Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации здоровье сбережения старшеклассников
методическая разработка по географии (10 класс) на тему
В статье представлен опыт изучения одной из важных тем "Глобальные проблемы современности" на интегрированном уроке обществознания и географии в МБОУ "Школа №40" города Рязани учителями Чесноковой Н.А.(обществознание) и Чельмановым М.Ф.(география). Подобное изучение темы позволяет экономить время прохождения программы, одновременно способствует формированию у старшеклассников комплексного и системного понимания данной темы. Урок повышает познавательную мотивацию школьников и организует содействие всех участников образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации здоровье сбережения старшеклассников
Учебные программы по общеобразовательным предметам в старших классах отличаются большой насыщенностью изучаемого материала, плотными темпами в прохождении достаточно сложного содержания. Между тем многие предметы выбираются школьниками для сдачи единого государственного экзамена (обществознание занимает третье место после обязательных предметов по количеству сдающих выпускников), а в 2016-2017 учебном году ряд предметов в 10-11 классах включён в список всероссийской проверочной работы, в их числе – география. Всё это требует большого времени для повторения, закрепления материала, отработки специальных умений и навыков. Отсюда следует важность экономного по времени прохождения учебных программ.
В программах по обществознанию и географии в 10 классе есть темы, которые совпадают в своем аксиологическом аспекте, но отличаются содержательно и сроками изучения материала. Это глобальные проблемы человечества и глобализация современного мира (по обществознанию эти вопросы изучаются во второй четверти, а по географии они отнесены на конец учебного года, когда по понятным причинам повышена утомляемость школьников и снижена их внимательность). Изучение этих двух вопросов во взаимосвязи представляют известную сложность для школьников, так как требует объёмного многоаспектного взгляда на явления. Считаем, что интегративное изучение этих тем силами двух предметов может эффективно справиться с задачей экономии времени и структурно организованного изучения материала.
Предлагаем сценарий интегрированного урока обществознания и географии в 10 классе, который проводился в МБОУ «Школа №40» г. Рязани с 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах учителем обществознания Чесноковой Н.А. (высшая категория) и учителем географии Чельмановым М.Ф. (1 категория).
Сценарий интегрированного урока обществознания и географии в 10 классе по теме: "Глобальные проблемы человечества: течения и рифы современности"
Цели урока.
Обучающие - 1) организовать освоение понятий «глобальные проблемы», понимание их взаимосвязи, а также связи с процессом глобализации, путей решения глобальных проблем и имеющихся сложностей; 2) закреплять навыки работы с географической картой, знания по страноведению, усвоение понятия «прогресс», «демографический взрыв», «депопуляция», «парниковый эффект», «глобальное потепление»
Развивающие – способствовать формированию целостного подхода в понимании явлений действительности, навыков отбора и анализа информации
Воспитывающие – способствовать формированию экологического мышления старшеклассников, гражданственности и ответственности поведения.
Все тесно связано вокруг,
Примеры мы не станем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
(Р.Рождественский)
Учитель обществознания. Этими строчками мы начинаем урок, посвященный глобальным проблемам. Наш урок интегрированный - урок обществознания и географии.
- Кто объяснит причину объединенного, силами двух предметов, рассмотрения данной темы?
(эти проблемы затрагивают экологию, демографию, особенности развития различных стран)
- Что такое глобальные проблемы?
(ученики дают определение)
- Почему они стали в центре нашего с вами внимания?
(затрагивают интересы всего человечества)
- Какие характеристики присущи глобальным проблемам?
(ученики называют)
- Предположите, какой смысл имеет формулировка темы урока: «Глобальные проблемы человечества: течения и рифы современности»
(очевидно, существуют определенные сложности в их решении)
Учитель географии. - Сегодня на уроке вам предстоит уяснить, как человечество пытается решить глобальные проблемы и какие трудности его подстерегают на этом пути.
Учитель обществознания. – В целях сконцентрировать ваше внимание на изучаемых вопросах по ходу урока предлагаем вам делать краткие записи на листочках в три столбика: проблема – пути решения – трудности. Опираясь на них, в конце урока вы подведете итог изученному. Новые понятия урока, задания - выполняйте в тетради по обществознанию.
Учитель географии. Назовите глобальные проблемы, с которыми вы познакомились по учебникам обществознания и географии.
(учащиеся называют)
Учитель географии. Выделите приоритетные.
(угроза Третьей мировой войны, разрыв в экономическом развитии стран, экологические)
Учитель обществознания. Впервые перед мировой общественностью глобальные проблемы были сформулированы организацией «Римский клуб». В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком, все более теснит природу.
Учитель географии. - А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Предлагаем вам для просмотра видеофильм о ситуации в стране Гана. Кто помнит, где находится эта страна?
(ученики отвечают, показывают на карте)
Учитель обществознания. – Невозможно решать одну глобальную проблему вне решения других глобальных проблем. Просмотрев этот фильм, ответьте на вопрос, взаимосвязь каких глобальных проблем он отражает?
Просмотр фильма. Обсуждение, запись в тетрадь ответа: пример взаимосвязи глобальных проблем (экологических, демографических, разрыв в экономическом развитии)
Учитель обществознания. – Итак, от экономического разрыва стран развитых и развивающихся зависят другие. Страны развитые расположены в Северном полушарии. Отсталые - в южном. Поэтому эту проблему называют Север – Юг.
- В чем заключается эта проблема? Каковы её проявления?
1 группа учащихся – вам слово. (доклады детей)
Учитель обществознания – Почему же этот разрыв в развитии стран развитых и развивающихся не сокращается, а только усиливается? Что усугубляет это? Какое явление современности?
(Глобализация)
- Что это такое?
