Урок-путешествие "От Москвы до самых до окраин" в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок-путешествие был проведён в рамках районного конкурса профессионального мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_moskvy_do_samyh_do_okrain._konkursnyy_urok.docx | 362.29 КБ |
ot_moskvy_do_samyh_do_okrain._konkursnyy_urok.docx | 362.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«…От Москвы до самых до окраин…»
Конкурсный урок
Учитель географии МОУ «Спасская СОШ»
Добрякова З.Ф.
15.03. 2016 г.
Цель урока: создать условия для развития внутренней мотивации учащихся при использовании теоретических знаний и практических навыков желания узнавать как можно больше о родной стране.
Задачи урока:
- сформировать команды учащихся, подобрать задания, позволяющие реализовать цель урока
и обеспечивающие состязательный характер деятельности учащихся;
- активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения:
дискуссия, сравнение, синтез, самостоятельное изложение гипотез; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- воспитывать дух соревнования, коллективизма, коммуникабельность, креативность,
точность и быстроту ответов, стремление к знаниям;
- воспитывать любовь и ответственное отношение к Родине, национальное самосознание;
гордость за свою страну.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать логическое мышление, отбирать занимательный материал по предмету, составлять сообщение, интегрировать географические знания с другими предметами.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение работать с информацией, картами атласа, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока;
коммуникативные: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания;
регулятивные: формировать умение слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; проявлять инициативность и самостоятельность.
Личностные: формировать способность к сопереживанию; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, географические карты, дидактическая карточка с маршрутным листом и контурной картой для прокладки маршрута.
ХОД УРОКА
І. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности (создание положительной эмоциональной направленности учащихся)
1. Слово учителя. Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Каково лексическое значение слова «Родина»? (Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь, Москва – его родина. Словарь русского языка С.И.Ожегова)
- В каком значении мы будем говорить о Родине?
Родина! Что может быть дороже? Подберите однокоренные слова к слову родина (родина – родственники, родители, род, родня; народ, родной)
ІІ. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений учащихся)
- Игра «Собери пословицу»
Из слов соберите пословицу о Родине, прочитайте её, объясните (кто быстрее – оценить)
(На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родина краше солнца, дороже золота. Человек без Родины, что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Жить — Родине служить.
Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа. Нет в мире краше Родины нашей.
Родная земля и в горсти мила. Береги Родину как зеницу ока. Всякому мила своя сторона.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость. Дома и стены помогают. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Чужбина - калина, родина - малина. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. На родной стороне и кумушек знаком. Нет земли краше, чем страна наша. С родной земли - умри, не сходи.)
- Рассказ о России (1 ученик)
Россия – самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Площадь нашей страны более 17 млн. км2. Население страны более 146 млн. человек. Протяжённость российской границы составляет более 60 тыс. км (это полторы длины экватора), из них почти 40 тыс. км – это морская граница. Никакая птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не менее двух месяцев! А вдоль морских границ – лететь птице ещё в два раза дольше. На пути этой путешественнице повстречались бы 18 разных стран-государств. Вот сколько соседей у России! Ни у кого столько нет! Россия находится в двух частях света – Европе и Азии.
- Слово учителя.
Географию своей страны нередко приходится изучать заочно, по картам и планам, книгам и картинам, фотографиям и статьям, лишь мысленно бродить по её равнинам, лесам и степям. Но и таким способом можно достичь в познании страны больших успехов.
Кто из вас, ребята не мечтает о путешествиях по стране и миру, экскурсиях по родному краю даже если они воображаемые, они всё равно интересны.
Сегодня мы отправляемся в путешествие (заочную экскурсию) по нашей стране. Название нашей экскурсии «От Москвы до самых до окраин…». Мы отправляемся от Москвы на фирменном поезде, и нам предстоит преодолеть несколько тыс. км и побывать в необычных местах России. Кстати, в этих местах мы с вами ещё не бывали.
И так, в каждом вагоне есть «проводник» (лучший ученик), к нему можно обращаться за помощью. Ну, а начальником этого необычного поезда, буду я, ваш учитель географии. Проводники получите маршрутные листы. Во время экскурсии вам надо будет выполнить задания, помещённые в маршрутном листе.
И так, вещи разложили, удобно уселись и наша заочная экскурсия начинается. А пока наш первый рассказ.
