Сборник материалов по краеведению
учебно-методический материал по географии на тему

Голосова Людмила Анатольевна

Данные материалы могут быть полезны учителям истории,географии,обществознания,студентам педвузов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_po_kraevedeniyu.docx67.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по краеведению  5-9 классы

Автор программы: Л.А. Голосова, учитель географии ГОАОУ »Центр образования, реабилитации и оздоровления» Центра дистанционного образования г. Липецк e-mail: mrs.golosova@ yandex.ru

Пояснительная записка

История родной земли прочными нитями связана с сегодняшним днём, с насущными потребностями современности. Обращение к вопросам краеведения всегда играло и продолжает играть значительную роль в воспитании подлинной любви к малой Родине.

«Культура народа определяется тем, как он относится к своему прошлому»

А. С. Пушкин

Учебный материал этой программы включает в себя темы, знакомящие с историей Липецкой области, с её природой, населением, с выдающимися людьми, которые жили и творили на нашей земле.

Предметом изучения данной программы является Липецкая область.

Основной формой обучения является поисково-исследовательская деятельность, которая реализуется как на уроках, так и в ходе самостоятельных работ. Возможно проведение очных и заочных экскурсий, интегрированных уроков.

Программа рассчитана для учащихся общеобразовательных школ, для 5-9 классов, количество часов в году 34, распределение по темам, обосновано учебно-тематическим  планом.  

Цели программы:

  1. Воспитывать в детях любовь к историческому прошлому, настоящему родного края, памятникам культуры.
  2. Готовить учащихся к активной научно-исследовательской деятельности в области краеведения, расширить их знания по географии родного края, продолжить формирование знаний об истории Липецкой области.

Задачи:

  1. Активизация и реализация познавательного потенциала.
  2. Развитие интересов к малой родине, Отечеству.
  3. Овладение навыками индивидуальных, групповых работ.

Основные направления программы:

Географическое                Природное и экологическое           Исследовательское

                      Историческое                                         Практическое

Данный курс краеведения рассчитан на изучение в 5-9 классах.

5 класс – начальная ступень, посвящен изучению непосредственно города Липецка. Учащиеся знакомятся с географическим положением города, с его историей, объектами культуры, знаменитыми земляками, чьи имена отражены на карте города.

6 класс – продолжение начального курса – знакомство с Липецкой областью, её малыми городами.

7 класс – культурный цикл, опирающийся на гуманитарные науки. Знакомство с культурным наследием области, её историческими личностями. Курс теснейшим образом связан с литературой, историей, музыкой.

8 класс – естественный цикл – знакомство с природой и объектами природы области. Здесь прослеживается теснейшая связь с географией, биологией и экологией.

9 класс – историко-экономическое развитие края. Мы рассматриваем современную историю (20 век) и экономику области.

Программа (5-9 класс)

5 класс. 34 часа. «Липецк – город, в котором я живу» (начальный курс – общее знакомство с городом)

  • Введение (2 часа)
  • Липецк на карте России ( 3 часа)
  • История развития города (6 часов)
  • Символы города (2 часа)
  • Улицы нашего города (4 часа)
  • Место, где мы живем, растем, учимся (5 часов)
  • Архитектура и культура города (5 часов)
  • Крупные предприятия города (2 часа)
  • Природные объекты (5 часа)
  • Обобщение по курсу (1 час)

№  п.п.

Тема урока. Разделы.

Форма урока

Кол-во часов

Введение (2 часа)

1

Это удивительное слово «краеведение». Из истории Российского краеведения. Задачи предмета.

Лекции

1 ч

2

В объективе – город Липецк. Викторина на знание истории родного края.

Урок-игра

1 ч

Липецк на карте России (3 часа)

3

Липецк на карте России. Местоположение города на карте. Соседи.

Комбинированный урок

1 ч

4

Особенности географического положения города. Обозначение на карте.

Практическая работа

1 ч

5

Путешествие по улицам родного города. Происхождение названий. Связь названий с природой и переменами в обществе. Российских городов

Урок – творческая мастерская

1 ч

История развития города (6 часов)

6

Археологическая история город

Комбинированный урок

1 ч

7

Появление первых поселений. Символ древности – Липецкое городище.

