Рабочие программы
рабочая программа по географии на тему
Рабочие программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по программе образовательных учреждений «География 7 кл.», автор Е.М. Домогацких (М., Русское слово, 2008 г.). Данная программа рекомендована для изучения географии в 7 классе Министерством образования РФ.
Цель данной рабочей программы: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению географии, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Предлагаемая рабочая программа призвана решать следующие задачи:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса географии за 7 класс ученик должен
Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными
особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и
предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального
природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ» 7 класс
Раздел | Тема | № урока | Тема урока | Тип урока, методы, приемы обучения | Практические работы | Домашнее задание | Дата План Факт | |||
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час) | Тема 1.Введение | 1 | Что изучает география материков и океанов | Эвристическая беседа, работа с географическими картами, работа в парах | § 1 | 03.09 | ||||
2 | Как люди открывали и изучали | Изучение нового | Заполнить таблицу | 07,09 | ||||||
3 | Карты материков и океанов | Эвристическая беседа, работа с географическими картами, работа в парах | Работа и анализ карты | 10,09 | ||||||
4 | Суша в океане | Репродуктивный урок, изучение нового, работа в группах | Заполнить схему | 14,09 | ||||||
5 | Обобщение по теме: «начальный курс географии» | Тестирование | 17,09 | |||||||
Тема 2. Литосфера – подвижная твердь (6 часов) | 6 | Геологическое время | Изучение нового | § 2 | 21,09 | |||||
7 | Строение земной коры | Изучение нового, работа в парах, практикум | ПР.Р№ 1 Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. | § 3 | 24,09 | |||||
8 | Литосферные плиты и современный рельеф | Изучение нового, работа в парах | § 4 | 28,09 | ||||||
9 | Платформы и равнины | Изучение нового | § 5 | 01,10 | ||||||
10 | Складчатые пояса и горы | Изучение нового, эвристическая беседа | § 6 | 05,10 | ||||||
11 | Обобщение по теме | Тестирование | 08,10 | |||||||
Тема 3. Атмосфера – воздушный океан (4 часа) | 12 | Пояса планеты | Репродуктивный урок, изучение нового, работа в группах | § 7 | 10,10 | |||||
13 | Воздушные массы и климатические пояса | Изучение нового, практикум | ПР.Р№2 Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. | § 8 | 15,10 | |||||
14 | Климатообразующие факторы | Изучение нового, эвристическая беседа | § 9 | 19,10 | ||||||
15 | Обобщение по теме | Тестирование | 22,10 | |||||||
Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) | 16 | Мировой океана и его части | Изучение нового, эвристическая беседа, практикум | ПР.Р№3 Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | § 10 | 26,10 | ||||
17 | Движение вод Мирового океана | Работа в группах | § 11 | 29,10 | ||||||
18 | Органический мир океана | Изучение нового, эвристическая беседа | § 12 | 09,11 | ||||||
19 | Особенности отдельных океанов | Изучение нового | § 13 | 12,11 | ||||||
Тема 5. Геосфера - живой механизм (2 часа) | 20 | Географическая оболочка | Эвристическая беседа, практикум | ПР.Р№4 Анализ схем круговорота вещества и энергии. | § 14 | 16,11 | ||||
21 | Зональность географической оболочки | Изучение нового, практикум | ПР.Р№5 Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами. | § 15 | 19,11 | |||||
Тема 6. Человек разумный (4 часа) | 22 | Освоение Земли человеком | Эвристическая беседа | § 16 | 23,11 | |||||
23 | Охрана природы | Изучение нового, эвристическая беседа | § 17 | 26,11 | ||||||
24 | Население Земли | Работа в группах | § 18 | 30,11 | ||||||
25 | Страны мира | Изучение нового. Работа в группах, практикум | ПР.Р№6 Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. | § 19 | 03,12 | |||||
Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов) | Тема 1. Африка - материк коротких теней (10 часов) | 26-27 | Географическое положение и история исследования Африки | Изучение нового, практикум | ПР.Р№7 Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. | § 20 | 07,12 | |||
28 | Геологическое строение и рельеф Африки | Изучение нового, практикум | ПР.Р№8 Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | § 21 | 10,12 | |||||
29 | Климат Африки | Изучение нового | § 22 | 14,12 | ||||||
30 | Гидрография Африки | Изучение нового | § 23 | 17,12 | ||||||
31 | Разнообразие природы Африки | Изучение нового, работа в парах, отработка умений сопоставления карт | § 24 | 21,12 | ||||||
32 | Население Африки | Изучение нового, работа в парах | § 25 | 24,12 | ||||||
33 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | Изучение нового, работа в парах | § 26 | 11,01 | ||||||
34 | Регионы Африки: Центральная. Восточная и Южная Африка | Изучение нового, работа в парах, практикум | ПР.Р№9 Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке. | § 27 | 14,01 | |||||
35 | Обобщение по теме | Тестирование | 18,01 | |||||||
Тема 2. Австралия – маленький великан (6 часов) | 36 | Географическое положение и история исследования Австралии | Изучение нового, выступления учащихся, практикум | ПР.Р№10 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. | § 28 | 21,01 | ||||
37 | Компоненты природы Австралии | Урок-исследование | ПР.Р№11 Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела. | § 29 | 25,01 | |||||
38 | Особенности природы Австралии | Урок-исследование | § 30 | 28,01 | ||||||
39 | Австралийский Союз | Урок-путешествие | § 31 | 01,02 | ||||||
40 | Океания | Изучение нового, индивидуальная работа | § 32 | 04,02 | ||||||
41 | Обобщение по теме | Тестирование | 08,02 | |||||||
