Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа по географии к учебнику Е.М. Домогацких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_fgos.docx | 87.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897).
-Примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 987-5-09-023258-6.) с учетом:
- Авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная школа).
-Учебного плана МКОУ «Куркинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2015-2016 учебный год.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Курс состоит из трех разделов:
Название раздела | Количество часов по программе | Дополнительные часы |
Планета, на которой мы живем. | 21 | |
Материки планеты Земля. | 43+1 | 1 час добавлен при изучении континента «Евразия» |
Взаимоотношения природы и человека | 4 | |
Резерв – 1час |
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю -2 часа
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных тестирований - 6
- практических работ – 17.
Цели и задачи курса:
•создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
•раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
•воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Открывает курс небольшая тема «Литосфера – подвижная твердь». Она знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера – мастерская климата» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан – синяя бездна» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Географическая оболочка – живой механизм» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек – хозяин планеты» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
• географическое положение и история исследования;
• геологическое строение и рельеф;
• климат;
• гидрография;
• разнообразие природы;
• население;
• регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Перечень контрольных тестирований:
1.Контрольное тестирование «Литосфера. Атмосфера. Мировой океан. Географическая оболочка».
2. Контрольное тестирование по теме:
« Африка»
3. Контрольное тестирование по теме: «Австралия и Океания»
4.Контрольное тестирование по теме: « Южная Америка»
5.Контрольное тестирование по теме: « Северная Америка»
6.Контрольное тестирование по теме: «Евразия»
Перечень практических работ:
Практическая работа №1
«Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков в будущем.
Практическая работа №2
« Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.»
Практическая работа №3
«Определение типов климата по предложенным климатограммам».
Практическая работа №4
«Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана».
Практическая работа №5
«Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.»
Практическая работа №6-7
«Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах».
Практическая работа №8
«Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира».
Практическая работа №9
«Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах».
Практическая работа №10
«Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».
Практическая работа №11
«Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков».
Практическая работа №12
«Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка».
Практическая работа №13
«Обозначение на контурной карте регионов Северной Америки»
Практическая работа №14
«Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения».
Практическая работа №15
«Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам».
Практическая работа №16
«Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели».
Практическая работа №17
«Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации».
Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
- Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
- Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
- Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения
Умение объяснять:
- географические явления и процессы
- причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
- местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия:
Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
- Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
- формирование климатических поясов;
- действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
- местоположение климатических поясов.
Практические работы:
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
- Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в гидросфере;
- формирование системы поверхностных океанических течений.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
- местоположение крупнейших морских течений.
Практические работы:
- Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
- Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
- Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
- местоположение природных зон.
Практическая работа:
- 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
- 2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
- 3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
- С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
- Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
- Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
- местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.
Практическая работа:
- 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения
- разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
- Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
- Африка – материк равнин.
- Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
- Своеобразие регионов Африки:
- Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
- Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
- Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
- Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Метапредметные умения:
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- географическая специфика отдельных стран.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи
- Самый маленький и самый засушливый материк.
- Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
- Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
- Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
- Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
- Океания — особый островной мир.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:
1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи
- Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ
- Антарктида — материк без постоянного населения.
Метапредметные умения:
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи
- Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
- Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
- Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи
- Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
- Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
- Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
- Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)+1
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
- Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
- Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
- Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
- Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
- Евразия — самый заселенный материк Земли.
- Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.
3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии:
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
- Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
- Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- особенности взаимодействия природы и человека;
- особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
- следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.
