Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 5 класса.
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование составлена на основе примерной программы по географии ( Программа основного общего образования по географии, 5 класс, И,И.Баринова, В.П. Дронов , и др, М: "Дрофа", 2014 г.), которая по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует "классической " линии. Уровень программы изучения предмета --базовый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Документ Word/ | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету "География"
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
1 уровень программы базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2017 - 2018
Класс: 5
Учитель: Астапенко Ирина Александровна.
2017 г.
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами основного общего образования», авторской программой авторов И. И. Бариновой, В.П. Дронова «Программа основного общего образования по географии. 5 класс»
Место предмета в базисном учебном плане.
Предмет «География» включен в область общественно-научных дисциплин.
В соответствии с примерной программой и учебным планом МБОУ
СОШ № для изучения предмета география в основной школе отведено 276 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах. Таким образом, в 5 классе на изучение курса «География. Начальный курс» отведено 35 часов в год - 1 час в неделю, (в т. ч. 1 диагностическая работа, 3 теста, 5 практических работ, 1 контрольная работа.
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 4 классе при изучении предшествующего курса «Окружающий мир», включающего определенные географические сведения.
УМК: обучение ведется по учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс», учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2014, атласа и контурной карты «География». 5 класс, М.: Дрофа 2017 год.
В МБОУ СОШ № выбрана данная программа, т.к. именно в структуре курса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся из разных областей наук о Земле, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Курс географии направлен на достижение следующих целей:
-знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
-пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
-формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
География как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
-познакомить с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
-формировать умения внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
-развивать понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
-развивать чувства уважения и любви к своей малой родине через активное понимание и сохранение родной природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения работать с географических текстом (структуирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя географическую терминологию, развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию географических объектов; объяснять, для чего изучают географию.
- овладения базовым понятийным аппаратом: план местности, географическая карта, горизонт, ориентирование, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, рельеф, горные породы, море, погода, почва и т.д.
- умения наблюдать за погодой, водой и почвами своей местности, - для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
- овладение навыками использования одного из «языков» международного общения – географической карты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты, «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин»;
-определять глубины и высоты точек по географической карте;
-наносить на контурную карту главные элементы градусной сетки, ориентировать заданные точки по сторонам горизонта.
- навыкам работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности.
-показывать по карте маршруты путешествий разного времени;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их,
работать с компасом,
- наблюдать за погодой, водой и почвами своей местности, - для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
- находить и называть сходства и различия в изображении градусной сети на карте и глобусе;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
-участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; - использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
Личностными результатами изучения географии в 5 классе являются: осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения географии в 5 классе являются: способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.
Формы организации и виды учебной деятельности
Для более эффективного достижения планируемых результатов в своей деятельности мы применяем такие формы и виды работы как: дидактическая игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультации, экскурсии. Все они важны, поскольку позволяют разнообразить учебную деятельность школьников и создают условия для включения детей в новые виды деятельности. В частности программой предусмотрены разнообразные экскурсии, которые позволяют расширить представления учащихся об окружающем их мире.
Основными формами работы на уроке является:
- фронтальная работа;
- групповая работа;
- парная работа;
- индивидуальная работа.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, беседа, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, написание рефератов и докладов, вывод и доказательство формул, программирование, систематизация учебного материала; наблюдения за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом, проведение исследовательского эксперимента.
В процессе изучения предмета «География. Начальный курс» организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся. Обучающимся будут предложены на выбор различные темы из курса 5 класса, которые могут быть оформлены в виде: сообщения, выставки, презентации или мини-представления. Свою работу обучающиеся могут защищать на уроках, по выбранной теме, на последних уроках, данного курса, на общешкольных предметных конференциях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ
5 КЛАСС (35 Ч).
Что изучает география. (1 ч)
Мир, в котором мы живем. Науки о природе. География — наука о Земле.
