рабочая программа по географии8
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Чичканская основная общеобразовательная школа»
Комсомольского района Чувашской Республики
Рассмотрена на Утверждаю: заседании педагогического совета Директор Гибатдинова А. Г МБОУ «Чичканская ООШ» Приказ № 55 от 30.08.2016 г. Протокол №1 от 30. 08. 2016 г.
Рабочая программа по географии для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу разработал
учитель географии: Курицына О.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Природа» – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.
Программа рассчитана на обучение курса географии обучающихся 8 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у обучающихся в 6-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 8 классе решаются задачи:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
География России. Природа – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
В основу курса географии легли следующие педагогические, дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
Формы контроля знаний.
Основные формы контроля: фронтальная и групповая. Возможно использование индивидуальной.
Методы контроля: устный опрос, письменный контроль, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тест. По возможности используются нетрадиционные формы: викторина и кроссворд; различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений, способов деятельности учащихся.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 8-го класса общеобразовательной средней школы.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государств;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
- страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение.
Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Географическое положение России
Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.
Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.
История заселения и исследования территории России
Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России.
Рельеф, геологическое строение и ПИ России.
Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.
Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.
Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В. А. Обручева, А. Е. Ферсмана и И. М. Губкина.
Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Климат и климатические ресурсы России.
Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).
Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.
Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.
Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.
Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.
А. И. Воейков - основоположник климатологии.
Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.
Сумма активных температур.
Внутренние воды и водные ресурсы России
Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.
Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.
Болота, их виды и размещение по территории России.
Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.
Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.
Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.
Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.
Почва и почвенные ресурсы России
Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России
Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.
Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.
Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
Раздел II. Природные комплексы России
Природно-территориальный комплекс. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л. С. Берга. Карта природных зон России.
Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Природа регионов России.
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.
Особенности природы Удмуртской Республики.
Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования в округе.
Раздел III. Человек и природа.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.
Используемый УМК:
1. Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2010.
2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1. География России, поурочные планы по учебнику И. И. Бариновой, 8 класс. О. В. Антушева, Волгоград, издательство «Учитель» 2008.
2. Дидактические карточки – задания по географии к учебнику И. И. Бариновой «География России», 8 класс. И. И. Баринова, издательство «ЭКЗАМЕН», Москва 2006.
3. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии. Природа России.8 класс К учебным комплектам Баринова И. И. География России. М.: - Вако.2004
4. Задачи по географии. Под ред./А. Ф. Наумова. М.: МИРОС, 2007.
5. Картография с основами топографии: Учеб. Пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. Г. Ю. Грюнберга. – М.: Просвещение,2007.
6. Контрольные и проверочные работы по географии к учебнику И. И. Бариновой «География России», 8 класс. О. В. Чичерина, издательство «ЭКЗАМЕН», Москва 2007.
7. Методика обучения географии в общеобразовательной школе/Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение АО «Учебная книга», 2008.
8. Программы, география, ДРОФА, Москва, 2008.
9. Программы, география, ДРОФА, Москва, 2006.
10. Петрусюк О. А.. Смирнова М. С. Сборник вопросов и указаний по географии. М.: Новая школа, 2007.
11. Тесты и вопросы по географии/Под ред. К. В. Пашканга. М.: Просвещение, 2008.
12. Тематический контроль по географии. Природа России. А. С. Ермошкина, Интеллект – Центр, Москва, 2007.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. Большой атлас мира, Л. С. Ванян, С. В. Камышева, издательство «Мир книги», 2007.
2. Берлянт А. М. и др. Физическая география: Справочные материалы. М..: Просвещение, 2007.
3.Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 2008.
4.Пармузин Ю. П. Живая география. М.: Просвещение, 2008.
5. Энциклопедия для детей: Т. З.: География. – 3-е изд. – М.: Аванта 2008.
Дополнительная литература
1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: ДРОФА, 2006.
2. Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2004.
