Внеклассное мероприятие КВН «Растительный и животный мир Кемеровской области»
план-конспект занятия по географии (5 класс) на тему
Кемеровская область. Кузнецкий каменноугольный бассейн. Кузбасский регион. Земля Кузнецкая. Названия разные, но одна территория. Это наша с Вами малая Родина, где мы с Вами родились, учимся, трудимся, а часто здесь живем все жизнь. Но она у нас одна. Где бы с Вами ни были, но с тоской вспоминаем нашу речку или озеро, холмы или горы, свое село или город.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey_2013.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
КВН «Растительный и животный мир Кемеровской области»
Провела:
воспитатель
Горьковая А.В.
п. Кузедеево, 2017 год
Тема: Растительный и животный мир Кузбасса.
Цель: Познакомить с растительностью и животным миром Кузбасса.
Развить мышление, творчество и речь.
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, любви к родному краю.
Оборудование: карта Кемеровской области, загадки, контуры животных и птиц, кроссворды, виды ног, виды клювов, ответы, приложение.
Ход занятия.
1. Выступление. Стихотворение.
2. Сообщение цели КВН.
3. Конкурс загадок.
4. Вопрос после загадок.
5. Деление на команды. Выбор капитана.
Название команды. Девиз. Эмблема.
6. Выбор жюри.
7. Конкурс загадок о цветах зрителям.
8. Выступление 1 команды (название, девиз, эмблема)
Выступление 2 команды (название, девиз, эмблема)
9. Подведение итогов. Жюри.
10. 1 конкурс. Конкурс знатоков карты.
11. 2 конкурс. Конкурс знатоков тайги.
12. 3 конкурс. Конкурс на внимание.
13. 4 конкурс. Конкурс знатоков деревьев.
14. 5 конкурс. Конкурс знатоков ягодных кустов.
15. 6 конкурс. Конкурс знатоков лекарственных трав.
16. 7 конкурс. По контуру определить название зверя, птицы.
17. 8 конкурс. Назвать хищных птиц.
18. 9 конкурс. Конкурс следопытов.
19. 10 конкурс. Отгадывание кроссвордов.
20. 11 конкурс. Брифинг для 1 команды.
Брифинг для 2 команды.
21. Подведение итогов. Выступление жюри.
22. Награждение.
ВВЕДЕНИЕ:
Подарю тебе прогулку.
Чистый камень – сердолик –
В чаще родника алеет.
Я б отдал тебе родник,
Только речка обмелеет.
Я б сорвал рябины гроздь,
Только птицы торжествуют.
Я бы срезал в роще трость,
Да люблю листву густую.
Пень березовый подгнил.
В нём такая прель и сырость.
Если б я опёнком был,
Непременно здесь бы вырос.
Я прошел и дол и лог,
Не принес тебе подарка.
Я хотел сорвать цветок,
Да пчелу согнать мне жалко.
Барабанит по сосне
Дятел весело и гулко.
Дай-ка лучше руку мне,
Подарю тебе прогулку.
Мы пойдем через ручей
Васильковою дорогой
У зари набрать лучей,
Горизонт рукой потрогать.
Г. Юров
Продолжаем путешествие по родному краю.
Кемеровская область. Кузнецкий каменноугольный бассейн. Кузбасский регион. Земля Кузнецкая. Названия разные, но одна территория. Это наша с Вами малая Родина, где мы с Вами родились, учимся, трудимся, а часто здесь живем все жизнь. Но она у нас одна. Где бы с Вами ни были, но с тоской вспоминаем нашу речку или озеро, холмы или горы, свое село или город.
Сегодня предстоит выяснить лучших знатоков. Для этого нужно ответить на вопросы, выполнить задания.
1. Загадки. (отгадки отвечают хором).
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
(осина).
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(ель).
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличии от елки,
Опадают те иголки.
(лиственница).
Весной зелена,
Летом загорела,
Осень надела
Красные кораллы.
(рябина).
У меня длинней иголки
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(сосна).
Будто белый шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала
И когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(черемуха).
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(береза).
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводили и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(грибы).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока).
2.В какой природной зоне живу лоси, сороки, растут ели, сосны, рябина, черемуха, березы, лиственница и грибы?
Ответ: в тайге и смешанном лесу.
3. Какие природные зоны находятся на территории Кемеровской области?
Ответ: гонная тундра, тайга, смешанный лес, лесостепь, степь.
