«Географические координаты»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_geografii.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8»
Урок по географии по УМК СФЕРЫ в 5 классе по ФГОС.
Тема урока: «Географические координаты»
Составила:
Заместитель руководителя по воспитательной работе, учитель географии
Запривода Анна Юрьевна
г.Ухта
2016г.
Технологическая карта
Общая часть
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: географические координаты
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: понятия: географические координаты -географическая широта, географическая долгота, Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. | Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты,_ Познавательные: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные: владение устной речью. Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками. | Умение использовать географические знания для созидательной деятельности. Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географические координаты, географическая широта, географическая долгота, | |
Используемые педагогические технологии | деятельностного подхода: проблемно-диалогического обучения, ИКТ;здоровьесберегающая | |
Виды используемых на уроке средств | Учебник по УМК «СФЕРЫ»: «География. Планета Земля. 5-6 классы, автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение», 2012год»; атласы; физическая карта полушарий; глобусы; рабочий лист. | |
Аппаратное и программное обеспечение | Мультимедиапроектор, ноутбук, экран. |
Задачи урока:
образовательная: сформировать представление о географических координатах точки; познакомить с профессиями, где в жизни могут пригодиться знания о географических координатах.
развивающая: продолжить работу по формированию умения работать в парах,группе; находить нужную информацию в тексте учебника, в электронном приложении к учебнику; развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий,, электронной контурной карте; находить по географическим координатам нужный объект.
воспитывающая: воспитывать чувство любви к животным; воспитывать в себе потребность оказание помощи животным и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1Организационный момент | Приветствие. Прозвенел для нас звонок – начинается урок. -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Проверьте свои принадлежности к уроку. | Приветствие Рапорт дежурных Проверка принадлежностей: Учебник, дневник, атлас, контурная карта,рабочий лист |
2.Мотивационно-целеполагающий | Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Ребята по электронной почте прислали письмо, на которое необходимо срочно ответить! « Здравствуйте ребята! Служба спасения по чрезвычайным ситуациям просит вас помочь вернуть маленького кенгурёнка домой, который вчера отстал во время посадки в самолёт. Известно, что он живёт в каком-то зоопарке вместе со своими родителями, братьями и сёстрами. Сейчас он очень грустный, не хочет кушать, иногда даже плачет. На передней конечности у него одето кольцо, где написано:32°ю.ш. и 150°в.д . Может быть вы нам поможете узнать, что это за данные и тогда благодаря вам мы вернули бы кенгурёнка домой горазда быстрее. С уважением к вам, работники службы МЧС.» Учитель вывешивает портрет кенгуру. Ребята, а вам хочется, чтобы кенгурёнок быстрее вернулся домой? Учитель: Ребята всё ли вам понятно в письме работников службы МЧС. Учитель: Ребята вы готовы определить где, живёт кенгуренок и что нам для этого понадобиться Учитель: Хорошо ребята, все сейчас сможете найти дом кенгуренка по карте атласа. Учитель: Я с вам совершенно согласна. Что вам необходимо для того, чтобы вы узнали, что обозначают буквы ш и д. Учитель: Молодцы. Исходя из ваших ответов , как вы сможете определить тему и цели урока Учитель: Ребята всели, согласны с этим предположением. Учитель: Хорошо все открывают оглавление учебника. Что по оглавлению вы можете сказать. Учитель: Молодцы я с вами согласна. Откроем тетради и запишем тему нашего урока «Географические координаты». Учитель: тему определили, а цели урока как вы определите. Учитель: Тогда, откроем параграф 19 и обратимся к рубрики «Вы узнаете», и определим задачи урока. Учитель : демонстрирует слайд с темой урока с задачами урока. | Учащиеся внимательно слушают текст письма ( просматривают текст письма на слайде №1) Ответ учащихся: Нам бы очень хотелось помочь кенгурёнку. Ответы учащихся: 32 и 150 это градусы, буква ю. и в .мы предполагаем, что это название стороны горизонта( юг, восток), направление на юг и восток в котором нам необходимо двигаться, чтобы вернуть кенгурёнка. Ответы учащихся: Наверное, кенгурёнок может проживать в Австралии. А чтобы найти дом нам понадобиться атлас, где по карте найдём дом кенгурёнка. Ответы учащихся: Нет, так как мы не знаем что обозначают буквы ш и д . Ответы учащихся: изучить что такое 32°ю.ш. и 150°в.д . Для изучения данных мы можем использовать Интернет ресурсы, энциклопедии, учебник, спросить у учителя. Нам необходимо определить тему и цели урока. Ответ учащихся: С начало мы обратимся к оглавлению учебника. Ответ учащихся: Да Ответы учащихся: Мы изучаем раздел «Изображение земной поверхности и их использование» На прошлом уроке изучали, что такое параллели и меридианы, для чего они служат. Для того чтобы определить где живёт кенгурёнок нам необходимо изучить тему Географические координаты. Ответы учащихся: Можно обратиться к параграфу учебника. Из Рубрики « Вы узнаете» можно определить задачи урока. Ответы учащихся: 1.Узнать,что такое географические координаты? 2.Узнать, что такое градусная сетка? 3.Узнать, что такое географическая широта и географическая долгота? 4.Узнать, как определять координаты точки по градусной сетке? 5.Узнать место, куда нужно отправить кенгурёнка и сообщить об этом в службу спасения.
