Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа по географии. Полярная звезда 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1
____________ Д.В. Борисов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
(учебный предмет, курс)
основное общее, 8 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в год 68
в неделю 2
Учитель Шиленкова Екатерина Андреевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии 8 класс, М.: Просвещение», 2014г.
Учебник
География 8 класс. Базовый уровень./А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, С. И. Болысов, Г. Ю. Кузнецова, 2017 г.
(автор, издательство, год издания)
1.Требования к уровню подготовки обучающегося.
Обучающийся должен знать:
Географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
Положение России на карте часовых поясов;
Административно-территориальное деление России;
Историю формирования и заселения территории России; Вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
Численность, плотность и воспроизводство населения России;
Особенности естественного движения населения; Основные направления миграций;
Состав трудовых ресурсов;
Национальный и религиозный состав населения России;
Особенности размещения населения; типы поселений;
Связь рельефа с тектоническим строением;
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;Факторы, определяющие особенности климата России;
Основные климатические пояса и типы климата России;
Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
Меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
Особенности морей, омывающих берега России;
Ресурсы морей и их использование человеком;
Крупнейшие речные системы и озера страны;
Границу распространения многолетней мерзлоты;
Меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
Основные типы почв, их размещение по территории страны;
Особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
Состав и структуру хозяйства России; Основные факторы размещения отраслей хозяйства;
Важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
Главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
Главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
Изменения в экономике России и своей области;
Природные зоны России; Особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
Что такое территориальная организация общества;
Что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
Обучающийся должен уметь:
Характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
Определять поясное время;
Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых, по физической и тектонической картам;
Пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
Устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
Анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
Составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;
Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
2. Содержание программы
Тема 1. Россия в мире( 6 ч.) Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. КрашенинниковПрактикум.1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.
Тема 2. Россияне( 10 ч.) Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Типы воспроизводства. Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические проблемы и их решение. Миграции населения.«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Безработные. Этнос. Россия — многонациональное государство. Языковая семья. Языковая группа. Религии России. Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений.. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения.. Функции сельской местности.Практикум.1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.3. Анализ карты народов России.4. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.
Тема 3. Природа(18 ч.) История развития земной коры. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры.. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. Воздушные массы над территорией России. Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат и хозяйственная деятельность людей. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Неблагоприятные климатические явления. Россия — морская держава. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Реки России. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Озера России.Болота. Распространение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.Практикум.1. Описание рельефа России по плану.2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства. 5. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.6. Описание одного из российских морей по типовому плану.7. Обозначение на контурной карте крупных рек России.8. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны( 7 ч.) . Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Зональная специализация сельского хозяйства. Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны. Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Оазис. Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир.. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.Практикум.1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 3. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.4. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору).5. Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.
Тема 5. Хозяйство( 21 ч.) Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс». Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности. Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения. Электроэнергетика. Типы электростанций, энергосистема. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. Металлургия. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека. Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса. Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Технические культуры. Животноводство. Особенности животноводства России. Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности. Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Транспорт и экологические проблемы. Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности..Практикум..Географическая исследовательская практика. 1.Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).2. Составление схемы « Структура ТЭК ».3. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии. 4. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района. 5. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»). Особенности развития сферы услуг своей местности 6. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере вашей местности.
Тема 6. Наше наследие( 4 ч.). Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Заключение( 2 ч.)
3. Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | ||
План | Факт | |||
1 | Мы и наша страна на карте мира. | 4.09- 8.09 | ||
2 | Учимся с « Полярной звездой»(1). | 4.09- 8.09 | ||
3 | Наша страна на карте часовых поясов. | 11.09- 15.09 | ||
4 | Как ориентироваться по карте России. | 11.09- 15.09 | ||
5 | Формирование территории России | 18.09- 22.09 | ||
6 | Обобщение по теме: « Россия в мире» | 18.09- 22.09 | ||
7 | Численность населения. | 25.09- 29.09 | ||
8 | Воспроизводство населения | 25.09- 29.09 | ||
9 | Наш « демографический портрет» | 2.10- 6.10 | ||
10 | Учимся с « Полярной звездой»(2). | 2.10- 6.10 | ||
11 | Мозаика народов. | 16.10- 20.10 | ||
12 | Размещение населения | 16.10- 20.10 | ||
13 | Города и сельские поселения. Урбанизация. | 23.10- 27.10 | ||
14 | Миграции населения. | 30.10- 3.11 | ||
15 | Россияне на рынке труда. | 30.10- 3.11 | ||
16 | Обобщение по теме: « Россияне» | 6.11- 10.11 | ||
17 | История развития земной коры. | 6.11- 10.11 | ||
18 | Рельеф: тектоническая структура | 13.11- 17.11 | ||
19 | Рельеф: скульптура поверхности. | 13.11- 17.11 | ||
20 | Ресурсы земной коры. | 27.11- 1.12 | ||
21 | Учимся с « Полярной звездой».(3) | 27.11- 1.12 | ||
22 | Солнечная радиация | 4.12- 8.12 | ||
23 | Атмосферная циркуляция. | 4.12- 8.12 | ||
24 | Зима и лето в нашей северной стране. | 11.12- 15.12 | ||
25 | Учимся с « Полярной звездой».(4) | 11.12- 15.12 | ||
26 | Как мы живем и работаем в нашем климате. | 18.12- 22.12 | ||
27 | Наши моря. | 18.12- 22.12 | ||
28 | Наши реки. | 25.12- 29.12 | ||
29 | Где спрятана вода. | 25.12- 29.12 | ||
30 | Водные дороги и перекрестки | 10.01- 12.01 | ||
31 | Учимся с « Полярной звездой».(5) | 10.01- 12.01 | ||
32 | Почва- особое природное тело. | 15.01- 19.01 | ||
33 | Обобщение по теме « Природа» | 15.01- 19.01 | ||
34 | Северные и безлесные зоны. | 22.01- 26.01 | ||
35 | Лесные зоны. | 22.01- 26.01 | ||
36 | Степи и лесостепи. | 29.01- 2.02 | ||
37 | Южные безлесные зоны | 29.01- 2.02 | ||
38 | Субтропики. Высотная поясность в горах. | 5.02- 9.02 | ||
39 | Учимся с « Полярной звездой».(6) | 5.02- 9.02 | ||
40 | Обобщение по теме « Природно- хозяйственные зоны» | 12.02- 16.02 | ||
41 | Развитие хозяйства | 12.02- 16.02 | ||
42 | Особенности экономики России. | 26.02- 2.03 | ||
43 | Учимся с « Полярной звездой».(7) | 26.02- 2.03 | ||
44 | Топливно- энергетический комплекс. Угольная промышленность | 5.03- 9.03 | ||
45 | Нефтяная промышленность. | 5.03- 9.03 | ||
46 | Газовая промышленность. | 12.03- 16.03 | ||
47 | Электроэнергетика. | 12.03- 16.03 | ||
48 | Черная металлургия | 19.03- 23.03 | ||
49 | Цветная металлургия. | 19.03- 23.03 | ||
50 | Машиностроение | 26.03- 30.03 | ||
51 | Химическая промышленность. | 26.03- 30.03 | ||
52 | Лесопромышленный комплекс. | 2.04- 6.04 | ||
53 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 2.04- 6.04 | ||
54 | Сельское хозяйство. Животноводство. | 16.04- 20.04 | ||
55 | Учимся с « Полярной звездой».(8) | 16.04- 20.04 | ||
56 | Транспортная инфраструктура. | 23.04- 27.04 | ||
57 | Транспортная инфраструктура. | 23.04- 27.04 | ||
58 | Социальная инфраструктура. | 30.04- 4.05 | ||
59 | Учимся с « Полярной звездой».(9) | 30.04- 4.05 | ||
60 | Информационная инфраструктура. | 7.05- 11.05 | ||
61 | Информационная инфраструктура. | 7.05- 11.05 | ||
62 | Обобщение по теме « Хозяйство» | 14.05- 18.05 | ||
63 | Наше наследие. | 14.05- 18.05 | ||
64 | Наше наследие. | 21.05- 25.05 | ||
65 | Наше наследие. | 21.05- 25.05 | ||
66 | Наше наследие. | 21.05- 25.05 | ||
67 | Обобщение курса | 28.05- 31.05 | ||
68 | Обобщение курса | 28.05- 31.05 |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно- научного цикла Протокол от «____» __________________2017. №___ | Согласовано: Зам. по УВР Е.А.Фомичева
«30» августа 2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...