СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ
методическая разработка по географии на тему

Шикунова (Малькова) Надежда Евгеньевна

СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_geologicheskih_ekskursiy_v_muzei_moskvy.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ

Шикунова Н.Е., ГБОУ Школа № 1929

В зависимости от географического положения района проведения геологических экскурсий, определенная группа горных пород и геологических процессов бывает недоступна для наблюдения. Например, в пределах Москвы и Московской области магматические и метаморфические породы, так как они залегают на глубинах, превышающих 1 км, и нигде не выходят на поверхность, не могут быть показаны во время экскурсии в природу, разве что на эратических валунах и в черте города на зданиях и памятниках. Данную   проблему решают экскурсии в музеи, предоставляющие уникальную возможность познакомиться с различными видами минералов и  горных пород.

Богатые геологические коллекции, помимо Москвы, имеются и в других городах, особенно в горной местности и близ нее, например: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Красноярске, Иркутске и  др.

В географическом образовании школьников коллекции геологических музеев необходимо рассматривать как объекты для изучения на уроках и во внеурочное время. Среди форм музейного-образовательного процесса традиционной и наиболее популярной является геологическая экскурсия по экспозициям. Дополнительно используются организация геологических кружков и практические занятия с минералами, горными породами, органическими остатками.

       Геологические музеи имеют ряд преимуществ в образовании школьников:                                                                    

1. Удовлетворяют ряд основополагающих принципов обучения: научность, доступность, систематичность изложения.

2. Способствуют усилению практической направленности знаний и профориентации учащихся.

3. Помогают осуществлять краеведческий подход в образовании и воспитании.

4. Служат средством формирования экологического мировоззрения.

5. Способствуют созданию положительной эмоциональной окраски образовательного процесса, так как обучающими элементами являются не сухие фразы учебника, а интересный материал геологических коллекций.

Во многих музеях специально разрабатываются тематические экскурсии и особые методы работы с экскурсантами. Например, в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского (ГГМ) для приобщения младших школьников была разработана экскурсия «Удивительное путешествие по планете». Для удержания внимания детской аудитории в музее применяют особые приёмы: наводящие или провокационные вопросы, логические блоки по 4-5 минут, возможность потрогать некоторые экспонаты (например, метеориты, вулканические бомбы и т.п.), а также личное участие (зеркало скольжения, ознакомление с работой сейсмографа) [131].                  

Рассмотрим возможности изучения геологической составляющей школьной географии на примере экспонатов московских музеев. Так, например, минералогический музей имени А.Е. Ферсмана и Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского (ГГМ) обладают богатыми коллекциями, на которые целесообразно опираться при изучении вещественного состава земной коры. В геологической коллекции музея Землеведения МГУ наиболее полно представлено собрание минералов (свыше 17 тыс. образцов), включая  систематическую коллекцию, драгоценные и поделочные камни и изделия из них, а также минералы, иллюстрирующие различные процессы минерало- и рудообразования. Собраны образцы полезных ископаемых традиционных горнодобывающих районов нашей страны: Урала, Алтая, Кавказа, Забайкалья. Имеются экспозиции, посвященные основным этапам истории развития Земли, экзогенным и эндогенным  процессам. В  экспозиции Рудно-петрографического музея представлены богатые коллекции магматических и метаморфических пород. Экспозиции Палеонтологического музея имени Орлова, Биологического музея имени Тимирязева, Дарвиновского музея имеют большое значение при изучении тем, посвящённых изучению геологической истории Земли, Политехнического - в изучении хозяйства России, так как есть возможность проследить, как добываются и используются горные породы и минералы в промышленности.

        Своеобразными музеями камня под землёй являются станции метрополитена Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Волгограда, так как для их отделки использовались материалы различного генезиса и возраста (от докембрийских до четвертичных), добытые на многих месторождениях России и бывших союзных республик. К тому же полировка выявляет и подчёркивает многие особенности, которые на неровном сколе или не видны, или проявляются неотчётливо. Составление маршрутов экскурсий по метрополитену целесообразно предложить самим учащимся. Так с данной точки зрения в московском метро интересны, например,  следующие  станции:   «Маяковская» (родонит), «Аэропорт» (фиолетово-розовый мрамор), пол станции  «Комсомольская кольцевая» (ярко-красные кристаллы полевого шпата).

Геологические экскурсии в музеи и метро, как показало исследование, следует проводить при изучении геологического содержания во всех курсах школьной географии. При этом в зависимости от темы целесообразно посещать разные музеи. Приведем пример возможности использования музеев для организации геологических экскурсий в Москве (табл. 1).      