Тема 3. Антарктида холодное сердце (2 часа) | 42 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | Изучение нового, выступления учащихся | § 33 | 11,02 | |||||
43 | Особенности природы Антарктиды | Эвристическая беседа | § 34 | 15,02 | ||||||
Тема 4. Южная Америка – материк чудес (9 часов) | 44 | Географическое положение Южной Америки. История исследования | Изучение нового, выступления учащихся, практикум | ПР.Р№12 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. | § 35 | 18,02 | ||||
45 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | Изучение нового | ПР.Р№13 Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела | § 36 | 22,02 | |||||
46 | Климат Южной Америки | Изучение нового | § 37 | 25,02 | ||||||
47 | Гидрография Южной Америки | Изучение нового | § 38 | 01,03 | ||||||
48 | Разнообразие природы Южной Америки | Изучение нового, работа в парах, отработка умений сопоставления карт | ПР.Р№14 Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. | § 39 | 04,03 | |||||
49 | Население Южной Америки | Эвристическая беседа, практикум | ПР.Р№15 Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки | § 40 | 08,03 внеурочка | |||||
50 | Регионы Южной Америки | Изучение нового | § 41 | 11,03 | ||||||
51 | Обобщение по теме | Тестирование | 15,03 | |||||||
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов) | 52 | Географическое положение Северной Америки. История исследования | Изучение нового, выступления учащихся, практикум | ПР.Р№16 Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела | § 42 | 18,03 | ||||
53 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | Изучение нового, индивидуальная работа | § 43 | 22,03 | ||||||
54 | Климат Северной Америки | Изучение нового, практикум | ПР.Р№17 Сравнение климата разных частей материка, рас положенных в одном климатическом поясе. | § 44 | 25,03 | |||||
55 | Гидрография Северной Америки | Изучение нового | § 45 | 08,04 | ||||||
56 | Разнообразие природы Северной Америки | Урок-рефлексия | § 46 | 12,04 | ||||||
57 | Население Северной Америки | Урок-презентация | ПР.Р№18 Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения | § 47 | 15,04 | |||||
58 | Регионы Северной Америки | Групповая работа | § 48 | 19,04 | ||||||
59 | Обобщение по теме | Тестирование | 22,04 | |||||||
Тема 6. Евразия – музей природы планеты Земля (9 часов) | 60 | Географическое положение и история исследования Евразии | Изучение нового, выступления учащихся, практикум | ПР.Р№19 Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела | § 49 | 26,04 | ||||
61 | Геологическое строение и рельеф Евразии | Изучение нового, работа в парах | § 50 | 29,04 | ||||||
62 | Климат Евразии | Изучение нового, работа в парах, практикум | ПР.Р№20 Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. | § 51 | 03,05 | |||||
63 | Гидрография Евразии | Изучение нового, работа в парах | § 52 | 06,05 | ||||||
64 | Разнообразие природы Евразии | Урок-путешествие, практикум | ПР.Р№21 Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. | § 53 | 10,05 | |||||
65 | Население Евразии | Эвристическая беседа | § 54 | 13,05 | ||||||
66 | Регионы Европы | Урок-путешествие, практикум | ПР.Р№22 Составление географической характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам географической информации. | § 55 | 17,05 | |||||
67 | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия | Урок-путешествие, практикум | ПР.Р№23 Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | § 56 | 20,05 | |||||
68 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | Урок-путешествие | § 57 | 24,05 | ||||||
Раздел 3. Непрощание с географией (2 час) | Тема 1. Взаимоотношения природы и человека (2ч) | 69-70 | Природа и общество Обобщение ,работа с картой. | Урок-дискуссия | Задание на лето | § 58 | 27,31,05 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
В Федеральном базисном учебном плане 2004 года на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, авторской программы: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов ОУ (М.: «Русское слово», 2010).
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
Уметь:давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Практические работы и самостоятельные работы. | Дом. задание | |||
Элементы обязательного минимума программы | По плану | Фактически | |||||
Часть 1. Природа России Раздел 1. Общая физическая география России (35 часов) Тема 1. Географическое положение России - 4 часа | |||||||
1 | Россия на карте мира | Вводная лекция с элементами беседы | ПР.Р.№ 1.Характеристика ГП России. Сравнение ГП России и других стран. | §1 | Элементы ГП России ,природа страны | 01,09 | |
2 | Государственные границы России | Урок актуализации знаний и умений | §1 | Государственная граница,12 мильная зона | 03,09 | ||
3 | Россия на карте часовых поясов | Практикум | ПР.Р.№ 2 .Определение поясного времени для разных городов России. | §2 | Декретное поясное и местное время | 08,09 | |
4 | Обобщение по теме : ФГП России.ФГП ХМАО-ЮГРЫ. | Урок актуализации знаний и умений | Стр.7-11 | Основные элементы ФГП страны ,выводы о + и – ГП страны. | 10,09 | ||
5 | Русские землепроходцы 11-17 веков . Освоение края с нач.11века. | Изучения нового материала | ПР.Р.№ 3 .Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников. | §3 | Вклады русских путешественников в вопросах изучения страны | 15,09 | |
6 | Географические открытия в России 18-19 века | Урок актуализации знаний и умений | §4 | Кругосветное путешествие и открытие Антарктиды. | 17,09 | ||
7-8 | Изучение и освоение территории и Исследование в 20 веке | Урок актуализации знаний и умений | §4 | Кругосветное путешествие и открытие Антарктиды. | 22,09 | ||
Рельеф и геологическое строение | |||||||
9 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта | Изучение нового материала | §6 | Науки изучающие состав земли. | 24,09 | ||
