История моего края в биографии земляка
проект по географии (9 класс) на тему
Мы привыкли к истории относиться как к школьной науке, в которой описывается жизнь прошлых поколений, судьбы великих людей, военные события. И очень редко задумываемся, что история – она вот, рядом, в названиях поселков и городов; история – это улицы, по которым мы ходим, дома, в которых мы живем, это люди, которые живут рядом с нами. Они бережно хранят в своей памяти историю своей жизни, работы, документы. Поэтому их свидетельства бесценны. В нашем селе живет уникальный человек - Бокатанова Галина Васильевна, хорошо знающий историю села, своих односельчан. Познакомились мы с ней, получив в школе задание, узнать историю села из уст старожила. Да так увлеклись рассказами Галины Васильевны, что решили, что ее жизнь и история нашего края неотделимы и ее должны знать и наша работа тому свидетельство. Цель работы: проследить, как в биографии одного человека отразились события истории, страны и нашего края. Тема интересна: жизнь одного человека рассказывает нам историю нашего края. Актуальна : знакомство с биографией таких людей позволит лучше понять историю своей страны, своего края. В своей работе мы использовали и сведения из интернета и с краеведческого музея города Красноармейска, но главное, бесценные воспоминания Галины Васильевны. У времени есть своя память – история. История нашей Родины полна яркими и значимыми событиями, повлиявшими на ход развития многих стран и народов. Ветераны Великой Отечественной войны, дети, войны которые еще могут нам рассказать о времени и о себе, заслужили своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Эту память заслужили и те, кто погиб, и те, кто жил и кто сейчас живет рядом с нами. Мы с большим интересом слушали рассказы Галины Васильевны, хотя могли бы взять ее книгу, прочитать и школьное задание было бы выполнено. Но это удивительный рассказчик, слушать ее можно бесконечно долго. И мы неприменно продолжим свою работу, теперь уже рассказом о наших земляках, живущих рядом с нами. В преддверии Великой победы, мы говорим спасибо за память, за внимание к нам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moego_kraya_v_biografii_nashego_zemlyaka_2.docx | 72.65 КБ |
Предварительный просмотр:
История моего края в биографии нашего земляка
Работу выполнила:
Иванова Анастасия,
учащаяся 9 класса
МБОУ «СОШ № 52 ст. Карамыш
Красноармейского района
Саратовской области»
Руководитель:
Чернавина Лидия Ивановна
учитель географии
МБОУ «СОШ № 52 ст. Карамыш
Красноармейского района
Саратовской области»
Тел. 8(84550)3-55-30
mail: krassclstkaramysh@jandex.ru
2015 год
Оглавление.
Введение_________________________________________________стр.3
Глава I история
а) Галина Васильевна Бокатанова –наш краевед _______________стр.4-6
б) село Усть-Золиха – бывший Мессер ________________________стр.6-10
в) строительство железной дороги_____________________________стр.10 -13
г) школа, учеба___________________________________________стр.13-17
Глава II Наш край в послевоенные годы
а) совхоз___________________________________________________стр.17-18
б) колония_________________________________________________стр.8-19
Глава III Люди
а) Эдуард Иванович Губер ___________________________________стр.20-22
б) братья Шмидт____________________________________________стр.23-25
в) Иван Андреевич Михаэлис_______________________________стр.25-26
Заключение________________________________________________стр.27
Список использованной литературы___________________________стр.28
Введение.
Мы привыкли к истории относиться как к школьной науке, в которой описывается жизнь прошлых поколений, судьбы великих людей, военные события. И очень редко задумываемся, что история – она вот, рядом, в названиях поселков и городов; история – это улицы, по которым мы ходим, дома, в которых мы живем, это люди, которые живут рядом с нами. Они бережно хранят в своей памяти историю своей жизни, работы, документы. Поэтому их свидетельства бесценны.
В нашем селе живет уникальный человек - Бокатанова Галина Васильевна, хорошо знающий историю села, своих односельчан.
Познакомились мы с ней, получив в школе задание, узнать историю села из уст старожила. Да так увлеклись рассказами Галины Васильевны, что решили, что ее жизнь и история нашего края неотделимы и ее должны знать и наша работа тому свидетельство.
Цель работы: проследить, как в биографии одного человека отразились события истории, страны и нашего края.
Тема интересна: жизнь одного человека рассказывает нам историю нашего края.
Актуальна : знакомство с биографией таких людей позволит лучше понять историю своей страны, своего края.
В своей работе мы использовали и сведения из интернета и с краеведческого музея города Красноармейска, но главное, бесценные воспоминания Галины Васильевны.
Глава I
Дни- лишь страницы в мудрой
книге лет,
Я их читаю на пути суровом,
И все мечтаю свой оставить след
Хотя б одной строкой иль словом….
а) Галина Васильевна Бокатанова – наш краевед.
Более 40 лет прожила в нашем селе, много пришлось пережить, много трудностей было на жизненном пути, но она достойно их преодолевала. Нелегко было работать и растить детей, но никогда не бросала общественные дела. Занималась историей, написала книгу очерков «Земляки». Была секретарем партийной организации, депутатом сельского совета. Неоднократно избиралась народным заседателем и всюду успевала В настоящее время, несмотря на преклонный возраст, является зампредседателя Совета ветеранов, внештатным корреспондентом районной газеты «Новая жизнь». Часто бывает в школе и очень хочет, чтобы знали историю нашего края, не забывали, какой ценой досталась победа нашему народу и людей, которые ее вершили.
История фамилии.
Мои родители – отец Чаженгин Василий Александрович – по профессии строитель, мать – Чаженгина Александра Васильевна в основном домохозяйка. Фамилия моего прадедушки была Тявин. В деревне, где жил он, было много семей с такой фамилией. Поэтому он решил сменить фамилию. Он пошел к попу и договорился с ним о смене фамилии. Священник спросил его, какую фамилию он хочет. На севере есть река Чаженка. Вот прадед и решил взять фамилию своему роду Чаженгины. Это было в 18 веке. С тех пор все родные стали Чаженгиными.
Мой отец принимал непосредственное участие во всех больших стройках страны. Первой его стройкой была строительство Беломорканала. Именно там, в будущем городе Беломорске, в 1933 году родилась я. В этом же году отца откомандировали в Сибирь. По мере строительства были постоянные переезды. Жизнь, как говорила моя мать, все время была на колесах. Я хорошо запомнила время, когда мы жили в городе Тайшете Иркутской области. В то время отец строил Братскую ГЭС. Там родилась сестра Аля. Шел 1939 год. И вдруг отец получает новое назначение – на Дальний Восток в Советскую Гавань. Нас отправляют в город Архангельск к своим родителям, где мы прожили целый год, пока он вызвал нас к себе на Восток. Это был длинный путь от Архангельска до Владивостока. Во Владивостоке жил мамин брат Новожилов Всеволод Васильевич. Он служил на подводной лодке. У него мы временно и остановились, пока за нами приехал отец. Дальше наш путь был по воде на огромном пароходе «Добрыня Никитич».
