Форма и размеры Земли
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

конспект урока 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_i_razmery_zemli.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии

1. ФИО: Хлебина Ольга Васильевна, учитель географии, МБОУ «Теньгушевская СОШ»

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Форма и размеры Земли», раздел II: «Земля во Вселенной», урок № 12  

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2014.

6. Цель: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.

7. Задачи:

-   обучающие: углубить знания о планете Земля;

- развивающие: развитие познавательных интересов обучающихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой.

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты:

- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; умениями работы с учебником;

- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров   Земли в жизни планеты, знать и объяснять существенные признаки понятий - глобус, земная ось, географический полюс, экватор

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1

Организационный этап

Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке

2

Актуализация знаний

Задает вопросы

Что называется Солнечной системой?

Какие космические тела входят в состав Солнечной системы?

Какую форму имеют все планеты Солнечной системы?

Перечислите планеты земной группы.

В чем уникальность планеты Земля?

        Что нам неизвестно о Земле?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)

3

Изучение нового материала

- Вспомните, ребята, почему на Земле происходит смена времен года.

- Что такое орбита планеты? Какую форму она имеет?

Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти в тексте учебника и атласе информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания к рис.32на стр.40.

Вспоминают, отвечают на вопросы

Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П, Р) 

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К).

Практикум: работа в группах

Составляют расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и   формулируют вывод о различиях радиусов.  (П, Р, К.)

4

Физминутка

Вышли мышки как-то раз

(ходьба на месте)

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре

(хлопки)

Мышки дёрнули за гири

(наклоны)

Вдруг раздался страшный звон

(присесть)

Убежали мышки вон!

(бег на месте)

Выполняют упражнения.

5

Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают инфо 

Вывод записывают в тетрадь:

              1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 .

             2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км).

             3.Земля удерживает воду и воздух.

             4. Солнечные лучи  падают  под  разным углом из-за шарообразной формы.

             5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.

рмацию. (К, Р) 

6

Рефлексия

Подводит итог урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок

Восстанавливают ход своей деятельности на уроке. Определяют степень продвижения к цели. Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя.

7

Домашнее задание

Комментирует д/з §11, вопросы и задания на стр.42

Записывают домашнее задание

          Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ" ПО ФГОС ООО

Конспект урока по географии,составленный по принципу системно-деятельностного подхода по ФГОС ООО...

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...

Урок 6 кл. Форма и размеры Земли.

Урок географии в 6 классе....

"Форма и размеры Земли"

Тест составлен по учебнику Е.М. Домогацкого...