Ребята, мы изучили растительный и животный мир, который встречается в тундре, в тайге, смешанном лесу, лесостепи и в степи.
Сегодня на уроке ближе познакомимся с родным краем, т.е. с Кемеровской областью. Но изучать родной край будем вместе, опираясь на ваши знания о природных зонах.
4. Класс делиться на две команды, выбирают капитанов, подбирают название команд, рисуют эмблему.
Приветствие.
5. Конкурс знатоков карты.
Административная карта Кемеровской области разрезается на несколько частей. Побеждает та команда, которая быстрее соберет карту. (См. приложение 8).
6. Конкурс знатоков тайги.
(0,5 минут записать хвойные деревья).
Какие хвойные деревья распространены на территории Кемеровской области.
Ответ: пихта, сосна, кедр, ель, лиственница.
7. Конкурс на внимание.
«Мюнхгаузен на охоте в Кемеровской области».
(какие ошибки допустил Мюнхгаузен? Где был разбит привал? В каком месяце было совершено путешествие? Как называлось растение, на которое прилег Мюнхгаузен?).
Однажды разбирая рукописи барона Мюнхгаузена, архивариус Паутинкин обнаружил обрывки листа где прочел следующие строки:
«…. надцатое путешествие подходило к концу. Свой последний привал я разбил под развесистой липой. Звенел пчелиный оркестр, исполняя «Медовую симфонию». Лета. Я прилег на зеленый ковер, сотканный из травы, листья которой напоминали след моей лошади. В развилке липовых ветвей свили гнездо клесты, и сейчас они весело порхали вокруг лошади и ловили комаров для своих прожорливых птенцов. Вдруг в воздухе раздалось блеянье барана, делаю ружью на вскидку и длиннорогий красавец падает прямо в мой походный котелок. От выстрела проснулся медведь, который дремал в берлоге и сосал лапу. Лошадь захрапела, взвилась на дыбы, но я не распир…» На этом запись кончается.
Ошибки: клесты вьют гнезда зимой, выводят птенцов в феврале месяце. Они питаются семенами хвойных растений. Медведь летом не впадает в спячку.
В воздухе раздалось блеянье бекаса.
Ответы на вопросы:
1. В липовой роще.
2. В июле цветет липа.
3. Копытень.
8. Конкурс знатоков деревьев.
Вопрос 1 команде. Что получают из ели? Ответ: бумагу, искусственный шелк, шерсть, кожу, спирты, глицерин, пластмассы, на изготовление музыкальных инструментов. | Вопрос 2 команде. Что получают из березы? Ответ: деготь, лечебный сок, почки, чагу, листья, веник, фанеру, мебель, посуду, лыжи, хоккейные клюшки, спирт, уксус, ацетон, туески. |
9. Конкурс знатоков ягодных кустов.
Какие ягоды, встречающиеся на территории Кемеровской области, съедобны?
Ответ: малина, красна и черная смородина, ежевика черника, брусника, голубика, морошка, земляника, клубника, черемуха, рябина, калина, жимолость, костяника.
10. Конкурс знатоков лекарственных трав (домашнее задание).
Назвать лекарственные растения, распространенные в Кемеровской области.
Ответ: малина, красная и черная смородина, черемуха, черника, брусника, береза, подорожник, крапива, мать-и-мачеха, зверобой, тысячелистник, череда,
ромашка, ель, шиповник, маралий корень (левзея), рябина, калина, пижма, боярышник, хвощ, полынь, горицвет, медуница, спорыш, душица, золотой корень, клевер, одуванчик, шалфей, мята, лапчатка гусиная, донник, пастушья сумка, пустырник, аир, валериана, щавель конский, кипрей, девясил, ландыш майский, чистотел, анис, горец, копытень, кровохлебка, хмель и т.д.
11. По контуру определить название птицы или зверя.
См. приложения 1-7
12. Назвать хищных зверей.
Ответ: медведь, рысь, росомаха, соболь, выдра, колонок, горностай, волк, лиса, барсук, норка, хорек, ласка, белка.
13. Конкурс следопытов.
Узнать по ноге, какая птица живет на деревьях, на земле, на воде.
Ответ:
1 – на земле.
2 – на деревьях
3 – на воде.
Узнать по носу, какая птица питается насекомыми, зернами и ягодами, зверьками и птицами.
