Аналитический отчет ГИА по географии в Краснодарском крае
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 ГОДА
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии (КИМ) определяются целями основного государственного экзамена: обеспечение объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы.
Важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ). В КИМ для ОГЭ большое внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Сформированность способностей самостоятельного творческого применения знаний и умений в практической деятельности, в повседневной жизни проверяется заданиями с развёрнутым ответом.
Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Работа содержала 27 заданий с записью краткого ответа, 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Степень полноты и правильности ответов на задания оценивались прошедшими специальную подготовку экспертами, которые осуществляли проверку, руководствуясь определенным перечнем критериев для оценивания каждого задания. За выполнение заданий с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов.
Экзаменационная работа по географии 2016 г. включала 17 заданий базового, 10 – повышенного и 3 задания высокого уровня сложности.
На выполнение экзаменационной работы отводилось 120 минут.
В каждый вариант КИМ 2016 г. были включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников.
Выполнение заданий в зависимости от типа и трудности оценивались разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение задания с развернутым ответом (15, 20) в зависимости от полноты и правильности ответа выставлялось от 0 до 2 баллов, выполнение задания 23 оценивалось 1 баллом. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы - 32.
В ОГЭ по географии 2016 года принимали участие 15950 учащихся Краснодарского края, что не идет в сравнение со 157 школьниками прошлого года и всех предыдущих лет. Экзаменационную работу выполняли школьники всех 44 районов края. (Таблица 1).
Таблица 1
Общее число школьников по годам
Число школьников, принимавших участие в экзаменационной работе по годам | |||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
2319 | 3218 | 3562 | 3763 | 4107 | 376 | 157 | 15950 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_oge_2016_geo.doc | 560 КБ |
analiticheskiy_otchet_po_geografii_okonchatelnyy.docx | 72.66 КБ |
rezultaty_gia_2016.ppt | 427 КБ |
geografiya_obshchaya.xls | 175 КБ |
geografiya_obshchaya_mbou_sosh_15.xls | 43 КБ |
analiz_rezultatov_gia-9_v_2016_godu.doc | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 ГОДА
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии (КИМ) определяются целями основного государственного экзамена: обеспечение объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы.
Важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ). В КИМ для ОГЭ большое внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Сформированность способностей самостоятельного творческого применения знаний и умений в практической деятельности, в повседневной жизни проверяется заданиями с развёрнутым ответом.
Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Работа содержала 27 заданий с записью краткого ответа, 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Степень полноты и правильности ответов на задания оценивались прошедшими специальную подготовку экспертами, которые осуществляли проверку, руководствуясь определенным перечнем критериев для оценивания каждого задания. За выполнение заданий с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов.
Экзаменационная работа по географии 2016 г. включала 17 заданий базового, 10 – повышенного и 3 задания высокого уровня сложности.
На выполнение экзаменационной работы отводилось 120 минут.
В каждый вариант КИМ 2016 г. были включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников.
Выполнение заданий в зависимости от типа и трудности оценивались разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение задания с развернутым ответом (15, 20) в зависимости от полноты и правильности ответа выставлялось от 0 до 2 баллов, выполнение задания 23 оценивалось 1 баллом. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы - 32.
В ОГЭ по географии 2016 года принимали участие 15950 учащихся Краснодарского края, что не идет в сравнение со 157 школьниками прошлого года и всех предыдущих лет. Экзаменационную работу выполняли школьники всех 44 районов края. (Таблица 1).
Таблица 1
Общее число школьников по годам
Число школьников, принимавших участие в экзаменационной работе по годам | |||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
2319 | 3218 | 3562 | 3763 | 4107 | 376 | 157 | 15950 |
Резкое увеличение числа сдающих экзамен связано с тем, что по положению об итоговой аттестации были введены обязательные два экзамена по выбору. Большинство школьников выбирали географию, как наиболее легкий предмет.
Далее в таблице представлены территории, в которых наибольшее количество школьников выполняло экзаменационную работу (Таблица 2).
Таблица 2
Территория | Количество писавших |
г. Краснодар | 1989 |
г. Сочи | 1430 |
г. Новороссийск | 1291 |
г. Анапа | 617 |
Северский район | 515 |
Динской район | 515 |
Кавказский район | 444 |
Славянский район | 429 |
Туапсинский район | 423 |
Абинский район | 404 |
Результаты ОГЭ 2016 г. по географии представлены (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Таблица 3.
Общие результаты выполнения экзаменационной работы по годам
оценки | ГИА- 2013г.(%) | ГИА- 2014г.(%) | ОГЭ-2015г.(%) | ОГЭ- 2016г.(%) |
"2" | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2,7 |
"3" | 12,4 | 8,5 | 7,0 | 46,9 |
"4" | 41,7 | 47,9 | 50,3 | 36,7 |
"5" | 45,8 | 43,6 | 42,7 | 13,7 |
Средний балл | 24,86 | 25,20 | 25,24 | 19,36 |
Сравнивая, общие результаты выполнения экзаменационной работы за 2014 - 2015 учебный год и 2015 - 2016 год, можно сделать вывод, что увеличились проценты «2» на 2,7%, «3» на 39,9%, а проценты четверок и пятерок уменьшились: «4» на 13,6%; «5» на 29%. Средний балл по краю уменьшился на 5,88 баллов. Снижение общих результатов выполнения экзаменационной работы можно объяснить большим количеством писавших экзаменационную работу (около 16 тысяч девятиклассников).
(Диаграмма 2) демонстрирует степень успешности выполнения заданий школьниками.
Диаграмма 2
(Таблица 4) представляет задания, вызвавшие наибольшие затруднения у школьников.
Анализ результатов экзамена по основным разделам содержания школьной географии позволяет сформулировать ряд выводов.
