«Географические координаты»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Запривода Анна Юрьевна

Тип  урока:  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний

Цель урока: формирование  понятия  географические  координаты  и  умение их  определять на  географических картах, глобусе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_geografii.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8»

Урок  по  географии  по  УМК СФЕРЫ  в  5  классе  по  ФГОС.

Тема  урока: «Географические  координаты»

Составила:

 Заместитель руководителя по воспитательной работе, учитель географии  

Запривода Анна Юрьевна

г.Ухта

2016г.

Технологическая  карта

Общая  часть

Предмет: география

Класс: 5

Тема  урока: географические  координаты

Тип  урока:  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний

Цель урока: формирование  понятия  географические  координаты  и  умение их  определять на  географических картах, глобусе.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать:  понятия:  географические координаты  -географическая  широта,  географическая  долгота,

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации     цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты,_

Познавательные:

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные: владение устной  речью.

 Развитие  компетенции в  области  использования  информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ-компетенции).

Умение организовывать  учебное  сотрудничество в  группе,  в  паре,  с  учителем,  со  сверстниками.

Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Понимание  значимости  знаний о географических  координатах  для  практической  жизни  людей.

Основные  понятия, изучаемые  на  уроке

Географические  координаты, географическая широта,  географическая  долгота,

Используемые  педагогические  технологии

деятельностного  подхода:  проблемно-диалогического  обучения, ИКТ;здоровьесберегающая

Виды  используемых  на  уроке средств

Учебник по  УМК «СФЕРЫ»: «География. Планета Земля. 5-6 классы,  автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение»,  2012год»;  атласы;   физическая  карта   полушарий; глобусы;  рабочий  лист.

Аппаратное  и программное обеспечение

Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.

Задачи  урока:

образовательная: сформировать  представление  о географических  координатах точки; познакомить  с  профессиями,  где  в  жизни  могут  пригодиться  знания о  географических координатах.

развивающая: продолжить  работу по формированию  умения работать  в  парах,группе; находить нужную  информацию в  тексте  учебника, в  электронном  приложении к  учебнику; развитие  умения определять  географические  координаты  на  физической  карте  полушарий,, электронной  контурной  карте;  находить  по  географическим  координатам нужный  объект.

воспитывающая: воспитывать  чувство  любви  к  животным;  воспитывать в  себе  потребность оказание  помощи  животным  и людям,  оказавшимся  в трудной  жизненной  ситуации.

Название  этапа

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

1Организационный  момент

Приветствие.

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Проверьте  свои  принадлежности  к  уроку.

Приветствие

Рапорт дежурных

Проверка принадлежностей:

Учебник, дневник, атлас, контурная карта,рабочий  лист

2.Мотивационно-целеполагающий

Введение  в  тему  урока  и  создание  условий для  осознанного  восприятия  нового  материала.

Ребята  по  электронной  почте  прислали  письмо,  на  которое  необходимо  срочно  ответить!

«  Здравствуйте  ребята! Служба спасения по  чрезвычайным  ситуациям просит  вас  помочь  вернуть маленького  кенгурёнка  домой, который вчера отстал во  время посадки в самолёт.   Известно,  что   он  живёт  в  каком-то зоопарке  вместе  со  своими родителями,  братьями  и  сёстрами.  Сейчас он очень грустный, не хочет  кушать, иногда даже  плачет.  На  передней конечности у  него одето  кольцо, где  написано:32°ю.ш. и  150°в.д .  Может  быть  вы  нам  поможете  узнать,  что  это  за   данные  и  тогда  благодаря  вам  мы  вернули   бы  кенгурёнка  домой  горазда  быстрее.

С  уважением  к  вам,  работники службы  МЧС.»

Учитель вывешивает портрет кенгуру.

 Ребята,   а вам  хочется,  чтобы  кенгурёнок  быстрее вернулся  домой?

Учитель: Ребята всё ли вам понятно в письме работников службы МЧС. 

Учитель: Ребята вы готовы  определить  где, живёт кенгуренок и что нам для этого понадобиться

Учитель: Хорошо ребята, все сейчас сможете  найти дом кенгуренка по карте атласа.

Учитель: Я с вам совершенно согласна. Что вам необходимо для того, чтобы вы узнали, что обозначают буквы ш и д.

Учитель: Молодцы. Исходя из ваших ответов , как вы сможете определить тему и цели  урока

Учитель: Ребята всели, согласны с этим предположением.

Учитель: Хорошо все открывают оглавление учебника. Что по оглавлению вы можете сказать.

Учитель: Молодцы  я с вами согласна. Откроем тетради и запишем тему нашего урока «Географические координаты».

Учитель: тему определили, а цели урока как вы определите.

Учитель: Тогда, откроем параграф 19 и обратимся к рубрики «Вы узнаете», и определим  задачи урока.

Учитель : демонстрирует слайд с темой урока с задачами  урока.