Лекция

1 ч

8

Путешествие в далекую старинную культура и быт. Ремесла 15-16 в.в.

Урок-экскурсия

1 ч

9

По «Петровским» местам города Липецка.

Урок-путешествие

1 ч

10

Липецк – город-курорт. Строительство города и курорта.

Лекция

1 ч

11

Ожившие страницы прошлого. Рассказ о истории родного края от лица участника события

Урок-обобщение по теме

1 ч

Улицы нашего города (4 часа)

12

Расположение на карте города улиц, площадей, переулков.

Комбинированный урок

1 ч

13

Улицы прошлого. Новые названия улиц и площадей.

Лекция

1 ч

14

Известные люди. Их именами названы улицы города. М. Клюев – первый градоначальник Липецк.

Лекция

1 ч

15

Моя улица. Составление простейших карт, схем, путеводителей.

Практическая работа

1 ч

Город. Дом. Семья (5 часов) Место, где мы живем, растем, учимся.

16

Моя семья. Генеалогическое древо моей семья

Комбинированный урок

1 ч

17

Семейные традиции и народные праздники.

Рефераты, творческие работы учащихся

1 ч

18

Народные промыслы и профессии родителей.

Комбинированный урок

1 ч

19

Моя школа. Традиции и воспитанники школы.

Лекция

1 ч

20

Проект «А у нас во дворе!» Создание эскиза, сочинение на тему «Дом, в котором я живу»

Проектная деятельность

1 ч

Архитектура и культура города (5 часов)

21

«Земли родной минувшая судьба». История, архитектура, церковные памятники города.

Урок-экскурсия

1 ч

22

Культурные учреждения города (музеи, театры, библиотеки)

1 ч

23

Живые памятники архитектуры (парки, скверы)

1 ч

24

Урок-проект «Парк будущего»

Творческая деятельность

1 ч

25

«Удивительное рядом» Фотоплакат «Семь чудес Липецка»

Творческая деятельность

1 ч

Промышленные предприятия города (2 часа)

26

Крупнейшие предприятия.  

лекция

1 ч

27

Липецк – город металлургов.

Комбинированный урок

1 ч

Природные объекты (5 часов)

28

Памятники природы. Виды ландшафтов своего города.

1 ч

29

Природа края в легендах, преданиях и народных праздниках.

1 ч

30

Природные объекты. Заповедные территории.

1 ч

31

Липецкий зоопарк.

1 ч

32

Животный и растительный мир нашего края

1 ч

33

Урок-обобщение по теме:

« Природные объекты»

Творческая мастерская

1 ч

34

Итоговое тестирование

1 ч

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Иметь представления о символах города, что они означают.
  2. Уметь определять и показывать географическое положение города на карте. Знать с какими областями граничит Липецк.
  3. Знать историю возникновения и развития Липецка как города.
  4. Знать какие улицы существуют в городе, историю их названия.
  5. Иметь представление, какие культурные и исторические объекты находятся в городе, их назначение для жизни липчан.
  6. Иметь представление о промышленных объектах города и продукции, которую они выпускают.
  7. Знать какие природные объекты и памятники природы есть в городе и их значение.

6 класс. 34 часов. «Моя малая Родина – Липецкая область» (продолжение начального курса, изучение Липецкой области)

  • Введение  ( 3 часа)
  • «Край в далёком прошлом» (3 часа)
  • Липецкая область на карте России ( 3 часа)
  • «Малые города Липецкой области» (8 часов)
  • Архитектура и история (5 часов)
  • Знаменитыt земляки Липецкого края (4 часа)
  • Охраняемые ландшафты (7 часов)

Разделы. Название тем уроков.

Форма урока.

Количество часов.

1

Это интересное слово «краеведение». Задачи и содержание курса. Толкование понятия краеведения.

Урок-лекция

2

Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения в познании природы, истории, культуры.

Исследовательская работа.

