Бинарный урок "Влияние ветра и температуры на состояние воздушной среды"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Интегрированный ( бинарный ) урок по географии и математике для 6 класса.
Цель урока: Научить учащихся применять математические методы обработки наблюдений за природой в конкретной ситуации.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные:
географические знания о параметрах состояния тропосферы – направление и скорость ветра, температура воздуха, количество осадков;
математические знания о правилах вычисления средних арифметических значений, построения графиков, вычисления амплитуды, построения столбчатых и круговых диаграмм;
- метапредметные:
представление о математических методах обработки метеорологических наблюдений;
понятие о влиянии ветра на экологическую ситуацию в данной местности;
- личностные:
осознание значимости географической экспертизы при строительстве предприятий, загрязняющих атмосферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_-_veter_i_temperatura_vozduha.docx | 139.52 КБ |
Предварительный просмотр:
НОМИНАЦИЯ « ЛУЧШИЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК 2015»
АВТОРЫ: 1. Гибитова Елена Владимировна, учитель географии ГБОУ СОШ №151 Красногвардейского района Санкт – Петербурга,
2. Олейник Виктория Валентиновна, учитель математики ГБОУ СОШ № 151 Красногвардейского района Санкт – Петербурга.
Бинарный урок комплексного применения знаний и способов деятельности на практике. 6 класс ( география и математика )
Тема урока: «ВЛИЯНИЕ ВЕТРА И ТЕМПЕРАТУРЫ НА СОСТОЯНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ».
Программа УМК используемая для подготовки и проведения урока:
Авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. 2004 г.
Учебник. География. Начальный курс. 6 класс.Т.П. Герасимова- М., Дрофа, 2004 г.
Учебник. Математика. 6 класс. Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М, Мнемозина, 2013г.
Цель урока:
- Научить учащихся применять математические методы обработки наблюдений за природой в конкретной ситуации.
Задачи урока:
- Развитие интереса к математике и географии как наукам тесно связанным.
- Развитие творческих навыков учащихся.
- Развитие желания самостоятельного творческого поиска решений практических задач.
- Формирование активной, неравнодушной личности.
- Формирование убеждённости и необходимости охраны воздуха и других компонентов природы.
- Формирование навыков коллективной работы.
Необходимые ресурсы: карточки-задания, листы для выполнения работы, атласы, рисунки детей на тему «Ветер».
Продолжительность урока – 45 минут.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные:
географические знания о параметрах состояния тропосферы – направление и скорость ветра, температура воздуха, количество осадков;
математические знания о правилах вычисления средних арифметических значений, построения графиков, вычисления амплитуды, построения столбчатых и круговых диаграмм;
- метапредметные:
представление о математических методах обработки метеорологических наблюдений;
понятие о влиянии ветра на экологическую ситуацию в данной местности;
- личностные:
осознание значимости географической экспертизы при строительстве предприятий, загрязняющих атмосферу.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Место урока в системе планирования материала. | 3 мин. | Формирование системного планирования программного материала, обращение к межпрограммным возможностям курсов. | Домашнее задание к данному уроку: обобщающее повторение тем по географии: температура, осадки, ветер; по математике: вычисление средних арифметических значений, построение графика функции, составление столбчатых и круговых диаграмм. | |
Актуализация знаний учащихся | 10 мин. | Учитель математики задаёт первому ряду учащихся задание на определение направления и силы ветра, контролирует выполнение задания и выставляет оценки. Учитель географии проводит фронтальный опрос второго и третьего ряда учащихся, проверяя домашнее задание. Затем учитель географии проводит небольшую викторину. Отмечаются лучшие ответы. | Учащиеся выполняют работу в тетради. Один из учеников работает у доски. Учащиеся отвечают с места на поставленные проблемные и теоретические вопросы. | |
Проверка опережающих заданий. | 10 мин. | Учитель представляет рисунки учащихся на тему «Ветер», комментирует сообщения учащихся и выставляет оценки за их работу. | Учащиеся выполнили творческие опережающие задания: нарисовали «Ветер», подготовили сообщения о необычных ветрах и дождях. | |
Постановка и формулирование проблемы. | 2 мин. | Учитель ставит перед учащимися экологическую проблему образования кислотных дождей. | Учащиеся дают ожидаемый ответ и объясняют причину его возникновения. | |
Самостоятельная работа учащихся в группах. | 15 мин. | Учитель географии ставит перед учащимися проблемный вопрос, который они должны решить, выполнив математическую обработку метеорологических наблюдений в городе N. Учитель математики разбивает учащихся на группы и раздаёт задания по карточкам и листы для оформления заданий. | Учащиеся разбиваются на группы и выполняют математические расчеты, строят графики «розы ветров» и диаграммы. | |
Рефлексия (подведение итогов работы) | 5 мин. | Учитель математики проверяет правильность выполнения заданий и выставляет оценки по математике. Учитель географии задаёт проблемные экологические вопросы и выставляет оценки за ответы и за весь урок. | Учащиеся сдают работы, которые вывешиваются на доске, отвечают на экологические вопросы по размещению грязных производств. |
Ход урока:
- Мотивационный этап.
1. Организационный момент.
Учитель географии: «Опыт, исследования и наблюдения - таковы величайшие источники мудрости и творчества, доступ к которым открыт для каждого человека». Этими словами английского писателя Уильяма Ченнига мне хотелось бы начать урок, так как мы, действительно, проведём с вами исследование, опыт, а, значит, будем творить, и станем чуточку мудрее.
2.Постановка и формулирование цели и задачи урока.
Сегодня мы завершаем изучение элементов состояния воздуха атмосферы. На предыдущих уроках нами применялись математические примеры обработки наблюдений за ветром, температурой, осадками. На уроках математики вы также строили различные графики, вычисляли амплитуду. Занимаясь этими вычислениями, вы, скорее всего, задумывались, а для чего всё это нужно? Оказывается, для того, чтобы правильно построить город, учитывая природные условия. Итак, представим себя в роли градостроителей - проектировщиков и выясним, правильно ли размещены предприятия, жилые кварталы? Где нужно разместить заводы, чтобы уменьшить их влияние на воздушную среду нашего города? Вот на такие вопросы отвечает нам наука география.
Но сначала повторим пройденное и проверим домашнее задание.
- Содержательно - технологический этап.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель математики: первый ряд детей работает в тетрадях по заданию на доске:
Задание. Укажите стрелкой направление ветра и отметьте ветер наибольшей силы.
- 753 мм рт. ст. - 748 мм рт. ст.
- 762 мм рт. ст. - 763 мм рт.ст.
- 764 мм рт. ст. - 762 мм рт.ст.
- 758 мм рт. ст. - 756 мм рт.ст.
- 742 мм рт. ст. - 738 мм рт.ст.
Учитель математикивызывает к доске одного учащегося для решения задания. Остальные учащиеся первого ряда работают в тетрадях. Учитель контролирует их работу и выставляет оценки.
Учитель географии проводит фронтальный опрос с остальными учащимися.
- Что такое ветер?
- Каковы причины возникновения ветра?
- Расскажите цепь причинно- следственных связей, раскрывающих образование ветра.
- Какие ветры вы знаете?
- Как образуются бризы и муссоны?
- В чем сходство и различие этих ветров?
- Каким прибором измеряют направление ветра?
- Каким прибором измеряют силу и скорость ветра?
- Для чего строят график розы ветров?
Учитель географии: Викторина. Ответьте быстро:
- Флюгер- это не птица, а…
- Гигрометр- это не человек, а…
- Тропосфера- это не прибор, а…
- Прибор для измерения температуры воздуха называется…
- Сезон года, когда ветер дует с моря на сушу?
- Какова амплитуда, если в июне среднемесячная температура равна +220с, а в январе -150С? (ответ - 370С )
Учитель математики проверяет вместе с классом правильность выполнения Задания на доске и выставляет оценку ученику.
3.Проверка опережающих заданий.
Учитель географии: Дует ветер… Обычное из обычных явлений природы, знакомое и понятное каждому, порой приятное, но иногда неприятное. Дует ветер и вызывает тревогу, несет успокоение и разные чувства. Дома я просила вас нарисовать к уроку образ ветра или чувство, которое он вызывает. Посмотрим, что у нас получилось (на доске прикреплены рисунки детей, учитель отмечает наиболее удачные).
Примерные рисунки учащихся на тему «Ветер»:
Посмотрите, какие разные ветры, и какие мы с вами разные, как по-разному видим и ощущаем одно и то же природное явление Ветры бывают и грозные, и добрые, и как замечательно, что вы увидели красоту в этом явлении природы, каким бы оно не было, злым или добрым. Ветер обычен и необычен, понятен и в то же время - удивителен. Иногда он становится виновником бед и разрушений, а также причиной необычных дождей. Послушаем, какие сообщения о ветре приготовили нам ребята. На прошлом уроке им даны были творческие домашние задания.
( Выступления детей могут быть разные. Можно использовать и следующие сообщения )
Первый ученик: Удивительный и единственный в своем роде случай произошел осенью 1920 года в одной из сельских школ штата Канзас в США. Школа представляла собой небольшой дом. В одной из комнат жила учительница, а в другой, более просторной, шли занятия. Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой-то шум. Дети испугались, бросились к учительнице. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался черный вихрь. А затем случилось необычное: все поднялось в воздух и поплыло. Потом учительница рассказала: «Как- будто невидимые руки подняли меня и весь класс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне стало страшно, и я потеряла сознание…». Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все…
Учитель географии: Вот таким грозным явлением природы может быть ветер. ( Можно показать небольшой видеоролик о прохождении тайфуна, смерча или циклона и о последствиях, нанесённых ветрами: http://www.youtube.com/watch?v=c8yC4e_M8Ys ).
Учитель географии: Но ветру присущи и шутки. Послушаем следующее сообщение.
Второй ученик: В 1608г. Во Франции в местечке Прованс неожиданно выпал «кровавый дождь», что крайне напугало население. Почти никто не сомневался, что с неба льёт настоящая кровь. Утверждали, что такой дождь предвещает смерть, но ни с кем ничего не случилось. В 1956г. На окраине Киева выпал белый «молочный» дождь. Суеверные люди принимали такой дождь за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая огромную силу в далёких пустынях, он нередко поднимает вверх и несёт с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается молочного дождя, то он обычно имеет в своем составе частицы мела и белой глины. Случались также в некоторых странах дожди из пауков, жуков, апельсинов, пшеницы и т.п.
4. Постановка и формулирование проблемы.
Учитель географии: итак, вы только что слышали, что ветры приносят дожди: цветные, из апельсинов и т.п.Но есть теперь, к сожалению, дожди и не такие безобидные. Какие? От чего они возникают?
Ожидаемый ответ: кислотные дожди, возникающие из-за загрязнения воздуха тропосферы.
5.Самостоятельная работа учащихся в группах.
Учитель географии: да, человек активно участвует теперь в природных процессах и явлениях. Он построил множество предприятий, которые загрязняют воздух. Конечно, чтобы предотвратить загрязнения, необходим контроль, установка фильтров и дымоуловителей, использование новых способов добычи энергии. Но еще очень важно правильно разместить предприятия, жилые кварталы, чтобы ветер не навредил им.
В нашем городе много предприятий. Некоторые из них наиболее сильно загрязняют воздух. Правильно ли они размещены? А правильно ли размещены жилые кварталы? Вот что мы и выясним на уроке. Для этого мы обследуем природную среду города, используя математические методы обработки наблюдений.
Учитель математики: какие математические методы мы применим? Учитель раздаёт задания учащимся, демонстрируя наглядные пособия, представленные в Приложении.
- Составление графика годового хода температуры воздуха.
- Вычисление среднегодовой температуры воздуха.
- Вычисление амплитуды колебания температур tA = tmax - tmin.
- Построение столбчатых диаграмм.
- Построение круговых диаграмм.
- Построение графиков преобладающего направления ветра (розы ветров).
