ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
план-конспект урока по географии (5, 6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_orientirovanie_na_mestnosti.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата
Ф.И.О | Полосинова Ирина Анатольевна |
Место работы | МОУ СОШ №2 г. зеленокумска |
Должность | учитель географии |
Предмет | география |
Класс | 5 |
Тема и номер урока в теме | Ориентирование. |
Базовый учебник | География начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). |
Цель урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.
Задачи:
Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом
Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;
Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование познавательного интереса к исследования.
Метапредметные:
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.
Предметные: научиться определять стороны горизонта.
Тип урока: урок - практикум
Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах
Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в парах, работа с компасом.
Техническое оборудование: мультимедийная установка, компасы.
Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Лист настроения. - Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Знакомство с планом. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
Повторение пройденного |
(рисунки учащихся) Посмотрите на свои маршрутные листы и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? Устный опрос: (рисунки учащихся) - Что такое горизонт? - Что называется линией горизонта? - что такое ориентирование?
Определение сторон горизонта. | Учащиеся отвечают устно и письменно. | |
2 | Актуализация темы | Беседа (определение темы и цели урока) - Как можно определить стороны горизонта? - Как вы думаете, какая у нас сегодня тема, цели? (презентация) - А что Вы знаете по данной теме? - А хотите ли вы узнать подробнее? Решаемая проблема: Что такое азимут? | Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока Устные ответы |
3 | Изучение нового материала Практикум | 1. Загадать загадку. - А знаете ли Вы, что такое компас? - Приходилось ли вам пользоваться им? 2. Работа с текстом учебника стр 81. Целевой вопрос: Где был изобретён первый компас? 3. Беседа. 4. Рассказ учителя об изобретение компасов. А). О свойстве намагниченного железного штыря (иглы) знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса. Вы наверняка хоть раз видели компас. Это приборчик, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли – невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север. Б). Компас Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы. 2. Практическая работа с компасом. Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим. – Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне. – Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток. Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С – север, противоположная ей сторона, это – …., слева – …., справа – …...
Работа по учебнику (стр.81. Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами на доске? Что нужно обязательно помнить, когда вы идёте в лес за грибами? 4. Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах. (1 группа – картина, 2 группа – стол учителя, 3 группа – доска, 4 группа – ваза Решаемая проблема:
Обобщение, обсуждение. | Устные ответы Работают с текстом учебника Решают проблему, демонстрируя знания (К) Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) |
4 | Физ. минутка (здоровье- сберегающий компонент) | Мы сейчас все дружно встанем. | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К) |
5 | Работа по учебнику: | - Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта? - Найдите ответы в учебнике стр. 81-82. (памятка работы с текстом) | |
6 | Закрепление |
| Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К) Отвечают демонстрируя знания (П) Обмениваются полученной информацией (П) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания |
7 | Итог урока (рефлексия). Д/З | Комментирует и выставляет оценки за урок. Листок настроения. Объясняет д/з §17, Творческое задание (по желанию). Пользуясь компасом, определить в каком направлении от вашего дома находиться школа. | Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник (К) |
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Допишите название противоположных сторон горизонта:
Юг - __________________
Северо-восток - ____________________
Северо – запад - ____________________
Восток - ______________________
Юго-запад - _____________________
Подпишите стороны горизонта
Подпишите стороны горизонта
Подпишите стороны горизонта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....
Ориентирование на местности
В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....
Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.
Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...
Ориентирование на местности разными способами.
В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Ориентирование на местности
Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....
Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".
Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....