Рабочая программа по географии 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа по географии 7 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya7.docx | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ
• Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа составлена на основе программы Домогацких Е.М. (Программа курса « География» для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016).
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе.
Цели и задачи курса:
1. Создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
2. Раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
3. Воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 часов)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
- Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
- Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
- Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения
Умение объяснять:
- географические явления и процессы
- причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
- местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.
Практическая работа:
1. «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия:
Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
- Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
- формирование климатических поясов;
- действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
- местоположение климатических поясов.
Практические работы:
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
- Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в гидросфере;
- формирование системы поверхностных океанических течений.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
- местоположение крупнейших морских течений.
Практические работы:
- Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
- Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
- Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
- местоположение природных зон.
Практическая работа:
- Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часа)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
- С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
- Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
- Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
- местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.
Практическая работа:
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (47 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
- Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
- Африка – материк равнин.
- Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
- Своеобразие регионов Африки:
- Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
- Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
- Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
- Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Метапредметные умения:
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- географическая специфика отдельных стран.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженность с севера на юг в градусной мере и километрах
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия - маленький великан (6 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Виллем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи
- Самый маленький и самый засушливый материк.
- Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
- Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
- Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
- Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
- Океания — особый островной мир.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:
1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходств и различия основных компонентов природы.
Тема 3. Антарктида - холодное сердце (2 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи:
- Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка;
- Антарктида — материк без постоянного населения.
Метапредметные умения:
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Тема 4. Южная Америка - материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи
- Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
- Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
- Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:
Выявление с использованием карт взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка.
Тема 5. Северная Америка - знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи
- Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
- Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
- Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
- Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:
Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
- Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
- Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
- Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
- Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
- Евразия — самый заселенный материк Земли.
- Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:
Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимодействия природы и человека (3 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии:
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
- Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
- Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- особенности взаимодействия природы и человека;
- особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
- следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.
Умение определять:
- центры происхождения культурных растений;
- местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа:
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, меры защиты от катастрофических явлений природного характера.
Обобщение – 2 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
- определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
- приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
- проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
- сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 – х учебных часов в неделю.
Географическая номенклатура
Тема «Африка»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
- полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
- Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
- полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
- моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботнический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
- равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
- горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
Раздел 1. Планета, на которой мы живём | 21 | |
1 | Литосфера – подвижная твердь | 6 |
2 | Атмосфера - мастерская климата | 4 |
3 | Мировой океан – синяя бездна | 4 |
4 | Географическая оболочка – живой механизм | 2 |
5 | Человек – хозяин планеты | 5 |
Раздел 2. Материки планеты Земля | 47 | |
6 | Африка – материк коротких теней | 9 |
7 | Австралия - маленький великан | 6 |
8 | Антарктида - холодное сердце | 2 |
9 | Южная Америка - материк чудес | 8 |
10 | Северная Америка - знакомый незнакомец | 8 |
11 | Евразия – музей природы | 10 |
12 | Взаимодействия природы и человека | 3 |
13 | Обобщение | 2 |
Итого | 68 |
Используемый УМК:
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 7 класс. М.: Русское слово, 2010.
2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
3. Е.М.Домогацких, Е.Е.Домогацких. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. Русское слово
Тематическое планирование по географии
7 класс ( 68 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | ||
РАЗДЕЛ 1. ПЛНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (20 ЧАС) | ||||
ТЕМА 1. Мировая суша (1ч) | ||||
1 | 1 | Суша в океане | 1 | |
Тема 2. Поверхность Земли (5ч) | ||||
2 | 1 | Геологическое время
| 1 | |
3 | 2 | Строение земной коры | 1 | |
4 | 3 | Литосферные плиты. Пр/р 1.