Учитель географии: после выполнения работы нужно будет ответить на проблемные вопросы, которые появились у нас в ходе урока
Учащиеся получают задание (Приложение 1 -7).
Учитель математики:
Первая группа учащихся выполняют «Наблюдения за температурой воздуха». Они получают карточки с заданием и листы для расчета среднегодовой температуры воздуха. Им необходимо рассчитать среднегодовую температуру по данным разных лет.
Карточка 1- за 2007г.; карточка 2 - за 2008г; карточка 3 - за 2009г; карточка 4 - за 2010г. ( Приложение 1 ).
Вторая группа учащихся занимаются «Обработкой наблюдений за ветром». Они строят розы ветров по сезонам года. Для этого учащиеся получают карточки – задания и листы для выполнения задания. Прилагается шаблон « Роза ветров» ( Приложение 6 ).
Карточка 1. – построение розы ветров для зимы. ( Приложение 2 )
Карточка 2. – построение розы ветров для весны. ( Приложение 3 )
Карточка 3. – построение розы ветров для лета. ( Приложение 4 )
Карточка 4. – построение розы ветров для осени. ( Приложение 5 )
Третья группа учащихся строит столбчатую и круговую диаграммы распределения осадков по месяцам года. (Приложение 7 ).
Ожидаемый ответ: примеры выполнения диаграмм:
Затем все результаты работы вывешиваются на доску.
6.Рефлексивный этап (подведение итогов)
Учитель географии: А теперь проанализируем результаты работы детей и ответим на следующие вопросы:
- Какие ветры преобладают в разные сезоны года?
- Какие предприятия являются основными загрязнителями? В какой части города находятся?
- Какова среднегодоваятемпература воздуха в г.N.? Как происходит самоочищение природной среды при такой температуре?
- В какой сезон года воздух города наиболее подвержен загрязнению?
- Как бы вы разместили предприятия чтобы уменьшить их влияние на жилые кварталы города?
Давайте сделаем выводы из всего сказанного (ожидаемый ответ: прежде, чем что-то сделать- подумай, исследуй, проверь, посчитай). И в этом вам помогут знания математические и географические.
Правильным размещением предприятий мы, может быть, и решим, частично, конечно, проблему загрязнения воздуха в городе, но решим ли мы этим проблему загрязнения атмосферы в целом?
Так как атмосфера –это самая подвижная, самая неделимая оболочка Земли, её движение не подчиняется государственным границам, не признает их. Всю атмосферу не пропустишь через фильтр, всё человечество в противогазы не оденешь, не отгородишь воздушное пространство одного города от другого.
Борьба за чистый воздух должна включать в себя целый комплекс мероприятий. Каких? Что делают в нашей стране, во всем мире для защиты атмосферы Земли?
Ответы детей. Выставление оценок за урок.
7. Домашнее задание. Нарисовать в тетради план города, разместить в нем с учетом преобладающих ветров предприятия, жилые кварталы и зоны отдыха.
Заключение.
8. Учитель географии: В заключении урока давайте повторим правила нахождения координат объекта на карте мира .Пользуясь политической картой полушарий атласа определите государства, моря или острова, на территории которых находятся точки с координатами. Сложение первых букв названия даст слово.
- 100ю.ш, 750з. д. ( государство – Перу)
- 200с.ш, 570в.д. ( государство – Оман)
- 700с.ш, 400з.д.( остров - Гренландия )
- 550с.ш,1500в.д. ( Охотское море )
- 120с.ш, 430в.д. _(государство – Джибути )
- 400ю.ш, 650з.д. ( государство – Аргентина )
Сложили первые буквы и получили слово «ПОГОДА». Погода - это тема нашего следующего урока.
Приложение 1.
Карточка 1.Вычислите среднегодовуюt воздуха по следующим данным за 2007г.
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
-19 | -16 | -10 | -1 | +8 | +15 | +18 | +16 | +9 | -3 | -11 | -18 |
tср. год =
Агод=
Карточка 2.Вычислите среднегодовуюtвоздуха по следующим данным за 2008г.
