ТК по географии 6 класс. Температура воздуха.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Устинов Александр Павлович

Температура воздуха. Изменение температуры с высотой, в зависимости от географической широты, во времени; амплитуда температур, средние температуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperatura_tk.docx29.02 КБ
Microsoft Office document icon test_stroenie_atmosfery.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

Устинов Александр Павлович

Место работы

МБОУ СОШ №2

Должность

Учитель географии

Предмет

География

Класс

6

Тема и номер урока в теме

«Атмосфера».    «Температура воздуха» 2 урок

Базовый учебник

«География: физическая география. Учебник для 6 класса»  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. М;  «Русское слово», 2011 г.

  1. Цель  урока: познакомить учащихся с температурой воздуха, ее особенностями, изменением за различные промежутки времени, измерением и приборами, которыми оно производится

9. Задачи:

- обучающие - сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток, сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха

-развивающие - продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями; развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать.

           -воспитательные - развивать информационную компетентность учащихся на        основе работы с разными источниками информации,  воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемые результаты:

предметные:

  • анализируют графики изменения температуры в течение суток и года;
  • вычисляют средние суточные температуры и суточную амплитуду температур;
  • решают задачи на определение средней месячной температуры, изменение температуры с высотой ;
  • выявляют зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

метапредметные:

  • ставят учебную задачу под руководством учителя;
  • планируют свою деятельность под руководством учителя;
  • участвуют в совместной деятельности;
  • составляют алгоритм действий под руководством учителя;
  • решают проблемные задачи;
  • выявляют причинно – следственные связи.

 личностные:

  • проявляют учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • понимают причины успеха в учебной деятельности.

Основные понятия: температура воздуха, амплитуда – суточная, годовая, средняя температура – суточная, годовая, многолетняя; максимальная и минимальная температура.

Межпредметные связи:

  • Солнце – источник  тепла и света на Земле; нагревание воздуха от земной поверхности (география, 5, 6 класс);
  • среднее арифметическое (математика, 4 класс),
  • построение графиков (математика, 5 класс).
  1. Тип урока - урок усвоения новых знаний
  2. Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование – компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, презентация « Температура воздуха».


13. Технологическая карта урока «Температура воздуха».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап. Проверка домашнего задания.

Учитель: отгадайте загадку

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска её боится.

               (Улыбка).

-  Подарим друг другу улыбки и начнём работу.

Индивидуальный устный опрос.

Карточки-тестирования (взаимопроверка)

Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: отгадайте ещё одну загадку

Ты весь мир обогреваешь              

      И усталости не знаешь,                  

      Улыбаешься в оконце,                    

      И зовут тебя все …                            

                (солнце)                                      

Летит орлица

по синему небу.

Крылья распластала

солнышко застлала.

  (туча)

Солнышко заглянет и к нам сегодня в класс. Ваша задача как можно больше получить солнечных лучей, чтобы в классе стало уютней и теплей.    

Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас?

Обучающиеся отгадывают загадку, активизируют свои знания об изучаемой оболочке.

Обучающиеся высказывают своё мнение и приходят к выводу о том, что температура в разных частях планеты разная.

Обучающиеся формулируют тему урока и записывают её в рабочую тетрадь.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ  объектов с целью выделения признаков;

Регулятивные: целеполагание

(постатановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися и того что неизвестно.

Актуализация знаний.

(слайд 4)

Объясните, что такое температура воздуха?

                                                                                      (это степень нагретости воздуха)

Что вы знаете о температуре воздуха?

Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока.

(слайд5)

1) выявить факторы, влияющие на температуру воздуха.

2) познакомиться с особенностями хода температур в течении суток, года.

3) научиться определять амплитуду и среднюю температуру воздуха.

Познавательные: решать проблемные задачи;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже известно и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня имеющихся знания;

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: разрешение выхода из проблемной ситуации.

Первичное усвоение новых знаний.

