Межпредметный урок по истории и географии «Наш Крым».
план-конспект урока по географии на тему
Межпредметный урок по истории и географии «Наш Крым».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_geografiyaistoriya_o_kryme_1.docx | 730.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный урок по истории и географии «Наш Крым».
Цель урока: познакомиться с историей и уникальностью природного комплекса Крымского полуострова.
Задачи урока:
- изучить историю присоединения полуострова к России, особенности географического положения, уникальное видовое разнообразие животного и растительного мира, туристическую привлекательность Крыма;
- продолжать формировать умения работать в малых группах с различными источниками информации: историческими, картографическими, статистическими и другими;
- воспитывать любовь к Родине, экологическое самосознание и культуру.
Оборудование: географические атласы, учебники, карта Крыма, справочники, буклеты, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация познавательной деятельности.
Учитель истории.
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мною.
А там, меж хижинок татар...
Какой во мне проснулся жар!
Какой волшебною тоскою
Стеснялась пламенная грудь!
Но, муза! прошлое забудь.
(А.С.Пушкин)
3. Мотивация учебной деятельности. Показ презентации.
Учитель географии. Ребята, с каким же субъектом РФ мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
Игра «Ассоциации». Перед вами слова, которые относятся к нашей теме урока. Прочитайте их. Полуостров, Россия, Черное море, Украина, Азовское море, туризм, Севастополь.
Записываем тему урока «Наш Крым».
Учитель истории.
18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении Автономной республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации. Таким образом, административно-территориальное деление России теперь включает в себя 85 равноправных субъектов.
4.Изучение нового материала. Показ презентации.
Для того чтобы познакомиться с уникальностью природного комплекса Крымского полуострова необходимо изучить его историю, географическое положение, природу и туристическую привлекательность.
Учитель 1 - история Крыма;
Учитель географии
Ребята, определите особенности географического положения Крыма.
Площадь поверхности полуострова около 27 тыс. км² , из которых 72% равнина, 20% горы и 8% озера и другие водные объекты.
Крымский полуостров расположен между 33-37º в. д., 44-46º с. ш.
Омывается на западе и юге Черным и на востоке Азовским морями.
На севере соединяется с континентом узким (до 8 км.) Перекопским перешейком. На востоке Крыма, между Черным и Азовским морями, располагается Керченский полуостров, на западе суживающаяся часть Крыма образует Тарханкутский полуостров.
Крайняя северная точка Крыма расположена на Перекопском перешейке, крайняя южная – мыс Сарыч, крайняя западная – мыс Кара-Мрун (Прибойный) на Тарханкуте, крайняя восточная – мыс Фонарь на Керченском полуострове.
Расстояние от крайней северной точки до крайней южной – 200 км., от крайней западной до крайней восточной – 325км. Небольшая сухопутная граница Крыма с Херсонской областью Украины проходит по Перекопскому перешейку. Кроме этого. Республика имеет морские границы с Россией (Краснодарский край), Румынией. Болгарией, Турцией, Грузией.
Учитель истории. Полуостров Крым сегодня.
1.Крымское ханство.
2.Крым в составе Российской империи.
3.Крым в составе Украины.
4.Современный Крым.
Крымское ханство и Османская империя в XVII веке. После распада Золотой Орды в 1441 году остатки монголов в Крыму тюркизируются. На этот момент Крым разделён между степным Крымским ханством, горным княжеством Феодоро и генуэзскими колониями на южном побережье. Столицей княжества Феодоро является Мангуп — одна из крупнейших крепостей средневекового Крыма (90 га) и при необходимости принимает под защиту значительные массы населения. В 1478 году Крымское ханство стало протекторатомОсманской империи. С конца XV века татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию. С конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Русское государство и Польшу. Русско-турецкая война 1768—1774 годов, положила конец османскому господству и поКючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым.
8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав Российской Империи. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса заложен был город Севастополь. В 1796 году область вошла в составНовороссийской губернии, а в 1802 года опять выделена в самостоятельную административную единицу.11 сентября 1855 года Севастополь пал, однако был возвращен России по окончании войны в обмен на определенные уступки.
- 1991—2014.24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт о Независимости Украины, подтверждённый впоследствии на всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года. 1 декабря 1991 года наВсеукраинском референдуме жители Крыма участвовали в голосовании о независимости Украины. 5 мая 1992 года Верховный Совет Автономной Республики Крым принял декларацию «Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым», но затем, под давлением Украины, отменил это решение. В это же время и российский парламент проголосовал за отмену решения о передаче Крыма в состав УССР от 1954 года.
- 23 февраля 2014 года над городским советом Керчи был спущен украинский флаг и поднят государственный российский флаг. 27 февраля 2014 года здание Верховного Совета Крыма было захвачено вооружёнными людьми без знаков различия. 6 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление о вхождении республики в состав Российской Федерации в качестве её субъекта и назначил Референдум о статусе Крыма. 11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет принялиДекларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
- Вновь в составе России. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, в котором, по официальным данным, приняло участие около 82 % избирателей, из них 96 % проголосовали за вступление в Российскую Федерацию. 17 марта 2014 года согласно результатам референдума Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, обратились с просьбой о присоединении к России. 18 марта 2014 годаподписан межгосударственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. В соответствии с договором в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта в Крыму образован одноимённый федеральный округ с центром в Симферополе. 24 марта в Крыму рубль стал официальной валютой (хождение гривны временно сохранилось).
Учитель географии.
Познакомимся подробнее с природными особенностями полуострова Крым. Работа в группах по карте.
- Определить климат полуострова;
- Определить главные формы рельефа полуострова;
- Определить природные зоны Крыма;
- Определить наличие минеральных ресурсов.
Учитель дополняет ответ о ООПТ Крыма с показом слайдов.
Доля заповедного фонда в Крыму составляет около 5,4% территории полуострова. Его основу составляют шесть государственных природных заповедников (здесь исключаются все виды хозяйственной деятельности) - Крымский с орнитологическим филиалом "Лебяжьи острова", Ялтинский, "Мыс Мартьян", Карадагский, Казантипский и Опукский. Кроме заповедников в заповедных фонд входят Крыма входят 33 государственных заказника (здесь запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности), 73 заповедных памятника природы, 30 парков - памятников садово-паркового искусства и один ботанический сад.
Ребята, мы с вами сказали, что Крым богат природными условиями: благоприятным климатом, теплым морем, пышной растительностью. Для развития какого вида ресурсов благоприятны эти условия? (Рекреационные, туризм)
Учитель истории. О развитии туризма в Крыму
Начало развития Крыма как курорта относится ко второй половине XIX века. С улучшением транспортного сообщения жителям Центральных губерний Российской империи стало проще добираться для отдыха и лечения к берегу целебного моря. На рубеже веков строятся исключительные по красоте и архитектурному разнообразию летние резиденции: дачи, виллы и дворцы. Многие из них сохранились в Крыму по сей день.
Крым богат не только теплым морем и солнечным климатом, но и большим количеством достопримечательностей. Природа щедро одарила полуостров живописными горами, пещерами, гротами и другими ландшафтными достопримечательностями, которыми особенно изобилует ЮБК. А богатая история, множество народов и культур, населявших в разные времена Крым, оставили множество рукотворных памятников. Греческие города, генуэзские крепости, дворцы и пещерные города соседствуют здесь друг с другом.
Учитель географии. Ребята, перечислите по карте главные города-курорты Крыма. (Севастополь, Симферополь, Ялта, Евпатория, Феодосия, Керчь).
Какие виды отдыха есть в Крыму:
здесь можно отлично поправить здоровье
насладиться морским отдыхом
посетить горные заповедники
прекрасно отдохнуть зимой на лыжах
посетить памятники архитектуры
прогулять по старым улочкам городов
подышать отличным горным и морским воздухом
посетить руины древних цивилизаций и многое другое
Подводная охота
Рыбалка
Горнолыжный спорт, в том числе и катание на сноуборде
Очень развит велоспорт
Воздухоплавание
Горный туризм
5. Закрепление знаний. Показ презентации.
После выступления всем учащимся раздаются карточки с незаконченными предложениями, которые необходимо дописать.
Викторина??? То же самое, только вопросы в презентации
6. Заключение и подведение итогов.
Крым неповторим и уникален. В нем есть то, что может сделать человека счастливым. И для этого не нужно иметь ни загранпаспорта, ни визы, ни многочасового перелета на край света. Нужно просто его видеть, знать и любить… Мы желаем каждому из вас побывать в этом удивительном месте.
7. Выставление оценок.
Оценка учащихся складывается из устного ответа у доски и письменного заполнения карточки с заданиями.
Приложение № 1.
План изучения истории Крыма.
1.Крымское ханство.
2.Крым в составе Российской империи.
3.Крым в составе Украины.
4.Современный Крым.
Крымское ханство и Османская империя в XVII веке.После распада Золотой Орды в 1441 году остатки монголов в Крыму тюркизируются. На этот момент Крым разделён между степным Крымским ханством, горным княжеством Феодоро и генуэзскими колониями на южном побережье. Столицей княжества Феодоро является Мангуп — одна из крупнейших крепостей средневекового Крыма (90 га) и при необходимости принимает под защиту значительные массы населения.В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи.В XV веке турки с помощью итальянских специалистов строят на Перекопе С конца XV века татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию. С конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Русское государство и Польшу. Русско-турецкая война 1768—1774 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым.
8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав Российской Империи. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса заложен был город Севастополь. В 1796 году область вошла в состав Новороссийской губернии, а в 1802 года опять выделена в самостоятельную административную единицу.11 сентября 1855 года Севастополь пал, однако был возвращен России по окончании войны в обмен на определенные уступки.
1991—2014.24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт о Независимости Украины, подтверждённый впоследствии на всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года.1 декабря 1991 года на Всеукраинском референдуме жители Крыма участвовали в голосовании о независимости Украины. 5 мая 1992 года Верховный Совет Автономной Республики Крым принял декларацию «Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым», но затем, под давлением Украины, отменил это решение. В это же время и российский парламент проголосовал за отмену решения о передаче Крыма в состав УССР от 1954 года.
23 февраля 2014 года над городским советом Керчи был спущен украинский флаг и поднят государственный российский флаг.27 февраля 2014 года здание Верховного Совета Крыма было захвачено вооружёнными людьми без знаков различия. 6 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление о вхождении республики в состав Российской Федерации в качестве её субъекта и назначил Референдум о статусе Крыма.11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. Вновь в составе России.16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, в котором, по официальным данным, приняло участие около 82 % избирателей, из них 96 % проголосовали за вступление в Российскую Федерацию. 17 марта 2014 года согласно результатам референдума Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус обратились с просьбой о присоединении к России.Распоряжение Президента России о подписании Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию. 18 марта 2014 года подписан межгосударственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. В соответствии с договором в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта в Крыму образован одноимённый федеральный округ с центром в Симферополе. 24 марта в Крыму рубль стал официальной валютой (хождение гривны временно сохранилось).
Приложение № 2
План характеристики географического положения Крыма
- В какой части страны расположен;
- Положение по отношению к соседним странам (где и с какими государствами граничит по суше, с какими государствами имеет морскую границу);
- Положение по отношению к океанам, морям, заливам, проливам;
- Климат полуострова;
- Природные зоны Крыма;
- Рельеф полуострова;
- Положение по отношению к месторождениям минеральных ресурсов;
- Положение по отношению к главным транспортным путям;
- Выгодные и отрицательные особенности географического положения.
Приложение № 3
План описания туристической привлекательности Крыма
- Чем Крым может быть привлекательным для туристов?
- Какие Крымские курорты вы бы посоветовали для посещения?
- Расскажите о выдающихся достопримечательностях таких крупных курортов, как:
- Севастополь,
- Симферополь,
- Ялта,
- Евпатория,
- Феодосия,
- Керчь.
Путеводитель по Крыму
Какие виды отдыха есть в Крыму:
- здесь можно отлично поправить здоровье
- насладиться морским отдыхом
- посетить горные заповедники
- прекрасно отдохнуть зимой на лыжах
- посетить памятники архитектуры
- прогулять по старым улочкам городов
- подышать отличным горным и морским воздухом
- посетить руины древних цивилизаций и многое другое
Крымский полуостров известен своей уникальной природой. Субтропический климат, целительная сила морской воды и манящая красота горных и степных пейзажей делают отдых в Крыму незабываемым и прекрасным, помогая оздоровиться и зарядиться положительными эмоциями на долгое время, только наш путеводитель расскажет где и как можно подлечить здоровье и оздоровиться. Это место идеально для лечения и профилактики многих заболеваний, как у детей, так и у взрослых. Для отдыха в Крыму юных путешественников свои услуги предлагают отличные детские лагеря, многие из которых работают на протяжении целого года.
Крымский полуостров хранит удивительную многовековую историю, которая тонко переплетается с необычными, захватывающими легендами и преданиями местного населения. Только здесь можно за один день увидеть десятки достопримечательностей. Это памятники древнего зодчества и роскошные дворцы, живописные горные пейзажи и степные просторы, шумные набережные и тихие пляжи, солоноватый вкус моря и чистый лесной воздух. Все это есть во многих курортах Крыма описанных нашим путеводителем.
Крым завораживает и манит к себе, заставляя возвращаться в этот чудесный край еще и еще. Он многолик, поэтому путешествуя, вы с каждым разом будете по-новому открывать для себя эти удивительные просторы, сказку, которая находится рядом с нами. И неважно как вы предпочитаете отдыхать: «дикарями» на безлюдных пляжах, ходить в походы в горы или нежиться под лучами теплого солнца на лазурных берегах одного из курортов Крыма. Этот полуостров был и продолжает оставаться излюбленным местом для семейного и индивидуального отдыха.
Активный отдых в Крыму
Уже не один десяток лет наш полуостров привлекает к себе не только любителей пассивного релакса на пляжах, но и людей - "любителей" активно проводить время. Особой популярностью пользуются следующие виды спорта:
- Подводная охота
- Рыбалка
- Горнолыжный спорт, в том числе и катание на сноуборде
- Очень развит велоспорт
- Воздухоплавание
- Горный туризм
- Яхтинг и многое другое
Задания на закрепление материала
1. Республика Крым и город Севастополь вошли в состав Российской Федерации …………………….
2. Крымский полуостров омывается водами двух морей: ……………….. и ……………………..
3. Большую часть территории полуострова занимает природная зона …………………………..
4. Животные и растения, которые встречаются только на определенной ограниченной территории, называются ………….
5. К реликтовым растениям Крыма относятся ……………………..
6. Крупнейшие туристические центры Крымского полуострова:
……………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Э. Вартаньян "История с географией, или Жизнь и приключения географических названий"
В книге увлекательно рассказывается о происхождении географических названий....
Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи"
Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи". Во время урока ученики имеют возможность продемонстрировать полученные знания на уроке геграфии. В зависимости от ...
Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»
Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Беседа с элементами практической работы....
Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе октябрь 2012 год
Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе.Тема : Эпоха Великих географических открытий и ее влияние на формирование мирового хозяйства. Глобализация, как завершающий этап фор...
Конспект интегрированного урока по истории и географии в 7 классе на тему "История Великих географических открытий"
Предназначен для изучения темы "Великие географические открытия"....