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
-21 | -16 | -10 | -1 | +8 | +15 | +18 | +15 | +9 | -1 | -11 | -18 |
tср. год =
Агод=
Карточка 3. Вычислите среднегодовуюtвоздуха по следующим данным за 2009г.
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
-20 | -17 | -10 | 0 | +8 | +15 | +18 | +15 | +9 | -1 | -11 | -18 |
tср. год =
Агод=
Карточка 4. Вычислите среднегодовуюtвоздуха по следующим данным за 2010г.
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
-19 | -18 | -10 | 0 | +7 | +14 | +17 | +14 | +7 | 0 | -12 | -19 |
tср. год =
Агод=
Вычислить среднюю многолетнюю температуру за 2007-2010 года.t ср. мн. =
Приложение 2.
Карточка 1.Постройте график «роза ветров» по многолетним данным для зимы.
С- 2 дня | СЗ- 12 дней |
Ю-20 дней | СВ- 9 дней |
З- 10 дней | ЮЗ-21 день |
В- 6 дней | ЮВ- 10 дней |
Приложение 3.
Карточка 2.Постройте график «роза ветров» по многолетним данным для весны.
С- 4 дня | СЗ- 25 дней |
Ю-6 дней | СВ-8 дня |
З- 20 дней | ЮЗ - 15дней |
В- 5 дней | ЮВ- 9 дней |
Приложение 4.
Карточка3.Постройте график «роза ветров» по многолетним данным для лета.
С-6 дней | СЗ- 25 дней |
Ю-6 дней | СВ- 6 дня |
З- 20 дней | ЮЗ-15 дней |
В- 5 дней | ЮВ-9 дней |
Приложение 5.
Карточка 4.Постройте график «роза ветров» по многолетним данным для осени.
С- 29дней | СЗ-15 дней |
Ю-15 дней | СВ-6 дней |
З- 6 дней | ЮЗ-7дней |
В- 8 дней | ЮВ- 5 дней |
Приложение 6. Шаблон «Розы ветров»
Приложение 7.
Постройте столбчатую и круговую диаграмму по количеству осадков в городе N.
1 | Январь | 18мм | 7 | Июль | 97мм |
2 | Февраль | 10мм | 8 | Август | 95мм |
3 | Март | 18мм | 9 | Сентябрь | 60мм |
4 | Апрель | 20мм | 10 | Октябрь | 12мм |
5 | Май | 40мм | 11 | Ноябрь | 19мм |
6 | Июнь | 62мм | 12 | Декабрь | 19мм |
Литература.
- Учебник. География. Начальный курс. 6 класс.Т.П. Герасимова- М., Дрофа, 2004 г.
- Учебник. Математика. 6 класс. Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М, Мнемозина, 2013г.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийная программа: География 6 класс.
- Т.П.Герасимова, О.В.Крылова. Методическое пособие по физической географии – М.: Просвещение, 2000 г.
- В.П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007 г.
- Интернет-ресурсы.: http://www.youtube.com/watch?v=c8yC4e_M8Ys - Разрушительная сила торнадо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды»
Данный элективный курс был опубликован в сборнике - Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 3. – М.: Дрофа, 2006. – 157 с. (Элективные курсы...
Исследовательская работа "Загрязнение автотранспортом воздушной среды в селе Георгиевка"
Исследовательская работа была представлена на краевой этап Всероссийского конкурса юнных исследователей окружающей среды, которй проводился с 03 по 28 декабря 2012 года на базе КГОУ ДОД "Хабаровского ...
Кроссворд «Кто где живёт? (наземно-воздушная среда)»
Для усвоения материала по природоведению, ребята с удовольствием разгадывают кроссворды, это интересно, поучительно и запоминается лучше....
НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛЫ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЗЕМНО - ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ; ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ К УСЛОВИЯМ ОБИТАНИЯ....
презентация "Обитатели наземно-воздушной среды"
Презентация составлена к уроку биологии в 6 "Обитатели наземно-воздушной среды" ....
Оздоровление воздушной среды растениями
Оздоровление воздушной среды растениями...
Кроссворд по теме «Оценка экологического состояния воздушной среды»
итоговой кроссворд для проверки знаний...