Таблица 4
Задания, вызвавшие наибольшие затруднения у школьников
№ задания | Проверяемые элементы содержания и контролируемые виды деятельности. | Уровень сложности | Средний балл | |
2015г. | 2016г. | |||
23 | Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов | В | 0,23 | 0,23 |
30 | Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений. Определение страны и региона РФ по краткому описанию | П | 0,68 | 0,37 |
27 | Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли | П | 0,58 | 0,39 |
15 | Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем. | В | 0,73 | 0,45 |
29 | Понимать географические следствия движения Земли | П | 0,68 | 0,50 |
28 | Уметь выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические зависимости | П | - | 0,51 |
14 | Уметь определять на карте географические координаты | П | 0,73 | 0,54 |
16 | Знать и понимать основные термины и понятия; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач | Б | - | 0,55 |
18 | Уметь определять по карте расстояния | Б | - | 0,59 |
12 | Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем | Б | 0,71 | 0,60 |
25 | Знать и понимать особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран | П | - | 0,60 |
21 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания | В | - | 0,62 |
17 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания | П | - | 0,65 |
Раздел «Источники географической информации»
Задания по данному разделу были сгруппированы в блоки по четыре задания № 18 – 21. Перед каждым таким блоком размещался фрагмент топографической карты.
Результаты выполнения заданий по определению на плане местности расстояний при помощи масштаба позволяют говорить о слабом уровне сформированности выпускников данного умения: средний балл составляет всего 0,59. Умение определять направления на картах и плане местности сформировано удовлетворительно, его демонстрируют три четверти девятиклассников (средний балл 0,75).
0,62 составляет средний балл выполнения задания № 21, что на 20 баллов ниже прошлого года, проверяющего использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания. Для более успешного выполнения этого задания рекомендуется сначала определять на предложенных вариантах профилей высоты точек А и В, а затем сравнивать с профилем между точками на карте.
Полные и правильные ответы на задание высокого уровня № 20 смогли дать выпускники, набрав средний балл 0,88 (самый высокий среди заданий всей экзаменационной работы). Задание было направлено на умение распознавать в жизненных ситуациях проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Школьнику предлагалось прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях. Для успешного выполнения этого задания рекомендуется уделять внимание определению склонов северного и южного направления, а также зависимости степени прогревания земной поверхности от уклона поверхности и экспозиции.
Задание повышенного уровня № 14 (по определению географических координат) не смогли выполнить около половины школьников. Средний балл выполнения соответствует 0,54, что на 20 баллов ниже прошлого года.
Раздел «Природа Земли и человек»
В заданиях (№ 10 и 11) экзаменуемым предлагалось с использованием знаний о факторах, влияющих на погоду, интерпретировать информацию, представленную на карте погоды, подобной тем, которые ежедневно публикуются в СМИ. От выпускников требовалось указать город, находящийся под воздействием циклона (антициклона) и сделать несложный прогноз на основе анализа направления движения атмосферных фронтов. Средний балл, соответствующий этим заданиям, равен 0,76 (№10) и 0,74 (№11).
Умение объяснять и выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений проверялось при выполнении задания высокого уровня (№15). С заданием справилась половина школьников (0,45 средних набранных балла).
На экзамене 2016 г. также проверялось понимание географических процессов в литосфере с использованием схематической зарисовки залегания горных пород. Средний балл выполнения задания №26 соответствует 0,70.
Только треть выпускников справились с заданием № 27 (средний балл 0,39) по анализу данных климатограммы и положению пункта на карте климатических поясов, климат которого соответствует представленной климатограмме. Многие ошибки связаны с тем, что тестируемые, читая климатограмму, учитывают только годовой ход температуры воздуха и ее абсолютные значения, игнорируя среднегодовое количество атмосферных осадков и режим их выпадения. Таким образом, они зачастую верно определяют климатический пояс, но путают климатические области. Можно отметить, что лучше, по сравнению с остальными климатическими поясами, выпускники знают климатические показатели умеренного климатического пояса; успешнее ориентируются в климатических показателях Северного полушария по сравнению Южным. С заданиями № 28 и 29, которые выполнялись с использованием приведенного ниже текста, на выявление зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта, а также определение, где раньше (позже) поднимется Солнце над горизонтом, в этом году справилась половина выпускников. Средний балл задания № 28 на выявление зависимости соответствует 0,51, а на определение где раньше (позже) поднимется Солнце над горизонтом 0,50, что на 20 баллов ниже, чем в прошлом голу.
Раздел «Материки, океаны, народы и страны»
Умение определять географические объекты по их признакам проверялось заданиями с географическими текстовыми описаниями регионов России или стран мира. В целом с определением географических объектов по признакам в этом году справилась треть школьников (№ 30 - средний балл 0,37). По итогам аттестации сложно установить, что является причиной такого результата, – слабое знание особенностей регионов России и стран мира или неумение вычленить ключевые признаки в тексте.
Раздел «Природопользование»
В заданиях экзаменационной работы по этому разделу проверялось понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем на уровнях от локального до глобального. Также меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Средний балл выполнения задания базового уровня № 4 соответствует 0,72, а задание повышенного уровня № 12 - 0,60 баллов.