Умение определять:
- центры происхождения культурных растений;
- местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа:
- Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
- определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
- приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
- проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
- сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Географическая номенклатура
Тема «Африка – материк коротких теней»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия – маленький великан»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка – материк чудес»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»:
- полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
- Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия – музей природы»:
- полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
- моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботнический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
- равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
- горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
№ урока | Раздел Тема урока | Использование ИКТ | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата Домашнее проведения задание | |||||
Метапредметные результаты | Предметные результаты | Личностные результаты | ||||||||
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час) | ||||||||||
1 | Тема №1 Литосфера – подвижная твердь Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые | + | Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации | Умение, определять гео. объекты и явления по признакам | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
2 | Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Углубление учебно-логических умений: сравнивать, | Умение объяснять гео. явления и процессы в литосфере | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
3 | Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. | + | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Углубление умений анализировать информацию | Умение объяснять причины размещения форм рельефа | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
4 | Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, т связанные с ними формы рельефа. Практическая работа №1 «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков в будущем. | + | Практическая работа №1 | Углубление: устанавливать причинно-следственные связи. | Умение объяснять причины изменения рельефа | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
5 Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Углубление умений систематизировать информацию | Умение объяснять причины размещения форм рельефа | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||||
6 | Сейсмические и вулканические пояса планеты. | + | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Углубить работу с тематическими картами | Умение объяснять причины землетрясений и вулканизма | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
7 | Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа) Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. | + | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами | Умение объяснять формирование климатических поясов | Формировать основу экологической культуры | ||||
8 | Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Практическая работа №2 « Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.» | + | Практическая работа №2 | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами | Умение определять местоположение климатических поясов | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
9 | Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Умение сравнивать, устанавливать причины. | Умение объяснять действие климатообразующих факторов. | Формировать основу экологической культуры | ||||
10 | Разнообразие климатов Земли. Практическая работа №3 «Определение типов климата по предложенным климатограммам». | + | Практическая работа №3 | Умение работать с источниками информации, картами | Умение объяснять: географические явления и процессы в атмосфере | Формировать основу экологической культуры | ||||
11 | Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами | Умение объяснять гео. явления и процессы в гидросфере | Формировать основу экологической культуры | ||||
12 | Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами | Умение объяснять формирование системы поверхностных океанических течений и определять местоположение течений океана | Формировать основу экологической культуры | ||||
13 | Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Умение сравнивать, устанавливать причины. | Формировать основу экологической культуры | |||||
14 | Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли. Практическая работа №4 «Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана». | + | Практическая работа №4 | Умение работать с источниками инф-ции, картами | Формировать основу экологической культуры | |||||
15 | Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа) Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Практическая работа №5 «Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.» | + | Практическая работа №5 | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами | Умение объяснять явления и процессы в гео. оболочке, определять местоположение природных зон и географические объекты по признакам | Формировать основу экологической культуры | ||||
16 | Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности. Практическая работа №6-7 «Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах». | + | Практическая работа №6-7 | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами | Формировать основу экологической культуры | |||||
17 | Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов) Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Умение сравнивать, устанавливать причины. | Умение объяснять географические особенности населения | формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре | ||||
18 | Численность населения Земли и его размещение. Практическая работа №8 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира». | + | Практическая работа №8 | Умение работать с источниками информации, картами | Умение объяснять особенности размещения населения, | формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре | ||||
19 | Человеческие расы. Народы. География религий. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами | умение определять человеческие расы, области распространения религий | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; | ||||
20 | Политическая карта мира. Этапы ее формирования Страны современного мира. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками инф-ции, картами | умение объяснить формирование этапов политической карты мира | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
