Температура воздуха.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Урок с применением АМО для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Температура воздуха. |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий | Комбинированный с применением АМО. Изучается в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли». Изучается после темы урока «Атмосфера» (базовая модель обучения, 34 ч в год, 1ч в неделю).
|
Цели урока | Через систему знаний и практических навыков по географии, создать условия для усвоения учащимися закономерностей распределения температуры воздуха на земной поверхности и изменения температуры воздуха в течение суток, года. |
Задачи урока | Образовательные: Сформировать представления у учащихся об особенностях и закономерностях температуры воздуха, причинно-следственных связях углов падения солнечных лучей и нагревания земной поверхности, познакомиться с понятиями «термометр», «суточная амплитуда», «средняя годовая амплитуда», «средняя годовая температура»; Развивающие: Продолжить развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыков логического мышления и анализа имеющихся знаний; Воспитательные: Воспитание взаимоуважения, организованности, аккуратности, умения работать в группах, выслушивать мнение другого человека. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока | Актуализируют - знания по теме «Атмосфера» и «Температура воздуха» Приобретут - представления об изменении температуры воздуха в течении суток, года; причинно-следственных связях угла падения солнечных лучей и нагревания земной поверхности; навыки построения графиков температур. Закрепят - знания и представления о температуре воздухи и ее изменении. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Земная поверхность и воздух над ней нагреваются солнцем неравномерно. Это зависит от угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем выше температура воздуха. Нагрев поверхности, а значит, и температура воздуха над ней зависят также от способности поверхности поглощать тепло и отражать солнечные лучи. Температура воздуха изменяется в течение суток и по сезонам года вслед за изменением угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха характеризуется средними месячными температурами. В горах температура воздуха падает с высотой. Температура изменяется также и в течение суток. Разница между самыми высокими и самыми низкими температурами за какой-либо отрезок времени называется амплитудой температур. Обычно определяют суточную и годовую амплитуду. На картах точки с равными температурами соединяют линиями- изотермами. Как правило, показывают изотермы средних температур января и июля. |
Фаза урока | Этап | Цели фазы этапа | Продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) | УУД, которые формируются при использовании данного АМО - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные |
Фаза 1 «Начало урока» | Приветствие | Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу | 2 мин. | "Комплимент" | Авторский | Цель: создать позитивный настрой на урок. Задачи: 1.создать учащимся условия для формирования положительной мотивации; 2.создать благоприятную атмосферу. Необходимые материалы: отсутствуют Предварительная подготовка: на отдельных листах написать имена учащихся класса. Технология проведения: учитель раздает участникам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Учащиеся встают поочередно и говорят комплимент тому ученику, имя которого написано на бумаге. Этот комплемент должен начинаться на первую букву имени учащегося, которому адресован комплимент. Учащийся, которому был адресован комплимент, должен ответить комплиментом и продолжить игру. Игра заканчивается, когда последний ученик класса ответит на сказанный ему комплимент. | Личностные: -осознание учащимися, того, какое значение имеет для них и для окружающих настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему Коммуникативные: -установление связей для лучшего взаимодействия. |
Погружение в тему | Повторение изученного ранее материала, вхождение в тему урока | 3 мин. | «Что за цифра» | Заимствованный, но измененный | Цель: повторение изученного ранее материала, вхождение в тему урока Задачи: 1.повторить ранее изученный материал 2.мотивировать на изучение новой темы Необходимые материалы: отсутствуют Предварительная подготовка: необходимо напечатать на листе А4 цифры, связанные с темой атмосфера. Каждая цифра - отдельный лист А4. Технология проведения: учитель показывает цифры, связанные с материалом, пройденном на прошлом уроке. Каждая цифра напечатана на листе А4 , чтобы учащиеся хорошо ее видели. Учащиеся отгадывают, что означает каждая цифра и как она связана с темой «Атмосфера». | Регулятивные: - постановка новых задач - соотнесение того, что уже известно с тем, что будут изучать Познавательные: - переработка информации | |