3

Практическая работа. «Оживить карту Липецкой области». Озвучить происхождение названий на карте.

Практическая работа.

Липецкая область на карте России ( 3 часа)

4

Географическое положение Липецкой обл. Образование области и её состав.

Схематический урок. Конспект.

5

Липецкая обл. Границы и соседи. «Путешествие по карте Липецкой области».

Практическая работа.

6

«Люблю тебя, мой край родной». Символы города и области.

Урок-выставка творческих работ.

«Край в далёком прошлом» (3 часа)

7

Исторический очерк.

Родной край в далеком прошлом. ( Куликовская битва, Белгородская засечная черта)

Сообщения, рефераты.

8

Археологические раскопы на территории Липецкой области. Замятин – восстановитель картины заселения нашего края.

9

Древнейшие поселения людей на территории области. Первые города. Онуза - древний город Липецк? Символ древности - Липецкое городище..

Урок- дискуссия

«Малые города Липецкой области» (8 часов)

10

Города Липецкой области. Даты возникновения, гербы, их происхождение. Историческое досье героев Липецкой области.

презентация

11

История городов российских. Елец – древнейший город липецкого края. (История возникновения, занятия жителей)

презентация

12

Города – крепости: Усмань, Данков. Страницы истории.

презентация

13

Грязи. История и земляки. Важный ж/д узел –г.Грязи.

презентация

14

Русский город Лебедянь. Легенды о городе

презентация

15

Русский Иерусалим - Задонск. Святые источники Задонска.

презентация

16

История возникновения Чаплыгина. Меньшиков и Чаплыгин. Раненбург – апельсиновый город.

презентация

17

Творческий урок. Обобщение по теме: «Малые города Липецкой области»

Творческие работы учащихся

Архитектура и история (5 часов)

18

Архитектура и исторические памятники городов Липецкой области

презентация

19

Усадьбы и история их владельцев

презентация

20

Музеи усадьбы Липецкой области

презентация

21

Монастыри и церкви земли Липецкой

презентация

22

Храмы. (Храмы которые потеряли…  Храмы которые возвели…)

презентация

Знамениты земляки Липецкого края (4 часа)

23

Знаменитые земляки. Святые земли Липецкой.

24

Знаменитые земляки. Деятели культуры.

25

Знаменитые земляки. Деятели науки.

26

Великие географы родом из Липецкого края.

презентация

27

Урок – обобщения по теме.

Краеведческая конференция

Охраняемые ландшафты (7 часов)

28

Живые музеи зелёной архитектуры (дендрологические парки, старинные аллеи)

презентация

29

Заповедные зоны Липецкой области.

Презентация

30

Практическая работа. Охраняемые ландшафты Липецкой области.

Практическая работа

31

Мещерский край. Край благоухающей сирени.(Сиреневое царство)

Презентация

32

Заказники Липецкой области (Липецкий, Добровский, Задонский, Краснинский, Первомайский)

Презентация

33

Путешествие по биологической тропе Липецкого края.

Экскурсия. Проектная деятельность учащихся.

34

Итоговое тестирование.

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Знать причину образования области, историю ее возникновения, уметь определять ее географическое положение на карте.
  2. Знать из каких соседних областей образовалась Липецка область, какие районы вошли в ее состав.
  3. Знать когда появились первые поселения людей на территории Липецкой области, какие археологические изыскания велись.
  4. Знать какие малые города вошли в состав области, их историю возникновения, исторические и архитектурные памятника.
  5. Знать какой след в истории России оставили наши знаменитые земляки-уроженцы Липецкой области.
  6. Знать какие промышленные объекты располагаются на территории области, и какую продукцию они выпускают.
  7. Знать какие памятники природы, заповедники, дендрарии есть на территории области.

 

7 класс. 34 часа. Культурно-историческое наследие Липецкого края.

  • Введение ( 1 час)
  • Археология и история нашего края (6 часов)
  • Путешествие в далёкую старину (10 часов)
  • Архитектура Липецкого края (4 часа)
  • Литературный Липецкий край (6 часов)
  • Щедрость таланта (1 час)
  • Знаменитые земляки города Липецка (5 часов)
  • Обобщение (1 час)

№ п.п.

