Виды учебных экскурсий по географии
статья по географии на тему

Экскурсия в природу — это форма ор­ганизации учебно-воспитательной рабо­ты с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она дает возможность наблюдать то, что час­то нельзя показать в школьном кабинете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_uchebnyh_ekskursiy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды учебных экскурсий по географии 

Л.С. Зайцева

МАОУ Константиновская СОШ

городского округа Домодедово

1. Значение экскурсий в природу и методика их организации.

 Учебные предметы призваны вооружить учащихся систематизированными знаниями о явлениях и законах материального мира. Эти знания сообщаются им как результат обобщения данных эксперимента, примеры из техники, рассказы о явлениях природы и т.д. На их основе формируются понятия, иллюстрируется практическое применение знаний, формируются умения применять теоретические знания. Учащиеся овладевают на занятиях анализом и синтезом сложных, но схематизированных и идеализированных объектов и явлении. При этом если не обращаться к действительности, у учащихся может создаться представление, что наблюдаемые и изучаемые ими явления происходят только в классе и только при наличии специальных приборов. Восполнить этот пробел можно путем организации экскурсий в природу, которые являются наиболее управляемой и информационно богатой формой изучения реальных объектов природы.

Экскурсия в природу — это форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она дает возможность наблюдать то, что часто нельзя показать в школьном кабинете. В совокупности с уроком и различными видами учебно-практических занятий экскурсии в природу играют важную роль в решении задачи осуществления связи обучения с жизнью и активизации учебной деятельности обучающихся. Знания, полученные на основе самостоятельных работ учащихся во время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти. Экскурсии в природу осуществляются по программе с четко запланированным объёмом информации и достаточно четким управлением познавательной и предметной деятельностью учащихся.

Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).

Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы, близки к уроку. С некоторым приближением можно считать, что экскурсия — тот же урок, но урок, проходящий не в привычной обстановке класса, а в условиях экскурсионного объекта (геологического обнажения, леса, реки и т.д.).

На уроке природа изучается лишь с помощью слова и специальных пособий, а на экскурсии учащиеся имеют дело с натуральными объектами природы. Специфику экскурсий в природу составляет и то, что основными методами обучения на экскурсии могут являться самостоятельные наблюдения и опыты учащихся по заданиям преподавателя. Поскольку изучать реальные объекты природы можно, лишь понимая, немой, и в то же время красноречивый, ее язык, всякая экскурсия имеет своей задачей обучить учащихся этому языку. На экскурсии учащиеся должны наблюдать, сравнивать, сопоставлять, проводить необходимые эксперименты.

Экскурсии в природу способствуют решению целого ряда важнейших учебно - воспитательных задач: формированию понятий, практических умений и навыков, применению знаний, развитию познавателъных интересов и активизации познавательной деятельности, формированию основ диалектико-материалистического мировоззрения, эстетическому воспитанию, охране природы. Экскурсии в природу позволяют учителю создать оптимальные условия для осуществлений экологического воспитания в процессе изучения основ географии и открывают широкие возможности для стимулирования интереса к проблемам охраны природы: наблюдение и выяснение причин положительных и отрицательных изменений природы, наблюдение результатов деятельности человека, направленной на охрану и управление природой, выяснение возможностей практического участия в мероприятиях по охране природы. Классифицировать экскурсии в природу можно по разным признакам: по учебным целям, по содержанию учебного материала, по характеру объекта, по количеству участников, по месту в учебном процессе (Приложение № 1).

Экскурсии и природу можно использовать для решения разнообразных дидактических задач. Например, предварительные, или вводные, экскурсии проводят перед изучением нового материала. В задачи этих экскурсии входит: расширение жизненного опыта, накопление наблюдении и сбор материала, который будет использован на последующих занятиях.

Текущие экскурсии проводятся параллельно с изучением учебного материала. Их основная цель — обогатить знаниями учащихся при изучении законов, явлении, понятий; дать возможность узнавать изучаемые явления в их естественном проявлении.

По характеру объекта, к которому проводится экскурсия, можно выделить экскурсии непосредственно к объектам природы и на объекты, занимающиеся изучением природных явлений.

К первому виду можно отнести экскурсии по темам. Такие экскурсии чаще всего являются тематическими, т.е. проводятся по определенной теме. К экскурсиям на объекты, изучающие природные явления, можно отнести экскурсии обзорного плана или комплексные (по ряду учебных предметов). Эффективность экскурсии во многом зависит от качества ее подготовки и умения преподавателя организовать работу учащихся во время ее проведения.

2. Экскурсия на водоём.

2.1. Цель экскурсии.

1.         Показать, что в водоеме существует богатая и разнообразная
жизнь.

  1. Дать   детям   практические   навыки   сбора   экскурсионного
    материала, развивать их наблюдательность.
  2. Добиться понимания ребятами важности охраны водоемов,
    сохранения природного равновесия в водоемах.

2.2. Содержание экскурсии.

Первая остановка проводится у отстойников. Рассказываем о воде, её свойствах, даём понятие водоёма. Водоём – это удивительный дом, населенный         многочисленными жителями.    Водоемы в   виде   прудов, озер, болот, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются повсюду, и все они так или иначе заселены.

Подробно  разбираем  вопрос  о  различных типах движения у водных животных:

а)        плавание  при  помощи  различного типа плавников:  рыбы,
тритоны, личинки стрекоз, личинки поденок, личинки водных жуков
и личинки комаров.

б)        плавание   при   помощи   плавательных   конечностей   в   виде
лопастей: гребляк, гладыш, лягушка.

в)        плавание   при   помощи   волнообразных   или   змееобразных
движений всего тела: пиявки, нематоды, змеи.

