Урок "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Иконникова Вера Александровна

Урок географии 6 класс (технологическая карта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ozera.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Иконникова Вера Александровна

Класс: 6

Предмет: география

Название темы: «Гидросфера»

Тема урока:«Озера»

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала

 Цель: создание условий для получения новых знаний по теме «Озера» на основе  технологии проблемно-диалогического  обучения с ориентацией на понятия по теме «Гидросфера»

Планируемые результаты:

Предметные – уметь отличать такие природные объекты как: моря, озера, водохранилища, пруды; находить их на физических картах.

Метапредметные – умение организовать свою деятельность, определять её цель и задачи; - умение вести самостоятельный поиск, анализ информации; - умение вырабатывать общее решение в группе.

Личностные – умение высказывать своё отношение к исследуемой проблеме.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемный диалог, наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы работы:анализ, синтез, обобщение.

Средства обучения: персональный компьютер, настенный экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронная физическая карта полушарий, атласы и контурные карты, интерактивный ресурс «Воды суши», «Происхождение озер» (Единая коллекция ЦОР).

УМК:

География. 6 класс: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова – М:Дрофа 2016

Используемые интернет ресурсы:

Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Воды суши. Происхождение озер.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/index.htm

Интерактивная физическая карта полушарий. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=themcol

Использование компьютера при подготовке учителя уроку:

1. Подбор информации, иллюстраций, видео к урокам.

2. Подготовка дидактического и раздаточного материала к уроку.

3. Создание сценария урока, приложения к нему средствами MicrosoftОffice 2007 (Word).  

Обоснование применения на уроке интерактивных средств: применение интерактивных дидактических средств и на их основе интерактивных методов обучения школьников повышают мотивацию к обучению, позволяют учителю подготовить и провести урок более технологично.

Главные цели для учителя: создание условий для комфортного состояния учеников на уроке, успешного  освоения программного материала, развития информационных  и коммуникативных компетентностей школьников.

№ п/п

Структура урока

Время

Методы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент.

2 мин.

Диалог: учитель-класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

2.

Актуализация знаний.

3 мин.

Диалог.

Начнем урок с творческого задания.

Посмотрите на физическую карту полушарий. Кроме рек, с которыми мы познакомились на прошлом уроке,  на ней изображены и другие водные объекты. Что это за объекты вы сможете определить после того, как прослушаете загадки:

«Никуда не вытекает,

В своем ложе отдыхает,

Зимой снегом покрывает,

Пресным, в основном, бывает…»

«Не вода, не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь»

 О каких объектах идет речь?

Кто определил тему нашего урока?

Записываем тему урока в тетради.

Предлагают варианты ответов.

Записывают тему урока в тетрадь «Озера и болота».

3.

Мотивация

(задание на столкновение мнений).

7 мин.

Эвристический.

Выводит на экран фотографии озер и морей .

Распределите эти картинки на две группы: озера и моря.

-Как Вы выполнили это задание?

К доске выходят два ученика, распределяют озера и моря в две группы.

Дети предлагают варианты ответов.

4.

Осознание и осмысление блока новой учебной информации.

Первичное закрепление нового материала.

20 мин.

Объяснительно-иллюстративный эвристический, работа в парах с картами атласа и интерактивной картой полушарий.

- Как Вы думаете, чем озеро отличается от моря?

- Может ли озеро быть больше моря?

- Выделите основные (главные) отличия.

- Какой природный объект называется озером?

-  Откройте учебник П.24; стр.95

- Прочитайте определение, данное в параграфе. Нам удалось самим дать определение понятия «озеро».

- Вернемся к нашему заданию с фотографиями.

-Посмотрите на фотографии озер.

-Все ли изображенные на них озера одинаковые?

-Почему?

-Какой вывод мы можем сделать?

-Давайте выясним происхождение каждого из представленных озер.

Выводит на экран интерактивную модель «Воды суши. Происхождение озер»из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Демонстрирует ресурс.

-Молодцы, воспользуемся картами атласа и приведем примеры озер разных по происхождению.

-Какие карты атласа помогли ответить на этот вопрос?

-Выполняя задание по физической карте,

вы обратили внимание на то, что озера изображаются разным цветом. Почему использованы разные цвета.

-Перед Вами  схемы двух озер.

-Какие отличия Вы видите?

-Какой вывод Вы можете сделать?

-Кто из Вас слышал, как называются эти озера?

-Ответить на этот вопрос поможет учебник (стр.97).

-Как называются озера, из которых вытекают реки?

-Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: Чад, Виктория, Ладожское?

-Какие еще водные объекты имеются на карте?

В чем их особенности (работа с учебником) с.97 - 98

Отвечают, что море соединяется с океаном, а озеро нет.

Пример: Каспийское море

Озера-водоемы природного происхождения.

Озеро –замкнутый водоем, образованный на поверхности суши в природном углублении (котловине).

Выполняют задание.

Варианты ответа.

-Озера отличаются между собой по форме и размерам, тат как  различны по происхождению их котловины.

Дети просматривают ресурс, записывают в тетради, какие бывают озерные котловины.

Выделяют основные признаки.

Заполняют таблицу «Виды озер по происхождению»,

работают с  физическими картами полушарий и России в атласе, приводят примеры, записывают в тетрадь.

Варианты ответа.

Озера бывают пресными и солеными.

Находят различия. В озера на схемах впадают реки, но не из всех вытекают.

Сточные озера, из которых вытекают реки.

Бессточные озера, из которых не вытекают реки.

Выполняют задание.

Работают в группах: рассматривают болота, водохранилища и пруды. Находят примеры на карте.

5.

Рефлексия.

5 мин.

Самостоятельная работа.

- Перед Вами знаменитое озеро Байкал.

Найдите его на карте,  пользуясь изученным материалом, дайте его характеристику.

Работают с физическими картами полушарий и России. – Озеро Байкал, самое глубокое озеро мира, тектонического происхождения, бессточное пресное.

6.

Подведение итогов урока.

5 мин.

Беседа.

-Какие новые знания Вы получили на уроке?

-Какую работу научились выполнять?

-Кто может поставить себе за работу на уроке оценку 5, 4.

Оценивают степень достижения целей урока.

7.

Информация о домашнем задании.

3 мин.

Инструктаж.

Молодцы, на уроке Вы получили новые знания. Научились применять их на практике, хорошо работали.

Варианты домашнего задания:

  1. § 24, подготовьте рассказ о любом озере мира, которое, по-вашему, мнению необычное и интересное.

2.§ 24, вопрос 6.

-Спасибо за урок, до свидания.

Записывают в дневник.

Лист диагностики

Дата

Класс

Ф.И.

Самооценка

Работа над целью урока

Планирование работы на уроке

Реализация плана

Работа в паре (сотрудничал, помогал товарищу)

Активно работал в паре с материалами: писал, заполнял таблицу, обсуждал вопросы

Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься

Мои знания по теме выросли

Участие в открытии нового

Участвовал в диалоге на уроке

Я буду применять знания, полученные на уроке

Работал интенсивно, старался. Успел все сделать.

Работа с учителем

Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу.

Выступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы

Я слушал всех участников урока