Я с раннего детства была очень любопытная. Хотелось много знать и видеть. Стояла на палубе парохода и смотрела на воду. А вода была везде, она сливалась с горизонтом и на этой зеленоватой глади только наш пароход. Видела всплески рыбы, которые как бы говорили, что они обитатели этой стихии. Океан в ту пору был тихим, оправдывая свое название. Если мне память не изменяет, мы прибыли в порт Ванино. Дальше ехали наземным транспортом и конечной остановкой у нас была – можно сказать – тайга. Тайга была везде, только несколько построек. Большой барак, где разместились прибывшие семьи. Каждая семья отгораживалась подвешенными простынями или одеялами. Это было похоже на кабины для голосования. В таких условиях жили недолго. Достроили дома из круглых бревен. В каждом доме были печки – буржуйки. На территории поселка были клуб и магазин. Больница была в соседнем поселке.
Шел 1940 год. В это время были строгие правила. За пять минут опоздания на работу – судили. Отец приходил на обед в одно и то же время, мама часто болела, лежала в больнице. Врачи говорили, что ей здесь климат не подходит. Поэтому мне пришлось рано научиться готовить обеды. Даже блинчики пекла. Ягод было очень много, особенно брусники. Бывало наберу ягод, растолку с сахаром и макаем в этот сок блинчики.
1941 год. Лето. Вдруг на всю страну прозвучало страшное сообщение: 22 июня на нашу страну вероломно напали немецкие захватчики. В связи с началом войны строительство приостанавливается. Отец получает новое назначение. Мы переезжаем в город Комсомольск на Амуре. Там, в короткое время требовалось построить дополнительный цех авиационного завода. Жили мы в вагоне. Каждый день мама посылала меня с четырех литровым чайником за водой на водокачку. И вот однажды, накинув на голое тело шубку из суслика, ранним солнечным утром, я побежала за водой. На водокачке висело объявление: « Берегитесь несчастного случая». Но я не умела еще читать, поэтому смело, как всегда, вошла в помещение водокачки. Там горела только коптилка, поэтому стоял полумрак. Открыла крышку чайника, шагнула к крану, чтобы набрать воды и полетела вниз. В голове мелькнула мысль, что моей жизни конец. Полет закончился ударом о цементный пол. В колодце находился человек, который занимался ремонтом. Он поднял меня на руки и вытащил из колодца. Падала в колодец я быстро, а когда вытаскивали меня мне показалось очень долго. Рабочий стал спрашивать у людей, идущих на работу, чей это ребенок. Узнав где я живу, он на руках понес меня домой. Когда я увидела кровь на моей шубе , я очень испугалась и заплакала. Мать находилась в это время у печки на улице. Увидев меня, она сразу отнесла меня в больницу. Там мне обработали рану, наложили швы, перевязали и отправили домой. Когда я разделась, то увидела, что мое тело все было в синяках. Отец потом ходил на место моего падения, измерил глубину колодца, а глубина была 20 метров, но в суд заявление подавать не стал. 1 сентября я пошла в школу в первый класс города Комсомольска на Амуре. Но закончить учебный год не пришлось. Зимой заболела дифтерией, долго лежала в больнице.
Отец получил назначение на строительство дороги Сталинград – Саратов. Эшелоном, в теплушках предстоял новый путь от Комсомольска на Амуре до города Саратова
В Саратов мы прибыли летом. Дальше наш путь лежал в Красноармейский район. В городе Красноармейске, тогда он назывался Бальцер, я пошла, учиться в первый класс школы № 4. Я не закончила еще третий класс , как мы переехали в село Мессер (сейчас это Усть-Золиха), в котором я живу и сейчас.
б) История села. Село Мессер ( Усть-Золиха Красноармейского района).
Селу моему уже 248 лет и я хочу, чтобы знали его историю.
Волостное село Сосновской волости, основано по манифесту Екатерины II в 1766 году выходцами из Пруссии, Пфальца и Гессена. Дальнейшее успешное развитие села было обусловлено тем, что основное количество его жителей были переселенцами из компактных мест проживания в Германии, они были объединены общими хозяйственно-экономическими традициями, сходными чертами бытового уклада. Первое название получила от имени старосты Мессера, затем от речки Золихе, на которой находится, но есть и такие версии, что название села произошло от слова «заливать», речка сильно разливалась весной, или от слова «зола»,которую в большом количестве вывозили на поля.
Жители села с первых дней его основания имели значительный земельный надел, собственные лесные угодья. До конца 19 столетия сельское общество содержало 3-х полесовщиков, печи в домах и общественных организациях топили кизяками и соломой. Тем не менее, в первые годы существования колонии все леса были вырублены для топлива и строительства. Впоследствии строевой лес стали покупать на пристани в Сосновке.
В девятнадцатом век с колонии Усть-Золиха (Мессер) располагалось волостное правление Сосновской волости, приходская лютеранская церковь, церковно-приходская и товарищеская школы, почтовая-ямская станция, к началу ХХ столетия в селе было открыто почтово-телеграфное отделение. С первых дней существования колонии в центре села была построена деревянная церковь, в 1912 году построили каменное здание церкви, рядом с ней находился Пасторат.
Основным занятием населения села было земледелие, сеяли колонисты в основном пшеницу, ржи ½ от объема посевов пшеницы, овса, ячменя, проса и подсолнечника сеяли очень немного. В колонии имелось 4 общественных хлебных амбара, что свидетельствовало об успешном развитии производства зерна. Пахали исключительно плугами. На огородах сажали в больших количествах капусту и картофель.
Пашню обычно делили на шесть участков , два из которых оставались на пять лет под залежью, а потом поступали в общий севооборот. Схема посевов была следующей: пар, рожь и 2 года - пшеница. Поля практически не унаваживались, в качестве удобрения на поля вывозили золу. Для боронования использовались деревянные бороны с железными зубьями. Яровые хлеба укатывались деревянными катками . Убирались хлеба косами. Домашний скот держали для собственного употребления
С середины 19 века в селе Усть-Залиха интенсивно началось развитие ремесленного производства. В селе были созданы сарпино-ткацкие, красильные мастерские, развилось мукомольное производство, построены водяные и механические мельницы. Владельцами наиболее крупных мукомольных заведений были братья Шмидт. В конце 19 - нач.20 в.в. в с. Усть-Золихе работала бумаготкацкая фабрика братьев Шмидт, в 1901 г. там трудились 33 рабочих, изготавливалось продукции на сумму около 50000 рублей. В Голом Карамыше Шмидты на паях участвовали в содержании аппретурной фабрики. Однако ткацкое производство было признано ими недостаточно выгодным, и они целиком сконцентрировались на мукомольном промысле. В начале ХХ столетия братья Шмидт полностью перенесли свое мукомольное производство в Саратов и стали одними из крупнейших производителей муки не только в Саратовской губернии, но и на территории нижнего Поволжья, получив в народе звание «мучных королей». Все дети села Усть-Золиха в возрасте до 14 лет в 19 - начале 20 века обязательно посещали церковно-приходскую школу, поскольку на момент Конфирмации[1] каждый истинно верующий лютеранин должен был уметь читать, регулярно обращаться к Священному писанию. В конце 19 столетия в селе была открыта еще и товарищеская школа, которая давала более глубокое образование, в 1886г. там обучались 40 мальчиков, и 2 девочки. Учителю платили по 70 копеек в месяц за ученика с тем, чтобы он учил детей и в своей квартире. Преподавал он русский язык, немецкий язык, арифметику и Закон Божий. При товарищеской школе работал ремесленный класс. В 1896 году в селении была открыта больница.