Тема урока. Разделы.

Форма урока

Кол-во часов

Введение.

1

Краеведение – познание родного края. Задачи и содержание курса 7 класса.

Лекция

1 ч

Археология и история нашего края.

2

Наш край в древности. Археология

Лекция

1 ч

3

Борьба населения края с татаро-монголам. Создание оборонительных укреплений. Города-крепости.

Лекция

1 ч

4

Петр 1 и Липецкий край

Комбинированный урок

1 ч

5

Усадьбы сподвижников Петра 1 в Липецком крае.

1 ч

6

Создание Липецкого курорта минеральных вод. Город и курорт.

Комбинированный урок

1 ч

7

Урок-обобщение. Творческая мастерская.

1 ч

Культура наших предков

8

Из истории русского народа. Культура и быт.

1 ч

9

«Пир на весь мир». Праздники и обряды.

1 ч

10

Мастера-умельцы Липецкого края.

1 ч

11

Ремесла Липецкого края. Боги. Покровители.

1 ч

12

Русские сказки. Народный фольклор. Сказ о том, как Липецкие улицы назывались.

1 ч

13

Город мастеров. Добровские гончары. Романовская игрушка. Елецкие кружева.

1 ч

14

Из истории народного костюма

Комбинированный урок

1 ч

15

История древнерусской игрушки. «Игрушка – дело серьёзное».

1 ч

16

Этнография и фольклор.

Стахович М. А.

Комбинированный урок

1 ч

17

Урок-общение.

Комбинированный урок

1 ч

Архитектура Липецкого края

18

Дворянские усадьбы и их хозяева.

1 ч

19

Архитектурные памятники 17 века.

1 ч

20

Шедевры Баженова на Липецкой земле (церковь Знамения. Вешеловка)

1 ч

21

Урок-обобщение.

Творческо-обобщающий урок

1 ч

Литературный Липецкий край.

22

Литературная гостиная (Шаховский,  А. Бунин, Цветаева),

1 ч

23

«Культурные гнезда» нашего края» (Пальма-Михайловка, Урусово, Кореневщино, Кропотово, Тудаловка, Озерки)

1 ч

24

Толстой и Липецкий край. Театр драмы им. Толстого.

1 ч

25

На родине Пришвина. Природа Липецкого края в произведениях писателя.

1 ч

26

Пушкин и Лермонтов в гостях у Липецкого края.

1 ч

27

Тургенев и Липецкий край.

1 ч

Щедрость таланта.

28

История и судьбы. Лебедев. Игумнов. Хренников.                              

1 ч

Знаменитые земляки города Липецка

29

Знаменитые земляки. Святые земли Липецкой.

1 ч

30

Знаменитые земляки. Деятели науки.

1 ч

31

Естествоиспытатель Е. В. Быханов. История Быханова сада (Достопримечательности, растения)

1 ч

32

Знаменитые земляки. Деятели культуры.

1 ч

33

Творческая работа «Книга: «Жизнь замечательных людей»

1 ч

34

Урок-обобщение

1 ч

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Знать когда появились первые оседлые поселения на территории области, с какой целью они возникли.
  2. Знать какова была хозяйственная деятельность людей, и как возникло металлургическое производство, какую роль в истории Липецкой области сыграл Петр 1 и его сподвижники.
  3. Знать причины зарождения курорта минеральных вод, и его сегодняшнее развитие и состояние.
  4. Знать культурные обычаи наших предков, его национальный костюм, обряды, ремесла и народное творчество.
  5. Знать литературное и музыкальное творчество наших земляков.
  6. Познакомиться с архитектурным достоянием нашего края.
  7. Знать знаменитых ученых Липецкой области и их достижения в области мировой науки.

8 класс. 34 часа. Природа Липецкой области.

  • История - археология. (6 часов)
  • География. (14 часов)
  • Флора и фауна края. (1 час)
  • Биология. (9 часов)
  • Экология. (4 часа)

№ п.п.