- Рассказ о Москве и нулевом километре (2 ученик).
Москва – столица России. Для граждан Российской Федерации – это центр культурного наследия, туризма, экономики и политики. Но «Начинается Земля, как известно, от Кремля!» (В.Маяковский). Попасть в город просто, если учесть факт того, что Москва ещё и крупнейший узел транспортной развязки всей страны. В самом центре Москвы, возле Воскресенских ворот Кремля расположена достопримечательность под названием «Нулевой километр», которая представляет собой круг, диаметром около полуметра, размещённый на земле. Считается, что от этой точки ведётся отсчёт километража всех российских дорог.
- Слово учителя (начальник поезда). И так, наш поезд отправляется от Москвы. А пока мы
будем двигаться к нашей первой остановке, выполните задание 1 из маршрутного листа.
ІІІ. Работа по формированию новых знаний (основной этап урока).
- Слово учителя (нач. поезда). Внимание! Первая остановка. Это место имеет координаты
54°с.ш. и 49°в.д. Отметить эту точку на карте. Предположите, что мы будем смотреть на этой остановке, о чём слушать. (задание 2 из маршрутного листа)
- Рассказ «проводника» (3 ученик) о Жигулёвских горах.
Жигулёвские горы – зелёная жемчужина Волги. Это часть Приволжской возвышенности на правом берегу Волги, огибаемая излучиной Самарской Луки недалеко от города Самара.
Самая высокая точка – гора Наблюдатель – 381,2 м над уровнем моря. Это также высшая точка средней полосы Европейской России.
Названия гор неоднократно изменялось с течением времени. Но более романтичная версия связана с Волжской вольницей – разбойничьими шайками, обитавшими в горах на протяжении многих лет. Хозяева захваченных судов должны были заплатить мзду, либо подвергнуться порке горящими розгами. Подобная порка называлась «жечь», «ожёг», а люди, производящие её – «жигулями». Существуют и другие версии происхождения названия.
Жигули – единственные горы тектонического происхождения на Русской равнине, считаются молодыми (около 7 млн. лет) и растущими. По различным источникам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет.
- Слово учителя (начальника поезда) Внимание! Мы продолжаем наше путешествие и, наш
поезд идёт на юго-восток, до следующей остановки надо проехать около 500 км. Предположите, где мы сделаем следующую остановку? (задание 3 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (4 ученик) о Каповой пещере.
Капова пещера – это карстовая пещера на территории республики Башкортостан. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике. Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека. Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Было открыто более 50 рисунков, возраст их около 18000 лет. Изображены мамонты, лошади и другие животные. В верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий.
Поскольку для сохранения рисунков пещера закрыта для свободного посещения в феврале 2012 г. научным сотрудникам было поручено создать виртуальный фототур для возможности интерактивного посещения всей пещеры любым желающим. С июля 2012 г. для этого установлен интерактивный киоск в музее на территории заповедника.
О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая – от звука капели, постоянно происходящих внутри, и вторая – от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки).
Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан и представляет собой огромную арку около 30 м в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м (фактически это не озеро, а вертикальный участок русла реки). Вода в озере непригодна для питья из-за примесей, но используется для лечебных ванн.
- Слово учителя (нач. поезда). Наш поезд продолжает свой путь и, мы двигаемся сейчас на
северо-восток, на юг плато Путорано. Место нашей остановки имеет координаты 66°с.ш. и 94°в.д. Отметить её и предположить, а с чем мы здесь познакомимся? (что можно интересного увидеть здесь?) (зад. 4 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (5 ученик) о географическом центре России на берегу оз. Виви.
Озеро Виви принадлежит к бассейну реки Енисей и находится на юго-западе плато Путорана. Оно имеет вытянутую форму. Постоянных населённых пунктов на берегу нет. К берегам примыкают густые лиственничные леса, а само озеро богато населено различными видами рыб.
Виви названо в честь реки Виви, что в переводе с эвенкийского означает «бущующий», а в переводе с английского обозначает «центр».
В Виви впадает 133 реки, реки, а вытекает только одна река – Виви.