В 1886 г. всех жилых строений в селе было -318, деревянных домов - 100, крытых железом -7, тесом -82, соломой - 299, промышленных заведений - 23, питейных заведений -2. Еженедельно на центральной площади села по средам проводились базары, собиравшие до 40 подвод. Земская ямская станция к началу ХХ века располагала восемью лошадьми. К началу ХХ века в селе поживало около 4500 человек.
В 1917 году в селе Усть-Золиха была провозглашена Советская власть, организован сельский Совет, Комитет бедноты, была открыта изба-читальня. Было национализировано сарпино-ткацкое производство, на его базе создали Усть-Золихинскую артель, которая в год выпускала более 300 тысяч аршин ткани. В 1920-ые годы село официально было переименовано в Мессер. Впоследствии, в начале 1930-ых годов в селе был создан колхоз ««Роттер-Кемпфер». Тяжелым испытанием для жителей села стала Гражданская война и голод 1920-ых, 1930-ых годов. Была разорена ткацкая артель, сельскохозяйственное товарищество, личные крестьянские хозяйства, значительно уменьшилась численность населения. В 1927 г. в селе проживало 3718 человек. В селе Мессер в 1930-ые годы работал колхоз, начальная школа, изба-читальня. Немецким село было до 1941года. Нападение фашистской Германии на СССР и начало Великой Отечественной войны население нарушило мирную жизнь
----------------------------------------------------------------------------------------
КОНФИРМАЦИЯ (от латинского confirmatio - утверждение), у католиков и протестантов (вразных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.
Немецким село было до 1941года. Нападение фашистской Германии на СССР и начало Великой Отечественной войны население нарушило мирную жизнь людей. Отношение к немцам изменилось. Им пришлось принять на себя всю ненависть народа к фашистам. На бытовом уровне слова «немец» и «фашист» стали синонимами. Правительство страны боялось, что немцы могут стать «пятой колонной» и начать выступления в тылу Советской Армии в поддержку фашистской Германии. Была война, шли первые тяжелые месяцы отступления и риск был слишком велик.
Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, в новые районы. В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев. Указ Президиума Верховного совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья гласил:
По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами.
Этот документ положил начало выселению немцев и ликвидации АССР НП. Выселение немцев проходило в 1941 году по заранее разработанному плану. Проведение операции по выселению немцев возлагалось на сотрудников НКВД. В Инструкции, по проведению переселения немцев указывалось, что переселяемым разрешалось брать с собой. Все остальное имущество, постройки, сельскохозяйственные орудия, скот, зернофураж оставались на произвол судьбы. Уполномоченные ходили по домам, торопили - быстрее, быстрее. И вот люди заколачивали дома, грузились в подводы и со слезами уезжали на вокзал, где уже стояли вагоны-теплушки. А вслед уезжавшим хозяевам кричала встревоженная скотина: мычали коровы, блеяли овцы, лаяли собаки, тяжелое было зрелище. Немцы уезжая, обсыпали деревья солью в садах, пытаясь их уничтожить. В селе было немецкое кладбище, могилы отличались надписью надгробий. Сейчас это место застроено жилым поселком. На место выселенных немцев заселялись эвакуированные переселенцы из других районов и областей, занятых немцами. Галина Васильевна, вспоминала, как она с родителями приехала в село в 1942 году и увидела брошенные амбары с зерном и пустые дома с мебелью. В этих домах заселялись беженцы и строители дороги, заключенные.
в) строительство железной дороги
Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем пристальнее вглядываемся мы в ее события. И все чаще нам открываются важные страницы военных лет, которые до сих пор оставались неизвестными. Одной из таких границ была стремительная прокладка железной дороги «Саратов- Сталинград» в 1942 году.
Рядом с селом проходит железная дорога, построенная во время войны (рокада)[2], сыгравшая немаловажную роль в исходе Сталинградской битвы. Сюда прибыли строители с Дальнего Востока. Одним из строителей дороги Сталинград- Саратов был мой отец- Чаженгин Василий Александрович. Он был начальником топографического отряда.
Время, отпущенное на изыскание, проектирование и строительство Волжской рокады, исчислялось месяцами. За два месяца нужно было найти лучший вариант для прокладки дороги. А лучшим считался тот, по которому надежней, легче и дешевле построить дорогу. Трудно было вести работы, абсолютно не отдыхали. Наступил март 1942 года. От ветра и блеска снега, хотя и сильно подтаявшего, от ночных чертежных работ болели глаза. Но передышки себе изыскатели не позволяли и неуклонно продвигались с трассой дальше. Участник строительства Волжской рокады Б. И. Цвелодуб, вспоминал: «В начале апреля на трассу стали прибывать строительные батальоны, сформированные из призывников старших возрастов. Шли пешком, только кухни и инструмент тачки, лопаты, топоры, катушки проводов, аппараты связи, а главное – рельсы, снятые с участков везли на подводах. Размещались на хуторах и в селах недалеко от места работы. Автотранспорта на стройке было мало. Экскаваторы использовались лишь в карьерах при погрузке балласта в подвижной состав. Земляные работы выполняли в основном вручную — тачками,
носилками, только насыпи при пересечении логов отсыпали автовозкой с ручной погрузкой
грунта с грабарками. Искусственные сооружения строили в основном из дерева, при высоких насыпях использовали бетонные трубы».
--------------------------------------------------------------------------------------------
Рокада-(рокадный путь)- железная, шоссейная или чаще всего грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Рокады используются для маневрирования войск и перевозки материальных средств. БС
Бойцы строительных батальонов были одеты в поношенные шинели поверх телогреек, обуты в видавшие виды ботинки с обмотками. Лучшее обмундирование отправляли на фронт. Паек строителей был недостаточен для тяжелой физической работы. Размещались в ближайших хуторах и плотно заселяли все дома.
В те годы основной рабочей силой великих строек были заключенные (Правда, в годы войны к ним добавились еще и военнопленные). Заключенные были осуждены по политическим статьям как враги народа. И хотя люди, знавшие Гвоздевского, пишут, что он заботился о заключенных и даже добился введения на подведомственных ему стройках поощрения заключенных за ударный труд зачетом сроков заключения – день за два, день за три, что сокращало сроки заключения, но режим в лагере был весьма суров Подконвойные строители получали ежедневно паек в зависимости от выполнения нормы выработки от 400 (менее 50% нормы) до 800 (125% и выше) граммов хлеба, 10 г. подболточной муки, 400 г. картофеля и овощей, 60 г. рыбы, 20 мяса, 12 жиров и 10 г. сахара. За перевыполняющих нормы на 100% и более норма выдачи пайка увеличивалась на 25-30%.
Но не только страхом перед расстрелами можно объяснить активность строителей железной дороги. Нельзя сбрасывать со счетов фактор героического труда многих заключённых, осознание ими своего долга перед висящей на волоске судьбой Родины. В лагерях было организовано стахановское движение. Один из героев, боец 4-го батальона А.Е. Бизюк, работая на отсыпке насыпи, под лозунгом открытия лицевых счетов помощи Сталинградскому фронту, давал по две-три нормы выработки в день, а таких примеров были сотни....
В апреле1942 года еще не докатывались громы войны, воздух сотрясали только взрывы, которыми строительные батальоны рвали в карьерах мерзлую землю. Дело Картину о том, как трудились люди, нарисовал известный изыскатель железных дорог, писатель А.А. Погожий: «Работали, сколько могли вынести; кто выбивался из сил, ложился отдохнуть под открытым небом, потом снова поднимался - катать тачки, рубить балки, ставить столбы, укладывать рельсы».
Невольно закрадывалось сомнение: смогут ли? Ведь на постройку от Сталинграда до Саратова отпущены месяцы, а не годы. Полуголодным людям, не имевшим экскаваторов и вообще никакой техники, кроме тачек, грабарок, лопат да взрывчатки, предстояло в небывало короткий срок построить железную дорогу!
продвигалось медленно, но вот майское солнце согрело землю, и началась укладка пути, конечно вручную. Ни цемента, ни металла невозможно было завести, поэтому большую часть мостов сооружали из дерева. Занимаясь этим как будто совсем мирным, если не считать бешеных темпов- трудом, не думали. что очень скоро обстановка изменится.
Государственный Комитет Обороны дал приказ закончить строительство от Иловли до Петрова Вала у Камышина в августе.
В конце июня началось широкое наступление немцев. Был сдан Ростов, а в Сталинграде было объявлено военное положение. Вражеские самолеты прорвались к Сталинграду. Авиация немцев беспрерывно бомбила город. Были разрушены железные дороги, сходившиеся в Сталинграде. Надо было любой ценой ускорить ввод в действие строящейся Волжской рокады. Государственный Комитет Обороны дал приказ закончить строительство от Иловли до Петрова Вала у Камышина в августе.
7 августа 1942 года по вновь проложенной ветке Иловля-Петров Вал пошли первые поезда. Они шли, держа дистанцию 1000-1200 метров, по грунтовке, идущей параллельно полотну, на грузовиках ездили ремонтные летучки, которые должны были в случае необходимости максимально быстро устранять повреждения, наносимые авиацией противника и восстанавливать поврежденные вагоны. 14 августа 1942 года с Саратова прошел первый пробный паровоз с двумя платформами. И этот день считается днем рождения нашей станции.
Сейчас трудно представить снабжение войск, участвовавших в Сталинградской битве, без Волжской рокады, построенной буквально перед прорывом.
На данный момент, Волжская рокада остается не только памятником героизму и мужеству железнодорожников, но и имеет немаловажное транспортное значение - она намного сокращает время движения поездов к станциям Северного Кавказа, Черноморского побережья России и станций, расположенных в низовьях Волги и в Каспийском регионе..
Галина Васильевна говорит: « Мой рассказ об историческом событии коснувшегося нашего края. Чтобы молодое поколение знало, какой ценой была построена эта дорога. Люди не вечны. Но остаются дороги, которые они строят, потому что дорога – это всегда неистребимая печать на лике земли»
Школа, учеба
Школы в селе не было. Только в ноябре 1944 года, при активном участии моего отца была открыта начальная школа № 32. Каждое утро до занятий в школе мама посылала меня в поле собирать колоски пшеницы. После занятий в школе, пообедав ржаной заварухи, опять шла в поле собирать колоски. Очень уставала, ведь мне было всего девять лет.
Еще надо было делать уроки, а меня одолевала усталость и сон. Училась я хорошо. Очень красиво писала. Мои тетради не раз выставлялись на выставке. В школе работали две учительницы, которые одновременно учили по два класса. Школа относилась к железной дороге и топливом была обеспечена. Хотя зимы в то время были суровые, в школе было тепло. Дети ходили плохо одетые, полуголодные. Хлеб выдавали по карточкам, 200 грамм на ребенка, и был он ржаной и плохо пропеченный. Часто просили старика, везущего на свинарник жмых сбросить нам одну плитку. До чего же вкусным нам казался этот кусочек жмыха! Наступил май 1945 года. Шли занятия в школе, когда нам сообщили, что кончилась война. Вот радость-то была!
С пятого класса я училась в городе Красноармейске.( Бальцер[3]) Сначала жили при школе, затем выделили отдельное здание, называемое школьным интернатом. Условия были жуткие, но мы стойко переносили все трудности. Ребята и девчата были все очень дружные. Жили как одна большая семья. В школе я вступила в комсомол. Выполняла различные общественные поручения. Выпускала классную стенгазету. Учась в девятом классе, была пионервожатой в пятом классе. Все дети в этом классе были из детского дома и неуспевающие. Как говорят сейчас «трудные дети». Классным руководителем у них был самый уважаемый учитель-фронтовик Виктор Александрович Зацеляпин. Именно он привел меня в этот класс и сказал: «Вот ваша новая пионервожатая. Прошу любить и жаловать». И сразу ушел. В первые минуты ребята шумели, выкрикивая, что были у них вожатые и ничего интересного с ними не было. Тогда я попросила тишины и начала говорить. Я сказала, что хочу организовать работу так, чтобы было всем интересно. Для этого нам надо составить план работы. Что мы и сделали. Организовали тимуровскую команду, которая помогала пожилым людям, ходили на экскурсии на хлебозавод, на ткацкую фабрику, ходили все вместе в кино, в походы. Прошло много лет, и однажды я встретила на улице женщину с ребенком, которая меня узнала и поздоровалась. Это была одна из учениц того « трудного» пятого класса. Значит добрые зерна в души ребят я посеяла, если так долго помнят.
Со своими одноклассниками мы общались всю жизнь. Один из них- Федор Андреевич Григорьев- Заслуженный юрист России, профессор, генерал- майор внутренней службы, почетный житель Саратовской области, почетный гражданин Красноармейского района. Много лет проработал ректором Саратовской государственной академии права. Встречаясь, мы вспоминали наш интернат, наши комнаты для девочек и мальчиков, веселую школьную жизнь, своих учителей.
Техникум
После окончания школы я поступила в техникум. Далось мне это тоже нелегко. Когда вывесили списки поступивших, в них я оказалась зачисленной на зоотехнический факультет, хотя я подавала заявление на агрономический. И вот я в отделе кадров. Когда я задала вопрос, почему так получилось, мне ответили, что группа на агрономический факультет уже укомплектована и мне помочь ничем не могут. Учитесь там, куда вас зачислили. Я расплакалась, ведь я очень хотела стать агрономом. Уходить я не спешила, настаивала на своем. Наконец кадровик решил позвонить директору техникума. Выслушав сложившуюся ситуацию, директор разрешил зачислить меня на агрономическое отделение. Училась я хорошо. К учебе относилась со всей серьезностью. Это видели и преподаватели. Не раз они видели, как я долго задерживалась в техникуме, чтобы подготовиться к занятиям. Однажды, вместе с преподавателем по ботанике, мы пошли собирать гербарий. У меня всегда была очень хорошая зрительная память, и я легко запоминала все названия растений. Ребята все время спрашивали преподавателя о названиях различных растений, а она посылала их ко мне, назвав меня «ходячим определителем». Я сначала обиделась, а она обняла меня за плечи и сказала, что я действительно хорошо знаю все названия и могу им подсказать.
Весной нас отправляли в колхоз на посевную. За работу нам не платили, но кормили бесплатно. Однажды, будучи дежурной, я повезла обеды в поле и забыла ложки. Щи ели через край чашки, подталкивая гущу хлебом, а для каши вырезали палочки. Это были и смех и горе. Кашу запили компотом. После обеда с приподнятым настроением продолжили работу. Вообще группа у нас была очень дружная, как говорится «один за всех и все за одного». В группе я была редактором газеты «Полевод». Газета отражала нашу студенческую жизнь. Всегда красивая по форме и интересная по содержанию, она очень нравилась студентам. Однажды я написала заметку о студенте, который в валенках валялся на своей кровати. Художник нарисовал карикатуру. Получилось очень здорово. Но студент не только не обиделся на меня, но и когда я заболела, он нашел лошадь, донес на руках меня до саней и отвез в больницу. Пока я лежала в больнице, все студенты меня навещали, да так, что врачи только удивлялись «такого у нас еще не было». На вопрос, почему все интересуются и переживают о моем здоровье, я ответила: «Всем очень нравится, как я провожу вечера отдыха, выпускаю газету. А пока я болею, этого никто не делает. Вот ребятам и хочется, чтобы я поправилась быстрее». Все ко мне относились с уважением.
Еще один случай был в колхозе. Была весенняя посевная. Сеяли днем и ночью. Вечером зашел к нам бригадир тракторной бригады и попросил, чтобы кто-то из нас вышел в ночную смену охранять зерно в поле. Все молчали. И тогда я согласилась. Ночь была очень темной. Всю ночь я ходила вокруг кучи мешков. Замерзла и хотя я одна была в поле , мне не было страшно. И я не жалела, что согласилась, потому что понимала, что это полезное дело для колхоза. Когда я вернулась с ночного дежурства, ребята встретили меня со словами: « Галя, теперь ты можешь считать себя коммунистом».
Вскоре мы поехали на преддипломную производственную практику. В Турковском районе мне достался самый дальний от районного центра колхоз «Искра». Поселили меня у агронома Кузиной Антонины Романовны. Она подробно рассказала мне обо всем, что мне было нужно, побывали на всех полях. Первое время она мне подсказывала, что делать и как и я быстро освоилась. Колхозники стали прислушиваться к моим советам и называли меня «агрономкой». Я восхищалась агрономом Кузиной Антониной Романовной, её выдержке, знаниям, терпению, умению ладить с людьми, отношением к работе. Я решила и написала статью в районную газету под названием «Один день агронома Кузиной». И вот на совещании у начальника сельхоз инспекции, обращаясь ко мне, он сказал: «А ваша статья правильная! Только в этом колхозе все сделано вовремя и хорошо. Кругом порядок, как у хорошей хозяйки».
Были мы как-то на уборке свеклы. Колхоз приобрел свеклоуборочный комбайн, а механизаторы не могли его правильно собрать. И получалось, что ботву срезают, а свекла остается в земле. Я вспомнила, как нас учили в техникуме разбираться по чертежам. С моей помощью механизаторы отрегулировали комбайн, и работа пошла как надо. А я шла за комбайном и радовалась, что и я помогаю в уборке свеклы. Мой отчет о производственной практике был признан лучшим, и я получила пятерку. Остальные экзамены тоже были успешно сданы. Вручая направление на работу, директор техникума сказал, что он бы меня поставил бы сразу главным агрономом, так как не сомневается в моих знаниях.
Первые годы работы агрономом надолго запомнились. Сначала было недоверие. Проверяли, как я знаю свою работу. Задавали каверзные вопросы. Но я справилась, не опозорилась. После первой посевной про меня говорили: «А эта « агрономка», толковая девчонка». С председателем колхоза отношения у меня не сложились. Часто мы ссорились. Однажды я запретила сеять озимые без катков. Он сказал, что после такого самоуправства он уволит меня с работы. Я обратилась к главному агроному, и он, проверив обстоятельства, оставил меня на работе.
В 1959 году ездила на 10-дневный семинар по апробации сортовых посевов всех культур. Лекции читали ученые селекционеры и среди них, известная всему миру Валентина Ивановна Мамонтова, которая вывела сорт яровой пшеницы «Саратовская-38». Из муки этого сорта выпекали караваи самые лучшие по своим качествам. После семинара были экзамены, которые я успешно сдала. Я радовалась, что у самой Мамонтовой ответила хорошо. После сдачи экзаменов получила удостоверение на допуск проведения апробации сортовых посевов зерновых культур. Улучшив свои знания, я с новой силой взялась за работу. Трудностей хватало, но я не сдавалась. Председатель колхоза, видя, как я хожу по полям пешком, выделил мне повозку с лошадью. В первый же год работы я была избрана секретарем первичной комсомольской организации. Являлась членом Красноармейского РК ВЛКСМ. Была избрана делегатом областного слета секретарей первичных комсомольских организаций. Это был период, когда во главе государства был Н.С. Хрущев. Когда комсомольцы целыми отрядами отправлялись на освоение целинных и залежных земель. Мелкие колхозы объединялись. У нас объединили три колхоза с центром в селе Луганское. Председателем выбрали Волкова Федора Васильевича. Он немедленно приступил к работе. Увидев, какая бесхозяйственность царит на фермах в селе Мордовое, он отстранил от работы зоотехника, а на его место назначил меня. Я сначала отказывалась, но потом согласилась. Через несколько дней председатель заехал посмотреть, как идут дела на ферме. С удовлетворением заметил, что не сомневался, что у меня все получится. Вскоре в Саратове был организован слет женщин- передовиков сельского хозяйства трех областей Саратовской, Волгоградской и Днепропетровской. Я была делегатом этого слета. На этом слете меня наградили Почетной грамотой обкома КПСС и облисполкома. Такое признание моей работы обязывало работать ещё лучше. Председатель колхоза представлял меня высшему руководству как агронома-зоотехника. Объединенный колхоз просуществовал недолго.
Глава II Наш край в послевоенные годы
Возвращение в Усть-Золиху
Шло время я возвратилась в село. Работала в сельхозколонии, в откормсовхозе, основное направление которой было- растениеводство и животноводство.
Жизнь стала улучшаться и в селе произошли большие перемены в лучшую сторону. В 60-х годах развернулось бурное строительство жилья для рабочих и служащих За короткий период выросла целая совхозная улица. А улица, построенная при содействии начальника колонии Романова, носит название Романовская.
Был построен животноводческий комплекс на 6000 голов крупного рогатого скота. Для животноводов были созданы все условия для нормальной работы. Построен отличный дом животновода, где были размещены : сауна, душевая, магазин, медпункт, красный уголок. Рядом находилась столовая, обеды для рабочих были бесплатные.
Вот люди и старались работать с полной отдачей сил. Многие за свой добросовестный труд были награждены грамотами, орденами, медалями. Бывшие работники совхоза, теперь уже пенсионеры, с гордостью рассказывали о своей работе и показывали целые кипы грамот за достигнутые высокие производственные показатели в труде. Лучших работников удостаивали чести быть занесенными в Книгу почета, а конкурсы «Лучший по профессии» проходили ежегодно .Особенно увлеченно Галина Васильевна рассказывала о жителях села.
В селе на Центральной улице была столовая, где любой житель мог пообедать, а какие молодежные свадьбы проходили в ней!
В селе функционировал комбинат бытового обслуживания. Это было очень удобно для сельских жителей. В дома сельчан пришло голубое топливо
Была построена ремонтно-механическая мастерская (ЦРМ), центральная котельная.
Автобус до города Красноармейска ходил четыре раза в день.
Работал детский сад, молодые мамы не знали проблемы с тем. куда пристроить ребенка во время работы, да и со школьниками было меньше проблем.
Много внимания уделялось спорту Время мчалось быстро, строились планы на будущее, планировалось строительство большого современного детского сада, строительство дороги, но наступили 90-е годы.
Вместе со всей страной село с надеждой встретило перестройку. Но надеждам не суждено было исполниться. Переход к рыночной экономике привел к банкротству откормсовхоз «Красноармейский». Скот был роздан за долги. Землю поделили между пайщиками. Люди остались без работы, многие вынуждены были уехать в другие города. Все помещения комплекса были разграблены и уничтожены. Разобрано по кирпичику здание дома колхозника. На территории комплекса от некогда существующего городка остались два склада. Еще до перестройки на паевых началах совхоза и колонии было заложено строительство нового двухэтажного здания под детский сад. Уже было построено здание, оставалось провести отделочные работы. Но увы! Функционирование прекратилось. Здание в незавершенном виде простояло два года. Потом нашлись высокопоставленные люди, подогнали машины, подъемный кран и начали ломать это здание.
После этого случая пошли массовые разорения. В связи с открытием пунктов приема металла варварство приобрело массовый характер. Не только взрослые начали воровать, но и дети. Некоторые потеряли смысл жизни, не находя выхода пустились в пьянку. Огромные поля зарастали травой. Сократилась численность населения, рождаемость. С горечью говорила Галина Васильевна о том, что люди создали своими руками, а теперь все уничтожалось.
Пришлось уйти в колонию,
История учреждения берет свое начало с 1942 года. В тяжелые годы войны осужденные занимались строительством железной дороги на отрезке Саратов-Сталинград, протяженностью 340 км. ГУЛЖДС - Главное управление исправительно-трудовых лагерей на железнодорожном строительстве, подчиненное НКВД, вело на рокаде все самые тяжелые и срочные работы, днем и ночью в любую погоду. На Волгу перебросили 10 тысяч заключенных. Затем численность осужденных, занятых на строительстве, превысила 100 тысяч человек. Вместе с ними самоотверженно трудились и вольнонаемные строители. Всего за три месяца был построен участок Саратов-Сталинград и 7августа 1942 по нему пошли первые поезда. Прибрежные села бывшей Немреспублики огородили колючей проволокой и превратили в лагпункты. Управление лагеря разместили в поселке Каменский. Каменлаг был расформирован 1 июля 1944 года. Его подразделение - лагерные отдельные пункты - передали на баланс Управления НКВД по Саратовской области. В 12 км от Каменского, неподалеку от нынешней колонии-поселения №11, был сельскохозяйственный лагерный пункт №6. В ОЛП-6 содержались около 150 заключенных мужчин и женщин. Примерно в апреле 1953 года на базе ОЛП-6 и «вольного» плодоовощного комбината №7 в с. Усть-Золиха была организованна сельскохозяйственная исправительно-трудовая колония №29. В августе 1966 года на базе ИТК-29 была создана Карамышская воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних. С 14 августа 1994 года, после перевода колонии для несовершеннолетних в г. Вольск, на ее территории функционирует колония-поселение №11.
В сельскохозяйственной колонии выращивали КРС для нужд осужденных. Занимались разматыванием ниток для Красноармейской трикотажной фабрики. В 1976 году создали цех по изготовлению деталей к самолетам ЯК-40, ЯК-42. С 1980 года изготавливали электрооборудование к сельскохозяйственной машине СТТ-10. С 1986 по 1994 год работал цех №41 от авиационного завода по выпуску детских алюминиевых санок. В данный момент в колонии отбывают наказание более 400 осужденных, из них 54 женщины. В 2011 году состоялось открытие собственного швейного производства.
Более 20 лет проработала с несовершенными правонарушителями, повидала немало, до сих пор свежи воспоминания о этих ребятах с разными судьбами и характерами.
Жизнь требовала перемен и они наступали. В 2003 году появились фермерские хозяйства. На сегодняшний день организовано несколько хозяйств. Лучшими из которых являются хозяйства Мелешкина И.И., Иванова В.А., Лоскутова А.А
Работая в фермерских хозяйствах люди получили работу, остаются в селе, рождаются дети.
И только от нас зависит судьба того прекрасного уголка Земли, который зовется моей Родиной.
Глава III
Самое главное богатство села- люди ,которые жили или живут в селе,
Эдуард Иванович Губер
родился в 1814 году. Был четвертым ребенком в семье и, по воспоминаниям отца, "был, подобно братьям и сестрам своим, здоров и силен; только цвет лица у него был бледный; не было никаких признаков ни слабого сложения, ни страшной болезни сердца, развившейся впоследствии".Восемь лет, прожитых в отчем доме, оставили глубокие впечатления в душе будущего поэта. Первые уроки чтения и письма, конечно, на немецком языке, на котором исключительно говорилось в доме, получил он от своей матери. Отец запомнился ему долгими вечерними беседами. Родители, воспитывая его, как и других детей, но в то же время отмечали у Эдуарда большие способности. С четырех лет мальчик начал учиться читать, а к семи стал... сочинять стихи. Естественно, на родном немецком языке. А отец, которому пасторство в Усть-Золихе если и не приносило богатства (а он жил здесь с 1807 года), то прибавляло авторитета и у прихожан, и у коллег, вскоре получил повышение. В начале 1823 года И.С. Губер переводится в Саратов членом лютеранской консистории. В губернский город он переезжает, естественно, вместе с женой и детьми. В жизни девятилетнего Эдуарда начинается важный период, во многом определивший его будущее. В Саратове Эдуард стал серьезно заниматься уроками, учился латинскому и греческому языкам у своего отца. Большое влияние на него оказал друг семьи и домашний учитель Игнатий Фесслер. Этот выдающийся ученый и политик, в недавнем прошлом профессор восточных языков и философии Петербургской академии, находился тогда в негласном изгнании. Обвиненный в безбожии, он потерял кафедру в академии и был удален из Петербурга. Его назначили членом Комиссии по составлению законов, отправив в городок Вольск Саратовской губернии. При поддержке тамошнего знаменитого купца Василия Злобина Фесслер построил церкви, дома призрения и больницы в Вольске, Саратове, Хвалынске, Царицыне, Камышине. По приезде в Саратов у маленького Губера появился учитель русской словесности Волков. В очень короткое время Эдуард освоил русский язык и через четыре месяца в 1824 году смог поступить в Саратовскую губернскую гимназию. Это учебное заведение в 20-е годы прошлого века — заметный просветительский центр в Саратове, где была единственная большая библиотека. Да и сам дух, царивший здесь, отличался известным демократизмом (если учесть, что совсем недавно было разгромлено восстание декабристов). С чувством глубокого уважения гимназисты относились к преподавателю русской словесности Федору Ивановичу Волкову. Он готовил Эдуарда Губера в гимназию, он же и оказался главным его духовным наставником во время учебы. Волков и разгадал незаурядный поэтический талант своего воспитанника. Именно ему Губер передал свои юношеские литературные упражнения, которые учитель бережно хранил и передал биографам после смерти поэта, исполняя его завещание.
Первые стихи Губера были, конечно, слабы и подражательны, но в то же время свидетельствовали о несомненном даровании начинающего автора. Рядом с Эдуардом всегда были друзья-гимназисты И. Кудрявцев и А. Горбунов, по-мальчишески крепко сблизился он и с Николаем Зининым. Могли разве они думать, что один из них станет замечательным русским химиком, действительным членом Академии наук, основателем и председателем Русского химического общества, учителем Александра Бутлерова и Александра Бородина… А другой хотя и не сразу, но выберет поэтическую стезю, познакомится с Пушкиным и познакомит русского читателя с "Фаустом" Гете...
Эдуард блистательно закончил гимназию. К торжественному акту написал стихотворение "К друзьям", в котором говорил о желании... сделать военную карьеру. Как и другие выпускники, Эдуард стремился в Петербург, — но ни связей в столице, ни средств на учебу нет. И тут ему на помощь пришла Мавра фон Гейм, умная и образованная женщина, еще недавно блиставшая в столице. Заброшенная волею судьбы в провинциальный Саратов, фон Гейм всегда оставалась для Губера добрым другом и советником. Она снабдила своего юного саратовского друга рекомендательным письмом к своему дальнему родственнику в Петербурге. Этим дальним родственником оказался... Василий Андреевич Жуковский. По совету высокообразованного Фесслера, молодой поэт вчитывается в произведения Гете и задумывает перевод "Фауста". Правда, как пишет сам, "не без страха и неверия в свои силы". Тем не менее к концу 1835 года перевод первой части трагедии завершен.
"Незрелый, бледный цвет..." Нет, Эдуард Иванович Губер, конечно же, скромничает: его перевод "Фауста" получил высокую оценку и критиков-современников, и последующих литературоведов.Тогда же популярный журнал "Библиотека для чтения" поместил рецензию, в которой, в частности, говорилось: "Верен ли перевод г-на Губера? Верен, удивительно верен, если верность состоит в произведении посредством перевода такого же очарования, который произвел бы в читателе сам подлинник. Мы с нашей стороны, поздравляем его". И еще цитата: "Своими роскошными картинами, своим гибким, звучным стихом он заставил полюбить Гете, если и не вполне объяснял его".
О переводческом труде Э.И. Губера с одобрением отзывались В.Г. Белинский и И.С. Тургенев. Наконец, по прошествии лет, в "Истории русской литературы сказано: "Бесспорной заслугой Губера является первый полный стихотворный перевод I части "Фауста" Гете . Итак, "Фауст" в переводе Э. И. Губера вышел в свет в ноябре 1838 года.
Дальнейшая судьба поэта и переводчика печальна... В 1839 году он выходит в отставку в чине капитана, годом позже становится сотрудником популярного журнала "Библиотека для чтения", заведует в нем отделом критики и рецензий. Чувствует себя нездоровым, мечтает побывать и отдохнуть на родине, в Саратове. Друзья отмечают у него "расстройство здоровья" и "мрачность духа".
Приведем цитату В.А. Соллогуба: "Он давно страдал от хронической болезни в сердце, которая осуждала его на мучительные бессоницы и предвещала ранний конец; но он не унывал духом и бодрствовал до тех пор, пока силы не изменили ему. 5 апреля 1847 года он занемог в одном доме, где был принят с давнего времени как родной, и под этим гостеприимным кровом… тихо скончался в кругу своих друзей. Болезнь его была сопряжена с тяжкими страданиями, но конец его был светел и тих.
Он умер 11 апреля. 15-го числа Губера опустили в могилу на Волковом кладбище".
Как оценивают творчество Эдуарда Губера его потомки, что скажем о нем мы, его земляки-волжане? Он стал известен как переводчик, познакомивший русских читателей с "Фаустом" Гете,
Братья Шмидты Проходя по улицам города Саратова наверное обращали внимание на дома 19 века, но мало, кто знает, что среди них сохранились дома братьев Шмидт. А кто это за люди? А ведь они наши земляки. |
В конце 19-го, начале 20-го века в Саратовской губернии было очень развито мукомольное производство. Наиболее удачливыми в этом деле были братья Шмидты — Андрей и Пётр Ивановичи. Они были уроженцами села Усть-Золихи Камышинского уезда. Их предками являлись немецкие колонисты, приехавшие в Поволжье по указу Екатерины
Не давала покоя им слава красивой, легкой, очень ноской ткани-«САРПИНКА», которую ткали в Сарепте их земляки, трудолюбивые немцы-колонисты!
Начинать новое дело всегда трудно. Но братья Шмидты твердо верили в успех. И упорно проникали в секреты изготовления ткани-сарпинки!
Весной 1821 года, они, рассказывают, вернулись в родную Усть-Золиху. И раскинули на столе перед изумленными родичами рулоны сарпинки-
прекрасной весенней расцветки, которую выткали своими руками.
Братья Шмидт начали создавать ткацкие мастерские. И не только у себя, в Усть-Золихе, но и в других, соседних, немецких поселениях по Волге.
