5 кл. Рабочая программа
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17 декабря 2010 года №1897;
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и
навыков на образовательном уровне, что соответствует федеральному компоненту
государственного образования
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Псеевская
СОШ» 2015-2019 г.;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- учебный план МБОУ«Псеевская СОШ» на 2016-2017 учебный год, приказ № 90 от 01.09. 2016 г.
- годовой календарный учебный график МБОУ «Псеевская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год;
- положение о разработке рабочей программы учителя предметника МБОУ «Псеевская СОШ»
Настоящая Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа по предмету география адресована для учащихся 6 класса общеобразовательных школ, изучающих предмет на базовом уровне.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Место предмета в учебном плане
Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан предусматривает обязательное изучение географии в 6 классе 35 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (35 учебных недель), что соответствует учебному плану МБОУ «Псеевская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
тельного стандарта основного общего образования по географии.
Цель курса:
Целью изучения курса «География. Начальный курс» является формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планете людей в пространстве и во времени, а также о неоднородности её различных территорий.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса
«Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего
мира;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой
природы;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний
Место предмета в базисном учебном плане
На основе учебного плана МБОУ «Псеевская» на 2015-2016 учебный год по предмету «География. Начальный курс» для 5 класса планирование рассчитано всего на 35 часов, 1 час в неделю, 35 учебных недель.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в 5 классе является формирование следующих умений и качеств
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их
фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять
описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми
компонентами; оценивать работу одноклассников.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений (УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и
- правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа
суши;
- описывать погоду своей местности.
Содержание курса географии
Что изучает география (5 часов).
Что изучает география. Мир в котором мы живем. Науки о природе. География—наука о Земле.Методы географических исследований.
Как люди открывали Землю (4 часа).
География в древности в Средневековья. Выдающиеся географические открытия. Открытия русских путешественников.
Практическая работа №1. Важнейшие географические открытия
Земля во Вселенной (9 часов).
Развитие представлений человека о мире. Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Земля -уникальная планета солнечной система. Современные исследования космоса.
Виды изображений поверхности Земли (4 часа).
Стороны горизонта. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности и географическая карта.
Практическая работа №2. Ориентирование по компасу.
Природа Земли и человек (13 часов)
Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Землетрясения и вулканизм. Путешествие по материкам. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы и её структура. Биосфера Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Почва как особое природное образование. Человек и природа.
Практическая работа № 3. Изучение свойств минералов и горных пород.
Практическая работа№4. Организация фенологических наблюдений в природе
Форма промежуточного контроля:итоговая тестовая контрольная работа за курс 5 класса
Уровень обучения: базовый
Срок реализации программы: один учебный год.
Режим работы школы: шестидневная рабочая неделя, уроки по 45 минут.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
1. Учебник: География.начальный курс. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин–М.: Дрофа, 2012.
2. Рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. СонинаГеография. Начальный курс.–М.: Дрофа, 2014
3. Методическое пособиек учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина География. Начальный курс.–М.: Дрофа, 2014
5. Интернет-ресурсы:
3.http://geo.1september.ru/urok/
5. http://geo.1september.ru/index.php
№ п/п | № п/р | Тема урока | Тип урока | Планируемый результат | Дата | |||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | План | Факт | ||||||
1 | 1 | Что изучает география. Мир, в котором мы живем | Урок открытия нового знания | Научиться давать определения понятия география; выделять биологические науки и называть объекты и процессы, изучением которых они занимаются | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Формирование стартовой мотивации к изучению географии; умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | ||||
2 | 2 | Науки о природе | Урок открытия нового знания | Научиться определять методы изучения географии | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Формирование понимания значимости изучения географии | ||||
3 | 3 | География— наука о Земле | Комбинированный | Научиться называть отличия в изучении земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объянять для чего изучают географию | Познавательные УУД:умение работать с различными источниками информации и преобразовать её из одной формы в другую; давать определение понятий; структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстниками | Формирование познавательного интереса к изучению географии. | ||||
4 | 4 | Методы географических исследований. | Урок открытия нового знания | Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографически, сравнительно-географический, статистический). | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; составлять план параграфа. Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний | ||||
