рабочие программы
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов. Материал курса сгруппирован в пять разделов.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» - сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также в разделе рассматривается вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- - целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Общая характеристика курса географии
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.),;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Место учебного предмета в школьном плане
35 ч (1 ч в неделю) в 5 классе. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» 5 классе являются следующие умения:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание программы
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- специфику географии как науки;
- специфики методов географических исследований.
Умение определять:
- отличительные особенности географических методов исследования;
- рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
- Составление схемы наук о природе.
- Составление описания учебного кабинета географии.
- Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- особенности формы и размеров Земли;
- свойства географической карты и плана местности;
- географические следствия вращения Земли;
Умение определять:
- отличительные особенности изображений земной поверхности;
- направления на карте и плане;
- стороны горизонта.
Практические работы:
- Опыт по получению тени
- Фенологические наблюдения в природе
- Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
4.Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи
- Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
- причины и следствия географических путешествий и открытий;
- маршруты путешествий
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
- Определение особенностей ГП материка.
- Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- географические особенности природы и населения материков и океанов;
- особенности взаимодействия океана и суши;
- значение Мирового океана.
Умение определять:
- специфику природы и населения материков;
- характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
- Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (4 часа)
Содержание темы
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- особенности оболочек Земли;
- специфику географической оболочки.
Умение определять:
- отличия природных объектов;
- отличия оболочек Земли.
Практические работы
- Составление схемы «Природные объекты»
- Организация фенологических наблюдений в природе.
Резерв времени – 1 час
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класса (35 часов)
№ урок | Дата | Раздел. Тема урока | Требования к уровню подготовки | Универсальные учебные действия (УУД) | Теоретические знания | Метапредмет ные связи | Практическая работа | Примечание | |||||
план | факт | личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||||||||
I.Наука география(2ч) | |||||||||||||
1. | 1.Что такое география | Знать: географический объект Уметь: приводить примеры географических объектов своей местности | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к предмету | Определяет цель учебной деятельности | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет слушать, не перебивая. Умеет вести диалог | Понятие географии как науки | Происхождение название географического объекта | Составление схемы наук о природе | ||||
2. | 2.Методы географических исследований. | Знать: методы географических исследований. Что такое картография Уметь: работать с источниками географических знаний Оценивать: прогноз погоды по народным приметам | Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умение доводить дело до конца | Умеет называть свои ошибки, самооценка | Знакомство с разными способами получения и представления информации (вербальным, графическим, аналитическим) | Умеет аргументировать свою позицию, приводит в подтверждение факты и убеждать другого человека | География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов | Ведение наблюдение за состоянием погоды | Составление описания учебного кабинета географии Составление перечня источников географической информации. | ||||
II. Земля и её изображение (5 ч) | |||||||||||||
3 | 1.От плоской Земли к земному шару | Знать: тела Солнечной системы, доказательства шарообразности Земли Уметь: самостоятельно получать географическую информацию | Способность устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Развивает исследовательские учебные действия | Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. | Мысли древнегреческих ученых математик Пифагор, философ Аристотель | Опыт по получению тени | ||||
4 | 2.Форма, размеры и движения Земли | Знать: планеты Солнечной системы, форму, размеры, движения Земли Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года. | Ответственность при выполнении заданий | Определяет степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников | Планирует свою деятельность под руководством учителя; выявляет причинно-следственные связи; определяет критерии для сравнения фактов, явлений | Выслушивает и объективно оценивает другого; умеет вести диалог, вырабатывает общее решение. | Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы. Она участвует в осевом и орбитальном движениях | Презентация с помощью технических средств и информационных технологий (уроки астрономии) | Фенологические наблюдения в природе | ||||