(слайд 6)

Как нагревается воздух?

(слайд 7)

Изменение температуры с высотой.

(слайд 8)

Отправимся в горы, будем подниматься на самую высокую точку России — Эльбрус, его высота 5642 м (около 5,5 км).

Определим температуру на вершине, зная, что у подножия +15

(слайд 9)

5,5  6 = 33°С — разница температур.

+15 – 33 = –18°С —температура на вершине Эльбруса.

(Слайд 10)

Изменение температуры в

зависимости от географической широты

Температура воздуха понижается от экватора к полюсам из за угла падения солнечных лучей.  

А будет ли изменяться температура, если мы находимся на одном и том же месте?

(слайд 11, 12)

(слайд 13, 16)

Проверка умений учащихся определять температуру по термометру

(слайд 20)

Амплитуда температур

(суточная, годовая, месячная)

Амплитуда – разница между самыми высокими (максимальными) и самыми низкими (минимальными) температурами за какой – либо отрезок времени.

В прогнозе погоды по телевидению нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?

(слайд 24)

Средние температуры

(среднесуточная температура, среднемесячная, средняя многолетняя за какой либо месяц, средняя годовая)

Воздух нагревается от той поверхности над которой находится.

Чем выше тем холоднее. На каждые 1 км температура понижается на 6 градусов

Обучающиеся, пользуясь своими житейскими наблюдениями, доказывают, что температура воздуха в течение суток изменяется и высказывают свои объяснения этим изменениям.

Земная поверхность, а следовательно, воздух над
ней нагревается неравномерно.

Чем больше угол падения солнечных лучей, тем выше температура воздуха

Как вы будете вычислять среднюю суточную температуру  воздуха?

Составляют алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха.

Обучающиеся работают в группах.

Затем представляют результаты своей работы всем обучающимся класса.

Познавательные: поиск информации, установление причинно – следственных связей между отдельными фактами и явлениями;

Познавательные: общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, прогнозирование, составление алгоритмов;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичная проверка понимания.

Учитель организует деятельность обучающихся по применению новых знаний

Обучающиеся решают типовые задания, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Обучающиеся анализируют графики годового и суточного хода температуры воздуха

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Первичное закрепление

Проанализируйте таблицы и графики. Ответьте на вопросы в рабочем листе и запишите ответы на них. Работы сдайте на проверку  учителю.

Отвечают на вопросы в рабочем листе, применяя знания и умения полученные на уроке.

Сдают работы на проверку учителю.

Регулятивные: контроль ,оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, работа в соответствии с поставленной учебной задачей, рефлексия  способов и условий действия;

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

1)прочитать  параграф 16, стр. 106;  прочитать  параграф 19, стр. 124;  

2)ответить на  вопросы по теме параграфа «Температура воздуха».

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники , получают инструкцию по его выполнению.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Учитель организует рефлексию:

- Что нового вы узнали о температуре воздуха?

-Кому было интересно?

-А что особенно интересно?

-Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?

Будете ли вы рассказывать дома, чему вы сегодня научились?

-А кто хочет похвалить себя за урок? За что?

Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок!

Обучающиеся отвечают  на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

кому всё понятно – солнышко;

     у кого затруднения -     солнышко +тучка;

     кому ни чего не понятно – тучка.

Личностные: нравственно- эстетическое оценивание;

Регулятивные: самооценка, прогнозирование;

Познавательные: рефлексия способов и условий действий;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

беседа с учащимися

выставление оценок.

«5»  - 7-8 лучей.

«4» - 5- 6 лучей.

«3» -  4 луча.



Предварительный просмотр:

Тест. 6 класс. Состав и строение атмосферы.

1. Атмосферой называют

а) каменную оболочку Земли          б) воздушную оболочку Земли

в) водную оболочку Земли              г) живую оболочку Земли

2. Какой газ называют "безжизненным"?