5 | 5 | Обобщение знаний по разделу "Что изучает география" | Урок обобщения и систематиза-ции | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира | Регулятивные УУД: умение определять понятия, строить умозаключения и делать выводы Коммуникативные УУД: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклаас-сниками Познавательные УУД: уметь объяснять роль географии в изучении Земли | Формирование коммуникативной-компетентности в сотрудничестве со сверстниками | ||||
6 | 1 | География в древности в Средневековья | (Урок изучения нового материала) | Научиться работать с текстом учебника, контурной картой | Познавательные УУД:овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с источниками информации Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению географии; умения применять полученные знания в практической деятельности |
| |||
7 | 2 | Выдающиеся географические открытия | Комбинированный урок | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий, выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, | Познавательные УУД: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; навыков самоконтроля и самоанализа | ||||
8 | 3 | Открытия русских путешественников. Практическая работа №1 «Важнейшие географические открытия» | Урок формирования умений и навыков | Научиться объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. | Познавательные УУД: умение давать определение понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные УУД: работать в группе; строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; понимания необходимости повторения для закрепления знаний | ||||
9 | 4 | Обобщающий урок по разделу как люди открывали Землю | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания | Познавательные УУД: умение объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные УУД: работать в группе; строить эффективное взаимодействие со сверстниками | Формирование познавательного интереса к изучению географии; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | ||||
10 | 1 | Развитие представлений человека о мире. Как древние люди представляли себе Вселенную | Урок открытия нового знания | Научиться определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Познавательные УУД: умение классифицировать объекты по заданным критериям. Регулятивные УУД: умение принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Формирование познавательного интереса к изучению географии; творческих способностей через активные формы деятельности | ||||
11 | 2 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Комбинированный урок | Научиться давать объяснение значениям понятий: «галактика», «Вселенная», сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; навыков работы в группе | ||||
12 | 3 | Соседи Солнца | Урок открытия нового знания | Научиться объяснить понятия «Солнечная система», «планета» | Познавательные УУД: объяснять главное отличие Земли от других планет Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение вести диалог в доброжелательной и открытой форме проявляя интерес и уважение к собеседнику | Формирование познавательного интереса к изучению географии; | ||||
13 | 4 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | Урок открытия нового знания | Научиться называть планеты- гиганты, их общие признаки, планеты- карлики. Определять специфически черты планет | Познавательные УУД: умениеработать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и высказывать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии; навыков творческой инициативности и активности | ||||
14 | 5 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Урок открытия нового знания | Научиться объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты, уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | ||||
15 | 6 | Мир звезд | Комбинированный урок) | Научиться объяснять значение понятия звезда, созвездия, знать на какие группы звёзды делятся | Познавательные УУД: умениеработать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и высказывать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии; умения применять полученные знания в практической деятельности | ||||
16 | 7 | Земля -уникальная планета солнечной системы | Комбинированный урок) | Научиться объяснять причины уникальности планеты Земля | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний Регулятивные УУД: умение принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии; понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | ||||
17 | 8 | Современные исследования космоса | Комбинированный урок) | Научиться объяснять Понятие астрономия, роли России в освоении космоса | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы Коммуникативные УУД: умение вести диалог в доброжелательной и открытой форме проявляя интерес и уважение | Формирование познавательного интереса к изучению географии; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | ||||
18 | 9 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Урок обобщения и систематизации и знаний | Научиться устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и высказывать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии; умения эстетически воспринимать объекты природы | ||||
19 | 1 | Стороны горизонта | Урок открытия нового знания | Научиться определять стороны горизонта | Познавательные УУД: умение работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии; умения применять полученные знания в практической деятельности | ||||
20 | 2 | Ориентирование и способы ориентирования на местности | Урок открытия нового знания | Научиться выделять существенные признаки строения лишайников; многообразие и распространение лишайников; объяснять роль лишайников в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям. Регулятивные УУД: планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные УУД: умение вести диалог в доброжелательной и открытой форме проявляя интерес и уважение | Формирование познавательного интереса к изучению географии; навыков работы в группе | ||||
21 | 3 | План местности и географическая карта. Практическая работа №2. Ориентирование по компасу (тренировочная) | Урок открытия нового знания | Научиться объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии; навыков творческой инициативности и активности | ||||
22 | 4 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Урок общеметодологической направленности | Научиться читать план карту; самостоятельно составлять простейший план местности | Познавательные УУД: умениеработать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения .Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы | Формирование познавательного интереса к изучению географии. | ||||
23 | 1 | Как возникла Земля. | Урок открытия нового знания | Научиться отличать гипотезы средневековых и современных ученых. | Познавательные УУД: умение работать с текстом; структурировать учебный материал умение работать с различными источниками информации; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения; Регулятивные УУД: умение принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии | ||||
24 | 2 | Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Практическая работа № 3. Изучение свойств минералов и горных пород | Урок открытия нового знания | Научиться давать определения понятия «ядро», «мантия», «литосфера», «земная кора» | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению географии | 02.03 | |||
25 | 3 | Землетрясения и вулканизм. | Комбиниро-ванный | Научиться объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, называть и показывать на карте зоны землетрясений | Познавательные УУД: ; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | |||||
26 | 4 | Путешествие по материкам. | Урок открытия нового знания | Научиться характеризовать особенности каждого материка, различать материки по контурам и особенностям природы | Познавательные УУД:умениеработать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи; Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | |||||
27 | 5 | Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды | Урок открытия нового знания | Научиться объяснять географические особенности природы частей гидросферы, показывать на карте составные части гидросферы. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД:работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | |||||
28 | 6 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы и её структура.Практическая работа№4 «Организация фенологических наблюдений в природе» | Урок открытия нового знания | Научиться объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода», особенности атмосферы Земли, еѐ специфику, описывать погоду своей местности | Познавательные УУД: умениеработать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи; анализировать и оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | |||||
29 | 7 | Биосфера Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. | Урок открытия нового знания | Научиться объяснять значение понятий «биосфера»; особенности биосферы Земли, еѐ специфику, определять отличия биосферы от других оболочек. | Познавательные УУД: умение работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока и ставить задачи; Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | |||||
30 | 8 | Почва как особое природное образование | Комбинированный | Научиться объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие; особенности почвы, еѐ состав, строение и свойства | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний Регулятивные УУД: умение принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | |||||
31 | 9 | Человек и природа | Комбинированный | Научиться приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы | Познавательные УУД: умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | |||||
32 | 10 | Экскурсия в природу «Влияние человека на природу» | Урок экскурсия | Научиться определить изменения природы под влиянием человеческой деятельности | Познавательные УУД: умение объяснять взаимосвязи в природном комплексе, делать выводы и обобщения на основе наблюдений Регулятивные УУД: умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие; Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказать свою точку зрения | |||||
33 | 11 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Научиться систематизировать и анализировать, оценивать информацию | Регулятивные УУД: умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие; Коммуникативные УУД: умение вести диалог в доброжелательной и открытой форме проявляя интерес и уважение | |||||
34 | 12 | Промежуточная аттестация по курсу «География» 5 класс | Урок проверки, оценки и коррекции знаний | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности Регулятивные УУД: умение осознавать уровень и качество усвоения материала Коммуникативные УУД: умение работать по индивидуальным заданиям | |||||
35 | 13 | Анализ контрольной работы. Урок систематизации знаний за курс 5 класса | Урок общеметодологической направленности | Научиться обобщить и систематизировать знания | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы |
Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол №1
от 28 августа 2014 г.
Критерии и нормы оценок по географии
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4.Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, непрепятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9.Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестов
Отметка "5" ставится, если ученик:
набрал 80-100% баллов от максимально возможного количества
Отметка "4" ставится, если ученик:
набрал 60-79% баллов от максимально возможного количества
Отметка "3" ставится, если ученик:
набрал 40-59% баллов от максимально возможного количества
Отметка "2" ставится, если ученик:
набрал менее 40 % баллов от максимально возможного количества
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...