Модуль для 11 классов "Глобальная проблема загрязнения вод Мирового океана"
методическая разработка по географии (11 класс) на тему
Одной из глобальных экологических проблем является загрязнение вод Мирового океана. В связи с этим мною был разработан модуль для учащихся 11 класса.
Цель модуля: формирование общекультурной личности на основе изучения проблем загрязнения Мирового океана.
Задачи:
1) Развитие знаний о глобальных проблемах вод Мирового океана;
2) Развитие ценностного отношения к водам Мирового океана.
По структуре модуль состоит из трёх компонентов: когнитивный, коммуникативный и праксиологический.
В когнитивном компоненте в виде вводной лекции рассматривается структура Мирового океана, источники, степень и последствия его загрязнения.
Коммуникативный компонент представлен игрой «Шесть шляп мышления-Эдварда де Боно» в результате которого учащимися были выявлены основные направления охраны Мирового океана.
Праксиологический компонент направлен на развитие ценностного отношения к водам Мирового океана, а также, на развитие картографических знаний и умений работать с картой.
Данный блок применяется при изучении географии на профильном уровне, но задания можно использовать также и в общеобразовательном классе на базовом уровне
тношения к водам Мирового Океана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модуль для 11 классов "Глобальная проблема загрязнения вод Мирового океана" | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи Цель: формирование общекультурной личности на основе изучения проблем загрязнения Мирового Океана. Задачи: Развитие знаний о глобальных проблемах вод Мирового Океана; Развитие ценностного отношения к водам Мирового О кеана.
Когнитивный компонент, (теоретический блок) Вводная лекция 1) Структура Мирового океана Мировой океан представляет собой совокупность всех океанов и морей нашей планеты. Он занимает площадь 361 млн км2, что составляет около 71 \% поверхности Земли. Общий объем воды Мирового океана составляет 96,5 \% запасов гидросферы. Мировой океан образовался около 4 млрд. лет назад. Средняя соленость океанических вод 35 г/л. Мировой океан подразделяется на 4 большие части: Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский и Тихий океан. Иногда вокруг Антарктиды выделяют Южный океан.
2) Источники загрязнения Загрязнение Мирового океана одна из глобальных геоэкологических проблем. Различают природное (абразия, вулканизм, распад органики т. д.) и антропогенное загрязнение Мирового океана. К основным источникам антропогенного загрязнения относят: 1. Наземные источники (дают 70 \% загрязнения морской среды) – сточные воды приморских населенных пунктов, загрязненный речной сток; 2. Атмосферные источники – выбросы ЗВ в атмосферу от промышленности, транспорта и объектов энергетики. 3. Морские источники – загрязнение при морских авариях, загрязнение морским транспортом, утечки при добыче нефти. 3) Степень загрязнения Степень загрязнения вод в океане возрастает. Нередко способность к самоочищению оказывается уже недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимся количеством сбрасываемых отходов. Поля загрязнения формируются в основном в прибрежных водах крупных промышленных центров и в устьях рек, а также в районах интенсивного судоходства и нефтедобычи. Самыми грязными считаются Средиземное и Северное моря, Мексиканский, Калифорнийский, Персидский заливы, Балтийское море.
Загрязнение Мирового океана отражается в первую очередь на морских гидробионтах – планктоне, нектоне и бентосе. 4) Последствия загрязнения Мирового Океана Геоэкологическими последствиями загрязнения Мирового океана являются: – физиологические изменения (нарушение роста, дыхания, питания, размножения морских организмов ); – биохимические изменения (нарушение обмена веществ и изменение химического состава живых организмов ); – патологические изменения (возникновение новообразований и других заболеваний, генетические изменения, гибель в результате отравления или дефицита кислорода ); – ухудшение рекреационных и эстетических качеств морской среды.
Ценностно – ориентированный компонент (коммуникативный блок) Урок - игра
- команда белой шляпы предоставляет факты загрязнения вод Мирового океана; - команда черной шляпы вещает о критическом состоянии вод Мирового океана, предоставляя также факты; - команда красной шляпы делится со своими чувствами (эмоциями), которые вызывает у них данная глобальная проблема; - команда желтой шляпы говорит о перспективах борьбы с разрушительным влиянием на Мировой океан; - команда зеленой шляпы предлагает идеи, пути выхода из этой не простой ситуации ; - команда синей шляпы подводит итоги, фиксирует результаты.
Охрана Мирового океана – комплекс международных, государственных и региональных административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических и биологических параметров функционирования Мирового океана в пределах, необходимых с точки зрения морских гидробионтов и здоровья и благосостояния человека.
По итогам коммуникативного блока учащимися были выявлены основные направления охраны Мирового океана: 1. Международное сотрудничество по вопросам использования и охраны Мирового океана; 2. Установка на морских судах устройств по очистке загрязненных вод и емкостей для сбора мусора и сточных вод; 3. Механическая очистка вод, загрязненных нефтепродуктами специальными судами и применение специальных химических веществ (плавающих – дисперсантов , тонущих – адсорбентов); 4. Строительство танкеров с двойным дном; 5. Запрет сброса неочищенных сточных вод в местах водопользования и массового купания; 6. Установление более жестких ПДК для морских вод; 7. Выполнение необходимых мероприятий при исследовании, разведке и добыче естественных богатств шельфа; 8. Оборудование судоремонтных баз и портов специальными устройствами, предотвращающими загрязнение морских вод; 9. Сокращение сброса загрязненных веществ в реки; 10. Сокращение применения ядохимикатов в сельском и лесном хозяйствах; 11. Прекращение сброса и захоронения радиоактивных веществ и атомных реакторов в океане; 12. Прекращение испытаний ОМП в Мировом океане; 13. Строительство береговых очистных сооружений в портах.
Праксиологический компонент (практический блок) Создание краткосрочных проектов «Приведи водоём в порядок» и «Водный голод планеты» (создание карт с указанием территорий нуждающихся в пресной воде). Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете. Антуан де Сент-Экзюпери
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опасность загрязнения нефтью вод Мирового океана.
В работе показаны различные способы борьбы с нефтяным загрязнением....
Конспект урока по географии в 7 классе «Проблемы загрязнения Мирового океана»
Урок направлен на формирование коммуникативно-познавательной компетенции учащихся 7 класса посредством приемов критического мышления при изучении проблем загрязнения Мирового океана. Для проведения ур...
Загрязнение Мирового океана - одна из самых острых экологических проблем современности. Источники, причины, последствия и пути решения проблемы
Мировой океан Главная особенность Мирового океана – его огромные, подавляющие размеры. Широко известно избитое, но тем не менее верное замечание о том, что наша планета должна бы называться не З...
«Загрязнение Мирового океана»
laquo;Загрязнение Мирового океана»...
Загрязнение вод Мирового океана
Загрязнение вод Мирового океана...
Методическая разработка на тему: "Загрязнение вод Мирового океана"
Презентация на тему: "Береги свою планету" является очень важным на сегодняшний день. Ведь человек и природа два понятия не разделимы. К сожалени., человек нанося вред природе, тем самым вре...
Презентация на тему "Загрязнение вод Мирового океана"
Презентация на тему: "Береги свою планету" является очень важным на сегодняшний день. Ведь человек и природа два понятия не разделимы. К сожалени., человек нанося вред природе, тем самым вре...