Учащиеся внимательно слушают текст письма ( просматривают текст письма на слайде №1)

 Ответ учащихся: Нам бы очень хотелось помочь кенгурёнку.

Ответы учащихся: 32   и 150 это градусы, буква ю. и в .мы предполагаем, что это  название стороны горизонта( юг, восток), направление на юг и восток  в котором нам необходимо двигаться, чтобы  вернуть  кенгурёнка.

Ответы учащихся: Наверное, кенгурёнок может проживать в Австралии. А чтобы найти дом нам понадобиться атлас, где по карте найдём дом кенгурёнка.

Ответы учащихся: Нет, так как мы не знаем что обозначают буквы ш и д .

Ответы учащихся: изучить что такое 32°ю.ш. и  150°в.д .  Для изучения данных мы можем использовать Интернет ресурсы, энциклопедии, учебник, спросить у учителя. Нам необходимо определить тему и цели урока.

 Ответ учащихся: С начало мы обратимся к оглавлению учебника.

Ответ учащихся: Да

Ответы учащихся: Мы изучаем раздел «Изображение земной поверхности и их  использование» На прошлом уроке изучали, что такое параллели и меридианы, для чего они служат. Для того чтобы  определить  где живёт кенгурёнок нам необходимо изучить тему Географические координаты.

Ответы учащихся: Можно обратиться  к параграфу учебника. Из Рубрики « Вы узнаете» можно определить задачи  урока.

Ответы учащихся:

1.Узнать,что  такое географические  координаты?

2.Узнать,  что  такое  градусная  сетка?

3.Узнать,  что  такое  географическая  широта  и географическая долгота?

4.Узнать,  как  определять координаты  точки  по  градусной  сетке?

 5.Узнать  место,  куда  нужно  отправить  кенгурёнка  и  сообщить  об  этом  в  службу  спасения.

 

Изучение  нового  материала

Физкульт минутка

Подведение итогов

Учитель: Ребята ваши предложения. Как мы сегодня будем работать на уроке, чтобы выполнить поставленные вами задачи урока.

Учитель: Все согласны с предложением….

Ребята можете приступать к изучению

 1.что  такое географические  координаты?

2. что  такое  градусная  сетка?

3 что  такое  географическая  широта  и географическая долгота?

На выполнения трёх задач вам отводится 10 минут.

Учитель: Ребята, наше время по изучению  первых трёх задач закончилось. Кто желает познакомить нас

Что такое географические координаты.

Учитель: Итак,  с  первой  задачей мы  с  вами  справились  успешно, узнали  что  такое  географические  координаты -  это географическая  широта  и  географическая  долгота  точки .Демонстрируется слайд.

 Учитель: Учитель озвучивает вторую задачу. По желанию учащийся даёт ответ.

Учитель: Демонстрирует слайд. Ребята, а   где  в  жизни вы  видели сетку и  для  чего  она  используется?

 Учитель: И  со  второй  задачей  мы  справились успешно!  Можем  ли  мы  уже  определить, где  живёт  кенгурёнок.

Учитель: Ребята кто желает познакомить нас, что такое географическая широта и географическая долгота.

Учитель: демонстрирует слайд рисунка 2.32, корректирует полученную информацию от учащихся.

С третьей задачей справились. Значит, найти адрес кенгурёнка можно найти, прямо сейчас.

Учитель: Я с вами согласна. Что вам необходимо, чтобы решить 4 и 5 задачу урока.

Учитель: Хорошо. Вы по своему желанию можете  сформировать группы.

Учитель: Вы сформировали  четыре группы,  для каждой группы вы определили задание: 1 и 3 группа разрабатывает алгоритм определения географической широты, 2 и 4 группа разрабатывает алгоритм определения географической долготы.   Прежде чем приступить к выполнению 4 задачи вспомнить правила работы в группе. На выполнение  4 задачи вам отводится 8 минут.

Учитель: Время для выполнения задания подошло к концу. Команда №1 представляет свой алгоритм и т.д.

Учитель: совместно с детьми сравнивает алгоритм 1 и 3 группы, 2и 4 группы. Корректирует при необходимости.

Учитель: Молодцы все команды выполнили свою задачу. Вы, наверное, немножко устали, а теперь давайте немножко отдохнём.

А теперь, ребята, встали

Руки медленно подняли,

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонились вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Учитель:  А теперь ребята вы можете  определить адрес кенгурёнка и вернуть его домой.

Учитель: На выполнение 5 задачи перед вами  на слайде географические координаты дома кенгурёнка 32°ю.ш. и  150°в.д .Определите по составленным алгоритмам место от куда прилетел кенгурёнок. На выполнение вам отводится 3 минуты.

Учитель: Правильно вы определили, мы сейчас проверим. Демонстрируется слайд с анимацией. Молодцы все вы постарались, вернули кенгурёнка к родным. По электронной почте я сообщу спасателем, что мы верно определили адрес кенгурёнка и вернули его домой. Ребята желаете ещё  определить географические координаты объектов.

