Урок "Формы и размеры Земли" в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока №12 в 5 классе по УМК Л.Е. Савельевой И.И., Бариновой, В.П. Дроновой. - Изд. «Дрофа». Содержит планируемые образовательные результаты, структуру, ход урока и приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок вгеографии в 5 классе "Формы и размеры Земли" | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №12 УМК: «Дрофа», Л.Е. Савельева, И.И.
Баринова, В.П. Дронов
Тема | Форма и размеры Земли | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | метапредметные | личностные |
знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор. | -принимать и формулировать учебную проблему. -умение общаться и взаимодействовать друг с другом анализировать, сравнивать, -классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений -выделение и структурирование необходимой информации -выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование | - осознать необходимость изучения окружающего мира. -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |
Решаемые учебные проблемы | Изменение представления человечества о форме и размерах Земли во времени | |
Основные понятия и термины | Глобус, земная ось, условные линии на глобусе и карте | |
Цели деятельности учителя | Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты. | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | |
ИКТ. Наглядно-демонстрационный материал | Компьютер, мультимедийный проектор. Мультимедийный ряд: презентация по теме урока; атласы, физическая карта мира. | |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://nsportal.ru/shkola | |
Методы и формы обучения | индивидуальная, групповая, фронтальная, создание проблемных ситуаций |
Структура и ход урока
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД
Этап рефлексии | ||
Цель | Содержание | |
Оценка результатов деятельности | Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------ МНЕ КОМФОРТНО_____ Я испытываю проблемы--------. |
Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1. Вспомните (устно): Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-а что вам известно о форме и размерах Земли?
1. «Третий лишний»
- Меркурий, Сатурн, Земля
- Марс, Земля, Венера
- Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.
- Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
- Как они различаются по размерам?
Этап 3. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.
Этап 4. Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?
Этап 5.
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Этап 6. Рефлексия (итог урока)1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?
2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Вывод в тетрадь:
1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 .
2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км).
3.Земля удерживает воду и воздух.
4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы.
5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».
Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...
Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...
Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли
Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...
Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...
Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельности для пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»
Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельностидля пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»...
Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"
технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...
ЗЕМЛЯ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛИ. ФОРМА, РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ, ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ
Презентация к разделу:Земля - планета Солнечной системы....