Тема урока.

Форма урока.

Кол-во часов.

История - археология.

1.

Древнейшие поселения. С. Долгое – одна из известнейших археологических стоянок.

Урок-лекция.

1 ч.

2.

Дикое поле. Создание Белгородской засечной линии. Данков – Лебедянь. Донцкое - Задонцк.

1 ч.

3.

Родной край в далеком прошлом.

Рефераты.

1 ч.

4.

Важнейшие исторические события древности, средневековье, 17,18,19,20 века на территории Липецка.

Урок-конкурс на лучшего знака истории.

1 ч.

5.

Жизнедеятельность С. Н.  Замятина по восстановлению картины заселения нашего края.

1 ч.

6.

История образования области. Даты возникновения крупнейших городов нашего края.

1 ч.

География.

7.

Липецкая область на карте. Её границы и соседства. Административное положение нашего края на карте России.

1 ч.

8.

Географическое положение Липецка. Роль Петра и Меньшикова  в развитии нашего края.

Урок-лекция.

1 ч.

9.

Географы, путешественники – гордость России. Наши земляки П. П. Семёнов Тян-Шанский, П. А. Кропоткин.

1 ч.

10.

Символы страны и края. Административное деление, Георальдика.

Практическая работа.

1 ч.

11.

Природа Липецкой области.

1 ч.

12.

Геологическое строение.

1 ч.

13.

Рельеф. Рельеф края, его особенности, влияющие на жизнь и деятельность людей.

1 ч.

14.

Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Липецкой области и их использовании.

Практическая работа.

1 ч.

15.

Климат и погода.

Практическая работа.

1 ч.

16.

Водные богатства области. Реки. Роль В. Пескова и земляков за жизнь малых рек.

1 ч.

17.

Озёра, болота пруды, водохранилища.

Практическая работа.

1 ч.

18.

Почвы Липецкой области. Деятельность учёного-агрохимика Д. Н. Пряншиникова.

1 ч.

19.

Чернозём – главное богатство почв, мировой эталон плодородия.

Практическая работа.

1 ч.

20.

Природные комплексы Липецкой области. Быханов – учёный, земляк.

Урок-экскурсия.

1 ч.

Флора и фауна края.

21.

Растительный мир.

Творческая мастерская.

1 ч.

Биология.

22.

Животный мир.

Урок-КВН.

1 ч.

23.

Красная книга. Исчезающий мир.

Творческая мастерская.

1 ч.

24.

Заповедные и охраняемые территории.

1 ч.

25.

Отношение к природе великих людей нашего края.

Рефераты.

1 ч.

26.

Ландшафтные памятники нашего края.

1 ч.

27.

Галичья гора.

Урок-экскурсия.

1 ч.

28.

Воронежский биосферический заповедник.

Урок-экспедиция.

1 ч.

29.

Мещёрка. Первомайский и Колодецкий заказники.

1 ч.

30.

Дендрарий.

1 ч.

Экология.

31.

Экологические проблемы нашей области.

1 ч.

32.

Охраняемые ландшафты Липецкого края. Традиции парковой культуры.

1 ч.

33.

Народные врачевания. Древние и новые рецепты лекарей и знахарей. Врач Трунов.

Урок интересных встреч.

1 ч.

34.

Урок-обобщение

1 ч

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Уметь описывать географическое положение Липецкой области, уметь показывать на карте, знать граничащие с ними области, знать размеры территории области.
  2. Знать геологическое строение и основные формы рельефа, называть месторождения полезных ископаемых.
  3. Знать факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны.
  4. Знать тип климата Липецкой области, почв, бассейны рек.
  5. Объяснять природные особенности и географические явления Липецкой области.
  6. Описывать антропогенные изменения природы и причины их появления.
  7. Знать экологические проблемы Липецкой области и пути их решения.
  8. Знать деятельность ученых Липецкой области и их вклад в науку России.

9 класс. 34 часа. Экономико-исторический цикл.

