Учебно - методический материал по теме:"Формирование компетенций на уроках географии."
учебно-методический материал по географии по теме
Активно преобразуется и становится более динамичной не только жизнь человека, но и расширяется интеллектуальное пространство. Требуется новый и качественный переход в подготовке и обучении будущих специалистов. В связи с этим требуется преобразования в системе образования учащихся с целью подготовки новых выпускников. Прежде всего людей, способных ориентироваться в новой интеллектуальной, высокотехнологической среде существования - ноосфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii.docx | 999.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь человека активно преобразуется и становится более динамичной, расширяется интеллектуальное пространство. Требуются преобразования в системе образования учащихся с целью подготовки новых выпускников, переход на новый и качественный уровень в подготовке и обучении будущих специалистов. Прежде всего людей, способных ориентироваться в новой интеллектуальной, высокотехнологической среде существования - ноосфере.
Методической темой педагогического труда является: ««Формирование основных компетенций учащихся путем использования нестандартных форм и методов обучения на уроках географии».
Основной цель методической работы является раскрыть особенности реализации компетентностного подхода в процессе обучения на уроках географии.
Целью географического образования является формирование личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностями и ориентирующейся в современном географическом пространстве, применяющей свою деятельность во взаимодействии с окружающей средой.
Проблемами внедрения и реализации компетентностного подхода в системе современного образования занимались российские психологи П. Я. Гальперин, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и педагоги Болотов В. А., Сериков В.В., Зимин В.Н. и др.
В процессе изучения и реализации методической темы был поставлены и решены задачи:
- Изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании.
- Охарактеризовать особенности практической реализации компетентностного подхода на современных уроках географии.
- Апробировать нестандартные приемы и методы обучения на уроках географии.
- Определить проблемы реализации и внедрения компетентностного подхода на уроках географии.
Таблица 1.
Этапы подготовки урока при компетентностном подходе
Этап | Результат |
1-й этап – целеполагание | Установка цели и задач. Ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи). |
2-й этап – проектирование 2.1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции. 2.2 Этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования; 2.3.Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения. | теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.; практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы; |
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. | При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. |
4-й этап – подбор методов и форм обучения | какими учебно-практическими действиями знание переходит в способ деятельности |
5-й этап – заключительный, диагностический | учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции. |
Современный урок географии при компетентностном подходе должен содержать самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе.
Считаю, что реализация данного подхода на уроках невозможно без личностно-ориентированого характера обучения (применение тетрадей для практических работ, карточек индивидуального задания).
Таблица 2
Способы формирования компетенций
Компетенции | Способы формирования | Фрагменты урока |
Ценностно-смысловые компетенции. | Постановка целей и задач -проблемный вопрос, немые слайды, через литературные описания, поиск ключевого слова, загадки. | |
Общекультурные компетенции | Заполнить ошибки в тексте, составление рассказов (письменно, устно) при характеристике географических объекта. | |
Учебно-познавательные | Картографический материал – шаблоны карт. Построение логических цепочек, опережающие задания и т.д. | |
Информационные | Составление презентаций, подбор необходимой информации. | |
Социально-трудовые | Умения анализировать ситуацию- проблемные вопросы, ситуационные задачи | Как бы изменились климатические показатели, если бы на юге Крыма отсутствовали Крымские горы? |
Компетенции личностного самосовершенствования | Самопроверка, взаимопроверка, формирование личной ответственности за результат. | Рефлексия: метод 5 предложений, метод «пресс», и т.д.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал по теме :"Пластилиновая живопись.Техники и приемы рисования"
В статье достаточно подробно описаны техники и приемы рисования пластилином.Представлены работы, выполненные, в описанных техниках.Материал будет интересен учителям ДХШ, ДШИ, ИЗО и всем творческим люд...
Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»
По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент различных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...
Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...
Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».
«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...
Учебно-методический материал по теме "Друзья и дружба"
В предложенном материале систематизирована лексика по теме "Друзья" Приведенный текст диктанта может быть использован как для контроля усвоенности лексики, так и для подготовки к монологическому...
Учебно-методический материал по теме "Путешествие"
Систематизированный лексический материал по теме "Путешествие"....
Учебно-методический материал по теме: "Решение заданий по теме "Арифметический квадратный корень"
В учебно-методическом материале представлено 10 тестов по теме "Арифметический квадратный кореньо для учащихся 8 класса...