3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ | Тема урока | Тип урока | дата | Элементы обязательного минимума образования | Требование к уровню подготовленности учащихся | Практические работы | Формы контроля | Д\з (§) | Дополнительный материал | |
Введение | ||||||||||
1 | Что изучает физическая география России? | Урок изучения нового материала | Источники географической информации. | Уметь: использовать различные источники географической информации. | Фронтальный устный опрос | |||||
Пространства России | ||||||||||
2 | Географическое положение России. | Урок- практикум | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения. Часовые пояса. | Уметь :показывать и называть факторы ГП России, границы РФ и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами. | Обозначить крайние точки, границы РФ , сопредельных стран на к.к. | Тематический контроль | ||||
3 | Моря, омывающие территорию России. | Урок- практикум | Наносить моря России на к.к. | Тематический контроль | ||||||
4 | Россия на карте часовых поясов. Время. | Урок изучения нового материала | Определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения. | Решение задач | Тематический контроль | |||||
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | Урок-семинар | Знать: исследователей России | зачет | ||||||
Рельеф и недра России | ||||||||||
6 | Особенности рельефа России. | Урок изучения нового материала | Особенности геологического строения. Распространение крупных форм рельефа | Уметь: показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа | Обозначить на к.к основные формы рельефа | Фронтальный устный опрос | ||||
7 | Геологическое строение территории России. | Урок изучения нового материала | Этапы геологической истории, основные тектонические структуры | Уметь: читать тектоническую, геологическую карту, геохронологическую таблицу | Совместное изучение карт. Заполнение таблицы « Взаимосвязь рельефа, геологического строения и ПИ» | Индивидуальный устный опрос | ||||
8 | Минеральные ресурсы России. | Урок- практикум | Закономерности размещение ПИ, минеральные ресурсы и проблемы их использования. | Уметь: показывать месторождение ПИ, приводить примеры их использования, оценивать значимость для хоз.деятельности и условия добычи. | Индивидуальный устный опрос | |||||
9 | Развитие форм рельефа. | Урок изучения нового материала | внешние и внутренние (экзогенные эндогенные и)процессы формирование рельефа | Уметь: объяснять как рельеф влияет на жизнь людей и природу, приводить примеры изменений рельефа, называть меры безопасностей при стихийных явлениях | Фронтальный устный опрос | |||||
10 | Итоговый урок | Повторение и закрепление пройденного материала | ||||||||
Климат и климатические ресурсы | ||||||||||
11 | От чего зависит климат нашей страны | Урок изучения нового материала | Факторы формирования климата: ГШ, рельеф, циркуляция ВМ, циклоны и антициклоны | Знать: закономерности распространения суммарной солнечной радиации, климатообразующие факторы. | Индивидуальный устный опрос | |||||
12 | Типы климатов России. | Урок-исследование | Закономерности распространения тепла и влаги: срtянваря, срtиюля ,осадки, испаряемость, Кувлажнения Сезонность климата. Типы климата. Климатические пояса | Уметь : приводит примеры изменения климата под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов. Объяснить влияние типов ВМ , постоянных и переменных ветров на климат территории. Давать краткое описание типов погоды. | Определение по климатической карте суммарной солнечной радиации, коэффициента увлажнения, характеристика КП | Анализ карт, фронтальный устный опрос | ||||
13 | Зависимость человека от климатических условий. Агроклиматические ресурсы. | Урок- практикум | благоприятные и не благоприятные влияние климатических условий на жизнь и здоровье человека | Уметь: приводить примеры влияния климата на людей, сравнивать климат в разных частях России и с другими странами. Давать оценку климатических особенностей страны | Характеристика КП с точки зрения условий проживания и жизнедеятельности людей. | Индивидуальный устный опрос | ||||
14 | Зачет. Итоговый урок | Урок-обобщение | Определение по синоптической карте состояние погоды. | Устный зачет | ||||||
Внутренние воды и водные ресурсы( 4 часа). | ||||||||||
15 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | Урок изучения нового материала | Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледниковый режим | Уметь: назвать и показывать реки на карте, объяснять основные характеристики рек на примерах | Определение падения и уклона реки Лена и по выбору. | Фронтальный устный опрос | ||||
16 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | Урок- практикум | Важнейшие озера и их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Уметь: показать на карте озера, болота, область распространения вечной мерзлоты. | Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами регионов России. | Анализ карт, фронтальный устный опрос | ||||
17 | Водные ресурсы. Охрана вод. | Урок- практикум | Водные ресурсы. Стихийные явления. Роль рек в развитии экономики России, природе, хозяйстве страны. | Уметь: приводить примеры хозяйственного использования водных ресурсов. | Обозначить на к.к реки, озера, болота, область распространения вечной мерзлоты. | Индивидуальный устный опрос | ||||
18 | Зачет. Подведение итогов | Повторение и закрепление пройденного материала | Индивидуальный опрос | |||||||
Почвы и почвенные ресурсы ( 4 часа). | ||||||||||
19 | Образование почв и их разнообразие. | Урок изучения нового материала | В.В Докучаев-основоположник почвоведения. | Уметь: называть факторы почвообразования | Заполнение таблицы: природные зоны-типы почв-содержание гумуса-свойства почвы- условия почвообразования | Индивидуальный устный опрос | ||||
20 | Закономерности распространения почв. | Урок- практикум | Уметь: называть свойства основных типов почв. | Анализ карт. | ||||||
21 | Основные типы почв | Урок изучения нового материала | Почвы –основной компонент природы | Уметь: дать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания | Анализ карт, фронтальный устный опрос | |||||
22 | Почвенные ресурсы | Почвы и почвенные ресурсы, мелиорация, рекультивация, эрозия | Уметь: объяснять необходимость охраны почв, понятие земельные ресурсы и рационального использования земель, сельскохозяйственные угодья. | Индивидуальный устный опрос | ||||||
23 | Итоговый урок по теме «Почвы» | Повторение и закрепление пройденного материала | Характеристика почв по карте. | Индивидуальный опрос | ||||||
Растительный и животный мир (3часа). | ||||||||||
24 | Растительный и животный мир России | Урок изучения нового материала | Растительный и животный мир России, видовое разнообразие. | Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использование безлесных пространств человеком. | Анализ карт, фронтальный устный опрос | |||||
25 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Биологические ресурсы , их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. | Уметь: перечислять ресурсы лесов, объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека | Индивидуальный опрос | ||||||
26 | Природно- ресурсный потенциал России | Природные территориальные комплексы. Локальные, глобальные, региональные ПТК. | Уметь: прогнозировать последствия уничтожения болот, объяснять значение животного мира в жизни человека. | Фронтальный устный опрос | ||||||
Природное районирование(7 часов) | ||||||||||
27 | Природное районирование. Разнообразие природных ресурсов | Урок изучения нового материала | Физико –географическое районирование России. | Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтение тематических карт, объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования, описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | Индивидуальный опрос | |||||
28 | Моря, как крупные природные комплексы. | Урок- практикум | Индивидуальный опрос | |||||||
29 | Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. | Урок актуализации знаний и умений | Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. | Индивидуальный опрос | ||||||
30 | Разнообразие лесов России. | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный опрос | |||||||
31 | Безлесные зоны на юге России. | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный опрос | |||||||
32 | Высотная поясность. | Урок-повторения | Высотная поясность. Отчего зависит набор высотных поясов. | Индивидуальный опрос | ||||||
33 | Зачет. Итоговый урок. | |||||||||
Природа регионов России | ||||||||||
34 | Русская ( Восточно-Европейская равнина). | Урок изучения нового материала | Специфика природы России и ресурсный потенциал. Влияние природных условий , ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу , хозяйственное развитие района и геополитические интересы России .Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия на жизнь и деятельность человека. | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных природных объектов: объяснять зависимость природных объектов от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | Указать на к.к. моря, озера, реки, возвышенности | Фронтальный устный опрос | Сообщение о Волге. | |||
35 | Природные комплексы Русской равнины. | Урок изучения нового материала | групповая работа по изучению природных комплексов | Сообщение о Карелии, о Мещере | ||||||
36 | Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования. | Урок-семинар | Индивидуальный опрос | Сообщение о А.Е. Ферсмане, О Золотом кольце России. | ||||||
37 | Директорская контрольная работа | Проверка знаний и умений | ||||||||
38 | Кавказ. | Урок изучения нового материала | Специфика природы России и ресурсный потенциал. Влияние природных условий , ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу , хозяйственное развитие района и геополитические интересы России .Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия на жизнь и деятельность человека. | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных природных объектов: объяснять зависимость природных объектов от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | Определение ГП, работа с географической схемой учебника | Индивидуальный опрос | Сообщение о местных ветрах : фен и бора. | |||
39 | Природные комплексы Северного Кавказа. | Урок изучения нового материала | Индивидуальный устный опрос | |||||||
40 | Урал- каменный пояс земли Русской | Урок изучения нового материала | Определение ГП .Указать на к.к. озера, реки | Индивидуальный устный опрос | ||||||