21 | Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Контрольное тестирование «Литосфера. Атмосфера. Мировой океан. Географическая оболочка». | + | Контрольное тестирование | Умение сравнивать, устанавливать причины. | Умение определять страны мира по признакам | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа) | ||||||||||
22 | Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов) История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Практическая работа №9 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах». | + | Практическая работа №9 | Умение работать с источниками информации, картами | Умение объяснять географические особенности положения материка в целом | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||||
23 | Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Выявлять причинно-следственные связи | Умение объяснить причины формирования рельефа материка | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
24 | Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых». | + | Практическая работа №10 | Определять критерии для сравнения фактов | Умение определять связь между полезными ископаемыми и рельефом | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
25 | Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Определять критерии для сравнения явлений | Умение объяснить особенности климата материка | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
26 | Внутренние воды. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Определять критерии для сравнения фактов | Умение определять местоположение объектов | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
27 Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
| + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Работать с текстом: составлять таблицы | Умение объяснять особенности природы | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | |||||
28 | Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Работать с текстом: составлять схемы | Объяснять следствие размещения населения | формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | ||||
29 | Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. | + | Работать с текстом: составлять схемы | Определять местоположение территорий по признакам | ||||||
30 | Контрольное тестирование по теме: « Африка» | + | Контрольное тестирование | Работать с текстом: составлять логические цепочки | Умение анализировать знания | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
31 | Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов) История открытия, изучения и освоения. Географическое положение Практическая работа №11 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков». | + | Практическая работа №11 | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Умение объяснять географические особенности положения материка в целом | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и учтелем | ||||
32 | Основные черты природы. Рельеф и полезные ископаемые. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Оценивать работу одноклассников | объяснить причины формирования рельефа материка | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||||
33 | Климат и внутренние воды самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Выявлять причинно-следственные связи | определять связь между климат. особенностями и водными | Формировать основу экологической культуры | ||||
34 | Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Австралийский Союз – страна-материк. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Определять критерии для сравнения фактов | Объяснять следствие размещения населения | формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | ||||
35 | Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов. | + | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Анализировать связи | Определять местоположение территорий по признакам | формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | ||||
36 | Главные объекты природного и культурного наследия. Контрольное тестирование по теме: «Австралия и Океания» | + | Контрольное тестирование | Оценивать работу одноклассников | Умение анализировать знания | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
37 | Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа) Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. | + | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Следствие выдающихся гео. открытий и путешествий | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
38 | Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции. | + | Анализ карт, групповая работа по результатам анализа карт. | Оценивать работу одноклассников | Умение объяснять географические особенности положения материка в целом | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
39 | Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов) Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. | + | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Умение объяснять географические особенности положения материка в целом | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
40 | Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми | + | Создание проектов | Выявлять причинно-следственные связи | Умение объяснить причины формирования рельефа материка | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||||
41 | Разнообразие климатов. Самый влажный материк. | + | Индивидуальные задания. | Выявлять причинно-следственные связи | Умение объяснить особенности климата материка | |||||
42 | Реки – основные транспортные пути. Амазонка – самая полноводная река планеты. | + | Анализ карт, групповая работа по результатам анализа карт. | Оценивать работу одноклассников | Умение определять местоположение объектов | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
43 | Растительный и животный мир. Практическая работа №12 «Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка». | + | Практическая работа №12 | Работать с текстом: составлять таблицы | Умение объяснять особенности природы | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
44 | Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. | + | Анализ карт, групповая работа по результатам анализа карт. | Выслушивать и объективно оценивать другого | Объяснять следствие размещения населения | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
45 | Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Особенности человеческой деятельности и изменение природы | + | Индивидуальные задания. | Умение вести диалог, вырабатывать общее решение | Определять местоположение территорий по признакам | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
46 | Контрольное тестирование по теме: « Южная Америка» | + | Контрольное тестирование | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Умение анализировать знания | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве. | ||||
47 | Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов) Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. | + | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Умение объяснять географические особенности положения материка в целом | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