(учащиеся дают определение)
- Кому выгодна глобализация?
Учитель обществознания – глобализация способствует вовлечению все большего количества стран в вооруженные конфликты в различных регионах мира. Глобальной проблемой №1 называют проблему мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны,
2 группа – вам слово
Учитель географии – экономическое отставание и глобализация, рост вооружений и военные конфликты усугубляют и экологические проблемы.
- В чем проявляются экологические проблемы?
- Каковы пути их решения и трудности?
(3 группа учащихся выступает с докладом)
Экологическим проблемам сопутствует проблемы энергетические.
(выступает четвертая группа)
Учитель обществознания - А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы. Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе. В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе, ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы. Новым должно стать мышление человека в XXI веке
(Ученик рассказывает о планетарном мышлении как инструменте в решении глобальных проблем)
Учитель обществознания. – Очевидность планетарного мышления как насущной задачи налицо. Как вы думаете, какие рифы могут встать на пути у распространения этого нового мышления?
(привычка мыслить категориями удобства, комфорта, личной прибыли, сиюминутной выгоды, привычка не мыслить об общем благе, стереотипы в обращении с природой)
Хочется под занавес сегодняшнего разговора услышать о таких инициативах, которые возможны для всех тех, кто занимается обработкой земли, кто осознал, что почвенный слой нуждается в сохранении. – Ученик Х подготовил материал о пермакультуре.
(сообщение ученика о пермакультуре)
Итак, подведем итог уроку – выскажите своё отношение к высказыванию современного эколога-аналитика Лестера Брауна: «Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но мы являемся первыми, от решения которых зависит, будет ли наша Земля обитаема».
(учащиеся высказывают свои суждения, опираясь на изученный материал)
Учитель обществознания - Завершить урок хотелось легендой о католическом святом Людовике де Гонзаго: когда у игравшего в мяч Людовика спросили, что он будет делать, если завтра настанет конец света, он ответил: «Я буду продолжать играть в мяч». Любой человек должен делать то, что может, «играть в мяч», который есть прообраз нашего профессионального и человеческого призвания и долга, до той поры, пока высшие силы не остановят нас. Но пока есть эта возможность, каждому стоит вокруг себя сделать выбор в пользу хоть маленьких действий по изменению своего сознания.
Домашнее задание:
- Заполните до конца таблички по глобальным проблемам.
- Прочитайте рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопрос: «Что такое эффект бабочки и какое отношение он имеет к глобальным проблемам»?
Методические рекомендации
- Данная тема изучается на обществознании в разделе «Общество в мире», после изучения темы «Прогресс», выводом из которой становится противоречивость прогресса, появление глобальных проблем, с особенностями которых дети знакомятся до интегрированного урока. Перед интегрированным уроком дети самостоятельно знакомятся по учебнику географии с материалом о глобальных проблемах.
- Интегрированному уроку предшествует подготовка: составление сценария урока, формирование групп учащихся, поиск и отбор ими материала, составление презентаций, консультации учителей (активно используется дистанционное консультирование в соц. сети «ВК») на предмет выделения главного материала.
- Для лучшей организации изучения объёмного материала считаем эффективным использование формы таблицы, которая готовится заранее и раздаётся каждому ученику. Заполнение таблицы требует внимания на протяжении всего урока.
Название проблемы | Пути решения | Трудности |
Выводы:
- Интегрированное изучение данных тем во второй четверти с проработкой материала учебников по двум учебным дисциплинам позволило учащимся систематизировать большой материал, в процессе выполнения домашнего задания его закрепить, что в целом облегчило их учебную познавательную деятельность.
- Изучение в рамках обществознания во второй четверти сложной и объёмной темы позволило сэкономить силы и время старшеклассников при прохождении программы по географии. Вместо запланированных трёх часов в четвертой четверти по программе (а часто в конце года остаётся и меньше времени на изучение в классе, а больше отдаётся на самостоятельное изучение) оказалось достаточным повторить данную тему в течение одного урока.
- Результатом интегрированного урока стало практически стопроцентное усвоение темы взаимосвязи глобальных проблем и глобализации, что демонстрировалось десятиклассниками на уроке повторения по географии в конце учебного года, при выполнении тренировочных и контрольных заданий на ВПР по географии, на итоговой контрольной работе в конце учебного года по обществознанию.
Использованная литература
- Боголюбов Л. Н. Дидактические материалы по курсу "Человек и общество". 10-11 класс. – М., Просвещение, 2000, тексты
- Брэдбери Рэй. И грянул гром.
- Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. / Учебно-методическое пособие. / - М., «Интеллект – Центр», 2013
- Максаковский В.П. Страны и народы в 20 томах 1978—1985
- http://www.botanichka.ru/blog/2016/04/11/permakultura/
- http://www.nasa.gov
- http://www.greanpeace.org
- http://www.nationalgeographic.com
- http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы интеграции программы здоровья сбережения и Математики
Предлагаю вашему вниманию серию задач для устного счета, целью которых является: Повышение уровня качества подготовки учащихся к ЕГЭ; Получение практического опыта использования решения мате...
Интегрированный урок по обществознанию и географии на тему "Европейский Союз"
Данный урок проводился в 12 классе и вызвал большой интерес у обучающихся. Урок дает представление о структуре ЕС, истории создания, о странах, входящих в ЕС.Также перечисляются и проблемы, имеющиеся ...
программа по здоровье сбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия».
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприя...
Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации здоровье сбережения старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)
Интегрированное изучение темы позволяет экономить время при прохождении программы по обществознанию и географии и способствует формированию системного взгляда на мир...
Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)
В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, п...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности является образование. Образовательное учреждение на данном этапе ее развития становится важнейшим звеном в формирова...