Конспекты уроков для спецкурса "Ставропольеведение"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Методические разработки для уроков по спецкурсу "Ставропольеведение". Эти материалы так же можно использовать для уроков географии при изучении регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavropolevedenie.docx | 66.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1. Географическое положение Ставропольского края
Цели и задачи:
- Cформировать знания уч-ся о месте Ставропольского края на карте России и мира.
- Ознакомить уч-ся с географическими исследованиями в Ставропольском крае и роли выдающихся ученых, исследователей-краеведов Ставрополья.
- Продолжить формирование ключевых компетенций при работе с учебником, географической картой и видеоресурсами.
- Воспитывать трудолюбие
Оборудование: Физическая география СК (видеоучебник), Физическая география СК, контурные карты, Гниловской В. Г. «Занимательное краеведение».
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок. ур
2.Знакомство с новой темой:оЗнакомствока» Ооо111111111
Географическое положение СК. Ставропольский край находится на материке Евразия. Граница между Европой и Азией условно проходит по Кумо – Манычской впадине, поэтому принято считать, что наш край расположен в Азии. Он лежит между 44 и 46 градусами северной широты в умеренном климатическом поясе. Площадь Ставропольского края составляет 66,5 тыс. км2 Край расположен в юго-западной части России на территории Северного Кавказа между бассейнами Черного, Азовского и Каспийского морей. На юге граничит с Республикой Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой, Чеченской Республикой, на севере – с Ростовской областью и Республикой Калмыкия, на востоке – с Республикой Дагестан, на западе – с Краснодарским краем.
Общая протяжённость границ составляет около 1500 км. Ставропольский край протянулся на 285 км с севера на юг и на 370 км с запада на восток. Самолет «ТУ-124» преодолевает это расстояние за 100 минут. По железной дороге от Ставрополя до Москвы путь длиннее—1746 км. Поездом на путешествие от Москвы до Ставрополя теперь затрачивается около 30 часов.
М. Ю. Лермонтову, выехавшему из Москвы 10 апреля 1837 г. самым быстрым по тому времени видом транспорта — «экстрапочтой» (был выслан на Кавказ «по высочайшему повелению»), удалось прибыть в Ставрополь только 15 апреля, то есть через 5 суток. От Петербурга до Ставрополя на почтовых лошадях можно было добраться за 10—12 суток непрерывной езды.
Географическое положение Ставропольского края удобно для развития экономических связей не только с окружающими его территориями, но и с Украиной, Центральным районом, Нижним Поволжьем, Закавказьем, а через порты Каспийского моря с Казахстаном и странами Средней Азии
Выдающиеся ученые, исследователи – краеведы Ставрополья:
Праве Георгий Константинович (1862-1925) – выдающийся просветитель и общественный деятель, избирался гласным Ставропольской городской Думы. Долгие годы был членом, а затем и председателем правления Общества содействия распространению народного образования в г. Ставрополе, председателем и почетным членом Общества для изучения Северо-Кавказского края. При его активном участии в городе были созданы первая бесплатная библиотека, первые артели столяров и переплетчиков. В 1904 году в дар городу передал свои коллекции, основал городской музей учебных и наглядных пособий. С 1922 по 1924 гг. избирался членом городского Совета.
Прозрителев Григорий Николаевич (1849-1933) – видный ученый краевед и общественный деятель. Действительный член губернского статистического комитета. Председатель Ставропольской губернской ученой архивной комиссии с 1906 по 1920 гг. Основатель Ставропольского краеведческого музея.
Гниловской Владимир Георгиевич (1907-1980) – видный ученый-краевед, педагог, основатель ставропольской научной географической школы. Автор многочисленных трудов по истории, географии, краеведению города Ставрополя и Ставропольского края. 3.Практическая работа:
Определите по карте протяженность края в градусной мере и километрах. Определите географические координаты различных точек местности. 4.Закрепление.
Составьте синквейн по теме «Географическое положение Ставропольского края»
Ставропольский край. Разнообразный, южный. Расположен (в Азии), находится (в умеренном поясе),
Граничит (с республиками).
СК – житница России.
Моя Родина!
5. Итог урока. Ставропольский край находится на материке Евразия, на границе между Европой и Азией. Между бассейнами трех морей. S края 66,5 тыс. кв км. Имеет много соседей. Г П края удобно для развития экономических связей не только с различными территориями нашей страны , но и с близлежащими странами. Праве Георгий Константинович, Прозрителев Григорий Николаевич, Гниловской Владимир Георгиевич – авторы многочисленных трудов по истории и географии СК.
Урок №2 .Административное деление края. Апанасенковский район на карте Ставропольского края
Цели и задачи:
- Дать понятие об административном делении края, ГП Апанасенковского района.
- Продолжить формирование ключевых компетенций при работе с учебником, географической картой и видеоресурсами.
- Прививать любовь к своей родине.