Район озера отличается значительной сейсмичностью. Виви – озеро трещинное. Из-за тектонических движений земной коры претерпевает современное углубление. Озеро имеет необычное угловатое очертание, так как возникают новые разломы. Чем то Виви похоже на Байкал. Чем? Пожалуй, тем, что оно очень глубокое. Учеными это озеро до сих пор слабо изучено из-за его труднодоступности. Предполагается, что оно глубиной свыше 800 метров. Но точная цифра все еще не определена. Хотя известно, что озеро расположено в тектоническом разломе с очень частыми сдвигами – оно продолжает «проваливаться».
Местоположение Центра России утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России. 21 августа 1992 года здесь был установлен семиметровый монумент, символизирующий то, что озеро Виви является центром России. Также здесь можно увидеть восьмиметровый православный крест, установленный в честь 600-летия со дня смерти святого Сергия Радонежского. Рядом находится деревянная часовня, освященная в 2006 году.
После присоединения Крыма географический центр России сместился на десятки метров южнее. Координаты этой точки уже определены, там установили православный крест. Но увидеть его смогут немногие, так как он находится в диком, безлюдном месте. От ближайшего поселка Тура - райцентра Эвенкии - лету на вертолете два часа. Лишь местные кочевники- оленеводы изредка посещают их.
К сожалению, туристических маршрутов в это символическое место нет. Да их и не может быть из-за значительных транспортных сложностей. Озеро Виви находится в совершенно диких и безлюдных местах. Из ближайшего населенного пункта к нему вообще нет никаких дорог. Правда, можно из поселка Тура (административный центр Эвенкии) долететь до озера на вертолете. По времени это займет в среднем два часа. А посмотреть в географическом центре туристам есть на что.
- Слово учителя (нач. поезда). Мы подъезжаем к следующей остановке и, вы все видите
название этого географического объекта. Что знаете об этом объекте? Чем он для нас с вами интересен? (зад. 5 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (6 ученик) Полюс холода – Оймякон (63°с.ш. и 143°в.д.) Якутия
Оймякон – полюс холода северного полушария. Климат Оймякона достаточно сложный. Эта территория находится в приполярных широтах, далеко расположена от океана, находится на высоте 741 м над уровнем моря, в котловине, куда стекается холодный воздух высокогорий.
Зима длинная и холодная с продолжительностью дня от 4 час. 36 мин (22 декабря). Лето короткое с большим перепадом суточных температур. Днём может быть +30° и выше, а ночью температура может упасть на 15-20°. Продолжительность дня летом до 20 час. 28 мин (22 июня).
Помимо экстремальных холодов зимой, летом в Оймяконе бывает жара выше +30°С. 28 июля 2010 г. в Оймяконе был зарегистрирован рекорд жары +34,6°С. разность между самой высокой и самой низкой температурой составляет более 100 градусов, и по этому показателю Оймякон занимает одно из первых мест в мире.
Удивительный природный феномен – полюс холода расположенный в Якутии. Во всём мире больше нет мест, где при столь низких температурах постоянно живут и работают люди. Среднемесячная температура января составляет -61°С, а в самые холодные дни бывает и -68°. Посёлок Томпор Оймяконского района (здесь расположена метеорологическая станция) расположен на высоте 2000 м над уровнем моря и во впадине красивейших Верхоянских гор. Именно здесь в 1924 г. академиком Сергеем Обручевым была зафиксирована самая низкая для нашего полушария температура -71,2°С и здесь даже установили памятный знак. Здесь, при температуре -50° люди начинают слышать «шёпот звёзд» - странный шум, похожий на падающее зерно или ветер, а на самом деле так звучит замёршее дыхание.
Оймякон – «бешеная стужа в переводе с якутского, полюс холода северного полушария. При такой температуре трудно дышать, железо делается хрупким, ртуть замерзает.
- Слово учителя (нач. поезда). Внимание! Мы подъезжаем к следующей точке нашей
экскурсии. Обратите внимание на экран. Где мы? Что знаете об этом объекте? (зад. 6 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (7 ученик) об о. Русский.
Остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море, южнее Владивостока (наименьшее расстояние между континентальной частью города и островом равно 800 м).
Территория острова – 97,6 км2, длина – около 18 км, ширина – около 13 км. Население 5360 жителей. От Владивостока, русский отделён проливом Босфор Восточный. С запада остров омывается водами Амурского залива, а с юга – Уссурийского.