г)         ползание при помощи ресничек: планарий.

д)        скольжение по поверхности воды: водомерки, вертячки.
    Подробно говорим о водоплавающих птицах, которые заселяют отстойники.

Вторая остановка у р. Рожая. Затрагиваем вопрос о различных типах питания водных животных:

а)        питание растительной пищей: моллюски, ручейники, водные
гусеницы.

б)        питание животной пищей, которой  питаются большинство
пресноводных   обитателей,   имеющих   в   связи   с   этим   различные
приспособления  для   овладевания  добычей:   хватательные   челюсти
личинок   жуков,   хватательные   конечности   водяного   скорпиона,
водомерки; хватательные усики. При этом добыча либо всасывается
при помощи различных приспособлений: клопы, пиявки, водяной
паук,   либо   пожирается   при   помощи   челюстей   жующего   типа:
личинки стрекоз, взрослые жуки.

Затем мы переходим к вопросу о различных типах дыхания у водных животных:

а)        водное   дыхание   при   помощи   жабр:   рыбы,   головастики,  тритоны, жаберные моллюски.

б)        дыхание при помощи обмена газов всею поверхностью тела:
пиявки, круглые черви, лягушки.

в)        трахейно-жаберное   дыхание:   личинки   стрекоз,   поденок,
Ручейников.

г)        дыхание воздушное: легочные моллюски, лягушка, личинки
мух.

Третья остановка проводится на Шишинском  пруду.

Здесь разбираем важный вопрос о защитных приспособлениях у водных животных:

а) быстрота передвижения, дающая возможность избежать врагов: личинки поденок, личинки жука-плавунца, вертячка, водомерка, гладыш, гребляк, личинка комаров, рыбы;

б)        покровительственная   окраска,   которая   делает   животных
незаметными   среди   окружающей   природы.   Животные   подражают
либо зеленым частям растений (личинки некоторых стрекоз, личинки
поденок), либо отмершим частям растений (водяной ослик, водяной
скорпион), либо самому фунту водоема (личинки стрекоз, личинки
веснянок), либо темной поверхности стоячих вод (водомерка);

в)        прозрачность тела, делающая животных невидимыми в воде
(коретра);    

г)        предупреждающая окраска. Яркие тона (например, красный)
свойственны животным, которые являются несъедобными вследствие
едких выделений тела, ядовитости.

В Шишинском пруду можно собрать двустворчатых моллюсков - беззубок (представители пластинчато-жаберных моллюсков). Питаются моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. На водных растениях пруда живут другие моллюски - растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные, не имеющие створок раковины.

Говорим также о роли растений в водоеме. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.

Рогоз, камыш, тростник, стрелолист своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки желтой и кувшинки белой тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности водоема. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.

2.3. Практическая часть экскурсии.

Учащиеся приносят на экскурсию сачки и банки. Каждое звено в 5-8 человек должно иметь свое снаряжение для размещения пойманной добычи и удобного рассмотрения на месте. Для этой цели пригодны широкогорлые банки с навязанной на горло в виде ручки веревочкой. Для обзора удобны фотографические кюветки и пробирки.

Педагог предлагает самостоятельно приступить к лову добычи. Нужно выловить из воды живущих в ней обитателей (растений и животных) и рассадить их по баночкам, соблюдая следующие правила:

а)        брать по 1-2 экземпляра каждого вида,

б)        наполнить банки чистой водой, не набивая туда много водных
растений,

в)        не класть много животных в одну банку,

г)        крупную добычу (рыбок, тритонов, водных жуков) отсаживать
в отдельные баночки.

2.4. Подведение итогов.

Учащиеся со своими банками усаживаются в удобном, сухом и уединенном месте, где начинается беседа по поводу пойманного материала. Если плохая погода, холодно, то подвести итоги можно и в помещении. Руководитель начинает обзор с тех форм, которые встречаются чаще других. Речь идет, допустим, о крупной личинке стрекозы. Руководитель берет такую личинку пинцетом, показывает учащимся и предлагает отыскать каждому среди своего улова подобных же насекомых и отсадить их в другую банку. Описанным путем, не утомляя внимание учащихся излишними подробностями, руководитель просматривает весь собранный материал.

Список литературы.

1. Матрусов И.С. Методика обучения географии в средней школе. М.: Просвещение, 1985.

2. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. М.: Просвещение, 1983.

3. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2001.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия, 2004.

5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002.

6. Соломин В.П., Нестеров Е.М. О геологии, экскурсиях и системном мышлении. География в школе, 2002, № 7.

7. Черхинова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. М.: Просвещение, 1980.

Приложения.

                                                                                              Приложение № 1

Схема классификации экскурсии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные экскурсии по географии

Учебные экскурсии играют важную роль в учебно-воспитатаельном процессе. В данном материале представлено обобщение опыта по проведению учебных экскурсии в ходе рпеподавания географии и во внеурочное вр...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Методика проведения учебных экскурсий по географии

Учебные экскурсии  по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. ...

Учебные экскурсии по географии

Организация наблюдений и практических ра­бот на местности - особенность обучения географии, необходи­мое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира....

Методика проведения учебных экскурсий по географии в условиях реализации ФГОС

Методическое пособие содержит материал о видах учебных экскурсий по географии,способах их организации и методике проведения, а также пример разработки учебной экскурсии для учащихся 9 класса на предпр...

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

образовательная экскурсия для 9 классов на английском языке...

Роль учебной экскурсии на уроках географии

Учебную экскурсию можно использовать как дополнение к основному учебному материалу, для активизации познавательной деятельности учащихся....