Раздел «География России»
Усвоение материала об особенностях хозяйства России в ОГЭ традиционно контролируется заданиями и базового, и высокого уровней сложности (с развернутым ответом). За задание № 5 по размещению крупных центров металлургии, электроэнергетики и топливной промышленности, машиностроения, сельского хозяйства и транспорта учащиеся набрали 0,81 балл. Объяснить размещение конкретных промышленных предприятий на территории России смогли в среднем треть выпускников. Эти задания выполнялись на основе использования такого источника информации, как тексты (задание № 23 средний балл равен 0,23). Результаты экзамена позволяют констатировать, что у наиболее подготовленных выпускников сформировано понимание того, что такое природно-ресурсная база, экономико-географическое положение, факторы размещения производства. Они знают технологические особенности некоторых производств, особенности географического положения и природно-ресурсной базы регионов России и умеют применить эти знания для объяснения размещения промышленных предприятий. Наиболее легко экзаменуемые объясняют особенности размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности. Традиционно наиболее сложным оказывается объяснение размещения предприятий химической промышленности (производства азотных и калийных удобрений). Можно предположить, что учащиеся не знают, что является сырьем для этого производства. Также вероятно, что у части экзаменуемых не сформировано умение использовать карты атласа как источник информации для объяснения размещения предприятий в конкретном регионе. Особенности природы, населения и хозяйства регионов России и стран в целом можно считать усвоенными. Среди регионов России учащиеся хуже знают Дальний Восток и Калининградскую область, среди стран – страны южных материков.
Как отмечалось выше, почти половина заданий всей экзаменационной работы приходилась на раздел «География России». Содержание экзаменационной работы включало все основные темы данного курса – географическое положение, общие характеристики природы, населения и хозяйства России в целом и ее географических районов. В экзаменационной работе проверялась способность применять знания и умения, как в знакомой ситуации, так и в измененной или новой ситуации.
Определение регионов России проверялось заданиями, в которых краткие описания были взяты из жизненных ситуаций (использовались рекламные слоганы туристических компаний). В целом задание № 26 соответствует среднему баллу выполнения работы - 0,70.
Умение анализировать информацию, представленную в различных источниках для определения показателей, характеризующих социальные процессы, продемонстрировали в целом три четверти экзаменуемых. Выпускники могут вычислить показатели рождаемости, естественного и миграционного прироста (№8 - 0,82 балла). К типичным ошибкам следует отнести то, что треть выпускников считают, что миграционный прирост может иметь только положительное значение. Большая часть экзаменуемых затрудняется определить показатели, связанные с миграциями населения, если они по-разному названы в источнике информации (таблице, графике) и вопросе к этому источнику информации. Это позволяет предположить, что некоторые понятия: «эмиграция», «иммиграция», «межрегиональная миграция», «внутрирегиональная миграция», «международная миграция» – у части учащихся сформированы недостаточно хорошо.
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по географии 2017 года.
Важной частью географической подготовки, зафиксированной в требованиях Стандарта географического образования, является умение использовать различные источники географической информации для решения конкретных задач. Формирование умения работать со статистическими источниками информации – статистическими таблицами, графиками и диаграммами, специально географическими климатограммами – стало еще более актуальным.
При преподавании географии следует уделять специальное внимание формированию умений работать с текстами. В работу с текстом входят: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. В школьном курсе географии используются описательные, информационные, проблемные, составные тексты. К особенностям измерительных материалов по географии можно отнести комплексность, тесную связь текста с внетекстовыми компонентами: тематическими картами, таблицами, диаграммами, схемами, иллюстрациями. Возрастает роль текстов, с помощью которых можно вырабатывать критическое отношение к информации, выделять избыточную информацию, принимать решения.
Основные проблемы в подготовке учеников в области работы с текстом связаны с умением отбирать и анализировать нужную информацию, критически относиться к информации, формировать свою точку зрения. Особо следует отметить неумение подавляющего большинства обучающихся строить развернутое высказывание, точно и ясно выражать свою мысль, свою позицию.
На экзамене по географии в 9 классе учащимся разрешается использовать карты школьных географических атласов. Однако не у всех выпускников сформирована потребность обращаться к географическим картам для извлечения информации, необходимой для выполнения задания. Так, например, при определении региона России (города, природной зоны, страны) все признаки, упомянутые в кратком описании, могут быть проверены по картам. Карты атласов также можно использовать как источник информации при ответах на многие другие вопросы (о заповедниках, причинах размещения предприятий, причинах формирования тех или иных особенностей природы и проч.). Также представляется, что не все выпускники, которые обращаются к географическим картам при выполнении работы, способны из карт разного масштаба и содержания выбрать именно ту, которая наилучшим образом отражала бы требуемую для конкретного ответа информацию. Неправильный выбор карты приводит к ошибкам. Так, при определении географических координат для получения правильного ответа по возможности следует выбрать карту более крупного масштаба. При подготовке к ОГЭ-9 следует особое внимание уделять осознанной работе с географическими картами различного содержания и масштаба. При этом учащиеся должны иметь представление об информации, которую нужно получить.
Часть ошибок связана с тем, что при определении географических координат, абсолютной высоты точек по топографической карте выпускники затрудняются точно определить показатели, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана или горизонтали. При подготовке к ОГЭ следует использовать карты разных картографических проекций, чтобы отработать данное умение.
Некоторые трудности возникают у выпускников при определении расстояний по карте. Для отработки этого умения следует использовать карты разных масштабов. Поскольку часть ошибок связана с недостаточной сформированностью умения округлять значения до указанных величин, отработке этого метапредметного умения также следует уделить внимание.
ОГЭ-9 выявила, что климатограммы как источник информации по-прежнему остаются трудными для чтения и анализа экзаменуемыми. Выпускникам трудно читать информацию о среднегодовом количестве и режиме выпадения атмосферных осадков. Они анализируют только график годового хода температур воздуха. Поэтому возникают ошибки при определении типа климата по климатограмме. При отработке умения читать климатограммы следует обращать особое внимание на способы отображения информации. Кроме климатограмм целесообразно использовать другие источники информации, на которых различными способами отображены разные данные.