В берега острова вдаются несколько бухт, крупнейшая из которых – бухта Новик. Вытянувшись длинным узким рукавом с северо-запада на юго-восток более чем на 12 км, она остаётся его главной внутренней транспортной артерией. Эта бухта делит остров на две неравные части: юго-западную (более крупную) и северо-восточную (более узкую), носящую название Сапёрный. В местной топонимике есть устойчивый термин «Та сторона». Жители обеих частей острова называют противоположную часть «Та сторона».
Рельеф гористый, характерный для юга Приморья. На острове насчитывается 47 вершин различной высоты, называемых сопками. Наиболее крупные из них расположены в центральной части острова: Русская (291,2 м), Главная (279,8 м) и Центральная (254,9 м).
Береговая линия сильно изрезана. Её протяжённость составляет 123 км. На острове широко распространены скалистые, обрывистые берега.
На острове насчитывается 17 ручьёв протяжённостью более 1 км, 7 ручьёв более 2 км и одна речка – Русская (Воеводиха) протяжённостью более 5 км. Есть на острове и озёра пресной воды, часть из них – результат хозяйственной деятельности человека.
На острове преобладают широколиственные леса, где преобладает дуб, липа, клён, ясень. Часто встречается амурский бархат, маньчжурский орех, ольха японская и др. Обнаружено много видов лиан.
Летом 2012 г. был построен вантовый мост, который соединил остров с материковой частью Владивостока. Также на острове ведётся строительство учебных корпусов Дальневосточного федерального университета.
2 сентября 2012 г. на Русском открылся саммит организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). В связи с этим было развёрнуто крупное строительство. Для проведения саммита на Сапёрном полуострове был выстроен крупный международный деловой центр.
ІV. Этап закрепления знаний.
- Беседа
- Что для вас сегодня на уроке было новым? (узнали нового?)
- О чём говорят изученные сегодня на уроке объекты России?
- Появилось ли желание совершить экскурсию не виртуальную, а самую настоящую по нашей стране? Почему?
- Куда бы вы в первую очередь совершили такую экскурсию?
Возвращаемся в Москву. Выполнить зад. 7 из маршр. листа.
- Сдача маршрутных листов (дать посмотреть комиссии и оценить)
V. Подведение итогов
1. Слово учителя.
2. Слово комиссии.
VІ. Д/зад.
- Написать синквейн по теме «Родина»
- Составить маршрут путешествия в любую точку нашей страны с обоснованием: почему туда
(по желанию)
Маршрутный лист заочной экскурсии
«…От Москвы до самых до окраин…»
Пользуясь картами атласа, сообщениями учащихся выполнить задания.
- Задание 1. Подписать на карте начало экскурсии г.Москву. Определить её координаты и
внести данные в таблицу.
- Задание 2. По географическим координатам: 54°с.ш. и 49°в.д. нанести на карту точку нашей
остановки. Подписать её. Проложить маршрут от Москвы до этой точки. Вычислить расстояние и подписать на карте. Внести данные в таблицу.
- Задание 3. Отметить следующую остановку на карте, если мы двигались на юго-восток
примерно 500 км. Подписать её. Проложить маршрут от предыдущей остановки. Вычислить расстояние и отметить его на линии маршрута. Занести данные в таблицу.
- Задание 4. Юг плато Путорана, координаты 66°с.ш. и 94°в.д. Проложить маршрут до этой
остановки. Вычислить расстояние и подписать на карте. Подписать объект и занести данные в таблицу.
- Задание 5. Отметить следующую точку нашей остановки. Проложить маршрут, вычислить
расстояние и подписать их на карте. Занести данные объекта в таблицу.
- Задание 6. Проложить маршрут до следующей остановки нашей экскурсии. Подписать её.
Вычислить и подписать расстояние. Определить координаты и занести данные в таблицу.
- Задание 7. Возвращение. Соединить последнюю точку маршрута и начало экскурсии.
Вычислить расстояние и записать на карте.
Пункт остановки | Географический объект и его географические координаты |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Предварительный просмотр:
«…От Москвы до самых до окраин…»
Конкурсный урок
Учитель географии МОУ «Спасская СОШ»
Добрякова З.Ф.
15.03. 2016 г.
Цель урока: создать условия для развития внутренней мотивации учащихся при использовании теоретических знаний и практических навыков желания узнавать как можно больше о родной стране.
Задачи урока:
- сформировать команды учащихся, подобрать задания, позволяющие реализовать цель урока
и обеспечивающие состязательный характер деятельности учащихся;
- активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения:
дискуссия, сравнение, синтез, самостоятельное изложение гипотез; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- воспитывать дух соревнования, коллективизма, коммуникабельность, креативность,
точность и быстроту ответов, стремление к знаниям;
- воспитывать любовь и ответственное отношение к Родине, национальное самосознание;
гордость за свою страну.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать логическое мышление, отбирать занимательный материал по предмету, составлять сообщение, интегрировать географические знания с другими предметами.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение работать с информацией, картами атласа, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока;
коммуникативные: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания;
регулятивные: формировать умение слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; проявлять инициативность и самостоятельность.
Личностные: формировать способность к сопереживанию; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, географические карты, дидактическая карточка с маршрутным листом и контурной картой для прокладки маршрута.
ХОД УРОКА
І. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности (создание положительной эмоциональной направленности учащихся)
1. Слово учителя. Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Каково лексическое значение слова «Родина»? (Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь, Москва – его родина. Словарь русского языка С.И.Ожегова)
- В каком значении мы будем говорить о Родине?
Родина! Что может быть дороже? Подберите однокоренные слова к слову родина (родина – родственники, родители, род, родня; народ, родной)
ІІ. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений учащихся)
- Игра «Собери пословицу»
Из слов соберите пословицу о Родине, прочитайте её, объясните (кто быстрее – оценить)
(На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родина краше солнца, дороже золота. Человек без Родины, что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Жить — Родине служить.
Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа. Нет в мире краше Родины нашей.
Родная земля и в горсти мила. Береги Родину как зеницу ока. Всякому мила своя сторона.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость. Дома и стены помогают. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Чужбина - калина, родина - малина. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. На родной стороне и кумушек знаком. Нет земли краше, чем страна наша. С родной земли - умри, не сходи.)
- Рассказ о России (1 ученик)
Россия – самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Площадь нашей страны более 17 млн. км2. Население страны более 146 млн. человек. Протяжённость российской границы составляет более 60 тыс. км (это полторы длины экватора), из них почти 40 тыс. км – это морская граница. Никакая птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не менее двух месяцев! А вдоль морских границ – лететь птице ещё в два раза дольше. На пути этой путешественнице повстречались бы 18 разных стран-государств. Вот сколько соседей у России! Ни у кого столько нет! Россия находится в двух частях света – Европе и Азии.
- Слово учителя.
Географию своей страны нередко приходится изучать заочно, по картам и планам, книгам и картинам, фотографиям и статьям, лишь мысленно бродить по её равнинам, лесам и степям. Но и таким способом можно достичь в познании страны больших успехов.
Кто из вас, ребята не мечтает о путешествиях по стране и миру, экскурсиях по родному краю даже если они воображаемые, они всё равно интересны.
Сегодня мы отправляемся в путешествие (заочную экскурсию) по нашей стране. Название нашей экскурсии «От Москвы до самых до окраин…». Мы отправляемся от Москвы на фирменном поезде, и нам предстоит преодолеть несколько тыс. км и побывать в необычных местах России. Кстати, в этих местах мы с вами ещё не бывали.
И так, в каждом вагоне есть «проводник» (лучший ученик), к нему можно обращаться за помощью. Ну, а начальником этого необычного поезда, буду я, ваш учитель географии. Проводники получите маршрутные листы. Во время экскурсии вам надо будет выполнить задания, помещённые в маршрутном листе.
И так, вещи разложили, удобно уселись и наша заочная экскурсия начинается. А пока наш первый рассказ.
- Рассказ о Москве и нулевом километре (2 ученик).
Москва – столица России. Для граждан Российской Федерации – это центр культурного наследия, туризма, экономики и политики. Но «Начинается Земля, как известно, от Кремля!» (В.Маяковский). Попасть в город просто, если учесть факт того, что Москва ещё и крупнейший узел транспортной развязки всей страны. В самом центре Москвы, возле Воскресенских ворот Кремля расположена достопримечательность под названием «Нулевой километр», которая представляет собой круг, диаметром около полуметра, размещённый на земле. Считается, что от этой точки ведётся отсчёт километража всех российских дорог.
