План урока "Водные ресурсы и человек. Охрана вод"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок обобщения и повторения в теме "Внутренние воды России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 909.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Водные ресурсы и человек. Охрана вод.
Тип урока: урок систематизации знаний общеметодологической направленности, включающий элементы беседы, диспута, мультимедиа урока.
Цели :
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: продолжать учить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о роли внутренних вод, о развитии ситуации с экологическими проблемами природных комплексов водоемов, учить видению нового знания(о водном кадастре, распределении внутренних вод по территории России, водных стихийных бедствиях) в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России их распределение во времени и пространстве. Закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод, номенклатуру).
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм экологического поведении и умение им следовать (правдивость, ответственное отношение к природе, понимание последствий нерационального природопользования).
Оборудование: физическая карта России, таблица «Охрана вод».
Ход урока
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Человек, запомни навсегда, Символ жизни на Земле – вода. Экономь ее и береги – Мы ведь на планете не одни. | Мы ходили на рыбалку, Рыбок удили в пруду Витя выловил мочалку, А Егор сковороду. Коля корку мандаринки, Саша старые ботинки, А Сабина и Сосо от машины колесо. |
Здравствуйте ребята, коллеги.
После стихов давайте определим, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (О водоемах России, их проблемах, о том что вода – это богатство, ресурс еще более важный и ценный чем нефть, газ…и др. минеральные ресурсы, без нее невозможна жизнь.)
Тема сегодняшнего урока «Водные ресурсы и человек. Охрана вод.»
Давайте, вместе определим задачи, которые нам сегодня предстоит выполнить. Откройте пар. 25. Стр 120
Познакомиться с терминами | Объяснить | Вспомнить и повторить |
Водные ресурсы | Неравномерность размещения водных ресурсов по территории России | Термины и понятия в теме «Внутренние воды России» |
Водный кадастр | Неравномерность размещения водных ресурсов по годам и сезонам | Номенклатуру в карте |
Водопотребление | Почему происходит большое потребление и потери воды | |
Водопользование рациональное и нерациональное | ||
Причины роста загрязнения воды и стихийных бедствий, вызванных антропогенной деятельностью. |
- Повторение изученного материала.
1.Разгадайте кроссворд.
Вопросы кроссворда:
- Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
- Отношение падения к длине реки.
- Время, когда реки покрыты льдом.
- Переувлажненный участок местности.
- Озеро в Приморском крае на границе с Китаем.
- Ледниковое озеро в Мурманской области.
- Внезапный подъем уровня воды в реке.
- Низкий уровень воды в реке.
- Распределение стока реки в течение года.
- Грязекаменные потоки.
- Стихийное бедствие, сопровождающееся затоплением местности.
- Скопление льда.
- Крупные искусственные водоемы, созданные на реках.
2.Назовите причины образования болот, «вечной» мерзлоты
.
3.Повторение номенклатуры.
1 Вариант | 2 Вариант |
|
|
Проведите взаимопроверку номенклатуры со своим соседом по парте. За 1 мин. нужно успеть показать 10 рек, озер и водохранилищ на карте России. Сначала проверяем 1 вариант, затем второй. За 10-9 ответов отметка «5», за 8-7 отметка «4», за 6 правильных ответов отметка «3».
У доски на карте магнитами отмечаем объекты номенклатуры.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания и дополнение уже имеющихся знаний.
- Где человек использует водные ресурсы? Стр. 16 в атласе.
Водные ресурсы | Питье и бытовые продукты, коммунальные нужды. На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 кубометров воды. |
Водные пути. Вода рек – это дешевые водные пути, которые были часто единственными дорогами в лесной России X- XIX вв. | |
Энергия рек, приливов (ГЭС, ПЭС) | |
Промышленность и сельское хозяйство. Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение. Стр 16 в атласе расход воды в промышленности. |
- Сравним обеспеченность водными ресурсами разных регионов России.(стр в уч. 121):
Европейский Север,
Восточная Сибирь
Западная Сибирь
Дальний Восток
Урал
Среднерусская возвышенность
Южные земледельческие районы страны
В каких документах собраны все сведения о водных ресурсах России? (В Водном кадастре.)
Какие водные ресурсы называют «вековыми»? Те, которые , медленно возобновляются. (В озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах)
Что такое артезианские источники и почему они медленно возобновляются?
- Почему так велики сезонные и годовые колебания речного стока? Что создают, чтобы преодолеть неравномерность стока рек.?
- Проблемное задание :
А) Что является примером нерационального природопользования?
Осушение болот в верховьях малых рек.
Строительство ГЭС на равнинных реках.
Избыточное орошение в засушливых районах.
Сплав леса по рекам отдельными бревнами.
Создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях.
Применение устаревших водоемких производственных технологий.
Высокий уровень потерь воды при транспортировке.
Недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета
Проведение снегозадержания в зимнее время
Вырубка зарослей кустарников в оврагах и балках
Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Строительство новых и реконструкция старых очистных сооружений.
- Приведите примеры экологических проблем.
Сообщения о молевом сплаве леса, о экологических проблемах Краснодарского водохранилища, Экологические проблемы реки Лаба.
- Стихийные бедствия.
Сообщения о наводнениях в Ленске, в Крымске, на Дальнем Востоке.
- Реализация выбранного задания или проекта.
Закрепление
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону, или творческий проект, или проблемное задание.
Вопросы на повторение разноуровневые с индивидуальной системой оценки.
Вопросы с проверкой по эталону. Оцениваются не выше отметки «4»
1. ___?_______– это та часть поверхностных вод и подземных вод, которая может быть использована для снабжения водой населения и для различных видов человеческой деятельности.
2. Полная оценка водных ресурсов России дана в ____?______ – систематизированном своде сведений о них. В нем ___?____ обобщены материалы многолетних наблюдений и исследований и оценок.
3.Основной источник водных ресурсов России - _____?______.
4.Более 90 процентов водных ресурсов России сосредоточена в бассейнах _____?___ и ____?____ океанов.
5. Бассейны каких морей испытывают наибольшую нагрузку на свои природные комплексы из-за высокой плотности населения и хозяйственной деятельности.
Проблемные задания. Оцениваются на отметку «3» - «5».
- Назовите не менее 3-х примеров рационального и нерационального природопользования в сфере водных ресурсов.
- Где вода в Краснодарском крае более «жесткая», т.е. и насыщенная солями : в горной области, в реках Кавказа или в реках Азово-Кубанской равнины? Свой ответ обоснуйте.
Творческий проект. Оценивается на отметку «3» - «5».
Выполнить творческий проект в виде экологической стенгазеты, плаката.
Можно придумать и вставить свои заголовки, четверостишья, загадки пожелания. Выполняется либо на единой стенгазете либо как индивидуальный проект.
Давайте еще раз назовем простые способы улучшить экологию на планете.
Придумаем заголовки разделов об экологии, охране вод.
Домашнее задание параграф 25, по желанию работа в группе сделать экологический проект.
- Этап рефлексии деятельности.
Сейчас мы с вами оценим, справились с работой или нет. Оцените работу на уроке по трем критериям:
Мы достигли поставленной цели на уроке. | Я усвоил и мне понятен изученный материал | Экологические проблемы воды можно решить, еще не все потеряно. |
Если ответ положительный поставьте «+», если отрицательный «-«
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.
Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природныхсообществах...
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
Тест по теме: « География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» ...
"Водные ресурсы Краснодарского края: охрана и их испоьзование на примере Абинского района"
Научно - исследовательский проект ученицы 10б кл.Водовской Ольги. Данные из проекта можно использовать на уроках географии и кубановедения. Проект был представлен на VIII всероссийской конференции "На...
Презентация к уроку "Водные ресурсы и человек. Охрана вод"
Презентация к уроку обобщения и повторения уже изученного материала в теме "Внутренние воды"....
Презентация к уроку "Водные ресурсы Краснодарского края. Охрана вод. "
Презентация к уроку обобщения и повторения уже изученного материала в теме "Внутренние воды Краснодарского края"....
Конспект урока по географии по теме : "Природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды".
Урок предназначен для 10 класса...
Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды."
Конспект урока "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды....