синоним к слову «почва» (земля)
  4. Сколько слогов в слове «природоведение»? (7)
  5. Как одним словом можно назвать все неровности земной поверхности? (рельеф)

Вопросы для второго игрока

Биология

  1. Сколько ног у насекомых? (6)
  2. Эти птицы не могут летать, но зато хорошо плавают и ныряют. (пингвины)
  3. Живут ли тигры в Африке? (нет)
  4. Какая змея самая ядовитая? (кобра)
  5. Из них состоит каждый живой организм.  (клетки)

Математика

  1.  С помощью каких геометрических фигур можно изобразить елочку? (треугольников)
  2. Площадь какого материка больше: Северной или Южной Америки? (Северной)
  3. Рекорд долголетия принадлежит француженке Жанне Кальме. Годы ее жизни: 1875 – 1997. В каком возрасте она умерла? (122 года)
  4. Сколько дней в високосном году? (366)
  5. Кто из великих математиков первым предположил, что Земля шарообразна? (Пифагор)

История

  1. Как называется отрезок времени в 12 месяцев? (год)
  2. Как назывался дом на Руси? (изба)
  3. Колумб открыл Америку в 1492 году. Какой это век? (XV)
  4. Как называют главный город государства? (столица)
  5. Статуя бога Солнца с телом Льва и головой человека это… (сфинкс)

     География

  1. Что такое ситничек: мелкий дождь или маленькое сито? (дождь)
  2. Как называется начало реки? (исток)
  3. Назовите основное свойство каменного угля, нефти, природного газа. (горючесть)
  4. Какая наука изучает состояние атмосферы и изменения погоды? (метеорология)
  5. Как называется углубление в верхней части вулкана из которого изливается магма? (кратер)

Вопросы для третьего игрока

Астрономия 

  1. Огромные пылающие шары. Что это? (Звезды)
  2. Сколько планет в Солнечной системе? (8)
  3. Как называются, упавшие на Землю небесные тела? (метеоритами)
  4. В чем состоит главное отличие Земли от других планет? (есть жизнь)
  5. У какой планеты больше всего спутников? (у Сатурна)

     География

  1. В какой природной зоне живут зебры, жирафы и львы? (саванна)
  2. Как называется самое глубокое озеро мира? (Байкал)
  3. Что находится внутри Земли? (ядро)
  4. Как называется место выхода на поверхность Земли подземных вод? (родник)
  5. Сколько км. пути нужно преодолеть, чтобы объехать вокруг земного шара? (40 000 км)

Биология

  1. Какой гриб опасней: красный мухомор, бледная поганка или розовая волнушка? (бледная поганка)
  2. Сколько зубов у взрослого человека? (32)
  3. Из всех частей черепа человека подвижна только одна. Какая? (нижняя челюсть)
  4. Какое животное для жителей тундры является и средством передвижения и источником пищи и одежды? (олень)
  5. Кто из живых организмов первыми появились на Земле? (бактерии)

История

  1. Сколько лет длится один век? (100)
  2. Как называют главный город государства? (столица)
  3. Какой титул носил правитель Древнего Египта? (фараон)
  4. Какое событие является началом нашей эры? (рождение Иисуса Христа)
  5. Какое дерево считается символом Древней Греции?

(оливковое)

Вопросы для четвертого игрока

География

  1. Как называется движущийся воздух? (ветер)
  2. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами. Как называют эти ряды гор? (горные хребты)
  3. Какой прибор показывает форму и поверхность Земли? (глобус)
  4. Как называется умение определять свое местоположение и направление пути по сторонам горизонта?(ориентирование)
  5. Какая природная зона расположена между Северным и Южным тропиками? (влажный тропический лес)

Биология

  1. Как называются семена шоколадного дерева?

    (какао-бобы)

  1. Назовите орган, расположенный внутри  черепа. (мозг)
  2. Чем прикреплены мышцы к костям? (сухожильями)
  3. Чем покрыты зубы сверху? (эмалью)
  4. Какие клетки дают начало новому организму? (половые)

Физика

  1. На сколько секторов распадается луч света? (7)
  2. При какой температуре происходит таяние снега? (0 градусов)
  3. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества? (твердом, жидком, газообразном)
  4. Какое явление природы мы наблюдаем при разложении света? (радуга)
  5. Какая наука изучает разнообразные явления природы? (физика)

Астрономия

  1. Какая звезда меньше: Альдебаран, Солнце или Сириус? (Солнце)
  2. Как называется путь, по которому движется Земля и другие планеты или спутники? (орбита)
  3. Какая планета Солнечной системы самая большая? (Юпитер)
  4. Входят ли звезды, которые мы видим на ночном небе, в состав Солнечной системы? (нет)
  5. Какая планета Солнечной системы за время ее существования не сделала еще ни один оборот вокруг Солнца? (Плутон)