- Слово учителя (начальник поезда). И так, наш поезд отправляется от Москвы. А пока мы
будем двигаться к нашей первой остановке, выполните задание 1 из маршрутного листа.
ІІІ. Работа по формированию новых знаний (основной этап урока).
- Слово учителя (нач. поезда). Внимание! Первая остановка. Это место имеет координаты
54°с.ш. и 49°в.д. Отметить эту точку на карте. Предположите, что мы будем смотреть на этой остановке, о чём слушать. (задание 2 из маршрутного листа)
- Рассказ «проводника» (3 ученик) о Жигулёвских горах.
Жигулёвские горы – зелёная жемчужина Волги. Это часть Приволжской возвышенности на правом берегу Волги, огибаемая излучиной Самарской Луки недалеко от города Самара.
Самая высокая точка – гора Наблюдатель – 381,2 м над уровнем моря. Это также высшая точка средней полосы Европейской России.
Названия гор неоднократно изменялось с течением времени. Но более романтичная версия связана с Волжской вольницей – разбойничьими шайками, обитавшими в горах на протяжении многих лет. Хозяева захваченных судов должны были заплатить мзду, либо подвергнуться порке горящими розгами. Подобная порка называлась «жечь», «ожёг», а люди, производящие её – «жигулями». Существуют и другие версии происхождения названия.
Жигули – единственные горы тектонического происхождения на Русской равнине, считаются молодыми (около 7 млн. лет) и растущими. По различным источникам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет.
- Слово учителя (начальника поезда) Внимание! Мы продолжаем наше путешествие и, наш
поезд идёт на юго-восток, до следующей остановки надо проехать около 500 км. Предположите, где мы сделаем следующую остановку? (задание 3 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (4 ученик) о Каповой пещере.
Капова пещера – это карстовая пещера на территории республики Башкортостан. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике. Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека. Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Было открыто более 50 рисунков, возраст их около 18000 лет. Изображены мамонты, лошади и другие животные. В верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий.
Поскольку для сохранения рисунков пещера закрыта для свободного посещения в феврале 2012 г. научным сотрудникам было поручено создать виртуальный фототур для возможности интерактивного посещения всей пещеры любым желающим. С июля 2012 г. для этого установлен интерактивный киоск в музее на территории заповедника.
О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая – от звука капели, постоянно происходящих внутри, и вторая – от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки).
Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан и представляет собой огромную арку около 30 м в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м (фактически это не озеро, а вертикальный участок русла реки). Вода в озере непригодна для питья из-за примесей, но используется для лечебных ванн.
- Слово учителя (нач. поезда). Наш поезд продолжает свой путь и, мы двигаемся сейчас на
северо-восток, на юг плато Путорано. Место нашей остановки имеет координаты 66°с.ш. и 94°в.д. Отметить её и предположить, а с чем мы здесь познакомимся? (что можно интересного увидеть здесь?) (зад. 4 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (5 ученик) о географическом центре России на берегу оз. Виви.
Озеро Виви принадлежит к бассейну реки Енисей и находится на юго-западе плато Путорана. Оно имеет вытянутую форму. Постоянных населённых пунктов на берегу нет. К берегам примыкают густые лиственничные леса, а само озеро богато населено различными видами рыб.
Виви названо в честь реки Виви, что в переводе с эвенкийского означает «бущующий», а в переводе с английского обозначает «центр».
В Виви впадает 133 реки, реки, а вытекает только одна река – Виви.
Район озера отличается значительной сейсмичностью. Виви – озеро трещинное. Из-за тектонических движений земной коры претерпевает современное углубление. Озеро имеет необычное угловатое очертание, так как возникают новые разломы. Чем то Виви похоже на Байкал. Чем? Пожалуй, тем, что оно очень глубокое. Учеными это озеро до сих пор слабо изучено из-за его труднодоступности. Предполагается, что оно глубиной свыше 800 метров. Но точная цифра все еще не определена. Хотя известно, что озеро расположено в тектоническом разломе с очень частыми сдвигами – оно продолжает «проваливаться».
Местоположение Центра России утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России. 21 августа 1992 года здесь был установлен семиметровый монумент, символизирующий то, что озеро Виви является центром России. Также здесь можно увидеть восьмиметровый православный крест, установленный в честь 600-летия со дня смерти святого Сергия Радонежского. Рядом находится деревянная часовня, освященная в 2006 году.
После присоединения Крыма географический центр России сместился на десятки метров южнее. Координаты этой точки уже определены, там установили православный крест. Но увидеть его смогут немногие, так как он находится в диком, безлюдном месте. От ближайшего поселка Тура - райцентра Эвенкии - лету на вертолете два часа. Лишь местные кочевники- оленеводы изредка посещают их.
К сожалению, туристических маршрутов в это символическое место нет. Да их и не может быть из-за значительных транспортных сложностей. Озеро Виви находится в совершенно диких и безлюдных местах. Из ближайшего населенного пункта к нему вообще нет никаких дорог. Правда, можно из поселка Тура (административный центр Эвенкии) долететь до озера на вертолете. По времени это займет в среднем два часа. А посмотреть в географическом центре туристам есть на что.
- Слово учителя (нач. поезда). Мы подъезжаем к следующей остановке и, вы все видите
название этого географического объекта. Что знаете об этом объекте? Чем он для нас с вами интересен? (зад. 5 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (6 ученик) Полюс холода – Оймякон (63°с.ш. и 143°в.д.) Якутия
Оймякон – полюс холода северного полушария. Климат Оймякона достаточно сложный. Эта территория находится в приполярных широтах, далеко расположена от океана, находится на высоте 741 м над уровнем моря, в котловине, куда стекается холодный воздух высокогорий.
Зима длинная и холодная с продолжительностью дня от 4 час. 36 мин (22 декабря). Лето короткое с большим перепадом суточных температур. Днём может быть +30° и выше, а ночью температура может упасть на 15-20°. Продолжительность дня летом до 20 час. 28 мин (22 июня).
Помимо экстремальных холодов зимой, летом в Оймяконе бывает жара выше +30°С. 28 июля 2010 г. в Оймяконе был зарегистрирован рекорд жары +34,6°С. разность между самой высокой и самой низкой температурой составляет более 100 градусов, и по этому показателю Оймякон занимает одно из первых мест в мире.
Удивительный природный феномен – полюс холода расположенный в Якутии. Во всём мире больше нет мест, где при столь низких температурах постоянно живут и работают люди. Среднемесячная температура января составляет -61°С, а в самые холодные дни бывает и -68°. Посёлок Томпор Оймяконского района (здесь расположена метеорологическая станция) расположен на высоте 2000 м над уровнем моря и во впадине красивейших Верхоянских гор. Именно здесь в 1924 г. академиком Сергеем Обручевым была зафиксирована самая низкая для нашего полушария температура -71,2°С и здесь даже установили памятный знак. Здесь, при температуре -50° люди начинают слышать «шёпот звёзд» - странный шум, похожий на падающее зерно или ветер, а на самом деле так звучит замёршее дыхание.
Оймякон – «бешеная стужа в переводе с якутского, полюс холода северного полушария. При такой температуре трудно дышать, железо делается хрупким, ртуть замерзает.
- Слово учителя (нач. поезда). Внимание! Мы подъезжаем к следующей точке нашей
экскурсии. Обратите внимание на экран. Где мы? Что знаете об этом объекте? (зад. 6 из маршр. листа)
- Рассказ «проводника» (7 ученик) об о. Русский.
Остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море, южнее Владивостока (наименьшее расстояние между континентальной частью города и островом равно 800 м).
Территория острова – 97,6 км2, длина – около 18 км, ширина – около 13 км. Население 5360 жителей. От Владивостока, русский отделён проливом Босфор Восточный. С запада остров омывается водами Амурского залива, а с юга – Уссурийского.
В берега острова вдаются несколько бухт, крупнейшая из которых – бухта Новик. Вытянувшись длинным узким рукавом с северо-запада на юго-восток более чем на 12 км, она остаётся его главной внутренней транспортной артерией. Эта бухта делит остров на две неравные части: юго-западную (более крупную) и северо-восточную (более узкую), носящую название Сапёрный. В местной топонимике есть устойчивый термин «Та сторона». Жители обеих частей острова называют противоположную часть «Та сторона».
Рельеф гористый, характерный для юга Приморья. На острове насчитывается 47 вершин различной высоты, называемых сопками. Наиболее крупные из них расположены в центральной части острова: Русская (291,2 м), Главная (279,8 м) и Центральная (254,9 м).
Береговая линия сильно изрезана. Её протяжённость составляет 123 км. На острове широко распространены скалистые, обрывистые берега.
На острове насчитывается 17 ручьёв протяжённостью более 1 км, 7 ручьёв более 2 км и одна речка – Русская (Воеводиха) протяжённостью более 5 км. Есть на острове и озёра пресной воды, часть из них – результат хозяйственной деятельности человека.
На острове преобладают широколиственные леса, где преобладает дуб, липа, клён, ясень. Часто встречается амурский бархат, маньчжурский орех, ольха японская и др. Обнаружено много видов лиан.
Летом 2012 г. был построен вантовый мост, который соединил остров с материковой частью Владивостока. Также на острове ведётся строительство учебных корпусов Дальневосточного федерального университета.
2 сентября 2012 г. на Русском открылся саммит организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). В связи с этим было развёрнуто крупное строительство. Для проведения саммита на Сапёрном полуострове был выстроен крупный международный деловой центр.
ІV. Этап закрепления знаний.
- Беседа
- Что для вас сегодня на уроке было новым? (узнали нового?)
- О чём говорят изученные сегодня на уроке объекты России?
- Появилось ли желание совершить экскурсию не виртуальную, а самую настоящую по нашей стране? Почему?
- Куда бы вы в первую очередь совершили такую экскурсию?
Возвращаемся в Москву. Выполнить зад. 7 из маршр. листа.
- Сдача маршрутных листов (дать посмотреть комиссии и оценить)
V. Подведение итогов
1. Слово учителя.
2. Слово комиссии.
VІ. Д/зад.
- Написать синквейн по теме «Родина»
- Составить маршрут путешествия в любую точку нашей страны с обоснованием: почему туда
(по желанию)
Маршрутный лист заочной экскурсии
«…От Москвы до самых до окраин…»
Пользуясь картами атласа, сообщениями учащихся выполнить задания.
- Задание 1. Подписать на карте начало экскурсии г.Москву. Определить её координаты и
внести данные в таблицу.
- Задание 2. По географическим координатам: 54°с.ш. и 49°в.д. нанести на карту точку нашей
остановки. Подписать её. Проложить маршрут от Москвы до этой точки. Вычислить расстояние и подписать на карте. Внести данные в таблицу.
- Задание 3. Отметить следующую остановку на карте, если мы двигались на юго-восток
примерно 500 км. Подписать её. Проложить маршрут от предыдущей остановки. Вычислить расстояние и отметить его на линии маршрута. Занести данные в таблицу.
- Задание 4. Юг плато Путорана, координаты 66°с.ш. и 94°в.д. Проложить маршрут до этой
остановки. Вычислить расстояние и подписать на карте. Подписать объект и занести данные в таблицу.
- Задание 5. Отметить следующую точку нашей остановки. Проложить маршрут, вычислить
расстояние и подписать их на карте. Занести данные объекта в таблицу.
- Задание 6. Проложить маршрут до следующей остановки нашей экскурсии. Подписать её.
Вычислить и подписать расстояние. Определить координаты и занести данные в таблицу.
- Задание 7. Возвращение. Соединить последнюю точку маршрута и начало экскурсии.
Вычислить расстояние и записать на карте.
Пункт остановки | Географический объект и его географические координаты |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок и презентация по теме "Москва. Passive Voice в 9 классе
Урок и презентация по теме "Москва. Passive Voice" в 9 классе к учебнику "Enjoy English"....
Внеклассное мероприятие : "Самые самые растения" 7 класс
7 класс биология...
Урок-путешествие "От Москвы до самых до окраин" в 8 классе
Урок-путешествие в 8 классе был проведён в рамках районного конкурса профессионального мастерства....
Урок-путешествие "От Москвы до самых до окраин" в 8 классе
Урок проведён в рамках районного конкурса профессионального мастерства....
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.6 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 6 класс по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Пол...
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г. 7 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 7 класс по учебнику «География 7 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Поляр...
Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г. 8 класс.
География. Календарно - тематическое планирование 8 класс по географии в 8 классе. по учебнику «География 8класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просве...