| 1 | |
5 | 4 | Платформы и равнины | 1 | |
5 | Складчатые пояса и горы | 1 | ||
Тема 3. Атмосфера (4ч) | ||||
6 | 1 | Пояса планеты. Пр/р 2. | 1 | |
7 | 2 | Воздушные массы и климатические пояса | 1 | |
8 | 3 | Климатообразующие факторы | 1 | |
9 | 4 | Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли» и «Атмосфера» | 1 | |
Тема 4. Мировой океан (4ч) | ||||
10 | 1 | Мировой океан и его части. Пр/р 4 | 1 | |
11 | 2 | Движение вод Мирового океана. Система течений. | 1 | |
12 | 3 | Органические мир океана. | 1 | |
13 | 4 | Особенности природы отдельных океанов | 1 | |
Тема 5. Геосфера (2ч) | ||||
14 | 1 | Географическая оболочка. Пр/р 5 | 1 | |
15 | 2 | Широтная зональность и высотная поясность. Пр/р 6 | 1 | |
Тема 6. Человек (5 часа) | ||||
16 | 1 | Освоение Земли человеком | 1 | |
17 | 2 | Охрана природы | 1 | |
18 | 3 | Население Земли. Пр/р 7 | 1 | |
19 | 4 | Политическая карта мира. Пр/р 8 | 1 | |
20 | 5 | Обобщение по разделу 1. «Планета, на которой мы живем» | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. МЕТИРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (43 Ч) | ||||
Тема 1. Африка (9часов) | ||||
21 | 1 | Африка: географическое положение и история освоения. Пр/р 9 | 1 | |
22 | 2 | Основные черты природы Африки. Пр/р 10 | 1 | |
23 | 3 | Климат Африки | 1 | |
24 | 4 | Гидрография Африки | 1 | |
25 | 5 | Природные зоны | 1 | |
26 | 6 | Население Африки. | 1 | |
27 | 7 | Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы: Северная и Западная Африка. | 1 | |
28 | 8 | Центральная, Восточная и Южная Африка. | 1 | |
29 | 9 | Обобщение по теме «Африка» Пр/р 11 | 1 | |
Тема 2. Австралия и Океания (6ч) | ||||
30 | 1 | Географическое положение и история исследования Австралии | 1 | |
31 | 2 | Компоненты природы Австралии. Пр/р 12 | 1 | |
32 | 3 | Основные черты природы Австралии | 1 | |
33 | 4 | Австралийский Союз 1 | ||
34 | 5 | Океания – островной регион | 1 | |
35 | 6 | Обобщение по теме «Австралия и Океания» | 1 | |
Тема 3. Антарктида (2ч) | ||||
36 | 1 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | |
37 | 2 | Основные черты природы Антарктиды | 1 | |
Тема 4. Южная Америка (8 часов) | ||||
38 | 1 | Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Пр/р 13 | 1 | |
39 | 2 | Основные черты природы Южной Америки | 1 | |
40 | 3 | Климат Южной Америки | 1 | |
41 | 4 | Гидрография Южной Америки | 1 | |
42 | 5 | Разнообразие природы. Пр/р 14 | 1 | |
43 | 6 | Население Южном Америки. Пр/р 15 | 1 | |
44 | 7 | Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки. | 1 | |
45 | 8 | Обобщение по теме «Южная Америка» | 1 | |
Тема 5. Северная Америка (8ч) | ||||
46 | 1 | Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки | 1 | |
47 | 2 | Основные черты природы Северной Америки | 1 | |
48 | 3 | Климат Северной Америки. Пр/р 16 | 1 | |
49 | 4 | Гидрография Северной Америки | 1 | |
50 | 5 | Природные зоны Северной Америки. | 1 | |
51 | 6 | Население Северной Америки. Пр/р 17 | 1 | |
52 | 7 | Крупные природные и природно-хозяйственные регионы Северной Америки | 1 | |
53 | 8 | Обобщение по теме «Северная Америка» | 1 | |
Тема 6. Евразия (10 ч) | ||||
54 | 1 | Географическое положение и история исследований Евразии | 1 | |
55 | 2 | Основные черты природы Евразии | 1 | |
56 | 3 | Климат Евразии. Пр/р 18 | 1 | |
57 | 4 | Гидрография Евразии | 1 | |
58 | 5 | Разнообразие природы. Пр/р19 | 1 | |
59 | 6 | Население Евразии. | 1 | |
60 | 7 | Крупные регионы Евразии. Пр/р 20 | 1 | |
61 | 8 | Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия | 1 | |
62 | 9 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Прр 21 | 1 | |
63 | 10 | Обобщение по теме «Евразия» | 1 | |
Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (3Ч) | ||||
64 | 1 | Природа и общество | 1 | |
65 | 2 | Экологические проблемы. Пр/р 22 | 1 | |
66 | 3 | Стихийные явления в геосферах и правила безопасности людей | 1 | |
67 | 1 | Обобщение по курсу 7 класса «География материков и океанов»(2ч) | 1 | |
68 | 2 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....
Рабочая программа для 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкина по ФГОС
Программа по математике составлена на 6 часов в неделю по ФГОС для учебника «Математика» 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа для 5 класса по математике учебника А.Г. Мордковича по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерал...
Рабочая программа по географии 5 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО
Рабочая программа по географии 5 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО...
Рабочая программа по географии 6 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО
Рабочая программа по географии 6 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...