Оборудование: География СК( видеоучебник), Физическая география СК, тетрадь «Ставропольеведение» 8-9 кл. с набором карт, География Апанасенковского района.
Ход урока: 1.Организация учащихся на урок. 2.Проверка домашнего задания. Географический диктант: а) Ставропольский край находится на материке …(Евразия)
климатическом поясе)
г) Площадь СК составляет…..( 66,5 тыс. км2)
б) Граница между Европой и Азией условно проходит по….. (Кумо – Манычской впадине), поэтому принято считать, что наш край расположен в….(Азии)
в) СК находится между 44 и 46 градусом северной широты в…….. (умеренном климате)
д) Край расположен в юго-западной части России на территории Северного Кавказа, между бассейнами ….( Каспийского, Черного и Азовского морей) е) На юге граничит с Республикой Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой, Чеченской Республикой, на севере …(с Ростовской областью и Республикой Калмыкия), на востоке с….. (Республикой Дагестан) на западе с…. (Краснодарским краем)
ж) Общая протяжённость границ составляет около…. (1500 км)
3. Изучение нового материала.
Вспомните:
1.Что такое географическое положение?
2.Какими основными чертами характеризуется географическое положение России и Ставропольского края? Как эти черты влияют на развитие страны и нашего региона?
Административное деление Ставропольского края.
Ставропольский край образовался 13 февраля 1924 года.
Административно-территориальное деление края на 1января2011 года: 26 районов, 19 городов ( в том числе краевого подчинения-10) , поселков городского типа-7,сельских населенных пунктов-735, сельских администраций-284.
Апанасенковский район на карте края.
Апанасенковский район, как составная часть Ставропольского края, находится на Юге России, на Северном Кавказе, в пределах обширной степной зоны, постепенно переходящей в полупустыню. Географические координаты Ставропольского края легко запомнить: через краевой центр проходит 45 параллель северного полушария. Это – срединная параллель между экватором и северным полюсом. На территории Апанасенковского района (севернее села Манычского) находится самая северная точка Ставрополья.
Район расположен в северной части Ставропольского края, граничит с республикой Калмыкией, Ипатовским и Туркменским районами. Немаловажная черта его географического положения – близость к уникальному озеру Маныч-Гудило.
Запоминающаяся черта географического положения Апанасенковского района – его непосредственная близость к границе между Европой и Азией. Продолжаются споры по поводу того, где же все-таки проводить рубеж между самыми древними и известными частями света – по Главному Кавказскому хребту или по Кумо-Манычской впадине. Во всяком случае, Апанасенковье имеет все основания гордиться столь уникальным положением, которое есть всего лишь у нескольких стран мира (России, Турции, Египта и Панамы), находящихся сразу в двух частях света. Важная особенность района – транзитное положение: через его территорию проходят автотрасса и железнодорожная ветка Ставрополь – Элиста, связывающая край и республику Калмыкию.
Отличается Апанасенковский район и своей площадью (3,6 тыс. кв.км, 5,5% от площади Ставрополья), занимая пятое место среди районов Ставропольского края, несколько уступая Левокумскому району, своему соседу Ипатовскому, Нефтекумскому и Курскому районам. Административным центром района является село Дивное, которое находится в 174 км к северо-востоку от краевого центра г. Ставрополя. В район входят 11 муниципальных образований, которые объединяют 14 населенных пунктов.
4. Итог урока. В состав территории СК входит 26 районов, 19 городов. На территории Апанасенковского района (севернее села Манычского) находится самая северная точка Ставрополья. Район расположен в северной части Ставропольского края. Апанасенковье имеет уникальное положение, находится сразу в двух частях света. S Апанасенковского района 3,6 тыс.км2, занимая пятое место среди районов Ставропольского края. Административным центром района является село Дивное, которое находится в 174 км к северо-востоку от г. Ставрополя. В район входят 11 муниципальных образований, которые объединяют 14 населенных пунктов.
Урок №3. Практическая работа: Оценить степень выгодности географического положения Апанасенковского района
Цели и задачи:
- Установить географический адрес Апанасенковского района, оценить его географическое положение.
- Развивать мышление, трудолюбие.
- Продолжить формирование ключевых компетенций при работе с различными источниками информации.
- Прививать любовь к своей малой родине.
Оборудование: Тетрадь «Ставропольеведение» 8-9 кл. с набором карт, контурные карты, географический атлас для 7 кл.
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
2.Практическая работа:
- Нанесите на контурную карту географические объекты (субъекты РФ, районы края, озера, реки), расположенные на границе с Апанасенковским районом.
- Определите протяженность района с севера на юг и с запада на восток.
- Определите с помощью карты расстояние от с. Дивного до г. Ставрополя, г. Москвы, г. Санкт- Петербурга, г. Ростова-на-Дону, г. Элисты.
- Оцените степень выгодности географического положения Апанасенковского района. Оценку обоснуйте.
- Сделайте вывод.