5 | 3.Глобус и карта | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Умеет приводить аргументы | Выявляет причинно-следственные связи; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. Речевая культура | Умеет взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли | Глобус – модель земного шара. Географическая карта – чертеж, изображающий земную поверхность. Аэрофотоснимки, космические изображения – фотографии земной поверхности | Применение ИКТ «Фотографии земной поверхности | Составление сравнительных характеристики разных способов изображения земной поверхности. Заполнение таблицы | ||||
6 | 4.Ориентирование на местности на территории школы | Знать понятия: компас, румбы, зюйдвестка Уметь: самостоятельно получать географическую информацию | Проявляет ответственность при выполнении заданий | Составляет план выполнения данного задания под руководством учителя | Определяет направления по компасу. Изучает строение компаса. | Работает в группе, оценивает совместные действия | Ориентирование и его способы. Компас | Модель компаса, его применение | Определение сторон горизонта с помощью компаса. | ||||
7 | 5.Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение» | Повторить географические знания , понятия | Проявляет интерес к выполнению разных заданий | Контролирует, корректирует и оценивает | Умеет использовать географическую информацию для решения заданий Умеет планировать свое речевое поведение | Выслушивает и объективно оценивает другого; умеет вести диалог, вырабатывает общее решение. | Повторение и обобщение знаний | ||||||
III. История географических открытий (14 часов) | |||||||||||||
8 | 1.По следам путешественников каменного века | Знать: результаты путешественников каменного века; номенклатуру геообъктов Уметь: читать карту, работать с дополнительными источниками, объяснять явления | Умеет вести диалог, вырабатывает общее решение | Определяет цель учебной деятельности и строит действия в соответствии с целью | Самостоятельно ведет поиск информации для решения задачи | Аргументирует свою позицию, приводит факты | Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей | Объяснение устройства примитивного плота (уроки технологии) | Нанесение на к/ карту географических объектов | ||||
9 | 2.Путешественники древности | Знать: географические открытия древности, понятия Уметь: описывать географические объекты и явления, анализировать информацию; работать с картографическим материалом, систематизировать знания в таблице | Выявляет причинно-следственные связи; | Определяет степень успешности выполнения своей работы и одноклассников | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет передавать содержание в сжатом виде | Геродот –великий путешественник, основоположник географии. Пифей первый нашел путь из Средиземного моря в Северное | «Продолжительность плавания финикийцев (Математический расчет) | Нанесение на к/ карту географических объектов | ||||
10 | 3.Путешествия морских народов | Знать: географические особенности природы, имена путешественников Уметь: составлять краткую географическую характеристику территорий, самостоятельный поиск информации | Планирует свою деятельность под руководством учителя; | Выполняет действия по задуманному плану | Умеет называть существенные признаки объектов и явлений, работает с текстом и атласом | Умеет брать на себя инициативу в организации совместных действий | Викинги заселяли берега Скандинавского полуострова, потом они открыли Исландию и Гренландию | Описание природы острова Гренландии. (Документальный фильм | |||||
11 | 4.Первые европейцы на краю Азии | Знать: кто такой Марко Поло; результаты выдающихся географических открытий и путешествий Уметь: выделять существенные признаки географических объектов и явлений | Имеет представление о других культурах, религиях, языках | Умеет объяснять, что сделал правильно, что сделал неправильно, и приводит аргументы | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека | Во второй половине ХШ века семья венецианских купцов Поло отправилась в Китай. По рассказам М Поло была написана книга, которая стала источником знаний о странах Азии | «Книга Марко Поло о разнообразии мира» стала первым описанием территории Китая и других стран Азии. (Факты и события из курса истории) | Обозначение на к/ карте маршрута путешествий, географические объекты, работа с таблицей | ||||
12 | 5.Хождение за три моря | Знать: основные географические понятия и термины; результат путешествия Афанасия Никитина Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию для изучения объектов и явлений | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки | Умеет называть существенные признаки объектов и явлений Представляет информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту | Афанасий Никитин первым из европейцев побывал в Индии, провел там три года и посетил многие ее города | Изучаем географические объекты, презентация | Обозначение на к/ карте маршрута путешествий, географические объекты | ||||
