рабочая программа по географии9
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
_
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Чичканская основная общеобразовательная школа»
Комсомольского района Чувашской Республики
Рассмотрена на Утверждаю: заседании педагогического совета Директор Гибатдинова А. Г МБОУ «Чичканская ООШ» Приказ № 55 от 30.08.2016 г. Протокол №1 от 30. 08. 2016 г.
Рабочая программа по географии для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу разработал
учитель географии: Курицына О.Ю.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Характеристика предмета:
География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
Организация образовательного процесса:
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Различные источники географической информации.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Учебно-методический комплекс по географии
9 класс
(по учебнику В.П. Дронов, В.Я. Ром)
Основная литература:
1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.
2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007
3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.
4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2001.
Дополнительная литература:
1. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе.
2. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). –
М.: Просвещение, 1991.
3. Э. Гирчис. «Дорогами дружбы» – М.: Детская литература, 1928.
4. В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2002.
5. Сто народов – сто языков (этнографические очерки). – М.: Просвещение, 1992.
Методическая литература:
1.Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11
классы. – М.: Дрофа, 2003.
2. Задачи по географии. Под редакцией А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993.
3. Журналы «География в школе». 2003-2010 гг.
Календарно-тематическое планирование
по географии в 9 классе
(по программе – 68 часов)
В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство».
№ п/п | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Доп. матери ал | Формы контроля | Практ. работы | Дом. зада ние | Дата проведения | ||||||
План | Факт. | |||||||||||||||
Раздел 1. Общая часть курса.( 35 часов) Тема 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа) | ||||||||||||||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | 1 | Практикум. | Государственная территория России. Географическое положение России и его виды Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы . | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России. | Фронтальный устный опрос | Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве | § 1, к/к. | ||||||||
2 | Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 « Характеристика ГП России» | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный контроль, практическая работа №1 | § 2, в.№4 письм. | |||||||||||
3 | Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с контурной картой | § 3, отв. на вопр. | |||||||||||
4 | Государственная территория России. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | § 4, отв.на вопр. | |||||||||||
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов) | ||||||||||||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. |
1 | Урок изучения нового материала | Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий. Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Фронтальный опрос | § 5, отв.на вопр. | |||||||||
6 | Численность и естественный прирост населения. | 1 | Семинар | Фронтальный устный опрос | Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения | § 6, В.№3 письм. Сообщ о тради циях и религиях. | ||||||||||
7 | Национальный состав населения. Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России» | 1 | Практикум | Анализ карт, фронтальный устный опрос, практическая работа №2 | § 7 отв. на вопр. Сообщ о вынужденной миграции. | |||||||||||
8 | Миграции населения. | 1 | Семинар | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. | § 8. | |||||||||||
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | Семинар | Индивидуальный устный опрос | Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. | § 9 к/к Города миллионеры | > | |||||||||
Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа) | ||||||||||||||||
10 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | Урок изучения нового материала | Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами | Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых. | Фронтальный устный опрос | § 10 Вопросы и задания | |||||||||
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 1 | Урок изучения нового матер. | Фронтальный устный опрос | § 11 Вопросы и задания | |||||||||||
12 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | 1 | Урок изучения нового материала | Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Определять место России в мировой экономике. Знать пути развития российской экономики | индивидуальный, фронтальный опрос. | § 12 Вопросы и задания | |||||||||
. | ||||||||||||||||
Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (23 часа) | ||||||||||||||||
13. | Научный комплекс. | 1 | Урок изучения нового материала. | Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки. | Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; что такое технополисы и их влияние на научный комплекс. Уметь: показывать на карте научные центры. | Фронтальный устный опрос. | § 13 Вопросы и задания | |||||||||
14. | Роль, значение и проблемы развития машиностроения.. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды | Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | § 14 Вопросы и задания | ||||||||||
15. | Факторы размещения отраслей машиностроения. Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения» | 1 | Практикум | Фронтальный устный опрос. Работа с контурной картой, практическая работа №3. | Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | § 15 Вопросы и задания. Сообщ. | ||||||||||
16. | География машиностроения. | 1 | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 16 Вопросы и задания | |||||||||||
17. | Военно-промышленный комплекс. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 17 Вопросы и задания | |||||||||||
18. | Роль, значение и проблемы ТЭК. | 1 | Семинар | Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды | Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране. | Фронтальный опрос | Тест: «ВПК. Машинос-троение» | § 18 Вопросы и задания | ||||||||
19. | Топливная промышленность. Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна». | 1 | Практикум | Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки. Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов. Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности. | Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий енфтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения формулировать выводы. Составлять характеристику Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, практическая работа №4 | Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. | § 19 Вопросы и задания | ||||||||
20. | Электроэнергетика России. Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров» | 1 | Семинар | Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики. | Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственныен связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии. | Работа с атласом, заполнение таблицы., практическая работа №5 | Тест: «Угольная промышлен-ность» | § 20 Вопросы и задания. к/к крупнейшие электростанции | ||||||||
21. | Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы. | 1 | Урок изучения нового материала | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения | Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству. | Фронтальный опрос | Тест: «ТЭК»
| § 21 Вопросы и задания | ||||||||
22. | Металлургичес- кий комплекс. | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйства | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 22 Вопросы и задания | ||||||||||
23. | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Практическая работа №6 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии» | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды. | Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, Практическая работа №6 | Составление характеристики одной из металлургич. баз по картам и статистическим материалам. | § 23 Вопросы и задания | ||||||||