|
Изучение нового материала Физкульт минутка Подведение итогов | Учитель: Ребята ваши предложения. Как мы сегодня будем работать на уроке, чтобы выполнить поставленные вами задачи урока. Учитель: Все согласны с предложением…. Ребята можете приступать к изучению 1.что такое географические координаты? 2. что такое градусная сетка? 3 что такое географическая широта и географическая долгота? На выполнения трёх задач вам отводится 10 минут. Учитель: Ребята, наше время по изучению первых трёх задач закончилось. Кто желает познакомить нас Что такое географические координаты. Учитель: Итак, с первой задачей мы с вами справились успешно, узнали что такое географические координаты - это географическая широта и географическая долгота точки .Демонстрируется слайд. Учитель: Учитель озвучивает вторую задачу. По желанию учащийся даёт ответ. Учитель: Демонстрирует слайд. Ребята, а где в жизни вы видели сетку и для чего она используется? Учитель: И со второй задачей мы справились успешно! Можем ли мы уже определить, где живёт кенгурёнок. Учитель: Ребята кто желает познакомить нас, что такое географическая широта и географическая долгота. Учитель: демонстрирует слайд рисунка 2.32, корректирует полученную информацию от учащихся. С третьей задачей справились. Значит, найти адрес кенгурёнка можно найти, прямо сейчас. Учитель: Я с вами согласна. Что вам необходимо, чтобы решить 4 и 5 задачу урока. Учитель: Хорошо. Вы по своему желанию можете сформировать группы. Учитель: Вы сформировали четыре группы, для каждой группы вы определили задание: 1 и 3 группа разрабатывает алгоритм определения географической широты, 2 и 4 группа разрабатывает алгоритм определения географической долготы. Прежде чем приступить к выполнению 4 задачи вспомнить правила работы в группе. На выполнение 4 задачи вам отводится 8 минут. Учитель: Время для выполнения задания подошло к концу. Команда №1 представляет свой алгоритм и т.д. Учитель: совместно с детьми сравнивает алгоритм 1 и 3 группы, 2и 4 группы. Корректирует при необходимости. Учитель: Молодцы все команды выполнили свою задачу. Вы, наверное, немножко устали, а теперь давайте немножко отдохнём. А теперь, ребята, встали Руки медленно подняли, Пальцы сжать, потом разжать Руки вниз и так стоять Наклонились вправо, влево И беритесь вновь за дело. Учитель: А теперь ребята вы можете определить адрес кенгурёнка и вернуть его домой. Учитель: На выполнение 5 задачи перед вами на слайде географические координаты дома кенгурёнка 32°ю.ш. и 150°в.д .Определите по составленным алгоритмам место от куда прилетел кенгурёнок. На выполнение вам отводится 3 минуты. Учитель: Правильно вы определили, мы сейчас проверим. Демонстрируется слайд с анимацией. Молодцы все вы постарались, вернули кенгурёнка к родным. По электронной почте я сообщу спасателем, что мы верно определили адрес кенгурёнка и вернули его домой. Ребята желаете ещё определить географические координаты объектов. Учитель: На слайде будут показаны вам координаты, а вы будете находить их в атласе или на глобусе и называть мне географические объекты Учитель: Молодцы. Все сегодня работали хорошо. У каждого на парте находится лист самооценки, я прошу оценить свою работу на уроке от 0 до 5 баллов. И передать этот лист самооценки мне. Учитель: задаёт итоговые вопросы 1.Для чего необходимо уметь определять географические координаты? 2.Людям, каких профессий необходимо знать географические координаты Учитель: Молодцы. Багаж знаний и умений у сегодня большой. | Ответы: 1,2,3 задачу урока можно выполнять в парах. Самостоятельно изучить текст параграфа, использовать материал с информационного стола, атлас. Изучая новую информацию фиксировать её в рабочем листе. После изучения по желанию ознакомить одноклассников с ней. Ответ учащихся: да Учащиеся работают с текстом учебника, с картами атласа, с информацией с «информационного стола» фиксируют в рабочий лист новую информацию Ответ учащихся: Географические координаты точек земной поверхности-это географическая широта и географическая долгота. Географические координаты – это адрес объекта на карте. Ответ учащегося: Я узнал, что такое градусная сетка. На карте и на глобусе есть линии, которые пересекаются между собой. Эти линии называются параллелями и меридианами. По параллелям и меридианам определяются направления объекта запад-восток, север-юг. От пересечения параллелей и меридианов между собой образуется сетка .Эта сетка на картах и глобусе называется – градусной сеткой. Ответ учащихся: На окнах, для загораживания огорода. Ответ учащихся: Нет, потому что мы не знаем, что означает географическая долгота и географическая широта точки. Эта третья наша задача урока, на которую нам необходим багаж знаний. Ответ учащихся: Географическая широта - это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки. Географическая широта объекта может быть северной или южной. Это хорошо видно на рисунке 2.32 в учебнике. Если объект находится в промежутке от экватора до северного полюса широта будет северной, Если объект находится в промежутке от экватора до южного полюса широта будет южной. Географическая долгота – это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Долготу отсчитывают от начального меридиана, который имеет долготу 0 до 180. По рисунку 2.32 видно что все точки лежащие к востоку от 0 меридиана имеют восточную долготу,, а точки, лежащие к западу от 0 имеют западную долготу. Значение долготы в градусах на карте и на глобусе подписывают вдоль экватора у пересечения его меридианами. Ответ учащихся: Можно попытаться по карте атласа найти дом кенгурёнка, но займёт много времени, так как у нас не решены ещё две практические задачи, а именно научиться находить географические координаты. Ответ учащихся: Можно работать в группах. Каждая группа разрабатывает алгоритм по определению географической широты, географической долготы. Для этого мы можем использовать наглядную информацию с информационного стола, текс параграфа 19. Учащиеся формируют группы по желанию Ответы учащихся: по цепочке правила работы в группе: Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Команда нас объединяет Не испугаемся преград, Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры Не отвлекут от дела нас. В своей команде нам уютно Мы оказались в ней не вдруг, Когда кому-то станет трудно, Свое плечо подставит друг. Ответы учащихся :оформленные на листе. Представитель команды озвучивает алгоритм. Ответы учащихся: Да. При этом мы используем наши алгоритмы по определению географической долготы и географической широты и карту полушарий в атласе. Ответ учащихся: Правильно мы определили это материк Австралия, так как она является родиной кенгуру, а зоопарк расположен в столице Австралии - Канберра. Ответ учащихся: Да, нам необходимо закрепит умения находить географические координаты Ответы учащихся: 1. Москва 2.Водопад Виктория 3.гора Народная 4.город Сыктывкар. Учащиеся оценивают себя. Ответ учащихся: Чтобы знать, где находишься. Ну например: захочешь поехать куда- нибудь отдохнуть на своей машине, случайно заехал куда нить не туда (а куда не знаешь), тогда можно взять карту, найти свое местоположение и зная где ты находишься выехать из этого места. Или использовать навигатор. При попадании в аварийную ситуацию человек первым делом должен уметь ориентироваться на местности. Иногда бывает необходимо определить свои географические координаты, например чтоб передать МЧС свое местоположение . В противном случаи вас будет довольно трудно отыскать. По глобусу и карте можно определить любое место земной поверхности. Зная географические координаты, можно найти его точное место на карте и глобусе. Ответ учащихся: морякам, военным, лётчикам, военным, работникам МЧС, геологам и т.д. |
Рефлексия | Учитель: И в заключении, посмотрите на слайд и закончите предложения: А у меня сегодня получилось……. Я и не подозревал……….. | Учащиеся по цепочке пожеланию заканчивают любое предложение. |
Домашнее задание | Учитель: Ребята, откроем дневники, запишем д/з. Изучить параграф 19, устно ответить на вопросы на стр.51, придумать 2-3 задания для одноклассников на определение географических координат, задание можно оформить в рабочей тетради.( слайд) Учитель: Всем спасибо за работу на уроке, до свидание. | Учащиеся записывают д/з в дневнике |