Урок "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Иконникова Вера Александровна
Класс: 6
Предмет: география
Название темы: «Гидросфера»
Тема урока:«Озера»
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала
Цель: создание условий для получения новых знаний по теме «Озера» на основе технологии проблемно-диалогического обучения с ориентацией на понятия по теме «Гидросфера»
Планируемые результаты:
Предметные – уметь отличать такие природные объекты как: моря, озера, водохранилища, пруды; находить их на физических картах.
Метапредметные – умение организовать свою деятельность, определять её цель и задачи; - умение вести самостоятельный поиск, анализ информации; - умение вырабатывать общее решение в группе.
Личностные – умение высказывать своё отношение к исследуемой проблеме.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемный диалог, наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приемы работы:анализ, синтез, обобщение.
Средства обучения: персональный компьютер, настенный экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронная физическая карта полушарий, атласы и контурные карты, интерактивный ресурс «Воды суши», «Происхождение озер» (Единая коллекция ЦОР).
УМК:
География. 6 класс: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова – М:Дрофа 2016
Используемые интернет ресурсы:
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Воды суши. Происхождение озер. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/index.htm
Интерактивная физическая карта полушарий. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=themcol
Использование компьютера при подготовке учителя уроку:
1. Подбор информации, иллюстраций, видео к урокам.
2. Подготовка дидактического и раздаточного материала к уроку.
3. Создание сценария урока, приложения к нему средствами MicrosoftОffice 2007 (Word).
Обоснование применения на уроке интерактивных средств: применение интерактивных дидактических средств и на их основе интерактивных методов обучения школьников повышают мотивацию к обучению, позволяют учителю подготовить и провести урок более технологично.
Главные цели для учителя: создание условий для комфортного состояния учеников на уроке, успешного освоения программного материала, развития информационных и коммуникативных компетентностей школьников.
№ п/п | Структура урока | Время | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент. | 2 мин. | Диалог: учитель-класс | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место. |
2. | Актуализация знаний. | 3 мин. | Диалог. | Начнем урок с творческого задания. Посмотрите на физическую карту полушарий. Кроме рек, с которыми мы познакомились на прошлом уроке, на ней изображены и другие водные объекты. Что это за объекты вы сможете определить после того, как прослушаете загадки: «Никуда не вытекает, В своем ложе отдыхает, Зимой снегом покрывает, Пресным, в основном, бывает…» «Не вода, не суша – На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь» О каких объектах идет речь? Кто определил тему нашего урока? Записываем тему урока в тетради. | Предлагают варианты ответов. Записывают тему урока в тетрадь «Озера и болота». |
3. | Мотивация (задание на столкновение мнений). | 7 мин. | Эвристический. | Выводит на экран фотографии озер и морей . Распределите эти картинки на две группы: озера и моря. -Как Вы выполнили это задание? | К доске выходят два ученика, распределяют озера и моря в две группы. Дети предлагают варианты ответов. |
4. | Осознание и осмысление блока новой учебной информации. Первичное закрепление нового материала. | 20 мин. | Объяснительно-иллюстративный эвристический, работа в парах с картами атласа и интерактивной картой полушарий. | - Как Вы думаете, чем озеро отличается от моря? - Может ли озеро быть больше моря? - Выделите основные (главные) отличия. - Какой природный объект называется озером? - Откройте учебник П.24; стр.95 - Прочитайте определение, данное в параграфе. Нам удалось самим дать определение понятия «озеро». - Вернемся к нашему заданию с фотографиями. -Посмотрите на фотографии озер. -Все ли изображенные на них озера одинаковые? -Почему? -Какой вывод мы можем сделать? -Давайте выясним происхождение каждого из представленных озер. Выводит на экран интерактивную модель «Воды суши. Происхождение озер»из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Демонстрирует ресурс. -Молодцы, воспользуемся картами атласа и приведем примеры озер разных по происхождению. -Какие карты атласа помогли ответить на этот вопрос? -Выполняя задание по физической карте, вы обратили внимание на то, что озера изображаются разным цветом. Почему использованы разные цвета. -Перед Вами схемы двух озер. -Какие отличия Вы видите? -Какой вывод Вы можете сделать? -Кто из Вас слышал, как называются эти озера? -Ответить на этот вопрос поможет учебник (стр.97). -Как называются озера, из которых вытекают реки? -Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: Чад, Виктория, Ладожское? -Какие еще водные объекты имеются на карте? В чем их особенности (работа с учебником) с.97 - 98 | Отвечают, что море соединяется с океаном, а озеро нет. Пример: Каспийское море Озера-водоемы природного происхождения. Озеро –замкнутый водоем, образованный на поверхности суши в природном углублении (котловине). Выполняют задание. Варианты ответа. -Озера отличаются между собой по форме и размерам, тат как различны по происхождению их котловины. Дети просматривают ресурс, записывают в тетради, какие бывают озерные котловины. Выделяют основные признаки. Заполняют таблицу «Виды озер по происхождению», работают с физическими картами полушарий и России в атласе, приводят примеры, записывают в тетрадь. Варианты ответа. Озера бывают пресными и солеными. Находят различия. В озера на схемах впадают реки, но не из всех вытекают. Сточные озера, из которых вытекают реки. Бессточные озера, из которых не вытекают реки. Выполняют задание. Работают в группах: рассматривают болота, водохранилища и пруды. Находят примеры на карте. |
5. | Рефлексия. | 5 мин. | Самостоятельная работа. | - Перед Вами знаменитое озеро Байкал. Найдите его на карте, пользуясь изученным материалом, дайте его характеристику. | Работают с физическими картами полушарий и России. – Озеро Байкал, самое глубокое озеро мира, тектонического происхождения, бессточное пресное. |
6. | Подведение итогов урока. | 5 мин. | Беседа. | -Какие новые знания Вы получили на уроке? -Какую работу научились выполнять? -Кто может поставить себе за работу на уроке оценку 5, 4. | Оценивают степень достижения целей урока. |
7. | Информация о домашнем задании. | 3 мин. | Инструктаж. | Молодцы, на уроке Вы получили новые знания. Научились применять их на практике, хорошо работали. Варианты домашнего задания:
2.§ 24, вопрос 6. -Спасибо за урок, до свидания. | Записывают в дневник. |
Лист диагностики
Дата | Класс | Ф.И. | Самооценка |
Работа над целью урока | |||
Планирование работы на уроке | |||
Реализация плана | |||
Работа в паре (сотрудничал, помогал товарищу) | |||
Активно работал в паре с материалами: писал, заполнял таблицу, обсуждал вопросы | |||
Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься | |||
Мои знания по теме выросли | |||
Участие в открытии нового | |||
Участвовал в диалоге на уроке | |||
Я буду применять знания, полученные на уроке | |||
Работал интенсивно, старался. Успел все сделать. | |||
Работа с учителем | |||
Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу. | |||
Выступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы | |||
Я слушал всех участников урока |