Определение ожиданий и опасений | Определить опасения и ожидания учащихся. | 2 мин. | "Солнце-туча" | Заимствованный, но измененный | Цель: определить опасения и ожидания учащихся. Задачи: 1.определить опасения учащихся от урока 2. определить ожидания учащихся от урока Необходимые материалы: магниты Предварительная подготовка: необходимо нарисовать и вырезать солнце и тучу (каждому ученику по паре). Технология проведения: учитель вручает каждому учащемуся заготовки, вырезанные из бумаги: туча и солнце. Учащиеся на солнце должны написать свои ожидания от урока, а на туче – свои опасения. Затем тучи учитель забирает себе, а солнца со своими ожиданиями - учащиеся прикрепляют на доску. После этого ученики обобщают полученные результаты. | Личностные -уметь оценивать предстоящую учебную деятельность -уметь самостоятельно решать проблемы Коммуникативные -доносить свою позицию до других | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученого | Сформировать представление о механизмах нагревания земной поверхности Солнцем. | 9 мин. | «Я-Солнце» | Авторский | Цель: сформировать представление о механизмах нагревания земной поверхности Солнцем. Задачи: 1.обеспечить передачу информации по теме урока 2.организовать работу в парах Необходимые материалы: на каждую парту - карманный фонарик, линейка. Предварительная подготовка: отсутствуют Технология проведения: учитель рассказывает, что для проведения опыта есть алгоритм и информирует, что опыт проводится в парах. Где один ученик работает с фонариком и изображает Солнце, а второй ученик- «землемер». Задача «землемера» будет измерять и фиксировать освещенную фонариком поверхность. Учащиеся сами определяют, роль кого будут исполнять. Учитель предлагает последовательность проведения опыта. После проведенного опыта учащиеся сами обобщает полученные результаты. | Личностные -обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учение -использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, -уметь контролировать учебную деятельность и ее результаты; Регулятивные -соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные -анализировать, обобщать, выделять причины и следствия для получения необходимого результата Коммуникативные -договариваться с людьми |
Инпут | Создать условия для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме. | 11 мин. | «Мое географическое исследование» | Авторский | Цель: создать условия для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме, составлять и анализировать графики хода температуры воздуха. Задачи: 1. обеспечить передачу информации по теме урока обучающимся 2.обеспечить выполнение действий по алгоритму 3. организовать работу в группах Необходимые материалы: линейка, карандаш простой Предварительная подготовка: на каждую группу необходимо сделать (распечатать) графики: годовой ход температуры воздуха, суточный ход температуры воздуха своего города, а также таблицу изменения температуры воздуха за прошедшие сутки. Все эти графики также должны быть и на электронной доске. Технология проведения: каждому из участников группы учитель предлагает выполнить по одному заданию. 1 уч. по графику годового хода температур определяет: в каком месяце средняя температура минимальная, в каком – максимальная. 2 уч. вычисляет годовую амплитуду температур по графику годовой ход температуры воздуха. 3 уч. определяет, в какое время суток наблюдается самая низкая температура воздуха, а в какое - самая высокая. 4 ученик вычисляет суточную амплитуду температур по графику суточного хода температуры воздуха. При этом учитель предлагает алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха. 1.Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха; 2.Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха; 3.От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. Учитель предлагает каждой группе построить один график суточного хода температур. Для этого учитель выдает таблицу, на которой отмечено изменение температуры воздуха за прошедшие сутки. Также учитель предлагает алгоритм построения графика температур: | Личностные -обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учения, -уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты Регулятивные -позволяет осуществлять действия для реализации плана Познавательные -перерабатывать информацию Коммуникативные -доносить свою позицию до других | |
