Интегрированный урок "География - физика"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Конспект и презентация урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_geografii_i_fizike.doc | 69.5 КБ |
integrirovannyy_urok_po_geografii_i_fizike.pdf | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Энергетика. Экологические проблемы энергетики.
Цели и задачи:
1.Образовательная: дать определения понятиям: «электроэнергетика, энергосистемы». Познакомить с особенностями разных типов электростанций разных типов и их расположением. Рассмотреть превращение различных видов энергии в электрическую
Организация МАГАТЭ. Экологические проблемы.
2.Воспитывающая: воспитывать бережное отношение учащихся к природе.
3.Развивающая: развивать учения работать в группах, работать с картами.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов
учебной деятельности.
Формы: групповая.
Методы: познавательный, практический.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Цели урока (слайд 2)
Учащихся класса делят на 5 групп: геологи, гидрологи, физики-атомщики, вулканологи, экологи.
II. Изучение нового материала.
Сегодня у нас необычный урок, проводить его будет учитель географии и физики.
Слайд 3-4
Вопросы для беседы по географии:
1.Значение энергетики для хозяйства страны.
2. Энергетика водит в состав какого отраслевого комплекса?
3. Какие виды ресурсов использует энергетика?
Вопросы для беседы по физике: (слайд 5)
1 Как получают электрический ток?
2. Как передается ток на большие расстояния?
3. Какие превращения энергии происходят в генераторе?
4. Что такое: электрический ток, генератор, трансформатор, электромагнитная индукция?
Учитель географии:
В жизни человека окружающая природная среда является источником существования, а ископаемые природные ресурсы и вырабатываемая из них энергия являются неотъемлемой частью развития современного общества. Без энергетики у человека нет будущего, в настоящее время эти слова очень актуальны.
Электроэнергетика –отрасль, которая производит электроэнергию на станциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач(ЛЭП).(cлайд 6)
Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия.. Электроэнергия производится на станциях разных типов., но ведущими остаются гидравлические, тепловые и атомные.
Виды станций: (слайд 7)
1.Гидравлические – ГЭС. ( слайд 8). ГЭС стоятся на реках, образуют водохранилища. Преимущества ГЭС: дешевая энергия и экологически чистая(нет дыма). Недостатки: длительное и дорогое строительство (15-20 лет). Строительство сопровождается затоплением населенных пунктов. Водохранилища регулируют сток рек, влияют на климат. Вода быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится «мертвой», поскольку в ней погибают микроорганизмы.
Работа с картой: отметить на контурной карте крупные ГЭС.
Учитель физики: рассмотри превращение энергии в электрическую (слайд 9)
Учитель географии:
2.Тепловые (слайд 10) работают на топливе, поэтому их можно строить в разных районах страны. Преимущества: ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем АЭС и ГЭС. Разновидностью тепловых станций являются ТЕЦ (теплоэлектроцентрали), которые кроме энергии вырабатывают тепло. ТЭЦ строят в городах, так как горячая вода передаются на расстояние не более 20-30 км ( остывает)
Недостатки ТЭС: работают на невозобновимых ресурсах; много отходов; дорогая энергия.
Учитель физики: рассмотри превращение энергии в электрическую (слайд 11)
Работа с картой: отметить на контурной карте крупные ТЭС.
Учитель географии:
3. Атомные электростанции (АЭС) (слайд 12)работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве энергии России составляет 14%.Преимущества: строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна. Экологически чистая при соблюдении правил эксплуатации. Недостатки: риск катастроф; проблемы переработки и хранения радиоактивных отходов.
Учитель физики:
Атомная энергетика это результат работы многих великих ученых в первой половине ХХ века. Благодаря этому человечество получило огромный источник энергии. Рассмотри цепную реакцию (слайд 13).
Как происходит превращении энергии в атомном реакторе? (слайд 14)
Работа с картой: отметить на контурной карте крупные АЭС.
Учитель географии: (слайд 15)
Контроль за использование атома в мирных целях ведет МАГТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели.
МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. (слайд 16)
Учитель географии:
Мы с вами рассмотрели энергоресурсы прошлого, они невозобновимые.
( слайд 17 -18).
Теперь рассмотрим энергоресурсы современности. (слайд 19) К данному виду технологий в основном относятся неисчерваемые природные ресурсы, такие как солнце, земля, вода- альтернативные источники энергии.
Приливная электростанция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанций, использующий энергию приливов. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды.(слайд 20)
Учитель физики:
Рассмотрим схему выработки электроэнергии на ПЭС. (слайд 21)
Учитель географии:
Геотермальная энергетика существует во многих странах мира. (слайд 22 - 23)
Геотермальный метод называют самым экологически чистым. Электричество получают из пара. Причем, пар, отдав тепло, уходит обратно, под землю. Своеобразный вечный двигатель
Энергия ветра. (слайд 24)
Раньше энергию ветра использовалась только мельницами, предназначенными для перемокли зерна в муку. Теперь эти мельницы (современные ветрогенераторы) производят уже электроэнергию. (Куликовская ВЭС Калининградская область)
Энергия Солнца. (слайд 25-26)
Солнце давало энергию всему живому ещё до появления человека. Превращать энергию нашей звезды в электричество люди научились только в ХХ веке. В России построена первая Белгородская СЭС.
Способ передачи электроэнергии.
Энергосистема-группа электростанций разных типов объединенные линиями электропередачи (ЛЭП).
Цель:
1.Надежное обеспечение энергией.
2. Покрытие «пиковых» нагрузок.
3. Использовать разницу во времени на территории России.
III. Повторение.
Учащиеся работают в группа. Им предложены карточки с заданием.
Карточка 1 Тепловые электростанции (геологи)
1.Какой вид топлива используют?
2.Достоинства.
3.Недостатки.
4.Виды станций?
5.Отметить на контурной карте крупные станции страны.
Карточка 2. Гидравлические станции. (гидрологи)
1.Какой вид ресурса использую?
2. Достоинства.
3.Недостатки.
4. Отметить на контурной карте крупные станции страны.
Карточка 3. Атомные станции. (физики-атомщики)
1.Какой вид ресурса используют?
2.Достоинства.
3.Недостатки
4. Отметить на контурной карте крупные станции страны.
Карточка 4. Альтернативные источники энергии. (вулканологи)
1.Какой вид ресурса могут использовать?
2. Достоинства.
3.Недостатки
4.Какие виды станций используют в России. Размещение.
Карточка 5.Экологи.
1.Вывод о значении энергетики для страны.
2. Какие меры должен предпринять человек, с целью охраны окружающей среды, в развитии энергетики?
Защита выступления по группам.
IV Рефлексия: Дети на листочках подчеркивают свое отношение к уроку
Вопросы | Ответы |
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
V Подведение итогов. Д.з. § 29
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе.
Интегрированный урок с презентацией....
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе
презентация к уроку...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".
Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...
Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.
В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...
Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".
Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...
Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"
Презентация к уроку "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность отследить алгоритм р...