13 | 6.Морской путь в Индию | Знать: что такое эпоха Великих географических открытий; понятия Уметь: собирать, анализировать информацию, строить творческие картосхемы; выступать с помощью презентаций | Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны | Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий | Развивает навыки выбора данной информации из Интернета и текста учебника для сообщения | Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | С поиска морского пути в Индию в ХV веке началась эпоха Великих географических открытий | Анализ ХV- ХVII век Факты и события из курса истории | Обозначение на к/ карте маршрута путешествий, географические объекты | ||||
14 | 7.Открытие Америки | Знать: кто открыл Америку? Географические понятия, термины, природные объекты; результаты географических открытий Уметь: работать с информацией | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Осуществляет действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценку | Развивает смысловое чтение | Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Желая достичь берегов Индии с востока, Х.Колумб пересек Атлантический океан и открыл новый материк | Чем индейцы отличаются от индийцев? | Работа по картам атласа и в к/к. В тетрадь выписать географические объекты | ||||
15 | 8.Первое кругосветное плавание | Знать: кто совершил первое кругосветное путешествие? основные понятия, природные объекты Уметь: анализировать информацию, составлять краткую характеристику разных территорий | Развивает эстетические чувства | Определяет цель учебной деятельности Строит действия в соответствии с целью Умеет описывать желаемый результат | Умеет называть существенные признаки объектов и явлений | Умеет задавать вопросы , слушать, не перебивая | Обогнуть Америку с юга и добраться до Азии с востока задумал Ф Магеллан - португалец | Старинная гравюра «Магеллан на борту своего корабля» (ИЗО искусство) | Работа с таблицей в тетради; Работа по картам атласа и в к/к | ||||
16 | 9.Контрольная работа по теме «Эпоха Великих географических открытий» | Знать: результаты выдающихся географических открытий, географическую номенклатуру Уметь: обобщать знания | Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны | Умеет исправлять ошибки при повторном выполнении задания | Выполняет письменные задания разного характера | ||||||||
17 | 10.Открытие Южного материка | Знать: что такое Неизвестная Южная Земля? Кто открыл Австралию? Понятия, природные объекты Уметь: анализировать картографический материал | Выявляет причинно-следственные связи | Выполняет действия по плану | Развивает исследовательские учебные действия | Умеет оценивать совместные действия и свой вклад в них | Издавна существовала легенда о том, что в Южном полушарии находится неизвестный материк. Его назвали – Неизвестная Южная Земля | Кто такой «кенгуру»? Откуда происходит название? Материал биологии с использованием ИКТ | Определение особенностей ГП материка | ||||
18 | 11.Поиски Южной земли продолжаются | Знать: цель второй экспедиции ДЖ. Кука; проливы, острова Уметь: работать с картосхемами, систематикой, дополнительной информацией | Может рассказать, что ему интересно в данном материале темы | Умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументы | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект Умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого) | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты | Во время второго кругосветного плавания ДЖ.Кук попытался найти еще один материк, который лежал к югу от Австралии | Трудности, с которыми сталкивались моряки | Работа по картам атласа, в к/к, заполнение таблицы | ||||
19 | 12.Русские путешественники. Географические исследования Оренбургской области | Знать: русских путешественников в исследовании Земли; имена первопроходцев своего края Уметь: анализировать картографический материал, систематизировать знания в таблице | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов. Знает исторические события в развитии географии края | Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки. | Умеет назвать существенные признаки объектов и явлений Представляет информацию в виде таблицы, картосхемы | Умеет передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | Благодаря экспедиции В.Беренга и А.Чирикова было открыто северо-западное побережье Северной Америки, Алеутские и Командорские острова. «колумб Оренбургского края» -П.И Рычков | Путешествие русских первопроходцев, с использованием ИКТ | Задания с использованием карт атласа, текста и таблицы | ||||
20 | 13.Вокруг света под русским флагом | Знать: кто из российских мореплавателей совершил первое кругосветное плавание; кто открыл Антарктиду?; понятия Уметь: решать аналитические задачи, дискуссировать | Развивает чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознает свою ответственность за общее благополучие; | Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста | Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту | Первые русские кругосветные плавания начались в самом начале XIX века. Первое такое плавание совершили И.Крузенштерн и Ю.Лисянский | Что такое айсберг? Из материалов гляциологии | Заполнение таблицы «Имена русских первопроходце на карте мира» | ||||
21 | 14.Итоговый урок по разделу «История географических открытий» | Знать: факты истории географических открытий; номенклатуру, понятия по разделу Уметь: анализировать географическую информацию, картографический материал, высказывать свою точку зрения | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников | Создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме; Речевая культура | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека | мини проекты, их защита, презентации | ||||||
IV. Путешествие по планете Земля (9 часов) | |||||||||||||
22 | 1.Мировой океан и его части | Знать: что такое Мировой океан и его части; понятия Уметь: составлять краткую географическую характеристику природным объектам; работать с картами атласа | Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умеет доводить дело до конца | Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий | Преобразовывает модели с целью выявления общих законов | Умеет распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | Мировой океан –огромная единая масса воды 361 млн кв км, которая условно делится на океаны и моря | «Земля: вид из космоса» с использованием ИКТ | Обозначение на к/ карте материков и океанов Земли | ||||
23 | 2.Значение Мирового океана для природы и человека | Знать: кто живет в Мировом океане?, значение океана для человека; условия обитания Уметь: выступать с использованием презентации, работать с картографическим материалом | Проявляет ответственность, обязательность при выполнении заданий | Умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действий | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста Уровень речевой культуры | Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | В океане обнаружено множество видов живых организмов, живущих в толще воды и на дне | Живой мир, материал биологии; презентации с использованием ИКТ | |||||
24 | 3.Контрольная работа по теме «Мировой океан» | Знать: представления о Мировом океане, его частях, определения географического положения объектов Уметь: систематизировать знания | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Оценивает свои силы и возможности для выполнения задачи | Умеет назвать существенные признаки объектов и явлений | ||||||||
25 | 4. Путешествие по Евразии | Знать: природу материка, его размеры и географическое положение, о природных «рекордсменах» материка Уметь: составлять краткую характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации | Знает и может рассказать, что ему интересно при изучении данной темы | Развивает исследовательские учебные действия | Создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме | Владеет монологической и диалогической формами речи, умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Природа Евразии разнообразна из-за большой площади материка. Расположена высочайшая вершина мира, крупное и глубокое озеро | «Горы Евразии», презентацию | Обозначение на к/ карте государств материка | ||||
26 | 5. Путешествие по Африке | Знать: особенности природы Африки, закономерности изменения природы на материке Уметь: проводить исследовательские действия, развивать навыки работы с информацией | Знает основные принципы и правила отношения к природе, | Умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументы. | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект Умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого) | Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту | Африка – второй по площади материк. Здесь находится сама большая пустыня мира – Сахара. | «Животные Африки» , презентация | Обозначение на к/ карте государств материка | ||||
27 | 6. Путешествие по Северной Америке | Знать: особенности природы и населения Северной Америки, понятия, объекты Уметь: работать с заданиями разного уровня, самостоятельно работать с картами атласа, делать выводы | Знает основные исторические события развития Америки | Составляет план выполнения учебной задачи и выполняет действия по задуманному плану | Самостоятельно ищет в различных источниках информацию, обрабатывает ее по критериям и делать выводы | Умеет сотрудничать: определяет общую цель, пути ее достижения; распределяет функции и роли в совместной деятельности; | Северная Америка – третий по величине материк. Берега Северной Америки омывают три океана. Самая большая и полноводная река - Миссисипи | «Индейцы – коренные жители Северной Америки», презентация | Обозначение на к/ карте государств материка | ||||
28 | 7. Путешествие по Южной Америке | Знать: чем знаменита Южная Америка, об уникальных растениях и животных; понятия, объекты Уметь: представлять и анализировать информацию, работать с разными источниками географических знаний, дискуссировать | Умеет строить позитивные отношения с одноклассниками | Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников Пользуется критериями в ходе оценки и самооценки. | Развивает смысловое чтение, выстраивает речевые высказывания и составляет текст в устной и письменной формах | Умеет брать на себя инициативу в организации совместного действия Выполняет порученную групповую роль и обязанности Оказывает помощь и поддержку другим людям Оценивает совместные действия и свой вклад к них. | Южная Америка – самый влажный материк Земли. Вдоль океана протянулись очень длинные и высокие горы –Анды.. Высокий водопад - Анхель | «Родина культурных растений», творческое задание курса биологии | Обозначение на к/ карте государств материка | ||||
29 | 8. Путешествие по Австралии | Знать: где расположена Австралия, какие месяцы холодные, а какие теплые, кто живет в Австралии; понятия Уметь: сопоставлять географические карты различной тематики, составлять характеристику по картам атласа и картосхемам | Знает или имеет представление о других культурах, религиях, языках | Демонстрирует эмоциональную выдержанность в ситуации успеха/неуспеха Понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации | Развивает смысловое чтение, выстраивает речевые высказывания и составляет текст в устной и письменной формах | Умеет спорить без агрессии Заканчивает спор взаимным согласием. Критически относиться к своей позиции и признает свою неправоту | Австралия –самый маленький и сухой материк планеты. Здесь сохранился уникальный животный мир | «Уникальный животный и растительный мир Австралии» с использованием ИКТ | Обозначение на к/ карте государств материка | ||||
30 | 9. Путешествие по Антарктиде | Знать: почему в Антарктиде холодно, кто живет на Южном полюсе; понятия Уметь: находить и применять географическую информацию, включая карты, статистический материал, ресурсы Интернета | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов | Осуществляет действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценку | Развивает исследовательские учебные действия. Самостоятельно ищет и выделяет нужную информацию | Умеет взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли | Антарктида оказывает огромное влияние на климат нашей планеты, поэтому ее природу надо беречь. Край вечного холода | «Природа материка» с использованием ИКТ | Обозначение на к/ карте географическую информацию | ||||
V. Природа Земли (4 часа) + резервный час | |||||||||||||
31 | 1.Что такое природа? Природа Башкортостана | Знать: что такое природа, объекты природы Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами | Знает основные принципы и правила отношения к природе. Осознание ответственности человека за общее благополучие. | Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения | Умеет выстраивать речевые высказывания и составляет тексты в устной и письменной формах. Называет существенные признаки объектов и явлений | Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Разнообразные объекты природы | Создать слайды «Разнообразие объектов природы моего края» | |||||
32 | 2.Облочки Земли | Знать: какие бывают оболочки Земли и чем они отличаются друг от друга, как взаимодействуют оболочки Земли Уметь: определять и оценивать свойства оболочек Земли, работать с таблицами, схемами | Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов. | Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения | Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте | Определяет общую цель, пути ее достижения | Природа Земли состоит из четырех оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы | Составление схемы «Природные объекты» | |||||
33 | Повторение пройденного | Знать: понятия, географическую номенклатуру, путешественников Уметь: объяснять природные явления и процессы, применять географическую информацию в решении задач | Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, доводит дело до конца | Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам. Делать выводы | Итоговые задания разного уровня | |||||||
34 | 4.Итоговая контрольная работа | Что надо вспомнить: что такое природа, природный объект, оболочки Земли, стороны горизонта, компас Приборы и материал: компасы, блокноты, фотоаппарат | Выполняет здоровьесберегающие и безопасные правила поведения в полевых условиях | Выделяет и осознает , что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения материала | Умеет сравнивать объекты по существенным признакам. Находит в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого) | Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий | Типичные природные объекты, описание элементов природы, относящиеся к разным оболочкам Земли. Взаимодействие друг с другом. Описание погоды на день. Фенологические явления | Сделать фотоотчет по экскурсии, материал краеведения | |||||
35 | 5Экскурсия в пойму реку «Встреча с природой» | Организация фенологических наблюдений |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
- Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
- моделями;
- приборами;
- коллекциями;
- гербариями;
- макетами;
- картами;
- картинами;
- таблицами;
- В кабинете географии есть экспозиционные материалы:
- организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;
- В кабинете есть литература:
- справочная;
- научно-популярная;
- учебники;
- научно-методические пособия;
- образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
- подборки олимпиадных заданий и т.д.
- В кабинете географии средства обучения систематизированы:
- по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
- по классам (6-10 классы).
- В кабинете находятся раздаточные материалы:
- для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
- для проверки знаний, умений (карточки-задания);
- для подготовки опережающих заданий;
- атласы;
- коллекции минералов и горных пород;
- гербарии и т.п.
- Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
Список используемой литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
- Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
Интернет-ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (понимать)
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры географических объектов;
- проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
- различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы, объекты и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием географической информации;
- формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...