Также целесообразно уделить особое внимание развитию умения извлекать информацию из таких источников информации, как графики. У выпускников IX классов вызывает некоторое затруднение необходимость определять по графикам тенденции изменения каких-либо явлений или величин, при этом просто найти нужную информацию на графике могут практически все учащиеся. Определение тенденций изменения величин по графику, таблице, географической карте, вероятно, требует специальной тренировки.
Для успешной подготовки к ОГЭ рекомендуется большее внимание уделить таким сложным (по результатам экзамена) темам содержания школьных курсов географии, как биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, население стран мира, связь жизни населения с окружающей средой, химическая промышленность.
При изучении некоторых понятий курсов школьной географии (миграционный прирост, естественный прирост) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и осознанного применения учащимися, а также тренироваться в вычислении показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным значением).
Для подготовки к ОГЭ по географии целесообразно повторить курсы VI–VII классов, так как задания, проверяющие сформированность одинаковых требований, но основанные на материале этих курсов, оказываются сложнее, чем основанные на материале курса «География России». При подготовке к экзамену важно отрабатывать умение применять знания для объяснения пространственного распространения или сущности географических процессов и явлений.
Для успешного выполнения экзаменационной работы выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям. Большое количество ошибок связано с тем, что выпускники при установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке, путаются при определении минимальных и максимальных величин.
В современном образовательном процессе важно постоянно уделять внимание формированию метапредметных умений и компетентностей. Их проверке отводится большое место в государственной итоговой аттестации по географии.
Познакомиться с новыми документами ОГЭ по географии 2017 года. на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.
Предварительный просмотр:
Статистико-аналитический отчет о результатах ЕГЭ по географии
в Краснодарском крае
Часть 1. Методический анализ результатов ЕГЭ по географии
1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ
1.1 Количество участников ЕГЭ по географии
Таблица 1
Учебный предмет | 2014 | 2015 | 2016 | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
география | 490 | 2,3 | 472 | 2,2 | 453 | 2,1 |
1.2 Процент юношей и девушек
Предмет | юноши | Девушки |
География | 56,6 | 43,4 |
1.3 Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям
Таблица 2
Всего участников ЕГЭ по предмету | 453 |
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО | 428 |
выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО | 9 |
выпускников прошлых лет | 15 |
обучающиеся, завершившие освоение образовательной программы по учебному предмету | 1 |
1.4 Количество участников по типам ОО
Таблица 3
Всего участников ЕГЭ по предмету | |
Из них:
| 48 |
| 345 |
| 19 |
| 2 |
| 14 |
1.5 Количество участников ЕГЭ по географии по АТЕ Краснодарского края
Таблица 4
АТЕ | Количество участников ЕГЭ по учебному предмету | % от общего числа участников в регионе |
География | Всего 453 | |
г-к. Анапа | 71 | 9,7 |
г.Армавир | 62 | 10,9 |
Белореченский р-н | 20 | 6,1 |
г-к.Геленджик | 40 | 9,6 |
г.Горячий Ключ | 13 | 6,4 |
г.Краснодар | 444 | 10,9 |
Лабинский р-н | 13 | 3,9 |
г.Новороссийск | 143 | 13,0 |
г.Сочи | 27 | 15,0 |
Абинский р-н | 17 | 5,2 |
Апшеронский р-н | 4 | 1,4 |
Белоглинский р-н | 7 | 4,8 |
Брюховецкий р-н | 8 | 7,2 |
Выселковский р-н | 9 | 4,2 |
Гулькевичский р-н | 15 | 5,2 |
Динской р-н | 16 | 3,4 |
Ейский р-н | 42 | 8,4 |
Кавказский р-н | 25 | 4,5 |
Калининский р-н | 2 | 1,3 |
Каневской р-н | 17 | 3,9 |
Кореновский р-н | 12 | 3,1 |
Красноармейский р-н | 17 | 4,7 |
Крымский р-н | 32 | 7,4 |
Крыловский р-н | 2 | 1,8 |
Курганинский р-н | 22 | 5,9 |
Кущевский р-н | 15 | 5,2 |
Ленинградский р-н | 11 | 4,2 |
Мостовский р-н | 3 | 1,5 |
Новокубанский р-н | 12 | 4,5 |
Новопокровский р-н | 2 | 1,2 |
Отрадненский р-н | 8 | 4,4 |
Павловский р-н | 17 | 5,6 |
Прим.-Ахтарский р-н | 10 | 4,6 |
Северский р-н | 9 | 2,7 |
Славянский р-н | 29 | 6,4 |
Староминский р-н | 14 | 8,1 |
Тбилисский р-н | 9 | 4,8 |
Темрюкский р-н | 27 | 5,1 |
Тимашевский р-н | 25 | 6,5 |
Тихорецкий р-н | 16 | 3,6 |
Туапсинский р-н | 52 | 9,6 |
Усть-Лабинский р-н | 10 | 2,8 |
Успенский р-н | 11 | 9,8 |
Щербиновский р-н | 5 | 3,1 |
ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по предмету (отмечается динамика количества участников ЕГЭ по предмету в целом, по отдельным категориям, видам образовательных организаций и АТЕ)
2014 г. – 531 участников (2,26% от участников в крае), 2015 г. – 472 (2,18%), 2016 г. – 453 участников (2,08%). За последние 3 года зафиксировано снижение числа экзаменуемых по географии в крае, причем как в абсолютном, так и в относительном исчислении.
Относительное распределение по категориям (выпускник общеобразовательной организации, выпускник прошлых лет, обучающийся образовательной организации среднего профессионального образования) сохранилось в показателях, близких к 2015 г.
В 2016 г. подавляющая часть участников представляла СОШ (76,2%), а также гимназии – 7,9%.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ПРЕДМЕТУ
Приводится краткая характеристика КИМ по предмету на основе спецификации КИМ ЕГЭ, описываются содержательные особенности, которые можно выделить на основе использованных в регионе вариантов КИМ.