Вопросы для пятого игрока

Астрономия

  1. Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
  2. Форму какого предмета имеет созвездие Большой медведицы? (ковш)
  3. Как называется ближайшая к Земле звезда( Солнце)
  4. Какая звезда указывает нам направление на север? (полярная)
  5. Какую из планет окружают яркие кольца? (Сатурн)

История

  1. Что являлось домом для древних людей( пещера)
  2. С какого года начался XXI век? (с 2001 )
  3. Какое государство является родиной Олимпийских игр? (Древняя Греция)
  4. Какие вещи использовали в качестве денег в древности? (ракушки, камни, кости, шкуры, металлы)
  5. Кто составил славянскую азбуку? (братья Кирилл и Мефодий)

Биология

  1. Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)
  2. Назовите самое большое на нашей планете млекопитающее

     ( синий кит)

  1. Назовите самые твердые части нашего организма. (зубы)
  2. Какие животные леса самые многочисленные? (насекомые)
  3. Как называют все многообразие живых существ, парящих в толще воды? (планктон)

География

  1. Как называются плавающие в океане ледяные горы? (айсберги)
  2. Как называют все природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли и ее поверхности и используют в хозяйстве? (полезные ископаемые)
  3. Каково основное свойство почвы? (плодородие)
  4. Как называют остроугольные обломки горных пород размером от ореха до кулака? (щебень)
  5. Какая природная зона расположена между Северным и Южным тропиками? (влажный тропический лес)

Вопросы для шестого игрока

Биология

  1. Где растет баобаб? (в Африке)
  2. Сколькими пальцами упирается в землю спокойно стоящая лошадь? (4)
  3. Животный мир это фауна, а растительный? (флора)
  4. Сколько органов чувств у человека? (5)
  5. Коралловые полипы – это растения или животные? (животные)

География

  1. Как называется видимое пространство вокруг нас? (горизонт)
  2. Каким прибором определяют направление ветра? (флюгер)
  3. Все точки на Земле перемещаются, делая один оборот раз в сутки. Только две точки остаются на месте. Что это за точки? (полюса)
  4. Какие реки на географической карте обозначены пунктиром? (пересыхающие)
  5. Альпы находятся в Европе, Кордильеры – в Америке, а Гималаи где? (в Азии)

Химия

  1. Какой газ поддерживает горение? (кислород)
  2. Какой минерал на Земле самый распространенный? (вода)
  3. Из чего состоят все тела живой и неживой природы? (из веществ)
  4. Существуют ли в природе чистые вещества? (нет)
  5. Что изучает химия? (вещества и их превращения)

Астрономия

  1. Что изучает наука астрономия? (небесные тела)
  2. Какого цвета планета Земля видна из космоса? (голубая)
  3. Какое название имеет наша Галактика? (Млечный путь)
  4. Небесное тело, сопровождающее планету, это…(спутник)
  5. Небесное тело, имеющее вытянутую орбиту, то приближается к Солнцу, то удаляется от него это…(комета)

Литература.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса. Москва: Просвещение, 2005.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса. Москва: Просвещение, 2005.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса. Москва: Просвещение, 2005.
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса. Москва: Просвещение, 2005.
  5. Плешаков А.А. Природоведение. Учебник для 5 класса. Москва: Просвещение, 2009.
  6. Абакумов Г. М. География: Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «Росмен-пресс», 2007.(Современная школьная энциклопедия).
  7. Митрофанов И. В. Тематические игры по географии.- М.: «ТЦ Сфера», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра. Кто умнее пятиклассника.

Сценарий праздника "Кто умнее пятиклассника", посвященное дню Защитника Отечества + презентация....

Олимпиада по математике " Самый умный пятиклассник"

ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5-Х КЛАССАХ ЦЕЛИ: учить использовать полученные ране знания в новой обстановке, развивать логическое мышление. внимание, память, речь, развивать  познавательн...

"Самый умный пятиклассник"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «САМЫЙ УМНЫЙ ПЯТИКЛАССНИК».ИГРА МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНА В 5 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ...

"Самый умный пятиклассник"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «САМЫЙ УМНЫЙ ПЯТИКЛАССНИК».ИГРА МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНА В 5 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ...

Кто умнее пятиклассника

Игра для учащихся 5 класса. Позволяет в интересной форме повторить и обощить материал учебника Enjoy English М.З. Биболетовой....

Кто умнее пятиклассника

Игра для учащихся 5 класса. Позволяет в интересной форме повторить и обощить материал учебника Enjoy English М.З. Биболетовой....