10 | Тектоническое строение.Тектоника Западно-сибирской плиты. | Исследование | §7 | Анализ тектонической карты. | 29,09 | ||
11 | Общие черты рельефа.Рельеф ХМАО-Югры. | Практикум | Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми | §8 | Основные черты рельефа ,вывод по физ.карте. | 01,10 | |
12 | Литосфера и человек | Обобщение знаний | §9 | Полезные ископаемые ,месторождения ,бассейны . | 05,10 | ||
13 | Практическая работа «Установление связи между тектоникой и рельефом». | Р.Т.стр.9-10 | ПР.Р № 4.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми | Стр.19-30 | Знание взаимосвязи м/у структурами ,платформа , щит ,плита ,складчатая область | 08,10 | |
14 | Обобщающий урок по теме «Геологическое строение и рельеф» | Обобщение и контроль знаний | Тест | 12,10 | |||
Климат -7 часов | |||||||
15 | Климатообразующие факторы. Климат ХМАО_Югры. | Вводная лекция с элементами беседы | §10 | Основные факторы климатообразования ,их влияние на климат страны. | 15,10 | ||
16 | Распределение тепла и влаги по территории России | Практикум,анализ климатических карт. | ПР.Р № 5 . Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, ср. температур января и июля, годового кол-ва осадков по территории страны | §11 | Типы господствующих воздушных масс влияние на климат страны ,основные закономерности размещения тепла и распределения влаги . | 19,10 | |
17 | Климаты России | Изучение нового материала | §12 | Клитатические пояса ,основные возд.массы,анализ климатических диаграмм. | 22,10 | ||
18 | Погода | Изучение нового материала с опорой на ранее изученные темы . | ПР.Р№ 6 . Определение по синоптическим картам особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | §13 | Типы погоды их многообразие на просторах страны. | 26,10 | |
19 | Атмосферные вихри | Комбинированный | §14 | Циклон и антициклон , атмосферные фронты,прогноз погоды. | 29,10 | ||
20 | Атмосфера и человек | Рассказ учителя с элементами беседы. | Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хоз. деятельности населения | §15 | Влияние климата на человека,хоз.деятельность человека и загрезнение окружающей среды. | 09,11 | |
21 | Пр.Р№ 6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для оценки условий жизнедеятельности населения» | Практикум | Стр.30-48 | Благоприятные и неблагоприятные условия климата . | 12,11 | ||
Тема 5. Моря и внутренние воды – 7 часов | |||||||
22 | Моря России | Изучение нового материала | Характеристика морей по плану | §16 | Моря ,предстаувителт флоры и фауны морей . | 16,11 | |
23 | Характеристика реки | Актуализация опорных знаний | ПР.Р№7. Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хоз. использования | §17 | Распределение внутренних вод ,питание рек ,режим рек . | 19,11 | |
24-25 | Реки России. Озера и болота. Внутренние воды округа. | Практикум | ПР.Р№8. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Обозначение на контурных картах озер и болот | §18-§19 | Типы озер по происхождению,типы болот их распределение на тер-рии страны. | 23,11 | |
26 | Природные льды. | Актуализация опорных знаний | Нанесение на к/к границ максимального покровного и горно-долинного оледенения | §20 | Виды природны льдов,многолетняя мерзлота ,ледники,районы распределения в стране. | 26,11 | |
27 | Великое оледенение. | Беседа ,рассказ учителя. | Нанесение на к/к границ максимального покровного и горно-долинного оледенения | §21 | Условия великого оледенения ,морена,изменение облика природы. | 30,11 | |
28 | Гидросфера и человек | Практикум,работа с текстом учебника . | Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата | $22 | Природные воды и человек, водные ресурсы,ЧС связанные с действием внутренних вод . | 03,12 | |
Тема 6. Почвы – 3 часа | |||||||
29 | Формирование и свойства почвы. Разнообразие почв ХМАО-Югры. | Урок актуализации опорных знаний | Составление почвенного горизонта | §23 | Влияние оболочек на формирование плодородия почв.В.В.Докучаев-основоположник почвоведения. | 07,12 | |
30 | Зональные типы почв | Практикум,работа с текстом учебника | Установление связей между типами почв и характером растительности | §24 | Типы почв ,почвенные ресурсы,мелиорация. | 10,12 | |
31 | ПР.Р№9 «Выявление условий почвообразования,оценка плодородия». | Практикум | Установление связей между типами почв и характером растительности | Работа с тематическими картами , | 14,12 | ||
Тема 7. Природные зоны – 6 часов | |||||||
32 | Природные комплексы России | Урок актуализации знаний и умений | Нанесение на к/к зональных природных комплексов | §25 | Учение о ландшафтах,типы ПТК | 17,12 | |
33 | Безлесные природные комплексы Арктики и Субарктики | Практикум ,анализ карт. | . Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах | §26 | Арктические пустынны,тундры и лесотундра. | 21,12 | |
34 | Леса умеренного пояса.Подзоны тайги округа. | Практикум составление систематизирующей таблицы. | §27 | Разнообразие лесов ,выявление причин разнообразия. | 24,12 | ||
35 | Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность | Практикум | §28 | Особенности компонентов природы и существующие взаимосвязи. | 26,12 | ||
36 | Ресурсы растительного и животного мира. | Урок актуализации опорных знаний | Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменение другого | §29 | Природные ресурсы их виды. Вопросы охраны природы | 11,01 | |
37 | ПР.Р10 «Выявление зависимости между компанентами природы». | Практикум | Р.Т стр18-21 | 14,01 | |||
Раздел 2. Крупные природные районы России- 31 часов. Тема 1. Островная Арктика– 1 час | |||||||
38 | Природа арктических островов | Урок актуализации знаний и умений | Нанесение на к/к арктических островов | §30 | Покрывные ледники ,особенности климата . | 18,01 | |
Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина- 4 часов | |||||||
39 | Рельеф и геологическое строение | Лекция с элементами беседы | Нанесение на к/к крупных форм рельефа и полезных ископаемых | §31 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых. | 21,01 | |
40 | Климат, внутренние воды и природные зоны | Урок актуализации опорных знаний | Влияние климата на размещение вод и природных зон. | §32 | Климатообразую-щие факторы,размеще-ние вод и природных зон . | 25,01 | |
41 | Природно-территориальные комплексы Русской равнины | Практикум | ПР.Р 11.Установление взаимосвязей между компонентами природы в разных природных комплексах | §33-§34 | ПТК ,ландшафные различия,деятель-ность человека. | 28,01 | |
42 | Обобщающий урок по теме «Восточно-Европейская равнина» | Обобщение и контроль знаний | Тестовая работа на закрепление материала. | 02,02 | |||
Тема 3. Кавказ-3 часа | |||||||
43 | Геологическая история и рельеф | Изучение нового материала | Анализ орографической схемы Северного Кавказа | §35 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых. | 04,02 | |
44 | Климат, внутренние воды и высотная поясность | Практикум | Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства | §36 | Климатообразую-щие факторы,размеще-ние вод и природных зон. | 08,02 | |
45 | Обобщающий урок по теме «Кавказ» | Обобщение и контроль знаний | Тестовая работа на закрепление пройденного материала. | 11,02 | |||
Тема 4. Урал- 4 часа | |||||||
46 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | Актуализация опорных знаний | Анализ орографической схемы Урала | §37 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых. | 15,02 | |
47 | Климат и внутренние воды | Практикум | Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа | §38 | Климатообразую-щие факторы,размеще-ние вод и природных зон. | 18,02 | |
48 | Природно-территориальные комплексы | Практикум | Установление взаимосвязей между компонентами природы в разных природных комплексах | §39 | ПТК ,ландшафные различия,деятель-ность человека. | 22,02 | |
49 | Обобщающий урок по теме «Урал» | Обобщение и контроль знаний | Тестовая работа на закрепление пройденного материала. | 25,02 | |||
Тема 5. Западно-Сибирская равнина- 4 часа | |||||||
50 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | Изучение нового материала | Анализ геологической, тектонической и физической карт | §40 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых. | 02,03 | |
51 | Климат и внутренние воды | Практикум | Объяснение закономерностей распространения болот и трудностей в освоении территории | §41 | Климатообразую-щие факторы,размеще-ние вод | 04,03 | |
52 | Природно-территориальные комплексы | Практикум | Установление взаимосвязей между компонентами природы в разных природных комплексах | §42 | ПТК ,ландшафные различия,деятель-ность человека | 09,03 | |
53 | Обобщающее повторение по теме Западная Сибирь. | Тестовая работа . | 11,03 | ||||
Тема 6. Средняя Сибирь-2 часа | |||||||
54 | Рельеф и геологическое строение | Изучение нового материала | §43 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых. | 16,03 | ||
55 | Климат, внутренние воды и природные зоны | Актуализация опорных знаний | §44 | Климатообразую-щие факторы,размеще-ние вод | 18,03 | ||
Тема 7. Северо-Восток Сибири- 3 часа | |||||||
56 | Геологическое строение, рельеф и климат | Актуализация опорных знаний | §45 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых,особ-енности климатических условий. | 23,03 | ||
57 | Внутренние воды и природно-территориальные комплексы | Практикум | §46 | Воды района,и ПТК . | 25,03 | ||
58 | ПР.Р№ 12 «Характеристика условий быта и хозяйственной деятельности человека одного из природных районов». | Практическая работа | Р.Т.стр.22-25 | 08,04 | |||
Тема 8. Горы Южной Сибири- 3 часа | |||||||
59 | Геологическое строение и рельеф | Актуализация опорных знаний | Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая | §47 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых. | 13,04 | |
60 | Климат и внутренние воды | Практикум | Анализ климатической и физической карт | §48 | Климатообразую-щие факторы,размеще-ние вод | 15,04 | |
61 | Высотная поясность | Практикум | Принципы размещения природных зон на разных экспозициях гор. | §49 | 20,04 | ||
Тема 9. Дальний Восток-5 часов | |||||||
62 | Геологическое строение рельеф | Объяснение нового | §50 | Тектоника рельеф и размещение полезных ископаемых. | 22,04 | ||
63 | Климат, внутренние воды и природные зоны | Актуализация опорных знаний | Оценка климатических показателей для характеристики условий жизни населения Приморья | §51 | Климатообразую-щие факторы,размеще-ние вод | 27,04 | |
64 | Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части Дальнего Востока | Практикум | Характеристика различных природно-территориальных комплексов, условий жизни и хоз. деятельности населения | §52 | ПТК ,ландшафные различия,деятель-ность человека | 29,04 | |
65 | Природно-территориальные комплексы Приморье и Приамурье. | Практикум,рассказ с элементами беседы. | $ 53 | Особенности муссонного типа климата. | 04,05 | ||
66 | Обобщающий урок по теме «Дальний Восток» | Обобщение и контроль знаний | Тестовая работа на закрепление пройденного материала. | 06,05 | |||
Раздел 3. Природа и человек- 2 часа | |||||||
67 | Природные ресурсы и природные условия | Актуализация опорных знаний | §54 | Влияние человека на климат и природу. | 11,05 | ||
68 | Роль географии в современном мире | Дискуссия | Составление прогноза о развитии природы в будущем | §55 | Роль географической науки. | 13,05 | |
Обобщающее повторение- 2час | |||||||
69- 70 | Обобщающее повторение | Обобщение и систематизация знаний | 18,20, 05 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
В Федеральном базисном учебном плане 2004 года на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
– крупнейшие городские агломерации нашей страны;
– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
–географию народов, населяющих нашу страну.
2. Уметь:
– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Практические и самостоятельные работы. | Дом. задание | Дата проведения | ||
Элементы обязательного минимума программы. | План | Факт | |||||
Введение (1 час) | |||||||
1 | Экономическая и социальная география | Лекция с элементами беседы | §1 | Предмет социальная и экономическая география . | 3.09 | ||
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (43 часов) Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (10 часов) | |||||||
2 | Формирование территории России | Урок актуализации знаний и умений | §2 | Природный комплекс ,хозяйственный комплекс. | 6.09 | ||
3 | Экономико-географическое положение России.ЭГП ХМАО-Югры | Изучение нового материала | Оценка экономико- и политико-географического положения России | §3 | План характеристики ЭГП. | 10.09 | |
4 | Пр.р № 1. «Определение особенностей ЭГП и ПГП России». | Практикум,знания о географическом положении | Р.т.стр 2-3 ,36-37 | План характеристики ЭГП | 13.09 | ||
5 | Административно-территориальное устройство России | комбинированный | §4 | Принципы деления на субьекты . | 17.09 | ||
6 | Пр.р.№ 2 « Обозначение республие ,краев ,округов на карте России». | Практикум | Р.т стр 4-5 ,36-37 | Федеративное устройство страны . | 20.09 | ||
7 | Экономическое районирование территории России.Экономическое районирование ХМАО-Югры | Изучение нового материала | Анализ разных видов районирования России | §5 | Районирование,ээкономические районы | 24.09 | |
8 | Природные условия России | Практикум | Оценка комфортности природных условий в разных районах страны | §6 | Природные ресурсы и хоз.деятельность . | 27.09 | |
9 | Природные ресурсы страны | Семинар-практикум | Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования | §7 | Виды ресурсов , природно ресурсный потенциал,виды адаптации. | 1.10 | |
10 | Хозяйственная деятельность и изменения природной среды | Урок актуализации знаний и умений | §8 | Взаимодействие человека и природы. | 5.10 | ||
11 | Обобщение и контроль знаний по теме «Россия на карте мира» | Обобщение и контроль знаний | 8.10 | ||||
Тема 2. Население России (9 часов) | |||||||
12 | Численность населения России | Изучение нового материала | 2.Анализосновных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий | §9 | Численность населения. Естественный прирост. Демографические кризисы. Демографическая ситуация . | 12.10 | |
13 | Размещение населения России.Численность и размещении населенияв округе. | Практикум | Анализ карт населения | §10 | Плотность населения. Основная полоса рассления. | 15.10 | |
14 | Пр.п № 3 « Определение плотности населения ,доли городского и сельского населения» | Практикум,умения работать с разными по содержанию . | Умение рассчитать данные по долям соотношения населения | Р.т стр 6-7 | Умения работать с разными по содержанию,сравнивать показатели и выводы. | 19.10 | |
15 | Миграция населения | Изучение нового материала | §11 | Причины виды миграции. | 22.10 | ||
16 | Формы расселения и урбанизация | Урок актуализации знаний и умений | §12 | Формы рассления. Урбанизация и виды городов | 26.10 | ||
17 | Пр.р.№ 4 «Обозначение на карте основных зон расселения,крупнейших городов». | Умения работать с разными по содержанию | Р.т стр.38-39 | Закономерности расселе5ния людей на тер-рии страны . | 29.10 | ||
18 | Этнический и религиозный состав населения | Урок актуализации знаний и умений | 3.Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений | §13 | Этнический состав.Языковые группы. Религиозный состав, Этно религиозные конфликты. | 09.11 | |
19 | Трудовые ресурсы и рынок труда РФ и Югры. | Изучение нового материала | Определение по картам основных районов с избытком трудовых ресурсов и причина дисбаланса. | §14 | Трудовые ресурсы, рынок труда | 12.11 | |
20 | Обобщение и контроль знаний по теме «Население России» | Обобщение и контроль знаний | 16.11 | ||||
Тема 3. Хозяйство России (24 часов) | |||||||
21 | Национальная экономика | Изучение нового материала | .Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства | §15 | Экономика и отрсль хозяйства, три отрасли народного хозяйства. | 19.11 | |
22 | Факторы размещения производства | комбинированный | Группировка отраслей по различным показателям | §16 | 23.11 | ||
23 | ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность.ТЭК ХМАО-Югры. | Изучение нового материала | Оценка обеспеченности хозяйства России основными видами природного топлива | §17 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 26.11 | |
24 | ТЭК: угольная промышленность | Практикум | Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам | §18 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 30.11 | |
25 | Пр.р № 5 « Характеристика одного из районов добычи нефти ,угля или газа». | Умения составлять ЭГХ топливно –энергетических баз. | Р.т стр.12-14,40-41 | Умения составлять ЭГХ топливно –энергетических баз. | 03.12 | ||
26 | ТЭК: электроэнергетика Росси и округа. | комбинированный | Виды электростанций,принцип работы. | §19 Р.т стр42-43 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 07.12 | |
27 | Металлургический комплекс. Черная металлургия | Практикум | Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам | §20 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 10.12 | |
28 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия | Комбинированный с элементами практикума | Определение по картам главных факторов размещения предприятий цветной металлургии | §21 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 14.12 | |
29 | Машиностроение | Изучение нового материала | Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | §22 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 17.12 | |
30 | Машиностроение, география машиностроения | Комбинированный | §23 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 21.12 | ||
31 | Пр.р № 6 « Определение закономерностей в размещении отраслей машиностроения». | Умения анализировать карты принципы размещения . | Р.тстр 10-11 | Умения анализировать карты принципы размещения . | 24.12 | ||
32 | Химическая промышленность | Комбинированный | Определение по картам основных районов химического производства. | §24 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 28,12 | |
33 | Лесная промышленность. | Практикум | Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли | §25 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 11.01 | |
34 | Сельское хозяйство: растениеводство | Комбинированный с элементами практикума | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур | §26 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 14.01 | |