Примечание. Содержательные особенности описываются на основе открытого варианта КИМ, текст которого специалисты по подготовке отчета получают в РЦОИ.
КИМ-2016 принципиально не отличаются от материалов предыдущего года ни по содержанию, ни по структуре. Недостаточная вариабельность заданий дополнительно усиливает предпосылки к формированию «навыков» по выполнению заданий у учащихся вместо преимущественного получения географических знаний (путем рассуждений и деятельных умозаключений).
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТУ
3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по географии по тестовым баллам в 2016 г.
3.2 Динамика результатов ЕГЭ по географии за последние 3 года
Таблица 5
Субъект РФ | |||
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Не преодолели минимального балла | 1,9% | 1,9% | 1,3% |
Средний балл | 64 | 64,9 | 62 |
Получили от 81 до 100 баллов | 71 | 85 | 34 |
Получили 100 баллов | 2 | 3 | 2 |
3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:
А) с учетом категории участников ЕГЭ
Таблица 6
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО | Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО | Выпускники прошлых лет | |
Доля участников, набравших балл ниже минимального | 0,9 | 0,0 | 0,0 |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов | 35,8 | 85,7 | 85,7 |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | 49,3 | 7,1 | 7,1 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 14,5 | 7,1 | 7,1 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 2 | 0 | 0 |
Б) с учетом типа ОО
Таблица 7
СОШ | Лицеи, гимназии | Малокомплектные, вечерние, прочие | |
Доля участников, набравших балл ниже минимального | 0,9 | 0,0 | 55,3 |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов | 40,9 | 33,3 | 61 |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | 50,7 | 48,6 | 18,2 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 7,5 | 18,1 | 2,4 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 1 | 1 | 0 |
В) Основные результаты ЕГЭ по предмету в сравнении по АТЕ
Таблица 8
Наименование АТЕ | Доля участников, набравших балл ниже минимального | Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов | Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | Количество выпускников, получивших 100 баллов |
г-к.Анапа | 0,0 | 38,3 | 45,0 | 16,7 | 0 |
г.Армавир | 0,0 | 33,3 | 33,3 | 33,3 | 0 |
Белореченский р-н | 0,0 | 50,0 | 50,0 | 0,0 | 0 |
г-к.Геленджик | 0,0 | 30,0 | 53,3 | 16,7 | 0 |
г.Горячий Ключ | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0 |
г.Краснодар | 0,0 | 3,4 | 40,6 | 46,1 | 1 |
Лабинский р-н | 0,0 | 30,0 | 70,0 | 0,0 | 0 |
г.Новороссийск | 0,0 | 41,7 | 41,7 | 16,7 | 0 |
г.Сочи | 0,0 | 41,3 | 46,2 | 13,3 | 0 |
Абинский р-н | 0,0 | 44,6 | 55,4 | 0,0 | 0 |
Апшеронский р-н | 0,0 | 37,5 | 62,5 | 0,0 | 0 |
Брюховецкий р-н | 0,0 | 32,5 | 67,5 | 0,0 | 0 |
Выселковский р-н | 0,0 | 73,3 | 26,7 | 0,0 | 0 |
Гулькевичский р-н | 0,0 | 39,3 | 60,7 | 0,0 | 0 |
Динской р-н | 0,0 | 16,7 | 66,7 | 16,7 | 0 |
Ейский р-н | 0,0 | 25 | 50 | 25 | 0 |
Кавказский р-н | 0,0 | 32 | 68 | 0,0 | 0 |
Калининский р-н | 0,0 | 26,4 | 73,6 | 0,0 | 0 |
Каневской р-н | 0,0 | 5,3 | 74,7 | 20,0 | 0 |
Кореновский р-н | 0,0 | 44,4 | 55,6 | 0,0 | 0 |
Красноармейский р-н | 0,0 | 0,0 | 100 | 0,0 | 0 |
Крымский р-н | 0,0 | 33,3 | 67,7 | 0,0 | 0 |
Курганинский р-н | 0,0 | 50,0 | 50,0 | 0,0 | 0 |
Кущевский р-н | 0,0 | 0,0 | 52,4 | 47,6 | 0 |
Ленинградский р-н | 0,0 | 0,0 | 50,0 | 50,0 | 0 |
Мостовский р-н | 0,0 | 50,0 | 50,0 | 0,0 | 0 |
Новокубанский р-н | 0,0 | 60,03 | 0,0 | 40,0 | 1 |
Новопокровский р-н | 0,0 | 50,0 | 0,0 | 50,0 | 0 |
Отрадненский р-н | 0,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 0 |
Павловский р-н | 12,5 | 37,5 | 50,0 | 0,0 | 0 |
Прим.-Ахтарский р-н | 0,0 | 50,0 | 50,0 | 0,0 | 0 |
Северский р-н | 0,0 | 25,0 | 41,7 | 33,0 | 0 |
Славянский р-н | 16,7 | 33,7 | 49,6 | 0,0 | 0 |
Староминский р-н | 0,0 | 61,1 | 5,6 | 33,3 | 0 |
Тбилисский р-н | 0,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 0 |
Темрюкский р-н | 0,0 | 45,8 | 54,2 | 0,0 | 0 |
Тимашевский р-н | 0,0 | 16,7 | 83,3 | 0,0 | 0 |
Тихорецкий р-н | 0,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 0 |
Туапсинский р-н | 0,0 | 31 | 54,8 | 14,3 | 0 |
Усть-Лабинский р-н | 0,0 | 46,8 | 50,8 | 2,4 | 0 |
Щербиновский р-н | 0,0 | 87,5 | 12,5 | 0,0 | 0 |
3.4 Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по географии:
Таблица 9
Территория | Название ОО | Кол-во баллов | Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
г.Краснодар | Лицей ИСТЭК | 100,0 | 100,0 |
г.Сочи | Гимназия №16 | 96,0 | 100,0 |
Кущевский р-н | СОШ №5 | 96,0 | 100,0 |
Новокубанский р-н | СОШ №11 | 93,5 | 100,0 |
г.Армавир | СОШ №18 | 92,0 | 100,0 |
г.Краснодар | СОШИ им. В.Г.Захарченко | 92,0 | 100,0 |
Северский р-н | СОШ №17 | 92,0 | 100,0 |
Северский р-н | СОШ №52 | 92,0 | 100,0 |
г.Новороссийск | Гимназия №2 | 87,0 | 100,0 |
г.Сочи | Лицей №22 | 87,0 | 100,0 |
Каневской р-н | Лицей | 87,0 | 100,0 |
Ленинградский р-н | Гимназия | 87,0 | 100,0 |
Новопокровский р-н | СОШ №1 | 87,0 | 100,0 |
г.Краснодар | НОП СОШ «Новатор» | 83,0 | 50,0 |
г-к.Анапа | СОШ №4 | 83,0 | 100,0 |
г.Краснодар | СОШ №52 | 83,0 | 100,0 |
Ейский р-н | СОШ №20 | 83,0 | 100,0 |
Новокубанский р-н | Гимназия №2 | 83,0 | 100,0 |
Староминский р-н | СОШ №3 | 83,0 | 100,0 |
Староминский р-н | СОШ №7 | 83,0 | 100,0 |
Туапсинский р-н | СОШ №8 | 83,0 | 100,0 |
г-к.Геленджик | СОШ №5 | 82,5 | 50,0 |
3.5 Выделение перечня ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по географии
Таблица 10
Территория | Название ОО | Кол-во баллов | Доля участников, не достигших минимального балла |
Кавказский р-н | СОШ №19 | 37,0 | 0,0 |
г.Краснодар | О(С)ОШ №3 | 34,0 | 100,0 |
Павловский р-н | СОШ №14 | 32,0 | 50,0 |
Славянский р-н | СОШ №19 | 31,0 | 100,0 |
г.Краснодар | СОШ №74 | 27,0 | 50,0 |
ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по предмету
В предыдущие годы подобной статистикой не располагали.
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ
Таблица 11
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения | Уровень сложности задания | Средний процент выполнения по региону |
Часть 1 | ||||
1. | Географические модели. Географическая карта, план местности | определять на карте географические координаты | Б | 85,4 |
2. | Атмосфера. Гидросфера | географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность | Б | 91,8 |
3. | Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование | природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | Б | 33,7 |
4 | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность | географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. | Б | 42,4 |
5. | Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа материков и России. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России | географические особенности природы материков и океанов, географические особенности природы России | Б | 65,3 |
6. | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли | географические следствия движений Земли | Б | 79,3 |
7. | Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов | определять на карте местоположение географических объектов | Б | 1,1 |
8. | Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения | численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира. | Б | 83,5 |
9. | Размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара. Размещение населения России. Основная полоса расселения | оценивать территориальную концентрацию населения, географические особенности населения России | Б | 1,5 |
10. | Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства | географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровне и качестве жизни населения | Б | 73,8 |
11. | Особенности природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | географическую специфику отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда | Б | 25,6 |
12. | Городское и сельское население. Города | географические особенности населения России | Б | 1,7 |
13. | География отраслей промышленности России. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта | Географические особенности основных отраслей хозяйства России | П | 1,4 |
14. | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | особенности природно-хозяйственных зон и географических районов России | Б | 40,7 |
15. | Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам | выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений | Б | 49,2 |
16. | Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России | определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | Б | 83,6 |
17. | Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле | определения различий во времени, чтения карт различного содержания | Б | 72,7 |
18. | Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города | географическую специфику отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда, административно-территориальное устройство Российской Федерации | Б | 1,5 |
19. | Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной продукции. Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы | специализацию стран в системе международного географического разделения труда | П | 1,2 |
20. | Часовые зоны | определения различий во времени, чтения карт различного содержания | П | 93,3 |
21. | Направление и типы миграции населения России. Городское и сельское население | определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | П | 89,4 |
22. | Природные ресурсы | оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | П | 59,2 |
23. | Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология | смысл основных теоретических категорий и понятий | П | 72,2 |
24. | Особенности природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений | П | 55,4 |
25. | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений | В | 58,3 |
26. | Географические модели. Географическая карта, план местности | определять на плане и карте расстояния | Б | 89,4 |
27. | Географические модели. Географическая карта, план местности | уметь определять на плане и карте направления | П | 72,6 |
Часть 2 | ||||
28. | Географические модели. Географическая карта, план местности | составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели | В | 1,51 |
29. | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий, выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы | В | 1,16 |
30. | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов, исходя из их пространственно-временнóго развития | В | 0,8 |
31. | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | П | 1,56 |
32. | Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли | географические следствия движений Земли | В | 0,99 |
33. | Численность, естественное движение населения России | находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем | П | 1,55 |
34. | Направление и типы миграции | объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем | В | 1,67 |
*Примечание: по заданиям В7, В9, В12, В13, В18, В19 приводится средний набранный балл
Наиболее низкий уровень знаний экзаменуемые показали по заданиям 3 (природные ресурсы, природопользование), 11 (особенности природно-0ресурсного потенциала населения), 14 (природно-хозяйственное районирование России, регионы России), а также по заданию высокой сложности 30. Высокий уровень знаний в целом продемонстрирован по заданиям 1, 2, 20, 26.
На наш взгляд в задании 32 следует приводить карту с указанными точками вместо таблицы (дополнительно к таблице), поскольку работа с картой в любом случае развивает пространственное (географическое) видение. В заданиях высокой сложности желательно в ряде случаев дополнить пояснения по критериям в части указаний частичного и полного ответа.
