Геоботаника Ярославского края
элективный курс по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Геоботаника Ярославского края
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс рассчитан на 17 уроков.
Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Изучение флоры родного края во взаимосвязи с флорой всей земли имеет огромное познавательное значение, способствует формированию понимания планетарного единства растительного мира. Показывает влияние природных особенностей на выбор сельскохозяйственных культур для выращивания в регионе.
Курс имеет краеведческую направленность.
Растения изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, в планетарном региональном уровне.
Занятия объединения носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся по-новому взглянуть на знакомые растения.
Работа объединения актуальна и позволит объяснить учащимся важнейшие нормы жизни. Почему мы должны: сохранять и преумножать природное наследие края, беречь природу.
Цели:
- Выявить центры происхождения культурных и комнатных растений
- Изучить редкие и исчезающие виды растений, выявить причины их исчезновения
- Изучить особенности распространения дикорастущих растений и возделывания сельскохозяйственных культур
Задачи:
- Овладение системой знаний о флоре Земли, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного значения растительного покрова, единства природы и общества.
- Формирование бережного отношения к растительности Земли
- Развитие познавательного интереса к изучению видового разнообразия растений, особенностям растительного покрова своего края.
В результате изучения курса учащиеся увидят много общего в картине органического мира, его взаимозависимость, что не менее важно, знания региональных особенностей помогут им рационально относиться к природе, правильно выбирать культурные растения для дачного участка, сельхозпредприятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе | ||
лекции | практические | семинары | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Понятие геоботаники | 1 | |||
2 | Разнообразие растительного покрова Земли. | 1 | 1 | ||
3 | Особенности растительного покрова различных природных зон. | 1 | 1 | ||
4 | Особенности растительного покрова тайги и смешанных лесов | 1 | |||
5 | В какой природной зоне находится Пошехонский район | 1 | |||
6 | Растения- переселенцы | 1 | 1 | ||
7 | Откуда родом наши культурные растения | 1 | 1 | ||
8 | Сельскохозяйственные растения Ярославской области | 1 | |||
9 | Особенности использования культурных растений в различных регионах | 1 | |||
10 | Рентабельно ли выращивать в нашем регионе томаты, перец, баклажаны, кукурузу. | 1 | |||
11 | Забытые пошехонцами культурные растения: чечевица, гречиха, табак, | 1 | |||
12 | Клевер или кукуруза основная кормовая культура для ярославских коров? | 1 | |||
13 | Дикорастущие съедобные растения | 1 | |||
14 | Пошехонская зеленая аптека | 1 | |||
15 | Лекарственные растения на огороде | 1 | |||
15 | Охраняемые растения Ярославской области | 1 | |||
16 | Лес – зеленое богатство края | 1 | |||
17 | Рациональное использование растений | 1 |
Используемая литература:
1.Атлас Ярославской области М.: Издательство ДИК, 1999. 3.Андрианова А.А. Исследовательская деятельность как форма экологического образования и воспитания учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003.№ 3. С. 92-96.
2.Беляев В.А. « География Ярославской области» Учебное пособие для учреждений основной школы. Ярославль 2005 год
3.Баранов В. Н. География Ярославской области – Ярославль: Верхне – Волжское книжное издательство, 1993.
4.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по экологическому образованию. Москва «Просвещение» 2009 год.
5.Щенев В. А. « Экология Ярославской области». Учебное пособие Ярославль « Верхневолжское книжное издательство» 1996 год.