35 | Сельское хозяйство: животноводство | Практикум | Определение по картам главных районов животноводства | §27 | Состав, структура, размещения и охрана окр. среды. | 18.01 | |
36 | Пр.р № 7 «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса». | Знания о структурне и составе АПК. | Р.тстр15-18 | Знания о структурне и составе АПК. | 21.01 | ||
37 | Зональная специализация сельского хозяйства | Практикум ,умения анализировать карты . | §28 | Влияние природно климатических особенностей на принципы размещения с/х. | 25.01 | ||
38 | Пищевая промышленность | Актуализация опорных знаний | Характеристика отраслей промышленности. | §29 | Состав, структура, размещения и охрана окр. Среды. | 28,01 | |
39 | Легкая промышленность | Актуализация опорных знаний | §29 | Состав, структура, размещения и охрана окр. Среды. | 01,02 | ||
40 | Транспорт России
| Комбинированный | §30 | Состав, структура, размещения и охрана окр. Среды. | 04.02 | ||
41 | Транспорт России
| Комбинированный | §30 | Состав, структура, размещения и охрана окр. Среды. | 08.02 | ||
42 | Пр.р № 8 «Характеристика транспортной магистрали». | Значение транспортной системы для развития хозсвязей районов. | Р.т стр18-19 | Значение транспортной системы для развития хозсвязей районов. | 08,02 внеурочка | внеурочка | |
43 | Нематериальная сфера хозяйства | Лекция с элементами беседы | Составление типовой схемы нематериальной сферы . | §31 | Качество жизни, география сферы услуг. | 11,02 | |
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (16 часов) | |||||||
44 | Северный экономический район | Вводная беседа с элементами практикума | Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации | §32 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 15,02 | |
45 | Северо-Западный экономический район | Актуализация опорных знаний | Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации | §33 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 18,02 | |
46 | Калининградская область | Комбинированный | §34 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 22,02 | ||
47 | Центральный экономический район | Практикум | 11.Сравнение географического положения Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство | §35 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 25,02 | |
48 | Географические особенности областей Центрального района | Практикум | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 01,03 | |||
49 | Пр.р №9 «Изучение внешниз связей Центральной России». | Знания о разделении труда,принципы размещения пром.центров. | Р.т.стр23,56 | Разделении труда,принципы размещения пром.центров | 01,03 внеурочка | внеурочка | |
50 | Центрально-Черноземный экономический район | Лекция с элементами беседы | §36 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 04,03 | ||
51 | Волго-Вятский район | Лекция с элементами практикума | §37 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 08,03 внеурочка | внеурочка | |
52 | Северо-Кавказский район | Лекция с элементами практикума | §38 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 11,03 | ||
53 | Поволжский район | Изучение нового материала | §39 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 15,03 | ||
54 | Уральский экономический район | Актуализация опорных знаний и умений | Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией | §40 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 18,03 | |
55 | Западно-Сибирский район | Практикум | Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири | §41 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 22,03 | |
56 | Восточно-Сибирский район
| Практикум | Определение черт сходства и различия в размещении населения Западной и Восточной Сибири, перспектив дальнейшего развития | §42 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 25,03 | |
57 | Пр.р№ 10 « Составление характкристики ТПК одного из районов Восточной Сибири». | Умения составлять хар-ку на основе комплексного использования карт. | Р.т стр 26,62 | Умения составлять хар-ку на основе комплексного использования карт | 08,04 | ||
58 | Дальневосточный район | Практикум | Определение причин малой заселенности и слабой освоенности территории | §43 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 12,04 | |
59 | Обобщение и контроль знаний по теме «Экономические районы России» | Обобщение и контроль знаний | 15,04 | ||||
Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (6 часов) | |||||||
60 | Страны Балтии и Белоруссия | Изучение нового материала | Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона | §44 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 19,04 | |
61 | Украина и Молдавия
| Актуализация опорных знаний и умений | Сравнение географического положения стран и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство | §45 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 22,04 | |
62 | Пр.р №11 « Характеристика стран западной и юго западной части стран ближнего зарубежья». | Умения анализировать стат данные ,карты . | Сравнение географического положения стран и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство | Умения анализировать стат данные ,карты | 26,04 | ||
63 | Страны Закавказья | Практикум | Определение общих черт в хозяйственной специализации стран Закавказья | §46 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 29,04 | |
64 | Страны Центрально-Азиатского региона | Практикум | Определение признаков сходства и различий географического положения стран | §47 | Общие сведения, ЭГП, природные условия и ресурсы, население, специализация, транспот и хоз. связи | 03,05 | |
65 | Обобщение и контроль знаний по теме «Страны ближнего зарубежья» | Обобщение и контроль | 06,05 | ||||
Заключение (5 часа) | |||||||
66- 68 | Место России в мировой экономике | лекция с элементами практикума | §48 | 10,13, 17 май | |||
69-70 | Обобщающее повторение | Обобщение и контроль знаний | 20,24, май |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- обоснование актуальности курса; содержание курса ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования. Задая социализации личности. По содержанию данный предметный курс сочетает в себе элементы общей географии и комплексного страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на географические взаимосвязи общества и природы, воспроизводство и размещение населения, мирового хозяйства и географического разделения труда. Содержание курса призвано сформировать у школьников целостное представление о современном мире.
