СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ
методическая разработка по географии на тему
СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_geologicheskih_ekskursiy_v_muzei_moskvy.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МУЗЕИ МОСКВЫ
Шикунова Н.Е., ГБОУ Школа № 1929
В зависимости от географического положения района проведения геологических экскурсий, определенная группа горных пород и геологических процессов бывает недоступна для наблюдения. Например, в пределах Москвы и Московской области магматические и метаморфические породы, так как они залегают на глубинах, превышающих 1 км, и нигде не выходят на поверхность, не могут быть показаны во время экскурсии в природу, разве что на эратических валунах и в черте города на зданиях и памятниках. Данную проблему решают экскурсии в музеи, предоставляющие уникальную возможность познакомиться с различными видами минералов и горных пород.
Богатые геологические коллекции, помимо Москвы, имеются и в других городах, особенно в горной местности и близ нее, например: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Красноярске, Иркутске и др.
В географическом образовании школьников коллекции геологических музеев необходимо рассматривать как объекты для изучения на уроках и во внеурочное время. Среди форм музейного-образовательного процесса традиционной и наиболее популярной является геологическая экскурсия по экспозициям. Дополнительно используются организация геологических кружков и практические занятия с минералами, горными породами, органическими остатками.
Геологические музеи имеют ряд преимуществ в образовании школьников:
1. Удовлетворяют ряд основополагающих принципов обучения: научность, доступность, систематичность изложения.
2. Способствуют усилению практической направленности знаний и профориентации учащихся.
3. Помогают осуществлять краеведческий подход в образовании и воспитании.
4. Служат средством формирования экологического мировоззрения.
5. Способствуют созданию положительной эмоциональной окраски образовательного процесса, так как обучающими элементами являются не сухие фразы учебника, а интересный материал геологических коллекций.
Во многих музеях специально разрабатываются тематические экскурсии и особые методы работы с экскурсантами. Например, в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского (ГГМ) для приобщения младших школьников была разработана экскурсия «Удивительное путешествие по планете». Для удержания внимания детской аудитории в музее применяют особые приёмы: наводящие или провокационные вопросы, логические блоки по 4-5 минут, возможность потрогать некоторые экспонаты (например, метеориты, вулканические бомбы и т.п.), а также личное участие (зеркало скольжения, ознакомление с работой сейсмографа) [131].
Рассмотрим возможности изучения геологической составляющей школьной географии на примере экспонатов московских музеев. Так, например, минералогический музей имени А.Е. Ферсмана и Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского (ГГМ) обладают богатыми коллекциями, на которые целесообразно опираться при изучении вещественного состава земной коры. В геологической коллекции музея Землеведения МГУ наиболее полно представлено собрание минералов (свыше 17 тыс. образцов), включая систематическую коллекцию, драгоценные и поделочные камни и изделия из них, а также минералы, иллюстрирующие различные процессы минерало- и рудообразования. Собраны образцы полезных ископаемых традиционных горнодобывающих районов нашей страны: Урала, Алтая, Кавказа, Забайкалья. Имеются экспозиции, посвященные основным этапам истории развития Земли, экзогенным и эндогенным процессам. В экспозиции Рудно-петрографического музея представлены богатые коллекции магматических и метаморфических пород. Экспозиции Палеонтологического музея имени Орлова, Биологического музея имени Тимирязева, Дарвиновского музея имеют большое значение при изучении тем, посвящённых изучению геологической истории Земли, Политехнического - в изучении хозяйства России, так как есть возможность проследить, как добываются и используются горные породы и минералы в промышленности.
Своеобразными музеями камня под землёй являются станции метрополитена Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Волгограда, так как для их отделки использовались материалы различного генезиса и возраста (от докембрийских до четвертичных), добытые на многих месторождениях России и бывших союзных республик. К тому же полировка выявляет и подчёркивает многие особенности, которые на неровном сколе или не видны, или проявляются неотчётливо. Составление маршрутов экскурсий по метрополитену целесообразно предложить самим учащимся. Так с данной точки зрения в московском метро интересны, например, следующие станции: «Маяковская» (родонит), «Аэропорт» (фиолетово-розовый мрамор), пол станции «Комсомольская кольцевая» (ярко-красные кристаллы полевого шпата).
Геологические экскурсии в музеи и метро, как показало исследование, следует проводить при изучении геологического содержания во всех курсах школьной географии. При этом в зависимости от темы целесообразно посещать разные музеи. Приведем пример возможности использования музеев для организации геологических экскурсий в Москве (табл. 1).
Таблица 1
Геологические экскурсии в музеи при изучении школьной географии
Тема | Класс | Музей | Содержание экскурсии |
Горные породы Полезные ископаемые | III-IV | ГГМ имени В.И. Вернадского, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Музей Землеведения МГУ, метро; | Разнообразие горных пород и минералов, группы горных пород. Полезные ископаемые и их использование; |
Строение Земли | V | ГГМ имени В.И. Вернадского, Музей Землеведения МГУ; | Знакомство с внутренним строение Земли и земной коры. Способы изучения земных недр; |
Породы, слагающие земную кору | V | ГГМ имени В.И. Вернадского, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Музей Землеведения МГУ, Рудно-петрографический музей, метро; | Типы горных пород. Разнообразие минералов и горных пород. Использование человеком горных пород и минералов. Удивительное в мире камня; |
Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Внешние процессы. | V | ГГМ имени В.И. Вернадского, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Музей Землеведения МГУ; | Внешние и внутренние геологические процессы и результаты их деятельности; |
Литосфера в жизни человека | V | ГГМ имени В.И. Вернадского, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Музей Землеведения МГУ, метро; | Использование минералов и горных пород человеком. Полезные ископаемые; |
Образование Земли | VI | ГГМ имени В.И. Вернадского, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Музей Землеведения МГУ. | Гипотезы образования Земли. Основные этапы истории развития Земли; |
Продолжение таблицы 1
Тема | Класс | Музей | Содержание экскурсии |
Литосферные плиты и их движение | VII | ГГМ имени В.И. Вернадского, Рудно - петрографический музей; | Литосферные плиты и их движение. Эволюция магматизма ранних этапов развития Земли, океанической коры, островных дуг, складчатых и активизированных областей, вулканической деятельности; |
Полезные ископаемые материков | VII | ГГМ имени В.И. Вернадского, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана; | Горные породы, минералы, полезные ископаемые материков; |
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые России | VIII | Музей Землеведения МГУ, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, метро; | Горные породы и минералы крупных регионов России. Полезные ископаемые традиционных горнодобывающих районов нашей страны; |
Геологическое летосчисление | VIII | Палеонтологический музей имени Ю.А. Орлова, Биологический музей имени Тимирязева, Дарвиновский музей; | Геологические эры, их важнейшие события и живые организмы; |
Горнодобывающая промышленность. Топливная промышленность. Металлургический комплекс | IX | Политехнический музей; | Полезные ископаемые, способы их добычи и переработки. |
(составлено автором)
Таким образом, непременным условием реализации усовершенствованной системы геологических знаний и умений являются учебные геологические экскурсии. Включение экскурсий в образовательный процесс объясняется их ролью в формировании практических умений, что решает проблему устранения абстракции учебного материала и связывает его с жизнью. Проблема организации геологических экскурсий в больших городах, в связи с их застройкой, решается путем организации и проведения экскурсий в школьном дворе, по улицам, станциям метрополитена и в музеях города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геологическая экскурсия по центру Санкт-Петербурга
Это методическая разработка. Пособие для учителя, как можно работать с детьми при подготовке экскурсии в природу....
Публикация для родителей. Семейные экскурсии в музеи Москвы
Младший школьный возраст - это тот самый возраст, когда необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополн...
классный час для 5 класса "Музеи Москвы".
Краткий обзор самых известных мест Москвы. Ознакомительная информация, фотографии, факты. Очень хочется, чтобы дети знали и любили свой родной город....
КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД ШАХТЫ).
В данной работе дан обзор геологической экскурсии в город Шахты для изучения древней флоры карбона...
Урок биологии 7 класс с использованием ИКТ. "КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ". ( Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы)
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС(урок с использованием ИКТ).Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы Цель: проследить эволюцию кровеносной системы и обобщить знани...
Урок-экскурсия по музею "Кутлу-Букашский музей"
\' KUTLU BUKASH MUSEUM\'(in the school of the village Kutlu Bukash, region Rybnaya Sloboda, the republic of Tatarstan) Цели: научить учащихся делать представление своего школьного музея на английск...
Экскурсия в Музей истории усадьбы Щапово и урок "Рисование в музее"
В мае 2016 года ученики художественного отделения побывали на экскурсии в Музее истории усадьбы Щапово. Экскурсия была посвещена народным промыслам и истории производства набивных тканей и кружев в Ща...