Методы географических исследований. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
Как люди открывали Землю. (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Географические открытия Средневековья. Открытия русских путешественников.
Земля во Вселенной. (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Соседи Солнца. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Мир звезд. Уникальная планета — Земля. Современные исследования космоса. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Виды изображения поверхности Земли. (4 ч )
Стороны горизонта. Компас. Ориентирование. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Природа Земли. (11 ч )
Как возникла Земля. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам. Вода на Земле. Мировой океан. Воды суши. Воздушная одежда Земли. Облака. Движение воздуха. Погода. Климат. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Что изучает география. | 5 |
2. | Как люди открывали Землю. | 5 |
3. | Земля во Вселенной | 9 |
4. | Виды изображения поверхности Земли | 4 |
5. | Природа Земли | 11 |
Контрольная работа | 1 | |
Итого: | 35 часов |
Тематическое планирование по географии, 5 класс
№ урока | Тема урока | |||
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) | ||||
1. | Мир, в котором мы живем. | |||
2. | Науки о природе. | |||
3 | География – наука о Земле | |||
4. | Методы географических исследований | |||
5. | Обобщение знаний. Тест №1 «Что изучает география». | |||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.) | ||||
6. | Географические открытия древности и Средневековья. Пр. работа №1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья» | |||
7. | Важнейшие географические открытия. | |||
8. | Открытия русских путешественников | |||
9. | Открытия русских путешественников. Пр. работа № 2 «Важнейшие географические открытия русских путешественников». | |||
10. | Презентация проектов по разделу 2. | |||
Раздел 3. Земля во Вселенной ( 9 ч.) | ||||
11. | Как древние люди представляли себе Вселенную. | |||
12. | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | |||
13. | Соседи Солнца. | |||
14. | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | |||
15. | Астероиды. Кометы. Метеоры. | |||
16. | Мир звезд. | |||
17. | Уникальная планета – Земля. | |||
18. | Современные исследования космоса. | |||
19. | Обобщение знаний. Тест №2 «Земля во Вселенной». | |||
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли ( 3 ч). | ||||
20. | Стороны горизонта. | |||
21. | Ориентирование. Пр. работа №3 «Ориентирование по компасу» | |||
22. | План местности и географическая карта. Пр. работа №4. «Построение простейшего плана местности» | |||
Раздел 5. Природа Земли. (11 ч) + 1 природная экскурсия | ||||
23. | Как возникла Земля. | |||
24. | Внутреннее строение Земли. | |||
25. | Землетрясения и вулканы. Пр. работа №5 Обозначить на к/к действующие вулканы. | |||
26. | Путешествие по северным материкам. | |||
27. | Путешествие по южным материкам. | |||
28 | Вода на Земле. | |||
29 | Воздушная одежда Земли. | |||
30. | Живая оболочка Земли. | |||
31. | Почва – особое природное тело. | |||
32. | Человек и природа. Презентация проектов. | |||
33. | Обобщение знаний и умений. Тест №3 «Природа Земли» | |||
34. | Итоговый урок по курсу «География». Контрольная работа. | |||
35. | Экскурсия |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа+ тематическое планирование по математике 5 класс
Данная рабочая программа и тематическое планирование составленно для 5 классов, обучающихся по учебнику Виленкина, с расчётом 6 часов в неделю...
Рабочая программа и тематическое планирование в 11 классе
Материал ориентирован на преподавание геометрии в 11 классе на базовом уровне по учебнику Л.С. Атанасяна. Содержит рабочую программу и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» (с календарно-тематическим планированием) 6,7 класс
Рабочая программа предметного кружка по математике может служить хорошим подспорьем при составлении тематического планирования кружка для начинающих педагогов....
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа 8-9 класс и календарно-тематическое планирование 8-9 класс
Данная программа создана на основе программ общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва «Просвещение» 2010 ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 1-4 классы 5-9 классы ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 1-4 классы 5-9 классы, ФГОС Автрор В.И. Лях . Модуль Самбо...
Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК
Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...