Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Никитина Юлия Юрьевна

Рабочая программа по географии к учебнику Е.М. Домогацких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass_fgos.docx87.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования     (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897).

-Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные  программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.)  с учетом:

- Авторской  программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная школа). 

-Учебного  плана  МКОУ «Куркинская средняя общеобразовательная школа №2»  на 2015-2016 учебный год.

География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

Курс состоит из трех   разделов:

Название раздела

Количество часов по программе

Дополнительные часы

Планета, на которой мы живем.

21

Материки планеты Земля.

43+1

1 час  добавлен при изучении континента «Евразия»

Взаимоотношения природы и человека

4

Резерв – 1час

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю -2 часа

   Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных  тестирований - 6
  • практических работ – 17.  

Цели и задачи курса:

•создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

•раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

•воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Открывает курс небольшая тема «Литосфера – подвижная твердь». Она знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера – мастерская климата» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан – синяя бездна» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Географическая оболочка – живой механизм» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек – хозяин планеты» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

•        географическое положение и история исследования;

•        геологическое строение и рельеф;

•        климат;

•        гидрография;

•        разнообразие природы;

•        население;

•        регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Перечень контрольных тестирований:

1.Контрольное тестирование «Литосфера. Атмосфера. Мировой океан. Географическая оболочка».

2. Контрольное тестирование по теме:  

« Африка»

3. Контрольное тестирование по теме: «Австралия и Океания»

4.Контрольное тестирование  по теме: « Южная Америка»

5.Контрольное тестирование  по теме: « Северная  Америка»

6.Контрольное тестирование  по теме: «Евразия»

        

Перечень практических работ:

Практическая работа №1

 «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков в будущем.

Практическая работа №2

« Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.»

Практическая работа №3

«Определение типов климата по предложенным климатограммам».

Практическая работа №4

«Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана».

Практическая работа №5

«Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.»

Практическая работа №6-7

«Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах».

Практическая работа №8

«Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира».

Практическая работа №9

«Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах».

Практическая работа №10

«Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Практическая работа №11

«Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков».

Практическая работа №12

«Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка».

Практическая работа №13

«Обозначение на контурной карте регионов Северной Америки»

Практическая работа №14

«Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения».

Практическая работа №15

«Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам».

Практическая работа №16

«Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели».

Практическая работа №17

«Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации».

Содержание программы

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1.  Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Содержание темы

Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Учебные понятия:

Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии

Альфред Вегенер.

Основные образовательные идеи:

  • Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
  • Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте)  и человек.
  • Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы
  • причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
  • местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

Практическая работа:

1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

  1. Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Учебные понятия:

Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. 

Основные образовательные идеи:

  • Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
  • формирование климатических поясов;
  • действие климатообразующих факторов.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
  • местоположение климатических поясов.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Учебные понятия:

Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
  • Мировой океан — колыбель жизни.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в гидросфере;
  • формирование системы поверхностных океанических течений.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  Мировой океан, морское течение;
  • местоположение крупнейших морских течений.

Практические работы:

  1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Содержание темы

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Учебные понятия

Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Основные образовательные идеи:

  • Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
  • Природные зоны и человек.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
  • местоположение природных зон.

Практическая работа:

  1. 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
  2. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
  3. 3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов)

Содержание темы

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Учебные понятия:

Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.

Основные образовательные идеи:

  • С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
  • Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
  • Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  человеческая раса;
  • местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.

Практическая работа:

  1. 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения
  2. разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.

Персоналии:

Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.

Основные образовательные идеи

  • Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
  • Африка – материк равнин.
  • Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
  • Своеобразие регионов Африки:
  • Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
  • Западная и Центральная Африка -  разнообразие народов и культур.
  • Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
  • Южная Африка – саванны и пустыни,  богатейшие полезные ископаемые.

Метапредметные умения:

  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материков и океанов.
  • географическая специфика отдельных стран.
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

 

Учебные понятия:

Лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии:

Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.

Основные образовательные идеи

  • Самый маленький и самый засушливый материк.
  • Самый низкий материк, лежащий  вне сейсмической зоны.
  • Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
  • Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
  • Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
  • Океания — особый островной мир.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практическая работа:

1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Учебные  понятия:

Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии:

Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт. 

Основные образовательные идеи

  • Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ
  • Антарктида — материк без постоянного населения.

Метапредметные умения:

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материков и океанов.
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная  Америка.

Персоналии:

Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.

Основные образовательные идеи

  • Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
  • Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и  самые длинные горы суши.
  • Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)

Содержание темы

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.

Основные образовательные идеи

  • Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
  • Равнины на востоке и горы на западе.  Кордильеры – главный горный хребет.
  • Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
  • Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.

Персоналии:

Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр  Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия  – музей природы (10 часов)+1

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные образовательные идеи:

  • Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
  • Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
  • Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
  • Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
  • Евразия — самый заселенный материк Земли.
  • Особенности регионов Европы  (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).

Персоналии:

Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод  Иванович Роборовский.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.

3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Учебные понятия:

Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии:

Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи:

  • Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
  • Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности взаимодействия природы и человека;
  • особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
  • следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.

Умение определять:

  • центры происхождения культурных растений;
  • местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа:

  1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  •  географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
  •  причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
  •  основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
  •  связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
  •  причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
  •  географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
  • выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
  • проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
  • сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Географическая номенклатура

Тема «Африка – материк коротких теней»:

  •  Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
  •  Нил, Конго, Нигер, Замбези;
  •  Виктория, Танганьика, Чад;
  •  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия – маленький великан»: 

  •  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
  •  Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
  •  Муррей, Эйр;
  •  Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка – материк чудес»: 

  •  Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
  •  горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
  •  Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
  •  Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»: 

  •  полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
  •  Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
  •  Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
  •  горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
  •  Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
  •  Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;
  •  Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия – музей природы»:

  •  полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
  •  моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
  •  Финский, Ботнический, Персидский заливы;
  •  проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
  •  острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
  •  равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
  •  горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
  •  реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
  •  озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.


№ урока

Раздел

Тема урока

Использование ИКТ

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата                           Домашнее

проведения         задание

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Личностные результаты

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

1

Тема №1 Литосфера – подвижная твердь

Материки и океаны.  Части света.  Острова: материковые, вулканические, коралловые

+

Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации

Умение, определять гео. объекты и явления по признакам

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

2

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Углубление учебно-логических умений: сравнивать,

Умение объяснять гео. явления и процессы в литосфере

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

3

Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора.

+

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Углубление умений анализировать  информацию

Умение объяснять причины размещения форм рельефа

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

4

Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, т связанные с ними формы рельефа.

Практическая работа №1 «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков в будущем.

+

Практическая работа №1

Углубление: устанавливать причинно-следственные связи.

Умение объяснять причины изменения  рельефа

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

5

Платформы и равнины.

Складчатые пояса и горы.

Эпохи горообразования.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Углубление умений систематизировать  информацию

Умение объяснять причины размещения форм рельефа

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

6

Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

+

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Углубить работу с тематическими картами

Умение объяснять причины землетрясений и вулканизма

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

7

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата

(4 часа)

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления.

+

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами

Умение  объяснять формирование климатических поясов

Формировать  основу экологической культуры

8

Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов.

Практическая работа №2

« Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.»

+

Практическая работа №2

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами

Умение определять  местоположение климатических поясов

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

9

Карта климатических поясов. Климатограммы.

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Умение сравнивать, устанавливать причины.

Умение объяснять действие климатообразующих факторов.

Формировать  основу экологической культуры

10

Разнообразие климатов Земли.

Практическая работа №3

«Определение типов климата по предложенным климатограммам».

+

Практическая работа №3

Умение работать  с источниками информации, картами

Умение объяснять: географические явления и процессы в атмосфере

Формировать  основу экологической культуры

11

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами

Умение объяснять гео. явления и процессы в гидросфере

Формировать  основу экологической культуры

12

Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами

Умение объяснять формирование системы поверхностных океанических течений и определять местоположение течений океана

Формировать  основу экологической культуры

13

Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Умение сравнивать, устанавливать причины.

Формировать  основу экологической культуры

14

Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Практическая работа №4

«Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана».

+

Практическая работа №4

Умение работать  с источниками инф-ции, картами

Формировать  основу экологической культуры

15

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков.

Практическая работа №5

«Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.»

+

Практическая работа №5

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами

Умение объяснять явления и процессы в гео. оболочке, определять местоположение природных зон и географические объекты по признакам

Формировать  основу экологической культуры

16

Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Практическая работа №6-7

«Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах».

+

Практическая работа №6-7

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами

Формировать  основу экологической культуры

17

Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов) 

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Умение сравнивать, устанавливать причины.

Умение объяснять географические особенности населения

формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре

18

Численность населения Земли и его размещение.

Практическая работа №8

«Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира».

+

Практическая работа №8

Умение работать  с источниками информации, картами

Умение объяснять особенности размещения населения,

формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре

19

Человеческие расы. Народы. География религий.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами

умение определять человеческие расы, области распространения религий

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

20

Политическая карта мира. Этапы ее формирования Страны современного мира.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами

умение объяснить формирование этапов  политической карты мира

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

21

Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие.

Контрольное тестирование «Литосфера. Атмосфера. Мировой океан. Географическая оболочка».

+

Контрольное тестирование

Умение сравнивать, устанавливать причины.

Умение определять страны мира по признакам

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа)

22

Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка.

Практическая работа №9

«Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах».

+

Практическая работа №9

Умение работать  с источниками информации, картами

Умение объяснять географические особенности  положения материка в целом

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

23

Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Выявлять причинно-следственные связи

Умение объяснить причины формирования рельефа материка

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

24

Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Практическая работа №10

«Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

+

Практическая работа №10

Определять критерии для сравнения фактов

Умение определять связь между полезными ископаемыми и рельефом

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

25

Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Определять критерии для сравнения явлений

Умение объяснить особенности климата материка

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

26

 Внутренние воды. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Определять критерии для сравнения фактов

Умение определять местоположение объектов

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

27     Двойной набор природных  зон.   Саванны. Национальные парки Африки.

 

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работать с текстом: составлять таблицы

Умение объяснять особенности природы

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

28

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работать с текстом: составлять схемы

Объяснять следствие размещения населения

формировать уважительное отношение к иной истории и культуре

29

 Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

+

Работать с текстом: составлять схемы

Определять местоположение территорий по признакам

30

 Контрольное тестирование по теме:  

« Африка»

+

Контрольное тестирование

Работать с текстом: составлять логические цепочки

Умение анализировать знания

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

31

Тема 2. Австралия — маленький великан

(6 часов)

История открытия, изучения и освоения. Географическое положение

Практическая работа №11

«Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков».

+

Практическая работа №11

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Умение объяснять географические особенности  положения материка в целом

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и учтелем

32

 Основные черты природы. Рельеф и полезные ископаемые.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Оценивать работу одноклассников

объяснить причины формирования рельефа материка

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

33

 Климат и внутренние воды самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Выявлять причинно-следственные связи

 определять связь между  климат. особенностями и водными

Формировать  основу экологической культуры

34

Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Австралийский Союз – страна-материк.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Определять критерии для сравнения фактов

Объяснять следствие размещения населения

формировать уважительное отношение к иной истории и культуре

35

 Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

+

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Анализировать связи

Определять местоположение территорий по признакам

формировать уважительное отношение к иной истории и культуре

36

 Главные объекты природного и культурного наследия.

Контрольное тестирование по теме: «Австралия и Океания»

+

Контрольное тестирование

Оценивать работу одноклассников

Умение анализировать знания

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

37

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)

 Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса.

+

Учебное исследование по  картам, решение географических задач

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Следствие выдающихся  гео. открытий и путешествий

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

38

Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

+

Анализ карт, групповая работа по результатам анализа  карт.

Оценивать работу одноклассников

Умение объяснять географические особенности  положения материка в целом

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

39

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения.

+

Учебное исследование по  картам, решение географических задач

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Умение объяснять географические особенности  положения материка в целом

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

40

Основные черты природы.

Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми

+

Создание проектов

Выявлять причинно-следственные связи

Умение объяснить причины формирования рельефа материка

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

41

Разнообразие климатов. Самый влажный материк.

+

Индивидуальные задания.

Выявлять причинно-следственные связи

Умение объяснить особенности климата материка

42

 Реки – основные транспортные пути. Амазонка – самая полноводная река планеты.

+

Анализ карт, групповая работа по результатам анализа  карт.

Оценивать работу одноклассников

Умение определять местоположение объектов

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

43

 Растительный и животный мир.

Практическая работа №12

«Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка».

+

Практическая работа №12

Работать с текстом: составлять таблицы

Умение объяснять особенности природы

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

44

 Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас.

+

Анализ карт, групповая работа по результатам анализа  карт.

Выслушивать и объективно оценивать другого

Объяснять следствие размещения населения

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

45

Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Особенности человеческой деятельности и изменение природы

+

Индивидуальные задания.

Умение вести диалог, вырабатывать общее решение

Определять местоположение территорий по признакам

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

46

 Контрольное тестирование  по теме: « Южная Америка»

+

Контрольное тестирование

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Умение анализировать знания

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве.

47

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)                                                    Географическое положение. История открытия, изучения и освоения.        

+

Учебное исследование по  картам, решение географических задач

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Умение объяснять географические особенности  положения материка в целом

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

48

Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые.

+

Углубить умение создавать объяснительные тексты

Умение объяснить причины формирования рельефа материка

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

49

Разнообразие типов климата

+

Индивидуальные задания.

Выявлять причинно-следственные связи

Умение объяснить особенности климата материка

50

Реки Северной Америки.  Великие Американские озера

+

Анализ карт, групповая работа по результатам анализа  карт.

Оценивать работу одноклассников

Умение определять местоположение объектов

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

51

 Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира.

+

Создание презентации

Работать с текстом: создавать схемы и таблицы

Умение объяснять особенности природы

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

52

Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка.

Практическая работа №13

«Обозначение на контурной карте регионов Северной Америки»

+

Практическая работа №13

Выявлять причинно-следственные связи

Объяснять следствие размещения населения

формировать уважительное отношение к иной истории и культуре

53

Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практическая работа №14

«Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения».

+

Практическая работа №14

Выслушивать и объективно оценивать другого

Определять местоположение территорий по признакам

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

54

 Контрольное тестирование по теме: «Северная Америка»

+

Контрольное тестирование

Умение вести диалог, вырабатывать общее решение

Умение анализировать знания

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками

55

Тема 6. Евразия  – музей природы (11 часов)

История изучения и освоения.  Особенности географического положения. Самый большой материк.                

+

Учебное исследование по  картам, решение географических задач

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Умение объяснять географические особенности  положения материка в целом

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

56

 Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми.

+

Создание презентаций

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Умение объяснить причины формирования рельефа материка и полезных ископаемых

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

57

Все типы климатов Северного полушария

Практическая работа №15

«Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам».

+

Практическая работа №15

Выявлять причинно-следственные связи

Умение объяснить особенности климата материка

Формировать  основу экологической культуры

58

 Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал.

+

Индивидуальные задания.

Углубить умение создавать объяснительные тексты

Умение определять местоположение объектов воды

Формировать  основу экологической культуры

59

 Природные зоны.

Практическая работа №16

«Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели».

+

Практическая работа №16

Работать с текстом: создавать схемы и таблицы

Умение объяснять особенности природы

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

60

 Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения.

+

Индивидуальные задания.

Углубить умение создавать объяснительные тексты

Объяснять следствие размещения населения

формировать уважительное отношение к иной истории и культуре

61

 Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации.

+

Индивидуальные задания.

Выявлять причинно-следственные связи

Умение строить диаграммы

62

 Регионы Европы.

+

Тестирование

Анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Определять местоположение территорий по признакам

формировать уважительное отношение к иной истории и культуре

63

Регионы Азии.

Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты.

Практическая работа №17

«Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации».

+

Практическая работа №17

Анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Определять местоположение территорий по признакам

64

Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

65

Контрольное тестирование  по теме: «Евразия»

+

Контрольное тестирование

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Умение давать анализ полученной информации

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека ( 4 часа)

66

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем        

+

Индивидуальные задания.

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Умение объяснять особенности взаимодействия человека и природы

Сформировать основу экологического мышления,        

67

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране.

+

Индивидуальные задания.

Выявлять причинно-следственные связи

Умение объяснить влияние х/д человека на оболочки

Осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды;

68

Центры происхождения культурных растений.

+

Индивидуальные задания.

Определять критерии для сравнения

Умение определять центры происхождения культурных растений

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

69

 Практикум: «Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера».

+

Индивидуальные задания.

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Умение объяснять следствия влияния х\д человека на оболочки

приобретение опыта природоохранной деятельности

70

Резервный урок

+

Планировать свою деятельность под руководством учителя

               

                                                Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                  «Куркинская средняя общеобразовательная школа № 2»

     «Принято»                                         « Согласовано»                                                 «Утверждаю»

Руководитель РМО/ШМО                     Заместитель директора ПО УВР                        Директор МКОУ «КСОШ№2»

____________/Сидякова Н.Н./        _________Кочергина Н.С.

Протокол №___ от «___»___201  г.               Протокол №____ от «___»__201  г.              ________________Сазонов А.Г.

                                                                                                                                           Приказ № _____ от «___» _____201  г.

                   Рабочая программа

                  учителя первой категории

                               Никитиной Юлии Юрьевны

                        по учебному предмету «География»

                     7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 7класс

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные прогр...

Рабочая программа по информатике 7класс

Программа рассчитанана 1 час в год (35 часов в неделю). Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян

рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...

Рабочая программа по географии 7класс (учебник Домогацких)

Рабочая программа для 7 класса общеобразовательных учреждений создана на основе авторской программы     «Программа по географии 6-10 класс»  Е.М. Домогацких   М: «Русское слов...

Рабочая программа по географии 7класс

Рабочая программа по географии 7 класс...