обобщающий урок по Южной Америке
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Дорохин Владимир Александрович

урок построен в виде вопросов и ответов по всем изученным параграфам темы. Работа в виде теста, выявить соответствие, решить кросворд, подписать на контурной карте географические обьекты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения

по теме    «Южная Америка».

Слайд №1

Цели:

Образовательные:

  • способствовать обобщению, систематизации, закреплению знаний об Южной Америке;
  • расширить знания уч-ся о природных особенностях материка;
  • уметь быстро и правильно излагать свои мысли.

Развивающие:

  • развивать географическое мышление, устную речь;
  • развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство дружбы, умение работать в коллективе;
  • повышать интерес к изучению географии.

Оборудование:

мультимедийная система, физическая и политическая карта Южной Америки.

Ход урока.

I. Организационная часть. Объяснение правил игры.

Правила игры: учащиеся работают в командах. Каждая команда, чтобы выиграть должна получить наибольшее количество карточек. За каждый правильный ответ дается одна карточка.

Географическая разминка.

  1. От какого слова происходит название Анд? (медь)
  2. Назвать самую высокую точку Анд. (гора Аканкагуа – 6 960 м)
  3. Чему соответствуют цифры 1054? (водопад Анхель)
  4. Чему соответствует цифра 1492 – 1493? (годы открытия Южной Америки)
  5. Что такое сельва? (экваториальный лес)
  6. Что такое пампа? (степи)
  7. Что такое льянос? (высокотравные равнины саванн)
  8. Что такое Атакама? (пустыня)

Знаешь ли ты население? Слайд №4

Путешествие по карте. Слайд №5

Подписать географические названия на физической карте, обозначенные цифрами (используется интерактивная доска) Слайд №6 - 30

Самое – самое. Сопровождается показом слайдов при ответе.

  1. Самая маленькая птица на Земле. (калибри)
  2. Самый крупный грызун на Земле (до 100 кг, длина 1 метр, водосвинка капибара)
  3. Самая длинная горная цепь суши (г. Анды)
  4. Самая крупная низменность (Амазонская)
  5. Самый большой в мире массив вечнозеленых лесов (сельва)
  6. Самое крупное  из высокогорных озер (Титикака)
  7. Самый высокий водопад мира (Анхель)
  8. Самая крупная кувшинка (виктория - регия)
  9. Самая большая змея на Земле (Анаконда, весит 230 кг, длина до 8,5 м)
  10. Самое высокое дерево сельвы (Сейба)
  11. Самые крупные хищные птицы Земли (кондор)
  12. Самое крупное государство в Южной Америке (Бразилия)
  13. Самое легкое дерево (бальза)
  14. Одна из самых сухих пустынь земли с богатейшими месторождениями селитры (Атакама)
  15. Самое крупное озеро Южной Америки (Маракайбо)
  16. Одно из самых твердых деревьев «сломай топор» (кебрачо)
  17. Один из самых  древних видов животных, обитающих в Андах (очковый медведь)
  18. Самая маленькая обезьянка (карликовая игрунка, вес 50-75 г, 30 см)
  19. Самая опасная рыба, единственная охотящаяся стаей (пиранья)
  20. Рыба с сильным электрическим зарядом (угорь, до 650 Вт)
  21. Грызун с самым густым и мягким мехом (шиншилла)
  22. Самый крупный из попугаев (ара)
  23. Эти цветы бывают самыми крупными и мелкими (архидея, диаметр от 90 см до 1 мм)
  24. Самый большой паук (птицеед, 28 см)
  25. Самая медленная млекопитающее (ленивец, скорость 2,5 м/мин)

Животный мир Южной Америки. Слайд №31 - 38

На интерактивной доске появляются животные, птицы, дается их описание. Необходимо  назвать их.

  1. Муравьед    Тукан   Тапир   Ягуар   Броненосец   Страус – нанду   Гоацин   Лама

Черный ящик «Угадай растение».

(в черном ящике продукты из этих растений)

1. У древних народов Америки это растение было в особом почете. В Европе впервые узнали об этом растении от Христофора Колумба, сейчас его можно встретить во многих местах земного шара, много его на Кавказе. Плоды вкусны, из них делают муку, крахмал, масло, сироп, консервы. Индейское название этого растения -маис. А как называем его мы? (Кукуруза)

2. Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который назвали «теоброма», т.е. напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство. (Какао)

3. Пожалуй, нет на Земле человека, который не знал бы этого растения. В Европе растение впервые появилось в Испании и Англии, благодаря Христофору Колумбу и Фрэнсису Дрейку. В Испании его называли по-индийски «папа», в Италии - «трюфель», во Франции - «земляное яблоко». В Россию мешок с плодами растения прислал из Голландии Петр I. (Картофель)

4. Это ценнейшее дерево растет в Бразилии, в Амазонии. Оно дает млечный сок - латекс, из которого получают каучук, т.е. натуральную резину. (Гевея бразильская)