Учитель: На слайде будут показаны  вам координаты, а вы будете находить их в атласе или на глобусе и называть  мне географические объекты

Учитель: Молодцы. Все сегодня работали хорошо. У каждого на парте находится лист самооценки, я прошу оценить свою работу на уроке  от 0 до 5 баллов. И передать этот лист самооценки мне.

Учитель: задаёт итоговые вопросы

1.Для чего необходимо уметь определять географические координаты?

2.Людям, каких профессий необходимо знать географические координаты

Учитель: Молодцы. Багаж знаний и умений у сегодня большой.

Ответы: 1,2,3 задачу урока можно выполнять в парах. Самостоятельно изучить текст параграфа, использовать материал с информационного стола, атлас. Изучая  новую информацию фиксировать её в рабочем листе. После изучения по желанию ознакомить одноклассников с ней.

Ответ учащихся: да

Учащиеся работают с текстом учебника,  с картами атласа, с информацией с «информационного стола» фиксируют в рабочий лист новую информацию

Ответ учащихся: Географические координаты точек земной поверхности-это географическая широта и географическая долгота.

Географические координаты – это адрес объекта на карте.

Ответ учащегося: Я узнал, что такое градусная сетка. На карте и на глобусе есть линии, которые пересекаются между собой. Эти линии называются параллелями и меридианами. По параллелям и меридианам определяются направления объекта запад-восток, север-юг. От пересечения параллелей и меридианов между собой  образуется сетка .Эта сетка на картах и глобусе называется – градусной сеткой.

Ответ учащихся: На  окнах, для загораживания  огорода.

Ответ учащихся: Нет,  потому  что  мы  не  знаем,  что означает  географическая  долгота  и  географическая  широта  точки. Эта третья наша задача урока, на которую нам необходим багаж знаний.

Ответ учащихся: Географическая широта - это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки. Географическая широта  объекта может  быть северной или южной. Это хорошо видно на рисунке 2.32 в учебнике. Если объект находится  в промежутке от экватора до северного полюса широта будет северной, Если объект  находится в промежутке от экватора до южного полюса широта будет южной.

Географическая долгота – это величина  дуги  параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Долготу отсчитывают от начального меридиана, который имеет долготу 0 до 180. По рисунку 2.32 видно что все точки лежащие к востоку от 0 меридиана имеют восточную долготу,, а точки, лежащие к западу от 0 имеют западную долготу. Значение долготы в градусах на карте и на глобусе подписывают вдоль экватора у пересечения его меридианами.

Ответ учащихся: Можно попытаться по карте атласа найти дом кенгурёнка, но займёт много времени, так как у нас не решены ещё две практические задачи, а именно научиться находить географические координаты.

Ответ учащихся: Можно работать в группах. Каждая группа разрабатывает алгоритм по определению географической широты, географической долготы. Для этого мы можем использовать наглядную информацию с информационного стола, текс параграфа 19.

Учащиеся формируют группы по желанию

 Ответы учащихся: по цепочке правила работы в группе:

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Ответы учащихся :оформленные на листе. Представитель команды озвучивает алгоритм.

Ответы учащихся: Да. При этом мы используем наши алгоритмы по определению географической долготы и географической широты и карту полушарий в атласе.

Ответ учащихся: Правильно мы определили это материк Австралия, так как она является родиной кенгуру, а зоопарк расположен в столице Австралии - Канберра.

Ответ учащихся: Да, нам необходимо закрепит умения находить географические координаты

Ответы учащихся:

1. Москва

2.Водопад Виктория

3.гора Народная

4.город Сыктывкар.

Учащиеся оценивают себя.

Ответ учащихся: Чтобы знать, где находишься. Ну например: захочешь поехать куда- нибудь отдохнуть на своей машине, случайно заехал куда нить не туда (а куда не знаешь), тогда можно взять карту, найти свое местоположение и зная где ты находишься выехать из этого места. Или использовать навигатор.

При попадании в аварийную ситуацию человек первым делом должен уметь ориентироваться на местности. Иногда бывает необходимо определить свои географические координаты, например чтоб передать МЧС свое местоположение . В противном случаи вас будет довольно трудно отыскать.

По глобусу и карте можно определить любое место земной поверхности. Зная географические координаты, можно найти его точное место на карте и глобусе.

Ответ учащихся: морякам, военным, лётчикам, военным, работникам МЧС, геологам и т.д.

Рефлексия

Учитель: И в заключении, посмотрите на слайд и закончите предложения:

А у меня сегодня получилось…….

Я и не подозревал………..

Учащиеся по цепочке пожеланию заканчивают любое предложение.

Домашнее задание

Учитель: Ребята, откроем дневники, запишем д/з.

Изучить параграф 19, устно ответить на вопросы на стр.51, придумать 2-3 задания для одноклассников на определение географических координат, задание можно оформить в рабочей тетради.( слайд)

Учитель: Всем спасибо за работу на уроке, до свидание.

Учащиеся записывают д/з в дневнике