24. | Цветная металлургия. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды. | Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. | § 24 Вопросы и задания | ||||||||
25. | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. | Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 25 Вопросы и задания | |||||||||
26 | Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа №7 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности» | 1 | Практикум | Фронтальный опрос, практическая работа №7 | Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. | § 26 Вопросы и задания | ||||||||||
27. | Лесная промышленность | 1 | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды | Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения. Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности. | § 27 Вопросы и задания | |||||||||||
28. | Состав и значение АПК. Практическая работа №8 « Определение по карте размещения отраслей АПК» | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. | Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, практическая работа №8 | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
| § 28 Вопросы и задания | ||||||||
29. | Земледелие и животноводство. | 1 | Практикум | География основных отраслей земледелия и животноводства. | Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | Фронтальный опрос | § 29 Вопросы и задания | |||||||||
30. | Пищевая и легкая промышленность | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды | Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 30 Вопросы и задания | |||||||||
31. | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | 1 | Урок изучения нового материала. | Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. | Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот) Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. | Фронтальный опрос | § 31 Вопросы и задания | |||||||||
32. | Железнодорожный автомобильный транспорт | 1 | Семинар | Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. | Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж/д и автомобильного транспорта в транспортной работе. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Заполнение таблицы «Виды транспорта» Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану. | § 32 Вопросы и задания | ||||||||
33. | Водный и другие виды транспорта. | 1 | Урок изучения нового материала. | Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. | Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе. | Фронтальный опрос | § 33 Вопросы и задания Сообщение «Услуги, котор. я пользу- юсь» | |||||||||
34. | Связь. Сфера обслуживания. | 1 | Изучения нового материала | Роль, значение связи в жизни страны. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы. | Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг. | Тест: «Транспорт» | § 34 Вопросы и задания в.2 письменно | |||||||||
35. | Межотраслевые комплексы | 1 | Обобщающий урок | Контрольная работа. | Составить словарь терминов по теме «Межотраслевые комплексы» | |||||||||||
Раздел 2. РЕГИОНЫ РОССИИ (28часов) | ||||||||||||||||
Территориальная организация и районирование России (1 часа) | ||||||||||||||||
36 | Районирование территории России | 1 | Урок изучения нового материала | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 35 Вопросы и задания |
Тема 1. Западный макрорегион - Европейская Россия (21 час) | |||||||||||||
37 | Общая характеристика Европейской России. | 1 | Урок изучения нового материала | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных | Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет | § 36 Вопросы и задания | ||||||
| |||||||||||||
38 | Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы | 1 | Изучение нового материала | Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Изучение внешних терри- ториально- производствен- ных связей Центральной России | § 37 Вопросы и задания | |||||
39 | Население и главные черты хозяйства | 1 1 | Практикум | Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы. | Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Знать причины роста городов, демографические проблемы | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 38 Вопросы и задания Индив. задания | ||||||
40 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион | Моска – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел. | § 39 Вопросы и задания | ||||||||||
41 | Географические особенности областей Центрального района. | Работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | § 40 Вопросы и задания | ||||||||||
42 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | 1 | Урок-путешествие | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве. | Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 41 Вопросы и задания | ||||||
43 | Северо-Западный район | 1 | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района | § 42 Вопросы и задания | |||||||
44 | Центральная Россия | 1 | Обобщаю- щий урок | Работа по группам | |||||||||
| |||||||||||||
45 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | Семинар | Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Изучение ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 43 Вопросы и задания | ||||||
46 | Население Европейского Севера | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе | § 44 Вопросы и задания | |||||||
47 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | Семинар | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 45 Вопросы и задания | ||||||||
| |||||||||||||
48 | Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Тест: «Европейский Север» | § 46 Вопросы и задания | |||||
49 | Население Северного Кавказа. | § 47 Вопросы и задания | |||||||||||
50. | Хозяйство Северного Кавказа | § 48 Вопросы и задания | |||||||||||
| |||||||||||||
51 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья | § 49 Вопросы и задания | |||||
52 | Население Поволжья | 1 | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Тест: «Природа и население Поволжья» | § 50 Вопросы и задания | |||||||
53 | Хозяйство Поволжья. | § 51 Вопросы и задания | |||||||||||
| |||||||||||||
54 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Тест: «Поволжье» | § 52 Вопросы и задания | |||||
55 | Население Урала | 1 | Практикум | Учебное исследование по картам, решение географических задач | § 53 Вопросы и задания | ||||||||
56 | Хозяйство Урала | 1 | § 54 Вопросы и задания | ||||||||||
57 | Западный макрорегион. | 1 | Обобщающий урок | Работа со словарем | |||||||||
Тема 2. Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов) | |||||||||||||
58 | Общая характеристика | 1 | Урок изучения нового материала | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характерис- тику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретен- ные знания и умения в прак- тической деятельности и повседневной жизни. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 55 Вопросы и задания | ||||||
59 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 1 | Урок актуализации знаний и умений |
| Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 56 Вопросы и задания | |||||||
60 | Западная Сибирь | 1 | Урок актуа- лизации знаний и умений | Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. | Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 57 Вопросы и задания | ||||||
61 | Восточная Сибирь | 1 | Семинар | ||||||||||
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 58 Вопросы и задания | ||||||||||||
62 | Дальний Восток | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест «Дальний Восток» | Тест: «Восточная Сибирь» | § 59 Вопросы и задания Сообщение Взаимосвязи России с другими странами | ||||||||
63 | Экономические районы России. Практическая работа №9 « Сравнительная характеристика двух районов по плану» | 1 | Обобщающий урок | Составление сравнительной характеристики двух районов по плану. | § 60 Вопросы и задания | ||||||||
Раздел 3 . Россия в современном мире (2 часа +3) | |||||||||||||
64 | Россия в современном мире | 1 | Урок изучения нового материала | Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России | Конспект. Презентации. | Конспект Презентация | ||||||
65 | Объекты мирового и культурного наследия России | 1 | |||||||||||
66-68 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...