КИМ-2016 принципиально не отличаются от материалов предыдущего года. Следовало бы усилить межгодовую вариативность заданий, одновременно повысив долю заданий, требующих рассуждения по предмету, главным образом, в области установления географических связей.
Основные УМК по предмету, которые использовались в ОО в 2015-2016 уч.г.
Таблица 12
Меры методической поддержки изучения географии в 2015-2016 уч.г.
На региональном уровне
Таблица 13
№ | Дата | Мероприятие (указать тему и организацию, проводившую мероприятие) |
1 | 30.10.2015г. | Краевой семинар-совещание «Результаты ГИА 2015 г. по географии и актуальные проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 2016 г.» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
2 | 28.03.2016г. | Краевой семинар «Анализ результатов КДР (11 кл.) по географии и подготовка к ЕГЭ» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
3 | октябрь, апрель | Курсы повышения квалификации муниципальных тьюторов ЕГЭ (2 и 1 сессии) по теме «Актуальные проблемы деятельности тьюторов с учителями географии в период перехода на новые образовательные стандарты при подготовке к итоговой аттестации» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
РЕКОМЕНДАЦИИ:
В Краснодарском крае проводится большая работа в части подготовки к ЕГЭ учителей.
Сопровождение подготовки к итоговой аттестации проводится муниципальными тьютерами (48 чел.). На ежегодных курсах повышения квалификации целесообразно разбирать вопросы, вызвавшие затруднения при проведении ЕГЭ-2016 г.; выполнить разбор содержания демоверсии 2017 г., провести работу с открытым банком заданий ФИПИ; сформировать тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ в новом году.
Полученные знания по каскадному принципу будут транслироваться в каждом муниципалитете при работе:
- методических объединений в целях повышения качества географического образования;
- с учителями, имеющими затруднения в заданиях по различным тематикам;
- межшкольных курсов, дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ, школах выходного дня;
Роль муниципального тьютора в подготовке к экзамену направлена на организацию самостоятельной работы обучающихся для получения наилучшего для него результата в каждой школе. Подготовка обучающихся должна в результате сводиться к организации и сопровождению самостоятельной работы, выработке стратегии экзамена в соответствии с уровнем подготовки выпускника, а не к механическому «натаскиванию» на типовые задания КИМ.
Целесообразно проведение методических семинаров с участием преподавателей системы профессионального и дополнительного профессионального образования по подготовке к ЕГЭ по географии в 2017 г. с учетом выявленных затруднений (заданий с низкой долей правильных ответов) 2016 г. В марте 2017 г. планируется проведение краевых диагностических работ для учащихся 11 классов, выбравших предмет «география» при сдаче ЕГЭ.
Для проведения этой работы необходима поддержка на федеральном уровне:
- методический анализ ФИПИ по итогам ЕГЭ по географии 2016 г. с рекомендациями совершенствования системы подготовки к итоговой аттестации.
- усовершенствование КИМ по предмету (в том числе и по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом).
Дополнительно считаем целесообразным использовать сеть интернет (на сайте КубГУ и др.) для размещения открытых уроков ведущих экспертов с разбором особенностей КИМ и подготовки к ЕГЭ по географии. Опыт 2016 г. показал эффективность таких действий.
6. СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА (МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПО ГЕОГРАФИИ):
Председатель предметной комиссии | Погорелов А.В., ФГБОУ ВО «КубГУ», зав. кафедрой, д-р геогр. наук, проф. |
Заместитель председателя | Голованова О.Б., ст. преподаватель кафедры естественнонаучного и экологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края |
Часть 2. Предложения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ
по развитию региональной системы образования
1. Работа с ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2016 г.
1.1 Повышение квалификации учителей
Таблица 14
№ | Тема программы ДПО (повышения квалификации) | Перечень ОО, учителя которых рекомендуются для обучения по данной программе |
1 | Совершенствование педагогического профессионализма учителей географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО | с сентября по апрель 2016 – 2017 учебного года |
1.2 Планируемые корректировки в выборе УМК и учебно-методической литературы
__не запланировано
1.3 Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2016-2017 уч.г. на региональном уровне
Таблица 15
№ | Дата (месяц) | Мероприятие (указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) |
1 | Октябрь, 2016 г. | Краевой семинар-совещание «Результаты ГИА 2016 г. по географии и актуальные проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 2017 г.» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
2 | Март, 2017 г. | Краевой семинар «Анализ результатов КДР (11 кл.) по географии и подготовка к ЕГЭ» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
3 | Октябрь, 2016 г. Апрель, 2017 г. | Курсы повышения квалификации муниципальных тьюторов ЕГЭ (2 и 1 сессии) по теме «Актуальные проблемы деятельности тьюторов с учителями географии в период перехода на новые образовательные стандарты при подготовке к итоговой аттестации» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
1.4 Планируемые корректирующие диагностические работы по результатам ЕГЭ 2016 г.
Краевые диагностические работы по географии для выпускников, сдающих ЕГЭ (март 2017 г.)_________________________________________________
2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2016 г.
