Статья "Проектная деятельность учащихся в учебном процессе."
статья по географии на тему

Бараблина Нонна Аркадьевна

Организация проектной деятельности показала, что учащимся на уроках интересно, они проявляют активность, самостоятельность, используют полученные знания, свой опыт в нестандартных ситуациях. Ценность проектного обучения и в том, что оно способствует развитию познавательных, социальных коммуникативных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся в учебном процессе.

 Бараблина Нонна Аркадьевна, учитель географии

     Признаюсь: легче вести уроки, чем описать свой опыт. О чем рассказать, чем поделиться с коллегами, что им и мне интересно, что «работает» на качество образования, на развитие личности ученика, и над чем при наличие положительного в работе – поразмышлять.

     Решила: остановлюсь на организации проектной деятельности учащихся на уроках и в домашней учебной работе.

     Организация проектной деятельности показала, что учащимся на уроках интересно, они проявляют активность, самостоятельность, используют полученные знания, свой опыт в нестандартных ситуациях. Ценность проектного обучения и в том, что оно способствует развитию познавательных, социальных коммуникативных компетенций.

      При всей значимости метода проектов использование  его на уроках – это сложная педагогическая деятельность.

      Сложным моментом в работе было прежде всего определение проблем для учебных проектов. Сегодня учащимся с учетом возраста предлагаю разные виды индивидуальных и групповых проектов: реферативные, исследовательские, практико-ориентированные, информационные, творческие. Например: «Туристический маршрут по Калининскому району», «Использование водных  артерии Санкт-Петербуга, как путь решения транспортной проблемы города», «Новые рекреационные зоны Санкт-Петербуга и Ленинградской области», «Экологические проблемы района», «Проблема трудовых ресурсов Санкт-Петербуга», «Транспортировка нефти по северным морям»,

«Экологические проблемы Каспийское море», «Развитие рекреационных ресурсов Сибири», «Проблемы мегалополисов».

      Когда сформирован «банк» учебных проектов, учителю и учащимся важно освоить технологию проектной деятельности. Определить название проекта, состав проектной группы, вид проекта, цель проекта, необходимое оборудование, предполагаемый результат – «продукт», обозначить этапность, время работы, форму презентации.

      Технология проектной деятельности представлю на конкретном уроке географии.

7 класс – обобщающий урок по темам «Литосфера. Климат. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера Земли».  С использованием проектной технологии учебно-группового взаимодействия « Создай свой остров»

       Проектная деятельность на повторительно-обобщающем уроке определена значимостью цели, а именно освоение взаимосвязи природных компонентов, формирования умения использовать знания в нестандартной ситуации. Использование проектной технологии успешно решает цель, создает возможность совместить на уроке замысел с воплощением и представлением « продукта». Продуктом  этого урока будет создание «своего острова».

Оборудование: Различные тематические карты, школьный географический атлас;

                            ватман, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши;

                            Конверты с карточками – заданиями, инструкция по выполнению задания.

Класс делится на четыре проектные группы, в каждой из них определяется лидер, выбирается один  человек в оценочную команду.

Каждая группа получает свой конверт с карточкой  заданием:

 – на основании полученных ранее  знаний и умений, необходимо создать остров в океане по  предлагаемым данным:

Природные характеристики:

А) Равнины высотой от 0-200 метров

Горы выше 3000 метров

Природная зона – тайги

Б)  Равнины высотой 500-1000 метров

Горы  1000-2000 метров

Природная зона -  пустынь

В)  Равнины высотой от 200-500 метров

      Горы  до 1000 метров

      Природная зона степей

Г)  Равнины высотой от 0-200 метров

Горы 1000-2000 метров

Природная зона – смешанных лесов.

      Для обеспечения успеха деятельности проектных групп, учащимся предлагается инструкция поэтапной работы. Лидер определяет, кто, что будет делать в группе. Работают согласно инструкции:

  • Внимательно изучите природные характеристики «вашего острова», (обратите внимание – в карточке обозначены рельеф и природная зона)
  • Дайте название своему острову, обоснуйте свой выбор.
  • Определите место «вашего острова» в Мировом океане на стенной карте.
  • На ватмане изобразите этот остров (без масштаба) условными обозначениями:
  1. Изобразите заданный рельеф.
  2. Полезные ископаемые, которые могут быть на этом острове.
  3. Определите: средние температуры января и июля; предполагаемое среднегодовое количество осадков и сезонность выпадения; воздушные массы; ветры.
  4. Растительный мир.
  5. Животный мир.
  6. Определите род занятий жителей «вашего острова».
  7. Главное – покажите взаимосвязь природных компонентов созданного вами острова.

      При работе групп я как учитель выступаю в разных ролях: консультанта- «специалиста»; руководителя в вопросах планирования времени; координатора группового взаимодействия.

      На  выполнение  проекта дается - 15 минут.

      На представление - защиту проекта 3-5 минут.

      Оценивает проект оценочная группа,  в которую входят учитель  и по одному представителю проектных групп. Каждый из них получает карточку - оценки проектов:

  • Фактические  географические знания
  • Знания географических закономерностей
  • Умение использовать  свои знания и умения в проекте
  • Оригинальность проекта
  • Эстетическое оформление
  • Групповое выполнение
  • Умение представить свой проект

Эти критерии записываю на доске, обращаю на них внимание до начала проектной деятельности учащимся.

       Перед представлением проекта оценочную группу предупреждаю, что важно оценить на столько презентацию, сколько проект в целом и взаимосвязи природных компонентов.

Оценочная группа с моим участием определяет рейтинговые оценки всех представленных проектов, с учетом их, и  на  основе анализа работы отдельных групп выставляю отметки в журнал.

      Использование проектной технологии позволяет усилить деятельностно-практическое обучение, формировать различные ключевые компетенции и умения: находить варианты решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, генерировать знания, находить недостающую информацию, презентовать «продукт» проектной         деятельности. При организации групповой проектной деятельности, как показывает опыт, учащиеся овладевают умениями работы в сотрудничестве: коллективно планировать, взаимодействовать с партнерами в решении общей задачи, оказывать помощь, дискутировать, находить компромисс.

      Эти компетенции формируются не только в рамках урока. Большими возможностями их развития располагают проектные задания для домашней учебной работы. Проектная деятельность учащихся дома не регламентирована строго по времени, позволяет шире использовать различные источники знаний, вести творческий, исследовательский поиск, применяя полученные академические знания, оформить «продукт» проекта в разном виде и презентовать его на уроке.

       При тематическом планировании предусматриваю, исходя из дидактических задач, проектные задания

 по степени регламентации:

  • обязательные,
  • на выбор,
  • по желанию;

по виду:

  • реферативные,
  • творческие,
  • исследовательские,
  • информационные;

по продолжительности:

  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные;

 по организации:

  • индивидуальные,
  • групповые

Какие домашние проектные задания, формирующие познавательные компетенции я использую в своем опыте.

6 класс. Тема «Мировой океан»

Предлагаю учащимся домашние задания на выбор.

1.Придумать, нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания:

  • Плакат, призывающий к охране Мирового океана.
  • Плакат в защиту исчезающего вида животных или растений Мирового океана.

  2.Придумать рисованный мини-фильм (7 кадров) или презентацию на тему «Проблемы      

   Мирового океана и как их можно решить»

     

     При изучении материков в 7 классе учащиеся по желанию выполняют проектные домашние задания:

1.Подготовить и защитить символ материка. Объясняю, каково должно быть его содержания, форма – творчество каждого.

2.Подготовить публичное выступление – рекламу: по теме «Мое туристическое агенство» (маршрут по любому материку).  Даю учащимся подробный инструктаж выполнения этого задания. Прошу обратить внимание на следующие моменты:

  • Название турфирмы
  • Способы доставки туристов к месту и способ их перемещение по маршруту.
  • Продолжительность тура
  • Описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется.
  • Место ночлега, если продолжительность тура более 1 дня
  • Оборудование и снаряжение, которым располагает турфирма
  • Стоимость экскурсии с обоснованием.

3. Подготовить презентацию (задания по желанию):

  • По любой изучаемой теме  материков, проектируя весь видеоряд – от сценария до поиска необходимых картинок и видеофрагментов.
  • «7 чудес любого материка»

4. Составить и провести виртуальную экскурсию: по стране, городу изучаемого материка  (по карте, плану, с использованием компьютера, художественной литературы)

5.Подготовить сообщение о профессии, связанной с географией. Например: этнограф, картограф, геоморфолог, океанолог, геолог, сейсмограф, вулканолог, почвовед, эколог и др.

      В 9 классе предлагаю учащимся по желанию выполнить задание, которое требует творческого решения проблемы, оформление «продукта», презентации его на уроке. Задание представлено на карточках. « В северном районе Иркутской области открыто месторождение калийных солей (по запасам равное Солекамскому), а затем нефть и проявления газа. Учитывая местные условия, удаленность месторождения, составьте проект использования месторождения, экономически обоснуйте:

  • Что будет город или поселок,
  • Каковы транспортные связи,
  • Переработка сырья на месте или транспортировка,
  • Экология района.

      Желающих выполнить это задание оказалось немало, девятиклассники представили оригинальное решение проблемы и нетрадиционные презентации.

       Презентация и анализ проектных заданий на уроках всегда интересен для авторов – проектов и для учащихся - слушателей, но важно разумно их использовать, не перегружая ребят, с учетом ступени обучения, индивидуальных возможностей, особенностей учащихся.

      Проектную деятельность учащихся на уроке и в домашней работе обязательно сочетаю с другими видами деятельности – игровой, художественной, практической, взаимосвязь которых способствует реализации индивидуальных склонностей, развитию личности, повышению качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...

Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе

Данная публикация представляет собой творческую работу учителя. В работе разобраны основные приемы активизации учебной деятельности школьников на уроках математики, показано, как можно повысить познав...

Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.

Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска...

Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе

     Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача прежде всего воспитать активно мыслящ...

Виды и характеристика универсальных учебных действий учащихся в учебном процессе

Метапредметный подход - новая образовательная форма, выстраивающаяся "поверх" традиционных предметов, является основой ФГОС второго поколения и ядром современного национального образования. ...

Статья "Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе"

Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе...