Урок по теме "Ледники" (6 класс)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_ledniki.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Ледники».
6 класс
Учитель: Король М.Н.
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»
Цели: Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.
Регулятивные: уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека, составлять план изучения объекта.
Методы:
Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Оборудование:
Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины с видами ледников, строения ледника, схема «Превращение снега в лед». Презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.
- Изучение нового материала.
Учитель: Мы продолжаем изучать географическую оболочку «Гидросферу». И сегодня на уроке мы откроем еще одну тайну природы, которую она создавала тысячелетиями.
Отгадайте загадку:
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его... (ледник)
Имя этой тайны – ледники. А что вы знаете о ледниках? (Ответы учащихся).
Учитель: Тема нашего урока «Ледники».
Мы сегодня будем гляциологами, то есть учеными, которые изучают ледники. (Каждому на стол ставится табличка - гляциолог. Тема урока записывается в тетрадях).
Учитель: Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение целей урока).
Ученики: Что такое ледники? Где они образуются и как? Какие ледники бывают? Значение их в природе?
- Что такое ледник?
Учитель: Как и из чего образуется лед?
Ученики: Лед образуется из воды при температуре 0º и ниже. Вода из жидкого состояния переходит в твердое.
Учитель: Лед, который покрывает нашу Неву. Это ледник или нет?
Ученики: Нет.
Учитель: Что же такое ледник?
Дети дают определение ледника.
Учитель: Давайте проверим, как дается определение понятия «ледник» в Большом энциклопедическом словаре (работа со словарем).
Ледники, движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности, образуются в тех районах, где твердых атмосферных осадков отлагается больше, чем стаивает и испаряется. В пределах ледника выделяют области питания и абляции. Ледники делятся на наземные, ледниковые покровы, шельфовые и горные. (Большой энциклопедический словарь).
Учитель: Сравним определение с учебником.
Ученики: Ледник – многолетнее скопление льда на суше (запись в тетрадь).
- Условия образования ледников.
Беседа с учащимися.
Примерные вопросы:
- Какие условия необходимы для образования ледника?
- Где на планете такие условия можно наблюдать в настоящее время?
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы:
Ледники образуются из снега.
Происходит это в тех местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это легко представить в виде схемы: снег фирн лед. ( Работа по схеме).
Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название – глетчерный (от немецкого слова «ледник»).
Учитель: На большей части территории нашей страны снега выпадает очень много. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему не образуются ледники? Подумайте и предложите свою версию ответа.
Ученики:
- Температура воздуха должна быть ниже 0º С в течение года.
- Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
Учитель: Определите территории на Земле с похожими климатическими условиями.
Ученики: Полярные области и горы.
Демонстрация картины с изображением вулкана Килиманджаро.
Учитель: Объясните, почему на вершине вулкана Килиманджаро находится ледник. Что происходит с температурой воздуха при поднятии вверх?
Ученики находят на карте Килиманджаро и определяют его абсолютную высоту. Один из учащихся делает записи на доске:
- Абсолютная высота горы – 5895 метров.
- Температура воздуха понижается на 6º С каждые 1000 метров.
Сколько раз происходит понижение температуры воздуха? 5895 : 1000 = 5,9 раз.
- На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой? 6º С х 5,9 = 35,4 º С.
- Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25º С) – 35,4 = -10,4º С.
Учитель: В этом примере, на какой высоте снег не будет таять?
Ученики: 4000 метров.
Учитель: Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.
3. Снеговая линия.
Снеговая линия – это уровень (граница), выше которого снег не тает, а накапливается, образуя ледник. (Учащиеся сами дают определение).
Задание. Положение снеговой линии (границы). На какой высоте находится снеговая граница в горах, на какой в Антарктиде, на острове Гренландия.
(Учащиеся говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам, тем ниже, в полярных областях на уровне океана).
4. Строение ледника.
(Демонстрируется схема строения ледника, заранее приготовленная на листе ватмана).
Ученики составляют по схеме рассказ, используя опорные слова: язык ледника, область расхода, снеговая линия, область накопления, ледопад. В процессе рассказа ведется беседа, задаются вопросы, объясняются новые понятия.
5. Виды ледников.
Учащиеся работают с текстом учебника. В виде ролевой игры предлагаю исследовать покровные и горные ледники и представить свои исследовательские работы на научный совет. Работа выполняется в парах.
Для учащихся более слабой подготовки можно для исследования предложить таблицу.
Горные ледники | Покровные ледники | |
Размеры | ||
Форма | ||
Высота снеговой линии | ||
Скорость движения | ||
Значение |
По итогам отчета продолжаем беседу. Примерные вопросы:
- С какой скоростью движется ледник? (до 10 км в год ледники Гренландии; 80 м в сутки горные).
- Что такое морена? Айсберг?
- Какими условными знаками обозначаются горные и покровные ледники на физических картах?
- Назовите самый длинный ледник нашей страны. (Ледник Безенги – 17,6 км на Кавказе).
- В каких ледниках находится истоки рек?
- Возможно ли образование ледников в нашей местности? ( Нет. Только если изменится климат и рельеф).
7. Что должно измениться, чтобы в нашей местности появились ледники? (Должно стать холодно или вырасти горы).
8. Может ли из снега, который выпадает у нас и лежит белым покрывалом на земле, образоваться ледник? (Если лето не наступит).
6. Значение ледников.
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют ледники?
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы:
- Ледники хранят в себе огромные запасы воды.
Эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.
ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ. (- Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.
Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.
Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.
Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.
- Представьте о чем может петь айсберг?
- Закрепление материала (по вариантам).
- Составить рассказ из 5-6 предложений о ледниках Гренландии.
Для составления рассказа используйте опорные слова, не нарушая последовательности: снеговая линия, форма щита, айсберги, 10 км в год.
- Составить рассказ о леднике Кангшунг (Гималаи).
Для составления рассказа используйте опорные слова, не нарушая последовательности: Гималаи, снеговая линия, 5300 м, пластичность, до 80 м/сутки, форма шапки, морена.
IY. Рефлексия.
- Кто считает, что материал усвоил, стал чуть-чуть гляциологом?
- Кто может продолжить фразу: «Я усвоил материал, благодаря тому, что …?»
- Кто может продолжить фразу: «Я не очень хорошо усвоил материал, потому что …?»
Y. Домашнее задание на выбор:
- Придумать 2 задачи: об образовании горного ледника, покровного ледника.
- Заполнить таблицу об отличиях горного и покровного ледников.
- Составить рассказ «Я – айсберг».
Всем читать § 32 учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.
Урок 57 учебник О.В. Крылова.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....