3.Итог урока. Взаимопроверка
Урок №4. Тектоническое строение Ставропольского края
Цели и задачи:
- Дать понятие о тектоническом строении Ставропольского края.
- Способствовать развитию мышления.
- Прививать трудолюбие.
- Воспитывать коммуникативные качества работы в парах.
Оборудование: География СК (видеоучебник), Физическая география СК, атлас с набором карт для 7 кл.
Ход урока: 1.Организация учащихся на урок.
2.Проверка домашнего задания.
Географический диктант:
- Где происходит условная граница между Европой и Азией?
- Какова площадь СК?
- Между бассейнами каких морей находится территория СК? С какими республиками граничит СК?
- Каково ГП Апанасенковского района на карте СК?
- В какой природной зоне находится Апанасенковский р-он?
- Как легко запомнить ГП СК?
- Назовите соседей Апанасенковского района.
- Что является достопримечательность Апанасенковского района?
- Что значит «транзитное положение» Апанасенковского района?
- Какова площадь Апанасенковского района?
- Какое место по S занимает наш район среди других районов СК?
- Назовите административный центр Апанасенковского района.
- Сколько в Апанасенковском районе муниципальных образований?
- Сколько в Апанасенковском районе населенных пунктов?
3.Изучение нового материала. (использование видеоресурсов)
Работа с географическим атласом для 7 класса. Северная часть края расположена на молодой Скифской платформе, что отразилось на тектоническом режиме и геологических отложениях. В прошлом, к концу палеозоя, складчатые хребты, расположенные на этой территории, были разрушены, и образовалась равнина, которая в мезозое опускалась, была залита морем. На дне его откладывалась толща глин, песков, известняков. В настоящее время толщи осадочных пород в пределах Ставропольской возвышенности колеблются от 1000 м до 1500 м, а в зоне Прикаспийской низменности превышают 10 км. Это устойчивая и малоподвижная часть края, где расположены низменные и возвышенные равнины. Южная центральная часть края - Кавказские Минеральные Воды - в силу особенностей геологических процессов обладает уникальным вулканическим ландшафтом и гидроминеральными ресурсами, что создает благоприятные условия для развития курортно-туристического хозяйства национального масштаба.
3.Закрепление.
Составьте кластер к предложению: Тектоническое строение края.
Скифская платформа, палеозой, складчатые хребты, мезозой, осадочные породы, КМВ, вулканический ландшафт, гидроминеральные ресурсы, курортно-туристическое хозяйство.
Урок №5. Геологическое строение края.
Цель и задачи:
- Сформировать представление о геологическом строении края.
- Отработать практические навыки работы с тематическими картами.
- Воспитывать трудолюбие.
Оборудование: География СК (видеоучебник), Физическая география СК, атлас с набором карт для 7 кл.
Ход урока: 1.Организация учащихся на урок. 2.Проверка домашнего задания. Обсуждение вопросов: 1.На какой тектонической структуре находится северная часть СК? ( Скифская платформа) 2.Какие образовались горные породы в результате опускания равнины, образовавшейся на Скифской платформе? ( глина, песок, известняк) 3.Каковы толщи осадочных пород на Ставропольской возвышенности? (1000-1500м)
4. Каковы толщи осадочных пород в Прикаспийской низменности? (10 км) 5. В какой части края есть возвышенности для развития курортно-туристического хозяйства?
3.Изучение нового материала (с использованием видеоресурсов). Геологическое строение. Территорию Ставропольского края можно назвать не только географическим, но и геологическим музеем. На ней можно видеть отложения горных пород почти всех эр и периодов, пережитых Землей за 3,5 миллиарда лет ее истории. Мы живем на месте древнего южного океана. Ученые назвали его ТЕТИС. Он протягивается от юга Европы через Карпаты, Крым и захватывает часть Кавказа. Вот почему на Кавказе много морских отложений. Природа, как бы, позаботилась оставив нам « доказательство» своей далекой и активной деятельности! Проходили миллионы лет, океан под влиянием горообразовательных процессов начал сокращаться и распался на изолированные бассейны. Морские воды откатывались все дальше и дальше. Так появились Каспийское и Черное моря, а Кавказский перешеек стал сушей. Замкнутые участки океана имели неодинаковые условия жизни для организмов. От реки Днепр через весь юг России до Аральского моря простиралось Сарматское море. Богатое наследство исчезнувшего моря сегодня-это желтые плешины песка на склонах балок, карьеры по добыче камня-ракушечника, месторождение нефти в восточных районах края.
4. Итог урока. На территории Ставропольского края находятся отложения горных пород почти всех эр и периодов, пережитых Землей. Мы живем на месте древнего южного океана Тетис. Вот почему на Кавказе много морских отложений. Океан под влиянием горообразовательных процессов распался на изолированные бассейны. Так появились Каспийское и Черное моря, а Кавказский перешеек стал сушей. От Сарматского моря осталось богатое наследство: песок, камень-ракушечник, месторождение нефти в восточных районах края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...