48 | Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. | + | Углубить умение создавать объяснительные тексты | Умение объяснить причины формирования рельефа материка | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | |||||
49 | Разнообразие типов климата | + | Индивидуальные задания. | Выявлять причинно-следственные связи | Умение объяснить особенности климата материка | |||||
50 | Реки Северной Америки. Великие Американские озера | + | Анализ карт, групповая работа по результатам анализа карт. | Оценивать работу одноклассников | Умение определять местоположение объектов | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
51 | Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. | + | Создание презентации | Работать с текстом: создавать схемы и таблицы | Умение объяснять особенности природы | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
52 | Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Практическая работа №13 «Обозначение на контурной карте регионов Северной Америки» | + | Практическая работа №13 | Выявлять причинно-следственные связи | Объяснять следствие размещения населения | формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | ||||
53 | Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Практическая работа №14 «Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения». | + | Практическая работа №14 | Выслушивать и объективно оценивать другого | Определять местоположение территорий по признакам | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
54 | Контрольное тестирование по теме: «Северная Америка» | + | Контрольное тестирование | Умение вести диалог, вырабатывать общее решение | Умение анализировать знания | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | ||||
55 | Тема 6. Евразия – музей природы (11 часов) История изучения и освоения. Особенности географического положения. Самый большой материк. | + | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Умение объяснять географические особенности положения материка в целом | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||||
56 | Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. | + | Создание презентаций | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Умение объяснить причины формирования рельефа материка и полезных ископаемых | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||||
57 | Все типы климатов Северного полушария Практическая работа №15 «Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам». | + | Практическая работа №15 | Выявлять причинно-следственные связи | Умение объяснить особенности климата материка | Формировать основу экологической культуры | ||||
58 | Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. | + | Индивидуальные задания. | Углубить умение создавать объяснительные тексты | Умение определять местоположение объектов воды | Формировать основу экологической культуры | ||||
59 | Природные зоны. Практическая работа №16 «Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели». | + | Практическая работа №16 | Работать с текстом: создавать схемы и таблицы | Умение объяснять особенности природы | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
60 | Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. | + | Индивидуальные задания. | Углубить умение создавать объяснительные тексты | Объяснять следствие размещения населения | формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | ||||
61 | Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. | + | Индивидуальные задания. | Выявлять причинно-следственные связи | Умение строить диаграммы | |||||
62 | Регионы Европы. | + | Тестирование | Анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов | Определять местоположение территорий по признакам | формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | ||||
63 | Регионы Азии. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Практическая работа №17 «Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации». | + | Практическая работа №17 | Анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов | Определять местоположение территорий по признакам | |||||
64 | Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. | |||||||||
65 | Контрольное тестирование по теме: «Евразия» | + | Контрольное тестирование | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Умение давать анализ полученной информации | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека ( 4 часа) | ||||||||||
66 | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем | + | Индивидуальные задания. | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Умение объяснять особенности взаимодействия человека и природы | Сформировать основу экологического мышления, | ||||
67 | Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. | + | Индивидуальные задания. | Выявлять причинно-следственные связи | Умение объяснить влияние х/д человека на оболочки | Осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; | ||||
68 | Центры происхождения культурных растений. | + | Индивидуальные задания. | Определять критерии для сравнения | Умение определять центры происхождения культурных растений | сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||
69 | Практикум: «Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера». | + | Индивидуальные задания. | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Умение объяснять следствия влияния х\д человека на оболочки | приобретение опыта природоохранной деятельности | ||||
70 | Резервный урок | + | Планировать свою деятельность под руководством учителя |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Куркинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Принято» « Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель РМО/ШМО Заместитель директора ПО УВР Директор МКОУ «КСОШ№2»
____________/Сидякова Н.Н./ _________Кочергина Н.С.
Протокол №___ от «___»___201 г. Протокол №____ от «___»__201 г. ________________Сазонов А.Г.
Приказ № _____ от «___» _____201 г.
Рабочая программа
учителя первой категории
Никитиной Юлии Юрьевны
по учебному предмету «География»
7 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 7класс
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные прогр...
Рабочая программа по информатике 7класс
Программа рассчитанана 1 час в год (35 часов в неделю). Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Рабочая программа по географии 7класс (учебник Домогацких)
Рабочая программа для 7 класса общеобразовательных учреждений создана на основе авторской программы «Программа по географии 6-10 класс» Е.М. Домогацких М: «Русское слов...
Рабочая программа по географии предмет 7класс с ограниченными возможностями здоровья С(К)КVIIвида
Адаптированная программа по географии 7 класс....
Рабочая программа по географии 7класс
Рабочая программа по географии 7 класс...