Ответ:
1 – зернами и ягодами.
2 – насекомыми
3 – зверьками и птицами.
14. Кроссворды.
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы, -
Уши больше головы?
2. Кто зимой холодной
Бродит в лесу,
Голодный?
3. По веткам скачет,
Да не птица:
Рыжая, да не лиса.
4. Думал, кошка,
Крикнул: «Брысь!»
Оказалась, - это…..
5. Хвост пушистый,
Мех- золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет.
3 5
1 2 | 4 | |||
1. Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
2. На овечку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть
3. Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
4. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
5. Меньше тигра, больше кошки,
На ушах – кисточки рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшный в гневе этот зверь.
5
2 4 | ||||
3 | ||||
1. | ||||
15. Брифинг.
I
1. Какую пользу приносит барсук зимой (никакую, он спит)
2. На следах, каких хищников нет когтей (кошка – рысь).
3. Чем питается белка? (грибами, орехами, яйцами, гусеницами, птицами).
4. Какие съедобные грибы появляются первыми? (строчки и сморчки).
5. В каком лесу весной можно услышать трескотню? (в еловом).
6. Какие птицы из Африки приходят к нам почти пешком? (коростель, погоныш).
7. Что боятся птицы холод или голод? (голод).
8. Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору).
9. Сколько крыльев у жука? (2 пары).
10. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (не вьют).
11. След, какого хищного зверя похож на человеческий? (медведя).
12. В каком районе растет в основном ель? (в районе Тяжина и Мариинска).
13. Кто сажает кедровые леса? (кедровка).
14. В какое время года появляются «листопадники»? (осенью, во время листопада).
15. Сколько раз в год зайчиха приносит зайчат? (3).
II
1. Чем питается крот? (насекомоядный).
2. Какие ноги вырастают у головастиков раньше: передние или задние? (задние).
3. Какие звери летают (летучие мыши).
4. Как передвигаются детеныши летучих мышей? (вместе с мамашей).
5. Какие звери были акклиматизированы в нашей области? (норка и ондатра).
6. По какому дереву можно определить стороны горизонта (по одиночному).
7. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими).
8. Куда деваются из скворечен скорлупки разбитых птенцами яиц? (уносят).
9. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушонок).
10. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит).
11. В каком районе растет сплошной кедр? (в Яшкинском районе),
12. Какое дерево самое прочное? (лиственница).
13. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (тело пропитано смолой).
16. Итог конкурса
Ответы.
6. Конкурс знатоков тайги.
Пихта, сосна, ель, кедр, лиственница.
7. Конкурс на внимание.
Ошибки. Клесты вьют гнезда зимой, выводят птенцов в феврале месяце. Они питаются семенами хвойных растений.
Медведь летом не впадает в спячку.
В воздухе раздалось блеяние бекаса
Ответы на вопросы:
- В липовой роще.
- В июле цветет липа.
- Копытень.
8. Конкурс знатоков применение древесины.
Из ели получают бумагу, искусственный шелк, шерсть, кожу, спирт, глицерин, пластмассы, идет на изготовление музыкальных инструментов.
Из березы готовят деготь, в лечебных целях используют почки, листья, чагу, веник, сок, изготовляют фанеру, мебель, посуду, лыжи, хоккейные клюшки, спирт, уксус, ацетон.
9. Конкурс знатоков ягодных кустов.
Малина, красная и черная смородина, ежевика, черника, брусника, голубика, морошка, земляника, клубника, черемуха, калина, жимолость, костяника.
10. Конкурс знатоков лекарственных трав и ягод.
Малина, красная и черная смородина, черемуха, черника, брусника, береза, подорожник, крапива, мать-и-мачеха, зверобой, тысячелистник, череда, ромашка, ель, шиповник, морошка, корень (левзея), рябина, калина, пижма, боярышник, хвощ, полынь, череда, горицвет, медуница, липа, спорыш, душица, золотой корень, клевер, одуванчик, шалфей, мята, лапчатка гусиная, донник, пастушья сумка, пустырник, аир, валериана, щавель конский, кипрей, девясил, ландыш майский, чистотел, анис, горец, копытень, хмель, кровохлебка.
12. Конкурс знатоков хищных зверей.
Медведь, рысь, росомаха, соболь, выдра, горностай, волк, лиса, барсук, белка.
13. Конкурс следопытов.