5. У этого растения два имени. В научных книгах дается его индейское название. У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и мелкие, как райские яблоки, из которых варили варенье. Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось. (Помидор)

6. Испанцы привезли из Америки цветок, похожий на солнце, и подарили его ботаническому саду в Мадриде. В Россию растение пришло из Голландии, где его увидел Петр I. Его сажали в цветниках помещичьих усадеб. Из очищенных семян делают вкусную халву, козинаки. (Подсолнух)

7. Эту страну называют страной «зеленого золота» и «золотых плодов». «Зеленое золото» - культурное растение родом из Африки, привезенное в эту южноамериканскую страну и принесшее ей всемирную славу. «Золотые плоды», превращающиеся после обработки во вкуснейшее кондитерское изделие, дает местное тропическое дерево. Назови страну и скажи, о каких деревьях и плодах идет речь. (Бразилия, кофе, какао)

Решение кроссворда (кроссворд из 10 слов, подготовлен командами как опережающее задание)

Тест. Слайд №39

Указать,  какие особенности характерны для каждой области Южной Америки (напротив каждой особенности поставьте нужную букву).

Области: А – Амазония     Б - Бразильское плоскогорье     В - область Анд

Особенности областей.

  1. Находятся в области новой складчатости.
  2. Реки отличаются бурным течением.
  3. Находится в приподнятой части платформы.
  4. Располагается во впадине Южно-Американской платформы.
  5. Хорошо выражена высотная поясность.
  6. Сезонные изменения в природе отсутствуют.
  7. Преобладают саванны и переменно - влажные леса.
  8. Территория покрыта многоярусными, богатыми по видовому составу вечнозелеными лесами.
  9. Жители используют лам как вьючных животных и как молочный скот.
  10. Находятся большие запасы оловянных и медных руд.
  11. Бывают сильные землетрясения и извержения вулканов.
  12. Реки многоводны круглый год.

Норма оценок:

при 11-12 правильных ответах оценка "5";   при 9-10   - "4";   при 6-8     - "3";

менее 6   - "2".

ОТВЕТЫ: Слайд №40

1В   7Б     2В   8А     3Б        9В   4А   10В   5В   11В    6А        12А

«Лучший знаток Южной Америки»      (Эвристическое задание)

  1. Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?
  2. Вставьте нужные слова:

«Чем ...   хребты Анд и чем   ...   они расположены к экватору, тем больше у них высотных поясов».

О каком географическом законе идет речь?

  1. Западное побережье Южной Америки является зоной активного землетрясения и вулканизма.

     Можно ли объяснить существование этих явлений?

Что это означает?

  1. Как с языка индейцев переводится название озера Титикака? (оловянное поле)
  2. Как переводится с языка португальцев название города Рио-де-Жанейро? (январская река)
  3. Как переводится с испанского языка название города Буйнос-Айрес? (хороший воздух)
  4. Что означает Рио-де-Плата с языка испанцев? (серебряная река)
  5. Что означает с языка индейцев пиранья? (                                      )

Подведение итогов работы команд.

Выставление оценок.

Урок заканчивается стихами.

Во многих странах побывали,

И каждая к себе манит.

Маршрут сменили мы недавно,

Пред нами- южный материк.

Вы много потеряете, поверьте,

Не встретив на материке

В высоких Андах лам печальных,

Пираний кровожадных на реке:

Вы не услышите шум леса

И рокот водопада там, в горах,

 Колибри- крошечную птичку

Вы не заметите в садах.

И зря сидеть за школьной книгой.

Вам скажет каждый ученик

Кто не мечтает побывать здесь,

Тот не увидит материк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Население Южной Америки"

Урок географии по теме «Население Южной Америки»Цели урока: «Изучить этнический состав населения; плотность населения и размещение населения на территории материка; познакомиться с древними цивилизаци...

Конспект урока Рельеф Южной Америки

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» урока:Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.Продолжить формирование умения устанавливать причинно...

разработку урока Климат Южной Америки с использованием ЦОР

сформировать  представления об особенностях  климата Южной Америки. В ходе поисковой работы учащихся выявить факторы, влияющие на формирования  климата Южной Америки  и опред...

Урок: Комбинированный урок Климат Южной Америки

Разработка урока по географии с использованием презентации, которая поможет учащимся сформировать знания о факторах, оказывающих влияние на климат материка....

Электронный урок-обощение "Южная Америка-материк многих рекордов"

Презентация проводится на обобщающем уроке. Содержит много интерсной, познавательной  информации. Яркие .красочные фотографии природы материка....

урок географии " Южная Америка.Образ материка"

Данный урок направлен на углубление и расширение понятия «географическое положение материка» на примере Южной Америки; знакомство учащихся с историей открытия Южной Америки и с тем значением, которое ...

Обобщающий урок по теме "Америка. Ее прошлое", "Америка. Ее настоящее"

Данный урок предназначен для обощения темы "Америка". Уроки проводятся парой, но возможно их проведение и по одному академическому часу....