                                                                     

                                                                                         Таблица 1

Геологические экскурсии в музеи при изучении школьной географии

Тема

Класс

Музей

Содержание экскурсии

Горные породы  Полезные ископаемые

III-IV

ГГМ имени

В.И. Вернадского,

Минералогический музей имени  А.Е. Ферсмана,

Музей Землеведения  МГУ,

метро;

Разнообразие горных пород и минералов, группы горных пород.

Полезные ископаемые и их использование;

Строение Земли

 V

ГГМ имени

В.И. Вернадского,

Музей Землеведения  МГУ;

Знакомство с внутренним строение Земли и земной коры.

Способы изучения земных недр;

Породы, слагающие земную кору

 V

ГГМ имени

В.И. Вернадского,

Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана,

Музей Землеведения  МГУ,

 Рудно-петрографический музей,

 метро;

Типы горных пород. Разнообразие минералов и горных пород. Использование человеком горных пород и минералов.

Удивительное в мире камня;

Движения земной коры.

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Внешние процессы.

  V

ГГМ имени

В.И. Вернадского,

Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана,

Музей Землеведения МГУ;

Внешние и внутренние геологические процессы и результаты их деятельности;

Литосфера в жизни человека

 V

ГГМ имени

В.И. Вернадского,

Минералогический музей имени  А.Е. Ферсмана,

Музей Землеведения  МГУ,

метро;

Использование минералов и горных пород человеком.

Полезные ископаемые;

Образование Земли

 VI

ГГМ имени

В.И. Вернадского,

Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Музей Землеведения  МГУ.

Гипотезы образования Земли.

Основные этапы истории развития Земли;

                                                     

 Продолжение таблицы 1

Тема

Класс

Музей

Содержание экскурсии

Литосферные плиты и их движение

VII

ГГМ имени

В.И. Вернадского,

Рудно - петрографический музей;

Литосферные плиты и их движение.

Эволюция магматизма ранних этапов развития Земли, океанической коры, островных дуг, складчатых и активизированных областей,  вулканической  деятельности;

Полезные ископаемые материков

VII

ГГМ   имени

В.И. Вернадского,

Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана;

Горные породы, минералы, полезные ископаемые  материков;

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые России

VIII

Музей Землеведения  МГУ,

Минералогический музей

имени А.Е. Ферсмана,

метро;

Горные породы и минералы крупных регионов России.

Полезные ископаемые  традиционных горнодобывающих районов нашей страны;

Геологическое летосчисление

 VIII

Палеонтологический музей имени Ю.А. Орлова,

Биологический музей имени Тимирязева,

Дарвиновский музей;

Геологические эры, их важнейшие события и живые организмы;

Горнодобывающая промышленность.

Топливная промышленность.

Металлургический комплекс

 IX

Политехнический                музей;

Полезные ископаемые, способы их добычи и  переработки.

                                                                                       (составлено автором)

Таким образом, непременным условием реализации усовершенствованной системы геологических знаний и умений являются учебные геологические экскурсии. Включение экскурсий в образовательный процесс объясняется их  ролью в формировании практических умений, что решает проблему устранения абстракции учебного материала и связывает его с жизнью. Проблема организации геологических экскурсий в больших городах, в связи с их застройкой, решается путем организации и проведения экскурсий в школьном дворе, по улицам, станциям метрополитена и в музеях города.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геологическая экскурсия по центру Санкт-Петербурга

Это методическая разработка. Пособие для учителя, как можно работать с детьми при подготовке экскурсии в природу....

Публикация для родителей. Семейные экскурсии в музеи Москвы

      Младший школьный возраст - это тот самый возраст, когда необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополн...

классный час для 5 класса "Музеи Москвы".

Краткий обзор самых известных мест Москвы. Ознакомительная информация, фотографии, факты. Очень хочется, чтобы дети знали и любили свой родной город....

КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД ШАХТЫ).

В данной работе дан обзор геологической экскурсии в город Шахты для изучения древней флоры карбона...

Урок биологии 7 класс с использованием ИКТ. "КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ". ( Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы)

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС(урок с использованием ИКТ).Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы   Цель: проследить эволюцию кровеносной системы  и обобщить знани...

Урок-экскурсия по музею "Кутлу-Букашский музей"

\' KUTLU BUKASH MUSEUM\'(in the school of the village Kutlu Bukash, region Rybnaya Sloboda, the republic of Tatarstan) Цели: научить учащихся делать представление своего школьного музея на английск...

Экскурсия в Музей истории усадьбы Щапово и урок "Рисование в музее"

В мае 2016 года ученики художественного отделения побывали на экскурсии в Музее истории усадьбы Щапово. Экскурсия была посвещена народным промыслам и истории производства набивных тканей и кружев в Ща...