1 – на земле 1 – зернами и ягодами
2 – на деревьях 2 - насекомыми
3 – на воде 3 – зверьками и птицами.
14. Кроссворд.
1 2 | Б | 4 | Л | |
З | В | Е | Р | И |
А | О | Л | Ы | С |
Я | Л | К | С | А |
Ц | К | А | Ь |
2 4 | Р | |||
Ы | ||||
В | 3 | М | С | |
1.О | Л | Е | Н | Ь |
Л | И | Д | ||
К | С | В | ||
А | Е | |||
Д | ||||
Ь |
После окончания КВНа выступает школьная агитбригада.
Действующие лица:
1 ведущий - русич.
2 ведущий - русич.
Фея Экология – одета в длинное голубое платье, на голове - остроконечный колпак украшенный звездами, на конце колпака прикреплена легкая, желтая ткань; на плечах шлейф белого цвета.
Село Кузедеево – девичий образ в русском народном костюме, на голове венец с изображением деревенского пейзажа.
Поле - девичий образ в русском народном костюме, на голове венец
с изображением поля.
Река - девичий образ в русском народном костюме на голове венец с изображением реки.
Бор – юношеский образ в русском народном костюме в венке из сосновой хвои.
Русичи – представители отрядов.
На сцене стоят полукругом, на метр друг от друга: Село Кузедеево, Поле, Река, Бор. С двух сторон кулис выходят ведущие и читают вступительные монологи, а в это время Фея Экология, пройдя мимо всех, медленно подходит к Селу Кузедеево, а потом по очереди и ко всем остальным.
1 ведущий:
Наконец пришла весна.
Все растаяли снега,
И пошла, в заботах вся,
Осмотреть свои владенья Фея Экология.
2 ведущий:
Шла Фея по горам, воде, лесам,
По просторным полям,
Большим и малым городам,
По поселкам, селам, деревням –
Теперь пожаловала к нам.
Фея:
По широкой улице
Вдоль села иду.
Тебя, Кузедеево
Совсем не узнаю.
Чем ты опечалено, древнее село?
Почему склонило мудрое чело?
Почему не радуешься солнцу и весне?
О своих заботах поведай-ка, ты мне!
Село Кузедеево:
Как мне веселиться – куда не бросишь взор
Ветер по улицам гоняет сор!
Мрачный, недовольный темнеет бор,
Дымом костров чадит каждый двор.
Огорчила меня Кондома – река:
Воды, выплеснув за берега
Затопила пол села
Много бедствий принесла!
Фея:
Бор зеленый, бор могучий,
Что стоишь мрачнее тучи
К низу ветви опустил
Будто ты лишился сил?
Бор:
Растили и лелеяли раньше меня,
А теперь заброшенным оказался я.
Вытаптывают травушку, рвут и бросают цветы,
Сором засыпают тропы и кусты.
Кто меня очистит от скверны,
Фея Экология, скажи?
Кто вернет очарование былой красоты,
Процветание флоры и фауны?
Фея:
От чего грязна вода и обмелела ты, Река?
Почему половодьем затопила дома?
Где гордость и стать былая твоя,
На кого ты обиделась, Кондома моя?
Река:
Вырубили, выжгли по берегам леса,
И стали осыпаться мои берега!
Без лесов дремучих в глубь ушла вода,
Без ручьев – сыночков высыхаю я!
Вместо чистых ручейков – сточная вода,
Из грязных вод моих рыба уплыла.
Не могу я радовать больше детвору
Чистою водицею напоить в жару.
Кто очистит дно мое от ила и стекла,
Кто посадит на берегах густые леса?
Кто уничтожит реки грязных сточных вод,
Кто же мне былое величие вернет?
Фея:
Полюшко раздольное, что же ты грустишь,
Травами высокими ты не шелестишь?
Где земляника сладкая, бабочки, цветы,
Полюшко широкое, мне ответишь ты?
Поле:
Под весенним солнцем сохнет прошлогодняя трава,
Набегает ребятишек стая, как Мамая орда.
Ради веселья, поджигают траву.
Глупые детишки не знают, что кличут беду!
Легкий ветер разгоняет огненный пал,
Гибнет все живое, кто под него попал!
А на месте том останется
Смерти оскалина – черная прогалина!
И можно считать – еще повезло,
Что огонь не перекинулся на лес и село!
Фея:
Кто защитит от гибели природу,
Кто землю от гибели спасет,
Кто сохранит грядущее народу
И в жертву труд свой принесет.
