Учебно - методический материал по теме:"Формирование компетенций на уроках географии."
учебно-методический материал по географии по теме

Активно преобразуется и становится более динамичной не только жизнь человека, но и расширяется интеллектуальное пространство. Требуется новый и качественный переход в подготовке и обучении будущих специалистов. В связи с этим требуется преобразования в системе образования учащихся с целью подготовки новых выпускников. Прежде всего людей, способных ориентироваться в новой интеллектуальной, высокотехнологической среде существования - ноосфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii.docx999.42 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь человека активно преобразуется и становится более динамичной, расширяется интеллектуальное пространство. Требуются преобразования в системе образования учащихся с целью подготовки новых выпускников, переход на  новый и качественный уровень в подготовке и обучении будущих  специалистов.  Прежде всего людей, способных ориентироваться в новой интеллектуальной, высокотехнологической среде существования - ноосфере.

Методической темой  педагогического труда является: ««Формирование основных компетенций учащихся путем использования нестандартных форм и методов обучения на уроках географии».

Основной цель методической работы является раскрыть особенности реализации компетентностного подхода в  процессе обучения на уроках географии.

Целью географического образования является формирование личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностями и ориентирующейся в современном географическом пространстве, применяющей свою деятельность во взаимодействии с окружающей средой.

Проблемами внедрения и реализации компетентностного подхода в системе современного образования занимались российские психологи П. Я. Гальперин, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и педагоги Болотов В. А., Сериков  В.В., Зимин В.Н. и др.

В процессе изучения и реализации методической темы  был поставлены и решены задачи:

  1. Изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании.
  2. Охарактеризовать особенности практической реализации компетентностного подхода на современных уроках географии.
  3. Апробировать нестандартные приемы и методы обучения на уроках географии.
  4. Определить проблемы реализации и внедрения компетентностного подхода на уроках географии.

Таблица 1.

Этапы подготовки урока при компетентностном подходе

Этап

Результат

1-й этап – целеполагание

Установка цели и задач. Ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи).

2-й этап – проектирование

2.1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции.

2.2 Этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования;

2.3.Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое применение знаний к конкретным ситуациям;

воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

4-й этап – подбор методов и форм обучения

какими учебно-практическими действиями знание переходит        в способ деятельности

5-й этап –  заключительный,

диагностический

учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Современный урок географии при компетентностном  подходе должен содержать самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе.

Считаю, что реализация данного подхода на уроках невозможно без личностно-ориентированого характера обучения (применение тетрадей для практических работ, карточек индивидуального задания).

Таблица 2

Способы формирования  компетенций

Компетенции

Способы формирования

  Фрагменты урока

Ценностно-смысловые компетенции.

Постановка целей и задач -проблемный вопрос, немые слайды, через литературные описания, поиск ключевого слова, загадки.

Общекультурные компетенции

Заполнить ошибки в тексте, составление рассказов (письменно, устно) при характеристике географических  объекта.

C:\Users\Tatyana\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (1).png

Учебно-познавательные

Картографический материал – шаблоны карт. Построение логических цепочек, опережающие задания и т.д.

C:\Users\Tatyana\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок.png

Информационные

Составление презентаций,  подбор необходимой информации.

Социально-трудовые

Умения анализировать ситуацию-  проблемные вопросы, ситуационные задачи

 Как бы изменились климатические показатели, если бы на  юге  Крыма отсутствовали Крымские горы?

Компетенции личностного самосовершенствования

Самопроверка, взаимопроверка, формирование личной ответственности за результат.

   Рефлексия: метод 5 предложений, метод «пресс», и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по теме :"Пластилиновая живопись.Техники и приемы рисования"

В статье достаточно подробно описаны техники и приемы рисования пластилином.Представлены работы, выполненные, в описанных техниках.Материал будет интересен учителям ДХШ, ДШИ, ИЗО и всем творческим люд...

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...

Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».

«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...

Учебно-методический материал по теме "Друзья и дружба"

В предложенном материале систематизирована лексика по теме "Друзья" Приведенный текст диктанта может быть использован как  для контроля усвоенности лексики, так и для подготовки к монологическому...

Учебно-методический материал по теме "Путешествие"

Систематизированный лексический  материал по теме "Путешествие"....

Учебно-методический материал по теме: "Решение заданий по теме "Арифметический квадратный корень"

В учебно-методическом материале представлено 10 тестов по теме "Арифметический квадратный кореньо для учащихся 8 класса...