Географические диктанты, как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся
статья по географии на тему

Чурина Галина Терентьевна

     Проверка знаний подводит итог главного труда школьника-учения. От организации проверки в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании .Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы. Эффективность их применения зависит от  мастерства и творческой деятельности каждого учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskie_diktanty.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Географические диктанты, как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся.

     Проверка знаний подводит итог главного труда школьника-учения. От организации проверки в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании .Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы. Эффективность их применения зависит от  мастерства и творческой деятельности каждого учителя.

      Большое значение в изучении географии имеет усвоение основных понятий и терминов. Одна из форм проверки данного материала –диктанты .На это потребуется  5-8 мин.

     Рассмотрим это   на  конкретных примерах.

Учитель      заранее на доске ,или на ватмане. или использует компьютер пишет понятия и термины. При этом          нужно поставить порядковые номера. Учитель дает определения в такой последовательности ,которая не совпадает с написанной на доске.Запись будет выглядеть так:

1.Ориентир

2.Компас

3.Азимут

4.Север

5.Восток

6.Рулетка

7.Масштаб

8.Полюс

9.Горизонт

10.Съемка

      1.Угол на местности, образуемый  направлением на север и направлением на выбранный объект.

     2.Сторона горизонта .имеющая азимут 90 град.

3.Прибор для ориентирования,

4.Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении его на карте.

5.Точка, из которой проводится визирование на местные объекты.

6.Направление на Полярную звезду.

7.Часть земной поверхности ,которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.

8.Умение определять на местности стороны горизонта.

9.Прибор для измерения расстояний.

10.Работа по составлению плана местности.

Ключ для проверки:3,5,2,7,8,4,9,1,6,10.

    Методика проведения диктанта.

Учитель диктует объяснение понятия, учащиеся пишут цифру(номер ответа) на поставленный вопрос.

    Можно усложнить задания. Например, учитель диктует понятия, а учащиеся сами давали определение тех или иных понятий.

     

                        Тема:»Горы»

1.Скопление гор, горных  хребтов.

2.Разрушение и изменение горных пород  под воздействием колебаний температуры воздуха, влаги, живых организмов.

3.Равнина,имеющая абсолютную высоту не более 200 м.

4.Равнина с плоской или слегка волнистой поверхностью, имеющая высоту  более 500 м над  уровнем морем.

5.Ровное или слегка всхолмленное обширное пространство суши.

6.Опущенный участок земной коры, ограниченный со всех сторон сбросами.

7.Понижение между двумя горными хребтами.

8.Равнинные участки суши высотой от 200 до 500 м над уровнем моря.

9.Приподнятый участок земной коры, ограниченный со всех сторон сбросами.

10.Остроконечная вершина горы.

1.Пик.                               6.Выветривание.

2.Горная долина.          7.Равнина.

3.Горная страна.            8.Низменность.

4.Горст.                             9.Возвышенность.

5.Грабен.                         10.Плоскогорье.

Ключи для проверки:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Тема: Озера ледники, водохранилища

1.Озеро.                             6.Ледник.

2.Сточное озеро.              7.Морена.

3.Бессточное озеро.        8.Водохранилище.

4.Болото.                            9.Пруд.

  5.Снеговая линия.    

1.Озеро, из которого вытекает река.

2.Граница в горах, выше которой снег не стаивает в течение года.

3.Искусственные водоемы с громадными запасами воды, созданные путем постройки     на реках плотины.

4.Избыточно увлажненные участки суши, часто со слоем торфа, покрытые влаголюбивыми растениями.

5.Замкнутые естественные впадины на поверхности суши , заполненные водой.

6.Озеро ,не имеющее поверхностного стока.

7.Ледяные массы ,покрывающие участки суши; в горах сползающие по склонам или долинам.

8.Небольшие искусственные водоемы.

9.скопление обломков горных пород ,перенесенных ледником и отложенных на место его таяния.

  Ключи для проверки: 2,5,8,4,1,3,9,7.

Важная особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера, та, что они Разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Вот несколько примеров.

Тема: Горы земного шара.

1.Самые высокие горы Европы.

2.Горы, расположенные на юге России.

3.Горы на западе Южной Америки.

4.Горы на север- западном полуострове Европы.

5.Горы,расположенные между Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнинами.

6.Горы на юге России, район частых землетрясений.

7.Горы на западе Северной Америки.

8.Самые высокие горы на земном шаре.

9.Горы России, расположенные между Черным и Каспийским морями.

1.Уральские горы.

2.Скандинавские горы.

3.Альпы.

4.Кавказ.

                     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географические диктанты как форма фронтального письменного опроса

Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения.Все формы и методы опроса предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний.Они пр...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики...

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Проверка знаний ...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...