Все участники остаются на заднем плане сцены. На сцену выходят ведущие, а следом представители отрядов.
Русичи:
1.Ведущий:
Скорее стройся в ряд,
Дружный русичей отряд.
Нам не нужно грозных бед
Готовы мы держать ответ!
Русичи – 8а класс:
Наш отряд – «Знахари».
Наш девиз: «Мы знахари лихие,
Мы, очень заводные!
Там – ромашка,
Тут – шиповник
Это вам не бестолковник!
Знаем мы, где зверобой
Осенью цветет,
Колокольчик полевой
Песенки поет!»
Мы изучаем и собираем лекарственные травы, растущие в бору, в лесах и полях вокруг поселка. На открытых классных часах и в выступлениях агитационной бригады пропагандируем здоровый образ жизни.
Русичи – 7а класс.
Наш отряд – «Земляне».
Наш девиз: «Люди, птицы, зверь лесной
Речки, поле, лес густой,
Вместе жить нам на планете,
Мы за все теперь в ответе.
Вместе весело шагать!»
Мы изучаем историю нашего поселка.
Помогаем устраивать проживание русских народных праздников земледельческого календаря.
Русичи – 7б класс.
Наш отряд: «Школьные лесничие».
Наш девиз: «Ты лесник, лесник я – лесу добрые друзья»
Мы изучаем повадки птиц, живущих в бору.
В зимнее время устраиваем птичьи столовые, ремонтируем старые скворечники, а весной развешиваем новые.
Русичи - 6 класс.
Наш отряд – «Опята»
Наш девиз: «Опята – дружные ребята»
Мы изучаем грибы, которые растут в нашем бору, и рассказываем о них нашим одноклассникам.
Русичи – 5 класс.
Наш отряд – « Иваны да Марьи»
Наш девиз: «Иванами и Марьями гордится вся земля!»
Мы изучаем природу родного поселка.
Мы рисуем плакаты, на которых призываем беречь и охранять природу, и все, что в ней живет!
1 ведущий: Ученики нашей школы написали научно – исследовательские работы и выступили с ними на ученической районной научно – практической конференции: «Словарь микротопонимов п. Кузедеево. Особенности номинативных формул», «Проблемы экологического баланса тепловых сетей и повышение их КПД», «Исследование окружающей среды центрального района поселка Кузедеево на предмет загрязнения твердыми отходами», «Исследование микроклимата котельных поселка Кузедеево и его влияние на здоровье человека». Все работы получили признание.
1 русич:
Мы обязуемся: 30 мая организовать субботник, на котором соберем мусор по основным пешеходным тропам и центральной дороги вдоль бора, а также очистить сам бор.
2 русич:
Мы обязуемся расклеить агитационные плакаты с призывом о том, что нужно беречь и охранять флору и фауну нашего поселка.
3 русич:
Просим взрослых и детей не бросать мусор, где вздумается, а складывать его в обозначенных местах.
Все участники выходят на переднюю часть сцены.
Все вместе:
Приезжайте к нам, полюбуйтесь,
Чудесами нашими подивитесь,
Ведь земля наша – благодатная!
Между гор, лесов, расстилается –
Кузедеевым называется!
Общий поклон. Все уходят со сцены.
И завершить наш праздник хочется призывом:
Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её* полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая природа.Растительный и животный мир Московской области
Презентация разработана на основе курса по "Родному Подмосковью" Л.Ф.Греханкиной. Рассматривается 4 параграф. Тема "Растительные и животный мир"...
Растительный и животный мир Ростовской области
Презентация к урокам географии 8 класс в разделе "Мой край"....
Растительный и животный мир Тамбовской области
Презентация по географическому краеведению (6 класс) о растениях и животных лесов, степей, водоемов Тамбовской области....
"Животный мир Кемеровской области" занятие клуба.
Мероприятие о животных проживающих на территории Кемеровской области....
"Растительный и животный мир Нижегородской области"
Общая площадь лесов Нижегородской области составляет 3974,5 тыс.га.Абсолютно преобладают сосново-еловые(50,5%) и березово-осиновые (44,4%)породы. ...
Растительный и животный мир Тульской области
Презентация предназначена для изучения географии Тульской области...
Занятие по внеурочной деятельности "Растительный и животный мир Курской области"
Занятие по внеурочной деятельности...