  1. Введение (1 час)
  2. Липецкая область (3 часа)
  3. Страницы истории (5 часов)
  4. Население Липецкой области (9 часов)
  5. Экономика и хозяйство Липецкой области (9 часов)
  6. Обобщающие уроки (7 часов)

№ п.п.

Тема урока.

Форма урока.

Кол-во часов.

Введение

1

Введение. Задачи и содержание курса. Термины и понятия.

Лекция

1 ч

Липецкая область

2

Липецкая область на географической карте (экономико-географическое положение).

Урок-практиум

1 ч

3

Возникновение области и административно-территориальное деление.

1 ч

4

Из истории географического познания.

Урок-смотр знаний

1 ч

Страницы истории

5

Рубеж 19-20 век. Крупнейшие события на территории.

1 ч

6

Строительство новой жизни. Индустриализация.

1 ч

7

Военные действия на территории края. Места боев. Героизм липчан.

1 ч

8

Культурологический обзор развития жизни по десятилетиям.

Урок-обобщение

1 ч

9

Современные военные кампании. Подвиги героев-липчан в Афганистане, Чечне. Горячие точки.

Мероприятие «Навеки 19-тилетние»

1 ч

Население Липецкой области

10

Население Липецкой области. Соотношение общероссийских данных с региональными.

1 ч

11

Трудовые ресурсы. Образование в области. Учебные заведения и их специализация.

Лекция

1 ч

12

Национальный и религиозный состав. Вероисповедование, действующие церкви. Духовное наследие.

1 ч

13

Православные праздники. Нравы жителей города.

1 ч

14

Этнография старого быта. Фольклор.

Урок-экскурсия

1 ч

15

Народные промыслы и ремесла.

Творческая мастерская «Красота, создаваемая руками мастеров

1 ч

16

Народный костюм. История народного костюма.

1 ч

17

Липецкие ярмарки и предметы продажи.

Рефераты

1 ч

18

Урок-обобщение по теме.

1 ч

Экономика и хозяйство Липецкой области

19

Экономика наших предков.

Проектная деятельность

1 ч

20

Кожин – основатель железоделательных заводов. Липецкий край – российскому флоту.

1 ч

21

Сельское хозяйство. Современное состояние, перспективы.

Лекция

1 ч

22

Шишков – сахарных дел мастер (Баловнево)

1 ч

23

История развития металлургии. Липецк - город металлургов

1 ч

24

Промышленные предприятия Липецкой области и их продукция.

1 ч

25

Промышленность областных городов Липецкой области.

1 ч

26

Транспорт. Экологический проблемы.

Практическая работа «Транспорт и окружающая среда»

1 ч

27

Урок-обобщение по теме.

1 ч

Обобщающие уроки

28

Липецкая область – особая экономическая зона. Особые экономические зоны федерального и регионального назначения.

1 ч

29

Внутренние и внешнеэкономические связи. Ввоз и вывоз на территории области.

1 ч

30

Будущее Липецкой области глазами детей.

Проектная деятельность

1 ч

31

Формирование нравственно-этических идеалов через отношения к природе.

Творческая мастерская.

1 ч

32

Культурные гнезда нашего края  и история их владельцев.

1 ч

33

Шедевры архитекторов Баженова и Тона.

1 ч

34

Обобщение по теме.

1 ч

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Уметь описывать экономико-географическое положение Липецкой области.
  2. Знать предпосылки развития современной промышленности.
  3. Называть основные отрасли хозяйства и крупнейшие промышленные предприятия.
  4. Называть основные транспортные магистрали и виды транспорт, развитые в Липецкой области.
  5. Описывать природные ресурсы Липецкой области.
  6. Описывать периоды формирования хозяйства.
  7.  Объяснять влияние разных факторов на формирование и размещение предприятий.
  8. Знать структуру ввоза и вывоза продукции на территории области.
  9. Знать и объяснять современные социально-экономические проблемы Липецкой области.
  10. Прогнозировать дальнейшее развитие территории под влиянием определенных факторов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Контрольно-измерительные материалы по краеведению

Растительный мир Челябинской области...

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....