| 1.Начертите прямоугольную систему координат выберите за единичный отрезок 1 см. 2.На вертикальной оси, отметьте изменение температуры воздуха в течение суток, на горизонтальной – время, выраженное в часах. 3.Используя данные таблицы, постройте график изменения температуры воздуха в течение суток. Учащиеся каждой группы по алгоритму строят график температуры. Каждая группа строит по одному графику. После этого учащиеся обобщают полученный результат. Получившиеся графики учащиеся прикрепляют на доску. | ||||||
Проработка темы | Проработка учебного материала | 10 мин. | "Я-синоптик" | Авторский | Цель: познакомить учащихся с синоптическими картами, научиться их анализировать. Задачи: 1.обеспечить первичное усвоение основных форм работы с картами обучающимися 2.организовать работу в группах Необходимые материалы: отсутствуют Предварительная подготовка: слайды с синоптическими картами из метеоцентров: Мельбурн, Москва, Вашингтон. Технология проведения: учитель предлагает учащимся синоптические карты из главных метеоцентров: Мельбурн. Москва, Вашингтон. Класс разбивается на 5 команд. 1.Команды рассматривают синоптические карты, знакомятся с легендой карты. 2.Команды анализируют синоптические карты. 3.Учащиеся дают свой прогноз изменений температуры воздуха на ближайшее время. 4.Все прогнозы фиксируются. | Личностные -обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения Познавательные -перерабатывать информацию для получения необходимого результата Коммуникативные -доносить свою позицию до других, владея приёмами речи -понимать другие позиции | |
Фаза 3 | Завершение образовательного мероприятия | Освободить участников от эмоционального напряжения, разрядить обстановку. | 3 мин. | «Жарко-холодно» | Авторский | Цель: создать условия для физической, эмоциональной и психологической разгрузки. Задачи: 1.создать у обучающихся позитивный настрой и свободное неформальное общение 2.обеспечить двигательную активность обучающихся Необходимые материалы: отсутствуют Предварительная подготовка: отсутствуют Технология проведения: учитель предлагает учащимся изобразить, как себя чувствует человек, когда ему холодно или жарко. Учитель быстро произносит слова «жарко , холодно» в произвольном порядке, по несколько раз. Учащиеся встают в круг и изображают состояние «холодно или жарко»:
| Познавательные -извлечение необходимой информации Регулятивные -обеспечивает возможность определять цель деятельности Коммуникативные -понимать других и принимать их мнение |
Подведение итогов | Рефлексия | 5 мин. | «Синквейн» | Заимствованный | Цель: проанализировать и оценить результаты работы на уроке Задачи: 1.визуализировать результат согласно алгоритму, предложенному учителем 2.проявить творчество Необходимые материалы: отсутствуют Предварительная подготовка: алгоритм синквейна на электронной доске Технология проведения: Учитель предлагает в завершении работы подвести итоги с помощью составления синквейна на тему «температура воздуха». Учитель предоставляет алгоритм синквейна: 1 строка- одно существительное, выражающее главную тему. 2 строка- два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка- три глагола, описывающих действия в рамках темы. 4 строка- фраза, несущая определенный смысл. 5 строка- заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Учащиеся составляют синквейн в парах. После завершения творческого процесса, учащиеся, по желанию, зачитывают свои стихотворения. | Познавательные -перерабатывать информацию для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности Коммуникативные -доносить свою позицию |
Список литературы:
1.В.П.Дронов, Л.Е.Савельева ,География. Землеведение. ,5-6 класс, Дрофа
2.Электронное приложение www.drofa.ru
3. https://infourok.ru/opisanie-aktivnih-metodov-obucheniya-amo-1145002.html
4. https://doc4web.ru/biologiya/urok-dlya-klassa-po-teme-pokritosemennieili-cvetkovie.html
5. http://www.atlas-yakutia.ru/weather/stat_weather_260630.php
6. http://meteomaps.ru/#!/sevzapfed/0
7. https://fadeewaolesya.jimdo.com/2014/08/08/учимся-составлять-стихотворные-формы/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"
Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...
Температура воздуха урок-презентация
урок-презентация для 6 класса по теме температура воздуха...
температура воздуха
Разработка урока по теме "Температура воздуха". Возможно графики и схемы будут искожены....
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Температура воздуха
Презентация к уроку географии по теме "Нагревание воздуха и его температура" в 6 классе...
Температура. Термометр. Лабораторная работа . «Измерение температуры воздуха и воды».
Материал презентации Ловцовой А.Ф. по теме."Температура. Термометр. Лабораторная работа . «Измерение температуры воздуха и воды»." расположен по ссылке-https://vk.com/wall5556044...