Народные ремесла
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
Резьба по дереву
|
В Нижегородском Поволжье сформировался свой особый стиль резьбы, впитавший в себя древнейшие традиции русского народного искусства. Резчики по дереву Нижегородского края были известны далеко за его пределами. В настоящее время эти славные традиции продолжают современные народные мастера, виртуозно владеющее художественной резьбой по дереву и являющиеся одними из самых лучших в России.
В систему художественных промыслов Нижегородской области входят два предприятия в Городце и Семенове, на которых занимаются резьбой по дереву.
На фабрике "Городецкая роспись" в г. Городец изготавливают декоративные настенные панно и тарелки, шкатулки, сувенирные наборы для специй с резными фигурками людей и животных, игрушки, пряничные доски - резные штампы для нанесения узора на пряничное тесто.
На фабрике "Семеновская роспись" в г. Семенове возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши, вазы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера. В основе семеновских резных узоров лежат традиции технических предметов и орнаментального строя древней нижегородской резьбы.
Помимо фабрик, в Нижегородской области работают много народных мастеров - резчиков, создающих свои произведения как в народных традициях, так и в свободном современном стиле.
|
|
|
|
Хохломская роспись по дереву - один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы - в страны Азии и Европы. С древних времен жившие тут умелые мастера изготовляли красивую деревянную посуду. Хохломская роспись получила всемирную известность благодаря оригинальной технологии и традиционности древних русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанные специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают вареным льняным маслом - "олифой" и металлическим порошком. После этого хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температуры более 100о серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Роспись выполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов. Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: письмо "верховое", при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо "фоновое", где узор золотой, а фон черный или красный.
В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно развиваются на двух крупных художественных фабриках: "Хохломской художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе Семенове, а также ряд мелких предприятий.
|
|
|
|
Полховско-майданская роспись - молодой художественный промысел России. Название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины, покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи. Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен: игрушки (матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки) и посуда (солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.
В селе Вознесенское работает художественная фабрика "Полховско-майданская роспись". Ее изделия носят преимущественно сувенирный характер. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка.
Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь"(маленькие шарики). Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром. Производством изделий из филиграни в селе Казаково Вачского района стали заниматься с конца 1930-х годов в артели "Металлист". Организатором производства была выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий. В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров - вещи бытовые: конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. В последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви - оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий. Для изделий характерен "белый" цвет посеребренной медной проволоки. Орнамент может быть геометрический - зигзаги, волны, круги, полукружия, но преобладающим является растительный. Основные мотивы - цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент узора - "завивка" - овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки. Филигранные изделия экспонируются на всероссийских и международных выставках, отмечены многими наградами, их знают во многих странах мира. |
Русские мастера еще в глубокой древности хорошо владели сложными и разнообразными техническими приемами художественной обработки металла, создавая замечательные по своей декоративности произведения. Одним из значительных и известных металлообрабатывающих районов является территория правобережья Оки с центром в Ворсме и Павлове. Начало изготовления изделий из металла уходит здесь в далекое прошлое. Из архивных источников видно, что уже в 1666 году в этом районе было значительное количество ремесленников, работали 40 кузниц, где обработкой металла занималось 70 мастеров. Особой известностью пользовались замки и ножи. Традиции художественной обработки металла успешно развиваются в настоящее время на предприятиях Нижегородской области - Павловском заводе художественных металлоизделий "Сувенир", Павловском заводе металлоизделий им. Кирова, Заводе складных ножей в г. Ворсме, Заводе "Труд" в г. Вача и других. На них разработано и выпускается более 100 наименований ножевых изделий, от маленьких перочинных до больших универсальных с сотней различных предметов и ножей специального назначения. Изготовляют также комплекты столовых приборов до 47 предметов в художественно оформленных коробках и футлярах. Для декорировки ножей используют различные по форме и материалу плашки: резную кость, мореный дуб, металл, различную пластмассу. Плашки украшают ажурным узором филиграни и разноцветными горячими эмалями. Футляры и ножны выполняются из натуральной кожи. Многие мастера отличаются виртуозным мастерством, изготавливая ножи длиной всего 8 мм., с раскладывающимся лезвием, а также ножи, умещающиеся на торце спички и проходящие в игольное ушко. |
|
|
|
|
Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. Крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка - пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и орнаментальных полос или клеток.
|
|
В Нижегородском крае в Балахне в XIX веке было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Кружево плетут по "сколку" - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Сколок закрепляют на подушке - валике, набитом сеном или опилками. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов. Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения, в настоящее время обучение кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.
|
|
Нижегородская губерния всегда отличалась большим разнообразием народной вышивки, но самыми любимыми были такие виды, как тамбур, строчка и гладь. Вышивка продолжает развиваться в Нижегородской области и в настоящее время на строчевышивальных фабриках. Они расположены в традиционных центрах народного искусства - Городце, Арзамасе, Чкаловске, Катунках, Нижнем Новгороде, Лыскове, Шахунье, Превомайске, на Бору. В настоящее время по развитию строчевышивального промысла и разнообразию вышивки Нижегородская область занимает одно из первых мест в России. Большой известностью пользуется вышивка "нижегородский гипюр". В других регионах России эта вышивка не встречается. Сложилась она на рубеже XIX-XX веков, ее родоначальницами считаются катунские вышивальщицы. Успешно развивается в Нижегородской области традиционная золотая вышивка. Она выполняется специально изготовленными позолоченными нитями.
|
|
В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике "Борнуковская пещера" в селе Борнуково, расположенном на реке Пьяне. Высокий правый берег этой реки состоит из ракушечника и алебастрового камня. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной, река размывала берег и со временем здесь образовалась огромная пещера. В 1920-е годы в селе Борнуково организовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра. Одновременно с алебастром выламывался и поделочный цветной камень. Поэтому в 1930 году было решено открыть при артели камнерезовый цех. Сюда для организации работы пригласили уральских мастеров - опытных камнерезов. В 1937 году художественные изделия Борнуковских мастеров были отмечены наградой на Парижской выставке.
В большой деревне Федосеево, расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы, что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями.
|
|
Лысково - один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики. |
|
| Особой архаичностью отличаются лысковские кони. Образ лысковского коня восходит к культовому его изображению, олицетворявшему славянское солнечное божество. |
| Городецкий район Нижегородской области - один из старинных центров гончарного промысла России. С древнейших времен здесь изготовляли глиняную посуду, а также много разнообразных глиняных игрушек-свистулек. Это образы коньков, баранов, козликов, петушков, собачек, оленей, лисичек, всадников на конях, быков и другие. Занимались изготовлением игрушек во многих селениях по реке Узоле, но особенное развитие этот промысел получил в д. Жбанниково. |
| Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех основах, а сам образ раскрывается за счет лепки головы животного или птицы. Приемы подготовки глины и изготовления игрушки дошли до нашего времени, сохранив свою традиционность. Лепят игрушку, накладывая комок глины на большой палец левой руки, вытягивая правой необходимую форму. Затем, сняв свистульку с пальца, закрывают отверстие, оставляя полость внутри игрушки. Игрушки подсушивают на теплой русской печке в течении суток, после этого у них делают сзади срез и прокалывают специальной палочкой от 3-х до 5-ти звуковых отверстий. Игрушки обжигают в печи, а затем окрашивают эмалевыми красками в красный, синий, коричневый и другие цвета. Рога, уши, копытца,а у птиц гребешки и хвостики покрываются бронзовой или алюминиевой краской. На основной фон наносятся мелкие цветные пятна. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные ремесла России. Городец.
Познакомить учеников с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Сформировать практические умения и навыки рисования с образца....
Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....

Исследовательская работа «Возрождение и развитие традиционного народного ремесла в Меленковском районе»
ВведениеСамые древние плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Некоторые находки были просто удивительны. В гробнице Тутанхамона, например, обнаружены два плетеных стул...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Русские народные ремесла»
Дополнительная образовательная программа «Русских народных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность.Народные ремесла издавна было излюбленным занятием мастериц во многих странах мира. ...