41 | Своеобразие природы Урала. | Урок изучения нового материала | Составление таблицы сравнительной характеристики зон Урала. | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | ||||||
42 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. | Урок изучения нового материала | Тестирование | |||||||
43 | Западная Сибирская низменность. Особенности природы | Урок изучения нового материала | Определение ГП .Указать на к.к. озера, реки | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | Обская губа | |||||
44 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. | Урок изучения нового материала | Тестирование | О реке Лене | ||||||
45 | Восточная Сибирь. | Урок изучения нового материала | Определение ГП .Указать на к.к. озера, реки. | Индивидуальный устный опрос | ||||||
46 | Природные комплексы Восточной Сибири. | Урок изучения нового материала | Составление таблицы сравнительной характеристики зон Урала. | Тестирование | кроссворд по теме « Восточная Сибирь» | |||||
47 | Озеро Байкал – жемчужина Сибири. | Урок изучения нового материала | Определение ГП. | Индивидуальный устный опрос | ||||||
48 | Горы Юга Сибири. | Урок изучения нового материала | Определение ГП | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | ||||||
49 | Дальний Восток – край контрастов. | Урок изучения нового материала | Определение ГП .Указать на к.к. озера, реки. | Индивидуальный устный опрос | ||||||
50 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | Урок изучения нового материала | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | |||||||
51 | Природные ресурсы Дальнего Востока. | Урок изучения нового материала | Тестирование ,индивидуальный устный опрос | |||||||
Человек и природа( 4 часа) | ||||||||||
52 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Урок изучения нового материала | Природные условия и природные ресурсы. Природный и экологический потенциал России. | Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, географической науке | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | |||||
53 | Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. | Урок изучения нового материала | Памятники Всемирного и культурного наследия в нашей стране. Антропогенное воздействие на природу. | Знать: антропогенное воздействие на природу. Всемирного и культурного наследия в нашей стране. | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | |||||
54 | Рациональное природопользование | Урок- практикум | Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. | Знать: Роль географической науки в рациональном природопользовании. Особо охраняемые территории | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | |||||
55 | Экологическая ситуация в России | Урок-семинар | Экологическая ситуация в России | Уметь: анализировать экологические карты России. Участвовать в мероприятиях по охране природы. | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | |||||
56 | Итоговое повторение | Повторение и закрепление пройденного материала | ||||||||
57 | Зачет | |||||||||
Природа Чувашской Республики ( 10 часов). | ||||||||||
58 | Географическое положение Чувашии. Что изучает география ЧР. | Урок- практикум | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения. | Уметь :показывать и называть факторы Чувашии, границы и пограничные регионы, оценивать значение границ для связей с другими регионами. | Тематический контроль | |||||
59 | Геологическое строение . Полезные ископаемые. Рельеф. | Урок- практикум | Этапы геологической истории, основные тектонические структуры Закономерности размещение ПИ, минеральные ресурсы и проблемы их использования.. | Уметь: читать тектоническую, геологическую карту, геохронологическую таблицу. Уметь: показывать месторождение ПИ, приводить примеры их использования, оценивать значимость для хоз.деятельности и условия добычи. | Совместное изучение карт. Заполнение таблицы « Взаимосвязь рельефа, геологического строения и ПИ» | Индивидуальный устный опрос | ||||
60 | Климат и внутренние воды. | Урок-семинар | Закономерности распространения тепла и влаги: срtянваря, срtиюля ,осадки, испаряемость, Кувлажнения Сезонность климата. Типы климата. Главные реки и озера. | Уметь : приводит примеры изменения климата под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов. Объяснить влияние типов ВМ , постоянных и переменных ветров на климат территории. Давать краткое описание типов погоды. | Характеристика КП с точки зрения условий проживания и жизнедеятельности людей. | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | ||||
61 | Почвы. Растительный и животный мир. | Урок- практикум | Типы почв в Чувашии. Природные комплексы. Растительный и животный мир. | Уметь: описать типы почв и растительный и животный мир. Знать: особо охраняемые территории , растений и животных. | . | Анализ карт, Индивидуальный устный опрос | ||||
62 | Природные комплексы. | |||||||||
63 | Население . | Состав населения, численность, размещение | Знать: Состав населения, численность, национальный и религиозный состав. | |||||||
64 | Повторение. | Повторение и закрепление пройденного материала | ||||||||
65 | Зачет. | |||||||||
66-68 | Повторение пройденного материала. | |||||||||
69-70 | резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...