Методическая система учителя географии
статья по географии на тему
В данной статье дано описание методической системы учителя географии, методиста ГБОУ СОШ № 151 Санкт-Петербурга Гибитовой Елены Владимировны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema_gibitovoy_e.v.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Система методической работы учителя географии в условиях реализации ФГОС ООО и разработки новых предметных концепций.
Моя методическая системы преподавания географии - это результат моей ежедневной рефлексии педагогической деятельности на протяжении 20 лет, в которой представлены классические подходы научной дисциплины и современные подходы развития предметной концепции «География для каждого». Я очень люблю свой предмет, но все же, в первую очередь, я работаю с детьми. Каждый раз, встречая учащихся в классе на своем предмете, на факультативе и в индивидуальной работе я задаю себе вопрос: "Зачем ребенок пришел на мой урок"? Мой опыт педагогической деятельности убеждает меня в том, что у каждого учащегося есть свой особый мотив, побуждающий его к активной образовательной деятельности. Не бывает пассивных детей в образовании - бывают учебные занятия их нереализованных мотивов. Теоретическим основанием моей методической системы выступает взаимосвязь, как отмечает С.Л. Рубинштейн, "внутренней" детерминации с активностью субъекта. У многих его последователей при анализе активности субъекта исходно содержится идея первотолчка, первопричины, которая как бы движет субъектом. Следовательно, для проявления активности учащихся в образовательном процессе необходимо, чтобы у каждого из них присутствовал субъектный – внутренний мотив. Благодаря субъектной активности обнаруживаются все важнейшие социальные качества личности: индивидуальность, предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность, что способствует воспитанию внутренней социальной активности личности. Поэтому девизом моей педагогической деятельности всегда выступает принцип "Образование для ребенка, а не ребенок для образования". Учебная успешность каждого ребенка и его позитивная социализация - главные приоритеты моей методической системы. Цель моей системы обучения - обеспечение доступности качественного образования для каждого обучающегося. Для реализации этой цели в своей педагогической работе я на протяжении многих лет отрабатываю методики выявления внутренних мотивов учащихся и их образовательных запросов. Это позволяет мне строить индивидуальные образовательные маршруты, приводящие к значимым для учащихся результатам. Для одних - это маршрут подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. Для другого - маршрут познания себя.
Я убеждена в том, что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.). Поэтому важным фактором повышения мотивации учащихся выступают не оторванные знания по предмету, а межпредметные связи и практическая отработка теоретического материала в исследовательской работе.
Наконец, я считаю что предмет должен быть интересен современной системой своего преподавания. На моих занятиях я широко использую возможности интерактивной доски, работу с источниками информации в Интернете, постоянно создаю новые электронные образовательные ресурсы.
Как результат моей методической системы может выступать тот факт, что средний бал моих выпускников по предмету география по ЕГЭ превышает средний балл по Санкт-Петербургу, а неуспевающих у меня вообще нет.
Переход школы на новые образовательные стандарты кардинально повышает ответственность учителя за обеспечение доступности качественного образования. Ведь в рамках ФГОС показателем качественного образования становятся не только знания по предмету, но формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения учащегося. Поэтому сложившаяся у меня система методической работы начинает приводиться в соответствие с требованиями ФГОС. Я продолжаю давать учащимся материал по географии на высоком теоретическом уровне, но сейчас я стараюсь систематизировать весь материал в рамках концепции фундаментального ядра содержания предмета. Фундаментальное ядро содержания предмета определяет элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития. Поэтому тщательно отбирая учебный материал, выверяя точность каждого понятия и формируя систему ключевых задач по предмету, я создаю на уроке уровневую систему учебной работы учащихся: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться». Фундаментальность содержания по предмету становится в этом случае не минимальным уровнем обученности учащихся, а трамплином развития их индивидуальных траекторий обучения. Систематизация учебного материала в рамках фундаментального ядра позволило мне создать серию авторских электронных образовательных ресурсов, опубликованных для широкого доступа на сайте Всероссийского образовательного портала «Продлёнка» www.prodlenka.org и в Социальной сети работников образования nsportal.ru., где я создала свой сайт.
Если фундаментальность учебного материала является обязательным условием качества современного урока географии, то основным критерием оценки инновационности урока в условиях реализации ФГОС выступает системно-деятельностный подход. «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить» - это высказывание А. Дистервега известно всем. Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся самостоятельно добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Для меня как учителя географии системно-деятельностный подход стал вызовом для профессиональной компетентности по созданию на уроке дидактических ситуаций для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач. В методической системе моей работы активно используются современные образовательные технологии, ориентированные на формирование универсальных учебных действий обучающихся: исследовательские и проектные методы, технологии развития критического мышления и дебаты, педагогические мастерские и обучение в сотрудничестве. Новые приемы обучения: составление интеллект-карты темы или схемы понятий по прочитанному тексту, приём синквейн, описание темы в двух словах. Традиционный урок географии превращается в урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности и урок рефлексии. Кардинально изменилась в моей работе система оценивания. Обучая учащихся алгоритмам оценивания, я учу их оценивать не только предметное знание, но и метапредметные результаты (работа в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность и т.п.), оценивать уровень владения учебным материалом по географии не на уровне воспроизведения, а на уровне анализа, синтеза, сравнения.
Широкое использование в урочной деятельности проектных методов привело к тому, что материал по географии стал активно востребован в рамках внеурочной и внешкольной деятельности. Оттолкнувшись от трамплина фундаментальных знаний учащиеся стали разрабатывать индивидуально и в группах исследовательские и социальные проекты. Сегодня стало трудно делить в методической системе результаты урочной и внеурочной деятельности, обязательных и дополнительных знаний, индивидуального и группового характера работы. Такой интегрированный характер самостоятельной работы учащихся с учебным материалом по географии привел к тому, что в моей системе методической работы возникла новая форма оперативной, интерактивной коммуникации всех заинтересованных субъектов на отдельной станице сайта образовательного учреждения. Эта страница, посвященная предмету географии, позволяет мне рекомендовать дополнительный учебный материал, вести новостную ленту с предложениями участвовать в городских и общероссийских мероприятиях, конкурсах и олимпиадах, оказывать консультативную поддержку в реализации индивидуальных и групповых проектов, участвовать в форумах по обсуждению вариантов будущего продолжения образования.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросах организации и проведения социальных проектов и акций учащимися старших классов, под которыми (по Д. В. Григорьеву, П.В. Степанову) принято понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Дело в том, что на мой взгляд, воспитательных потенциал предмета география трудно переоценить. В рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано, что в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Воспитательная цель изучения географии состоит в формировании личностных качеств школьников. Важными компонентами воспитания на уроках географии, по моему мнению, должны быть экологическая, экономическая и гражданская составляющая. Изучая объекты природы и общества, учащиеся осознают их хрупкость перед воздействием человека и его производственной деятельностью. У них формируется потребность задуматься о необходимости бережного отношения к ним и недопустимости их исчезновения с поверхности нашей планет. Знакомство учащихся с различными народами, их религией, бытом, традициями подводит их к мысли их равноправия между собой. И тогда их мотивы требуют своего воплощения в социальных проектах «Мир, в котором мы живём», «Экология родного города», которые направлены на одноклассников, на учащихся младших классов, на родителей. Работа учащихся по созданию и реализации социального проекта строится по определенной технологии: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов, рефлексия. Итогом реализации социального проекта становится портфолио учащегося, как показатель его индивидуальных достижений по предмету.
Подводя итог описания своей методической работы с учащимися по предмету география, хотелось бы поделиться своими профессиональными ценностями с учителями, которые никогда не останавливаются в своем профессиональном развитии:
- в профессиональной деятельности мне всегда интересен ребенок как личность, со своими интересами, особенностями и потребностями;
- я уважаю учащегося и даю ему только качественное образование;
- я всегда стремлюсь быть интересной для учащегося как современный педагог, который живет и работает в современном мире интернет технологий.
Учитель географии, методист ГБОУ СОШ № 151 Санкт - Петербурга
Гибитова Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун
Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...
Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны
Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....
Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...
Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...