- основная идея курса (концептуальные положения), цели и задачи курса; изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире.
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальны подходы для описания и анализа природных и социально-экономических процессов.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- воспитание толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Знать:
- методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
- оценивать ресурсообеспеченность стран;
- использовать разнообразные источники географической информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»
Название тема/раздела | № урока | Тема урока | Тип урока, методы, приемы обучения | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Практические работы | Домашнее зада-ние | Дата прове-дения План. Факт | ||||
Часть 1. Общая характеристика мира. Современная география (1 час) | 1 | Географическая наука | Эвристическая беседа | Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе | Знать: основные географические понятия и термины Уметь: выделять главное в содержании материала и составлять план - конспект, работать с учебником | Анализ и сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. | § 1 | 07,09 | ||||
Тема 1. Страны современного мира (2 часа) | 2 | Типы стран современного мира | Лекция | О типологии стран, основанных на качественных признаках учитывающих уровень социально - экономического развития. О разных формах государств | Уметь: характеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира; умение давать оценку геополитическому положению отдельных стран. | 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». 2. Обозначение на к/к стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, стран с различным государственным устройством. | § 2 | 14,09 | ||||
3 | Развитые и развивающиеся страны | Обзорная лекция, практикум | § 3 | 21,09 | ||||||||
Тема 2. География населения мира (5 часов) | 4 | Численность и динамика населения мира | Лекция | Численность и воспроизводство населенияю ЕП населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Размещение и плотность население. Миграция, виды миграции, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. | Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровни и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. | § 4 | 28,09 | |||||
5 | Расовый и половозрастной состав населения | Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум | 1. Анализ половозрастных пирамид некоторых стран мира, объяснение причин выявленных различий. 2. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран мира трудовыми ресурсами. | § 5 | 05,10 | |||||||
6 | Этнический и религиозный состав населения | Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум | 1.Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 3. Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. | § 6 | 12,10 | |||||||
7 | Размещение населения и его миграции | Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум | Объяснение причин миграционных процессов в Европе. | § 7 | 19,10 | |||||||
8 | Сельское и городское население | Семинар, практикум | Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов | § 8 | 26,10 | |||||||
Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов) | 9 | История взаимоотношений между природой и обществом | Семинар | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование. | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. | § 9 | 09,11 | |||||
10 | Природопользование и экологические проблемы | Лекция с элементами беседы | §10 | 16,11 | ||||||||
11 | Природные ресурсы | Работа в группах | § 11 | 23,11 | ||||||||
12 | Минеральные ресурсы | Работа в группах | § 12 | 30,11 | ||||||||
13 | Рудные и нерудные полезные ископаемые | Работа в группах | § 13 | 07,12 | ||||||||
14 | Земельные ресурсы | Работа в группах | § 14 | 14,12 | ||||||||
15 | Лесные ресурсы | Работа в группах | § 15 | 21,12 | ||||||||
16 | Водные ресурсы | Работа в группах | § 16 | 28,12 | ||||||||
17 | Ресурсы Мирового океана | Работа в группах | § 17 | 11,01 | ||||||||
18 | Другие виды природных ресурсов | Практикум | Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов. | § 18 | 18,01 | |||||||
19 | Загрязнение окружающей среды | Семинар | § 19 | 25,01 | ||||||||
20 | Пути решения экологических проблем | Эвристический | § 20 | 01,02 | ||||||||
21 | Обобщение по теме | Урок контроля знаний, тестирование | Закрепить основные теоретические знания по теме. | 08,02 | ||||||||
Тема 4. Мировое хозяйство и научнотехническая революция (2часа) | 22 | Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство | Лекция, практикум | Научно-техническая революция. особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством. | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг. | § 21 | 15,02 | ||||
23 | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство | Лекция | 1. Составление типологических схем территориальной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся страны. 2. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил | § 22 | 22,02 | |||||||
Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства (10 часов) | 24 | Топливно-энергетическая промышленность | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. | Умение давать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности их размещения по территории земного шара. Составлять комплексную географическую характеристику. | Выделение на карте основных топливно-энергетических районов мира. | § 23 | 01,03 | ||||
25 | Металлургия | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 24 | 08,03 внеурочка | ||||||||
26 | Машиностроение | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 25 | 15.03 внеурочка | ||||||||
27 | Химическая, лесная и легкая промышленность. | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 26 | 22,03 | ||||||||
28 | Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 27 | 06,04 | ||||||||
29 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | Работа в группах | 1. Выделение на карте основных сельскохозяйственных районов мира. 2. Сопоставление объемов производства важнейших видов с/х продукции стран и регионов мира. | § 28 | 13,04 | |||||||
30 | Виды транспорта | Работа в группах | § 29 | 20,04 | ||||||||
31 | Транспорт и мировое хозяйство | Работа в группах | Обозначение на к/к крупных портов и важнейших направлений перевозок. | § 30 | 27,04 | |||||||
32 | Международные экономические отношения | Практикум | Составление тест-опросника по теме | § 31 | 04,05 | |||||||
33 | Обобщение по теме | Урок контроля знаний, тестирование | Закрепить основные теоретические знания по теме. | 11,05 | ||||||||
Тема 6. Глобальные проблемы современности (2 час) | 34 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь | Эвристический | Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» | § 32 | 18,05 | |||||
35 | Итоговый урок | Рефлексия | Закрепление полученных знаний и умений | 15,05 |
Предварительный просмотр:
Пояснительгая записка
Рабочая программа данного курса составлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии. Составлено по программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Е.М.Домогацких.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 34 учебных часа для изучения географии в 11-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Изучение курса «География. Экономическая и социальная география мира» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении географической дисциплины в 10 классе. В 10 классе были приобретены следующие знания: особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества. Уметь: основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы.