Таблица 16
№ | Дата (месяц) | Мероприятие (указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) |
1 | Октябрь, 2016 г. | Краевой семинар-совещание «Результаты ГИА 2016 г. по географии и актуальные проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 2017 г.» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
2 | Март, 2017г. | Краевой семинар «Анализ результатов КДР (11 кл.) по географии и подготовка к ЕГЭ» ГБОУ ИРО Краснодарского края |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты ЕГЭ 2016 г. В крае (27.05.2016 г.) Сдавали 424 выпускника из 41 территории края средний балл 62 (65,3-2015г) 2 - с результатом в 100 баллов 21 школьник от 87 – 100 баллов
Освоение программы среднего (полного) общего образования (37 минимальное количество баллов ) 2013 2014 2015 2016 Не освоена % 3,2 0,8 1,6 1,2 (РФ 15,9) Средний балл 65 65,1 65,3 62 (РФ 49,6)
Распределение стобалльных результатов по территориям края 1) Новокубанский р-н. СОШ №11 Климов Роман 2) г.Краснодар Лицей ИСТЭК Максименко Михаил
от 87 до 96 баллов 1)г.Сочи (гимназия 16) 13)г.Новороссийск (гимн 2) 2)г.Краснодар (СОШ 89) 14)Динской (СОШ 1) 3)Кущевский (СОШ 5) 15) Каневской (лицей) 4)Ейский (СОШ 2 ) 16) Новокубанский (СОШ 11) 5)Северский (СОШ 17) 17) г.Сочи (лицей 22) 6)г.Краснодар (НОП СОШ «Новатор») 18)Геленджик (СОШ 5) 7)Кущевский (СОШ 16) 19) Ленинградский (гимназия) 8)г.Армавир (СОШ 18) 9)Северский (СОШ 52) 10)г.Краснодар (СОШИ им.Захарченко ) 11)Новопокровский (СОШ 1) 12)г.Краснодар (СОШ 89)
Результаты по территориям высокие низкие Ленинградский Кущевский Ейский Тихорецкий Северский Армавир Горячий Ключ Павловский Щербиновский Выселковский Крымский Славянский
Задания вызвавшие наибольшие затруднения у выпускников
Часть 1 Средний процент учащихся верно выполнивших задание задания с кратким ответом 11 – 25,6% 3 – 33,7% 14 – 40,7% 4 – 42,4% 15 – 49,2% 7 – 55% 24 – 55,4% 25 – 58,3% 22 – 59,2%
Проверяемые элементы содержания заданий, вызвавших затруднения у выпускников I часть Особенности природно-ресурсного потенциала Природные ресурсы, рациональное и нерациональное природопользование Природно-хозяйственное районирование России Оболочки Земли. Широтная зональность и высотная поясность Определение географических объектов и явлений Особенности природно-ресурсного потенциала Природно-хозяйственное районирование России
Часть II задания с развернутым ответом 30 – 40% 32 – 49,5% 29 – 58%
II часть Анализ и оценка разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических и др. процессов Знать и понимать географические следствия движений Земли Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
ОГЭ 2016 г. В Краснодарском крае Сдавали 15 950 учащихся (2015г. - 157 ) Из всех районов края наибольшее число сдававших: Краснодар – 1989 Сочи – 1430 Новороссийск – 1291 Анапа – 617 Северский – 515 Динской - 515
Общие результаты «2»% «3»% «4»% «5»% Средний балл 2013 0,0 12,4 41,7 45,8 24,86 2014 0,0 8,5 47,9 43,5 25,2 2015 0,0 7,0 50,3 42,7 25,24 2016 2,7 46,9 36,7 13,7 19,36
На экзамене проверяется сформированность умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации Синоптическая карта 95% 67% Определение расстояний по карте 85% 59% Определение направлений по карте 92% 75% Определение рисунка на котором был правильно построен профиль 84% 62% Определение координат 73 % 54% Использование климатограмм 58% 39%
Задания вызвавшие затруднения 23 (В) Особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов 23% 30 (П) Определение страны и региона РФ по краткому описанию 37% 27 (П) Проанализировать данные климатограммы 39% 15 ( В ) Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем 45% 29 (П) Понимать географические следствия движения Земли 50% 28 ( П ) Уметь выявлять эмпирические зависимости 51%
Рекомендации по совершенствованию преподавания географии: Соответствие программ и УМК требованиям стандарта 2004 г. Знание географической номенклатуры, основных фактов и причинно-следственных связей Четко определять перечень понятий и терминов, подлежащих обязательному изучению и контролю Умение анализировать информацию представленную в невербальной форме (рисунки, схемы)
Способность четко формулировать свои мысли Важно начинать включать в учебный процесс задания на работу с текстами географического содержания Процесс обучения должен быть нацелен не только на передачу теоретических знаний, но и на формирование умений Использование содержания заданий (ЕГЭ, ОГЭ) при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся Систематическая работа в течение всех лет обучения
Система работы структур различного уровня Муниципалитеты – способствовать тьюторской деятельности Методическая служба – организовывать разнообразные формы повышения качества образования, постоянно действующие семинары для подготовки к ЕГЭ и ГИА, консультационные пункты, мастер-классы, обмен опытом, выполнение работ по форме ЕГЭ и ГИА учителями и т.д.
Информационная поддержка ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) http://www.fipi.ru - сайт ФИПИ iro23.ru - ГБОУ ИРО КК
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о применении современных образовательных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района» Краснодарского края
О применении современных образовательных технологий: проблемного обучении (по Дж.Дьюи); перспективно-опережающего обучения; здоровьесберегающих технологий....
Аитбригада по закону Краснодарского края №15-39 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"
В данной разработке рассказывается о законе Краснодарского края №15-39, идет агитация учащихся соблюдать этот закон....
Аитбригада по закону Краснодарского края №15-39 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"
В данной разработке рассказывается о законе Краснодарского края №15-39, идет агитация учащихся соблюдать этот закон....
Краткий отчет летней экспедиции 2014 года в Адыгею и Краснодарский край
Краткий отчет о проделанной работе в экспедиции....
Викторина на тему: Закон Краснодарского края №1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае »
Цель данной викторины напомнить детям закон №1539....
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
ИНСТРУКТАЖ для школьников и родителей (ПАМЯТКА для родителей и учащихся об основных положениях Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. No 1539 «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»)
Памятка для родителей и учащихся об основных положениях Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском кр...