Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Филиппова Марина Александровна

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.

Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2_konspekt_uroka_-_kopiya.rar11.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.

Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"

Предмет: география, 5 класс, учебник: География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В. А. Коринская, И. В. Душина, В.А. Щенев. – 2 изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014 г.

Учитель: Филиппова Марина Александровна

Дата: 22.10.2014 г.

Место проведения: МБОУ СОШ №83 г.о. Самара (уровень ОО)

Тип урока: комбинированный.

Вид урока (форма урока): изучение нового материала, практикум.

Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи урока:

1. Образовательная: научить школьников называть и показывать природные зоны на карте, объяснять причины хрупкости, уязвимости ПК, прогнозировать изменения ПК под влиянием деятельности человека.

2. Развивающая: развивать умение работать с дополнительной информацией и использовать полученные знания па практике.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природе и формированию межличностных партнерских отношений учащихся в классе.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.

Дидактический и раздаточный материал: атлас, учебник, электронное приложение к нему, компьютер

Этапы урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

Организационный момент

1 мин.

Проверка готовности к уроку, сообщение учащимся общего плана действий, создание  психологического настроя.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Самодисциплина.

Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.

Этап всесторонней проверки знаний по разделу «Атмосфе

ра»

5 мин.

Установление правильности, полноты, осознанности полученных знаний.

Раздать карточки для выполнения заданий в письменной и устной формах.

Письменно:

Карточка №1.

Опишите строение географической оболочки.

Дайте определение географической оболочки.

Карточка №2.

Дайте определение географической оболочки.

Запишите цепочку биологического круговорота.

Устно:

-Опишите свойства географической оболочки.

-Опишите круговорот воды.

-Опишите роль живых организмов в формировании природы.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточках, проявляя внимание и познавательную активность

Осознание учащимися изучаемого материала, объективная оценка полноты полученных знаний и возможности их применения на практике

Знать о зависимости температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты, уметь работать с климатической картой и контурными картами

Умение активизировать свою познаватель

ную деятельность для достижения оптимального результата.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

7 мин.

Создание мотивации для усвоения нового материала.

Вступительное слово учителя о природных зонах на Земле

Слушают рассказ учителя, настраиваясь на активную работу по усвоению нового материала

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию.

Осознание того, что расположение природных сообществ на Земле носит ярко выраженную зональную структуру

Умение концентрировать внимание и настроиться на усвоение новой темы

Этап усвоения новых знаний

9 мин.

Восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Учитель слушает сообщение подготовленного ученика

Сообщение подготовленных учеников на тему «Тундра», «Традиционные занятие коренных народов Севера», «Экологические проблемы тундры», сопровождаемые показом слайдов презентации.

Школьники слушают сообщение, фиксируя в тетрадях основные моменты

Развитие  навыков

практической деятельности для применения в жизненных ситуациях.

Овладевают основными навыками нахождения необходимого материала. Усвоение и использование географической информации.

Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Этап

Закрепле

ния знаний

7 мин.

Закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу

Объединяет учащихся в группы и раздает карточки с заданиями:

Задание 1-й группе:

1. Определите ГП природных комплексов.

2. Выявите особенности компонентов природы ПТК и установите их взаимосвязь.

3. Каковы последствия изменения одного или нескольких компонентов природы?

4. Где распространена многолетняя мерзлота? Каково влияние многолетней мерзлоты на формирование ПТК?

Задание 2-й группе:

1. Выясните, какие народы населяют зону тундры. Опишите быт, культуру, верования местного населения.

2. Приведите примеры влияния природных условий на особенности жизни и быта населения Арктики.

3. Ответьте на вопрос: Почему сокращается численность коренного населения?

4. Найдите города в зоне тундры. Выясните время и причины их возникновения.

Задание 3-й группе:

1. Ответьте на вопрос: Почему природа севера особенно ранима, трудно восстанавливается?

2. Выявите экологические проблемы арктических пустынь и тундр.

3. Почему возникли экологические проблемы? Каковы причины разрушения почвенного покрова? Как влияет на природу добыча нефти и газа? Почему происходит сокращение естественных пастбищ?

4.Назовите пути решения проблем. Результаты обсуждений сверните в схему

Объединяются в группы и отвечают на поставленные вопросы, готовят устные выступления по выполненным заданиям

Формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию. Развитие навыков  практической деятельности для применения в жизненных ситуациях.

Овладевают основными навыками нахождения необходимого материала в учебнике. Использование географической информации.

Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

Работать в группе, находить общее решение.

Этап проверки осознан

ности  полученных знаний

8 мин.

Осмысление полученных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Показывает учащимся кроссворд по теме «Животные тундры»

Разгадывают кроссворд

Освоение личностного смысла учения

осознание целостности природы

Овладение элементарными практическими умениями для определения и нанесение на контурную карту название рек, озер и водопадов и видов флоры и фауны

Умение строить логическое рассуждение.

Итог урока

2 мин.

Качественная оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Оценивает работу всего класса в целом и отдельных обучающихся, выставляет оценки

Оценивают свои достижения на уроке, делают вывод о том, что узнали, чему научились в ходе занятия и как смогут использовать полученные знания в жизни

Формирование учебно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении домашнего задания.

Самоконтроль.

Умение планировать свою деятельность по выполнению домашнего задания

Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

1 мин.

Дает задание составить презентацию  по теме «Природная зона», раскрыв понятия “Природные уникумы”, “эндемики” и “реликты”. Объясняет то, как выполнить задание, отвечает на вопросы обучающихся.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке.

Самооценка.

Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи.


Приложение 3

Кроссворд по теме “Животные тундры”

1. Одомашненное копытное животное северных народов. 2. Мелкий грызун тундры. 3. Дикая птица тундры. 4. Ценный пушной зверь. 5. Водоплавающие птицы, прилетающие в тундру весной. 6,7. Хищные животные тундры. 8. Водоплавающие птицы. 9. Маленькая птица с длинным клювом, обитающая около воды. 10. Большие водоплавающие птицы с длинной шеей. 11. Хищная полярная птица 12. Реликтовое животное тундр Северной Америки.

Ответы: 1. Олень. 2. Лемминг. 3. Куропатка. 4. Песец. 5. Чайки. 6. Росомаха. 7. Волк. 8. Утки. 9. Кулик. 10. Гуси. 11. Сова. 12. Овцебык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме "Природный комплекс"

Разработка урока для 8 класса в виде презентации по теме "Природный комплекс. Высотная поясность". На уроке в виде схем рассматриваются понятие и структура ПТК, факторы формирования природного комплек...

Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".

формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Конспект урока географии на тему: "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы".

Конспект урока по географии, 8 класс, по учебнику И.И.Баринова. Цели урока: углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей приро...

Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...

Конспект урока географии по теме «Металлургический комплекс. Черная металлургия» 9 класс

Тип урока: комбинированный Форма урока: урок с использованием ИКТ и ЛОС Цель урока: -дать знания о составе металлургического комплекса; -выявить значение и роль ...