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2009г.
Рабочая программа составлена с использованием: здоровьесберегающей технологии, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, развивающая технология, проектно – исследовательская технология, постановка проблемных вопросов, компетентностный подход.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Знать:
- методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
- оценивать ресурсообеспеченность стран;
- использовать разнообразные источники географической информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
Название тема/раздела | № урока | Тема урока | Тип урока, методы, приемы обучения | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Практические работы | Домашнее зада-ние | Дата прове-дения План Факт |
1 полугодие | ||||||||
Часть 2. Региональный обзор мира Тема 1. Политическая карта мира (2 часа) | 1 | Этапы формирования политической карты мира | Эвристическая беседа. | Представление о типологии стран, основанной на качественных признаках, учитывающих уровень социально - экономического развития стран. О разных формах государств | Знать: основные географические понятия и термины Уметь: выделять главное в содержании материала и составлять план - конспект, работать с учебником | Составление систематизирующей таб-лицы «Государственный строй стран мира», характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени | § 1 | 05,09 |
2 | Регионы мира и международные организации | Лекция. | § 2 | 12,09 | ||||
Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов) Страны Европы | 3 | Состав и географическое положение | Вводная лекция. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концепции населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. | § 3 | 19,09 |
4 | Природа и люди | Лекция. | На к/к отметить страны, имеющие самый высокий уровень жизни населения, крупнейшие агломерации. | § 4 | 26,09 | |||
5 | Хозяйство и внутренние различия | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. | § 5 | 03,10 | |||
6 | Федеративная Республика Германия | Изучение нового материала. | § 6 | 10,10 | ||||
7 | Республика Польша | Изучение нового материала. | § 7 | 17,10 | ||||
8 | Обобщение по теме «Страны Европы» | Урок контроля знаний, тестирование. | Закрепить основные теоретические знания по теме. | 24,10 | ||||
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов) | 9 | Географическое положение и ресурсы | Изучение нового материала с элементами практикума. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концепции населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии, ресурсов мирового ранга, стран Азии. | § 8 | 07,11 |
10 | Население и хозяйство | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии (по выбору). | §9 | 14,11 | |||
11 | Япония. Географическое положение, ресурсы и население | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | §10 | 21,11 | ||||
12 | Хозяйство Японии | Практикум. | Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии | § 11 | 28,11 | |||
13 | Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население | Семинар. | § 12 | 50,12 | ||||
14 | Хозяйство Китая | Практикум. | Обозначение на к/к месторождений полезных ископаемых, крупных промышленных центров. | § 13 | 12,12 | |||
15 | Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население | Работа в группах. | § 14 | 19,12 | ||||
16 | Хозяйство и внутренние различия Республики Индии | Семинар. | Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии. | § 15 | 26,12 | |||
2 полугодие | ||||||||
Тема 4. Америка (8 часов). Из них: Страны Северной Америки (3 часа) Латинская Америка (5 часа) | 17 | Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население | Изучение нового материала. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства США, Канады, стран Латинской Америки. Региональное различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, населения, хозяйства, культура, современные проблемы развития. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран , их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концепции населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | § 16 | 09,01 | |
18 | Соединенные Штаты Америки. Хозяйство, внутренние различия | Лекция с элементами практикума. | Заполнение таблицы «Экономические районы США» | § 17 | 16,01 | |||
19 | Канада. Географическое положение, ресурсы и население | Семинар. | § 18 | 23,01 | ||||
20 | Географическое положение, ресурсы и население | Работа в парах, практикум. | Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».или какой либо страны по выбору. | § 19 | 30,01 | |||
21 | Хозяйство и внутренние различия | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | § 20 | 06,02 | ||||
22 | Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население | Работа в группах. | § 21 | 13,02 | ||||
23 | Хозяйство Бразилии | Семинар. | § 22 | 20,02 | ||||
24 | Обобщение по теме «Америка» | Урок контроля знаний, тестирование. | Закрепить основные теоретические знания по теме. | Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки. | 27,02 | |||
Тема 5. Африка (4 часа) | 25 | Географическое положение и природные ресурсы | Лекция с элементами беседы; практическая работа. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, население и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концепции населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | с | § 23 | 06,03 |
26 | Население и хозяйство | Практикум. | 1. Выделение по картам главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности мирового значения. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. | § 24 | 13,03 | |||
27 | Южно-Африканская республика, Географическое положение, ресурсы и население | Работа в группах. | § 25 | 20,03 | ||||
28 | Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население | Работа в группах. | § 26 | 10,04 | ||||
29 | Обобщение по теме «Африка» | Урок контроля знаний, тестирование. | Закрепить основные теоретические знания по теме. | 17,04 | ||||
Тема 6. Австралия и Океания (2 часа) | 30 | Австралия | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, население и хозяйства. Внутренние географические различия. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченость,, демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концепции населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений . Составлять комплексную географическую характеристику. | Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии. | § 27 | 24,04 | |
31 | Океания | § 28 | 24,04 внеурочка | |||||
Тема 7. Россия в современном мире (2 часа) | 32 | Экономико-географическая история России | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. | Уметь анализировать материалы, опубликованные в средствах массой информации. | § 29 | 29,04 внеурочка | |
33 | Современная Россия | Практикум | Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире. | § 30 | 08,05 | |||
34 | Геополитическое влияние России | Рефлексия | Закрепление полученных знаний и умений | Картографический материал | 15,05 | |||
35 | Изменение мирового хозяйства | Практикум | 22,05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...