а) кислород       б) водяной пар     в) азот       г) углекислый газ

3. Этот газ необходим живым организмам для дыхания, к тому же он поддерживает горение. О каком газе идет речь?

а) о кислороде     б) о водяном паре    в) об азоте    г) об углекислом газе

4. Метеорологические станции предназначены

а) для наблюдения за метеорами и исследования упавших на Землю метеоритов

б) для обеспечения связи с космонавтами и искусственными спутниками, находящимися на околоземной орбите

в) для наблюдения за процессами, происходящими в тропосфере, с целью определения или прогнозирования погодных явлений

5. Выберите верное утверждение.

а) толщина атмосферы Земли равна 100 км      б) воздух - это кислород

в) над экватором толщина тропосферы больше, чем над полюсами

г) в тропосфере с увеличением высоты температура повышается

6. Расположите приведенные ниже газы в порядке уменьшения их доли в составе атмосферного воздуха

а) кислород     б) азот       в) углекислый газ

7. Расставьте предложенные ниже слои атмосферы в порядке удаленности их от поверхности Земли

а) стратосфера     б) тропосфера       в) мезосфера

8. Установите соответствие между перечисленными газами и их долей (процентным содержанием) в составе земной атмосферы.

ГАЗ             1) кислород      2) азот      3) углекислый газ

ДОЛЯ         а) 78%               б) 21%      в) 1%

Тест. 6 класс. Состав и строение атмосферы.

1. Атмосферой называют

а) каменную оболочку Земли          б) воздушную оболочку Земли

в) водную оболочку Земли              г) живую оболочку Земли

2. Какой газ называют "безжизненным"?

а) кислород       б) водяной пар     в) азот       г) углекислый газ

3. Этот газ необходим живым организмам для дыхания, к тому же он поддерживает горение. О каком газе идет речь?

а) о кислороде     б) о водяном паре    в) об азоте    г) об углекислом газе

4. Метеорологические станции предназначены

а) для наблюдения за метеорами и исследования упавших на Землю метеоритов

б) для обеспечения связи с космонавтами и искусственными спутниками, находящимися на околоземной орбите

в) для наблюдения за процессами, происходящими в тропосфере, с целью определения или прогнозирования погодных явлений

5. Выберите верное утверждение.

а) толщина атмосферы Земли равна 100 км      б) воздух - это кислород

в) над экватором толщина тропосферы больше, чем над полюсами

г) в тропосфере с увеличением высоты температура повышается

6. Расположите приведенные ниже газы в порядке уменьшения их доли в составе атмосферного воздуха

а) кислород     б) азот       в) углекислый газ

7. Расставьте предложенные ниже слои атмосферы в порядке удаленности их от поверхности Земли

а) стратосфера     б) тропосфера       в) мезосфера

8. Установите соответствие между перечисленными газами и их долей (процентным содержанием) в составе земной атмосферы.

ГАЗ             1) кислород      2) азот      3) углекислый газ

ДОЛЯ         а) 78%               б) 21%      в) 1%

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

1)

2)

3)

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _

Тест. Состав и строение атмосферы.  Фамилия и имя _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   _  _  _  _  _6 кл

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

в

в

б

а

в

б

а

в

1)

2)

3)

б

а

в

_      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _      _


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Презентация по географии. 6 класс. Температура воздуха.

Что такое атмосфеа? Из каких частей она состоит? Способы изучения атмосферы. Различия тропосферы и  стратосферы. Метеорологические станции. Температура, изменение температур. Построение графиков ...

презентация по географии 6 класс "Температура воздуха"

Презентация может быть использована на интегрированном уроке география+ математика...

Конспект урока по географии в 6 классе"Температура воздуха"

Интегрированный урок "Температурат вохдуха" (география + математика), с использованием исследовательской работы....

Презентация по географии 6 класса "Температура воздуха"

Данная презентация может быть использованна для проведения урока по данной теме при изучения нового материала, а так же для повторения при обобщении темы "Атмосфера"....

Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса

Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...