Реализация ФГОС в деятельности педагога на уроках ГЕОГРАФИИ
статья по географии по теме
В условиях принятия ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные сумением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные ЗУН. ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация ФГОС в деятельности педагога на уроках ГЕОГРАФИИ | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС в деятельности педагога на уроках ГЕОГРАФИИ
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».
Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал — что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, я стала применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.
География — предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии — основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе — при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Результатом некоторых практических работ может стать проект (индивидуальный или групповой)- одна из современных технологий обучения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Время работы делится на этапы. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
Этапы работы:
- Работа над темой, обсуждение темы будущего проекта.
- Выявление значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
- Поиск необходимой информации. Проведение исследования.
- Подведение итогов, оформление результатов.
- Защита проекта.
В ходе защиты исследовательского проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.
В 8 – 9х классах по изучению географии своей местности - Челябинской области -отводится мало часов. Поэтому я так планирую свою работу на уроках, чтобы завершить обучение географии своей местности защитой проектов.На уроках на первом этапе проходят самостоятельные мини – исследования на основе краеведческого компонента. Второй этап выходит за рамки урока. Учащиеся работают с дополнительными источниками информации: книгами, ресурсами Интернета, материалами различных энциклопедий и т. д. В ходе работы составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, проводятся консультации по возникающим вопросам. После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации.
В 10 – 11 классах в учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» крайне мало материала по странам. Учащиеся выполняют проекты по изучению стран (заранее выбранные). Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:
- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;
- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;
- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности.
Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. Используя метод проектов на уроках географии, я пришла к выводу:
- Использование метода на уроках географии очень приемлем, эффективен и результативен.
- Проектная технология всегда должна работать на результат.
- Проектный метод умело сочетается и с другими технологиями- особое внимание уделяю такой форме, как работа в группах.
На своих уроках я активно использую современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.
В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности. Практическую направленность исследовательского подхода реализую несколькими путями:
1. Проведение экскурсий (реальных и виртуальных), наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.
2. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например: в 9-м классе по географии при изучении темы «Население» предлагаю исследовать вопрос о демографических проблемах своего города. Вопросы: Почему в школе сокращается численность обучающихся? Почему исчезают с карты Челябинской области населенные пункты? Почему у вас нет брата или сестры? И т. п..
3.Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительных источников информации.
5. Задание представляется в виде рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.
6.Работа литературно-географического лектория. Развивается память, культура речи, коммуникабельность, умение отстоять свою точку зрения.
7.Работа кружка «Юный географ»- проведение собственных исследований, определение результатов, формулирование выводов, оформление работ, их презентация.
Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик — личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету Современные подходы к уроку (технологическая карта урока, анализ и самоанализ деятельности педагога на уроке, основные приѐмы и технологии, способствующие реализации идеологии новых стандартов)
Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к уроку"....
Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога.
Педагогическое сотрудничество, ставя своей задачей развитие способностей каждого ученика, создает условия для социального признания личности школьника, а потому педагогическое сотрудничество на уроке ...
«Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО»
мастер - класс "Формы иметоды работы с детьми при переходе на ФГОС" представлены формы и методы работы по развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии...
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или...
Проблемы научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС.
Аннотация. Научно-исследовательская деятельность школьников стала весьма актуальной в современном образовательном процессе. Соответственно, педагогам и учащимся приходится сталкиваться с большим колич...
Особенности реализации ФГОС в деятельности педагогов кафедры математики и технологий
В статье описываются особенности реализации ФГОС в деятельности педагогов кафедры математики и технологий средней школы...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...