Так сарпинка братьев Шмидт начала свое победное шествие!
По всему Поволжью шумели ткацкие станки, горы тканей заполоняли прилавки, лабазы и склады. Вот и расцвели, заиграли яркими нарядами одеяния, гуляния и жилища немцев и казаков, украинцев и калмыков!
Братья Шмидты вскоре заматерели-разбогатели, и развернули дело еще больше – они создали свою собственную мощную фирму!
А что же наши Шмидты? Довольны ли они своими делами?
О, имя братьев Шмидтов в торговом мире звучит весьма уважительно!
В документах той поры много материалов об их солидных сделках и закупках. Есть сведения об их поездках за рубеж А дело в том, что наши земляки, побывав на ведущих промышленных Российских выставках, начали понимать, что вскоре им – не выстоять.
Против конкуренции мощных ткацких, современно оборудованных, «Одновременно, с расширением сарпиночного производства семьи, начать вкладывать средства в новое - мукомольное дело. Взять под свой контроль все производство муки в Поволжье, а затем и продажу ее по России.
И Шмидты начинают осуществлять свои грандиозные планы завоевания рынка.
Уже через два года они открыли представительства торгового дома Шмидт в Санкт-Петербурге, Астрахани, Рыбинске, Нижнем Новгороде, а затем – по России!
Но путь их к вершинам, теперь уже, мукомольного производства, был, ох, непрост! Чтобы не прогореть в самом начале мукомольного бизнеса, братья Шмидт отправляются за секретами его технологий, в Германию, Бельгию и Францию! Обогащенные новейшими знаниями, они возводят на волжском берегу прекрасную паровую мельницу. Но братьев настигает удар - в огне пламени их детище сгорает. Дотла! Убытки - громадные!
Тогда, Шмидты, на месте сгоревшей, воздвигают еще более современную и мощную паровую мельницу,! И вот по волжским берегам уже высятся здесь и там, многоэтажные громады их мукомольных мельниц.
Одержимые Шмидты упорно продвигаются сквозь дебри жесткой конкурентной борьбы. Ведь их соперники, мукомолы Рейнеке и Борели, тоже вкладывают огромные деньги в мукомольное дело,- и открывает по России свои Торговые Дома. Мельницы Борелей трудятся на всю мощь на Волге, в Камышинском уезде, в самом Камышине, поселениях Нижняя Добринка, Рудне и Елани. Выпускаемая ими продукция удостаивается золотой медали в Саратовской губернии. Тогда Шмидты вновь собираются на закрытый семейный Совет. И принимают дерзкое решение!
«Необходимо раньше всех овладеть торговыми транспортными путями - на Волге! Нужны собственные суда и баржи, для проникновения - на заграничные рынки! На них должна пойти наша мука».Они создают свой собственный речной флот! Наполненные мукой их баржи, пароходы и плавучие элеваторы, словно крейсера, бороздят российские воды. За ними трудно угнаться и судам и баржам конкурентов Борелей и Рейнеке. А через время, насытив российского потребителя, восхитительная волжская мука и крупчатка, через балтийские порты стала успешно завоевывать европейские рынки! Только одна респектабельная Англия поглощала ежегодно,считай,600тысяч пудов российской муки!
Да, на их предприятиях были и забастовки и несчастные случаи, но это было, скорее, исключением из правил. Заработки были высоки и стабильны. Рабочих кормили простой, но здоровой и вкусной пищей. Все помещения отапливаются, повсюду электричество.
Для рабочих открыты специальные магазины, где они покупают продукты по сниженным ценам. Наши волжские мукомольные короли очень высоко держали марку! Фирма братьев Шмидт была удостоена золотой медали на сельскохозяйственной выставке в России. А затем на ВСЕМИРНОЙ промышленной выставке в США, в Чикаго завоевала Большую бронзовую медаль! Семейство Шмидт жертвовало в Поволжье на благотворительность, образование и медицину. История этой семьи внесла огромный вклад в жизнь нашего края.
Когда говорят о прошлой славе России как мировой хлебной державы, то имеют в виду её природные богатства — тучные чернозёмы на необозримых пространствах. Имеют в виду тружеников-крестьян, умевших пахать, сеять и собирать урожай. Имеют в виду и честных цивилизованных предпринимателей и промышленников, превращавших зерно в муку, всегдашнюю основу хлеба насущного. Такими предпринимателями были Шмидты.
Иван Андреевич Михаэлис.
В дни, когда в стране отмечалось 100-летие Первой Мировой войны, в Саратове проходила выставка « Саратовцы, участники войны». Среди всех был наш земляк.
Генерал-майор Иван Андреевич Михаэлис (1874—1917) родился в семье поволжских немцев. Прежнее (немецкое) название поселка, где он родился, – Мессер, ныне это Усть-Золиха. Его отец служил волостным писарем. Иван (Иоганн), ставший сиротой в шесть лет, был умным и способным к учёбе подростком. При помощи родственников поступил в Царицынскую гимназию, которую окончил с медалью. Мечтая быть офицером, он с отличием оканчивает курсы при Киевском пехотном юнкерском училище, а затем завершает учёбу в Николаевской академии Генерального штаба по первому разряду. Боевое служение родине Иван Андреевич начинает на полях и сопках Маньчжурии во время войны с Японией (1904–1905). Будет дважды ранен, второе ранение станет очень тяжелым. Он до самой темноты лежал на земле, истекая кровью, почти заваленный землей от взрыва тяжелого снаряда. Его не могли найти. Однако в темноте одна из сестер милосердия не уходила с поля боя. Ей удалось по тихому стону обнаружить раненого капитана Михаэлиса. Потом она выхаживала его в лазарете. Они полюбили друг друга и обвенчались в православной церкви. Михаэлис перешел из лютеранской веры в православную.
Получит три ордена. Как командир 15-го полка сибирских стрелков полковник Михаэлис участвует в известном Праснышском[4] сражении (февраль 1915 года). В этом бою немецкие войска были разгромлены и отступили на германскую территорию. После этой победы Ивану Андреевичу присвоили звание генерал-майора и наградили орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами. За что конкретно? Используя просчёты и ошибки русского командования, немецкие войска скрытно готовят удар и наносят его внезапной и массированной атакой. Наши войска оставляют город Прасныш, создаётся угроза окружения русских войск. Но скоро враг получит ответный удар от подошедших двух корпусов сибирских стрелков. В их составе находился и 15-й стрелковый полк под командованием Михаэлиса. Этот полк участвует в первой и также внезапной ночной контратаке русских войск. Иван Андреевич после флангового обхода противника, несмотря на ранение, поведёт своих стрелков в атаку. Сибиряки врываются на немецкие позиции, разбрасывая гранаты. Враг отступает. Ивана Михаэлиса назначают командиром бригады сибирских стрелков.
Начальник штаба армейского корпуса генерал Михаэлис скончался на фронте в январе 1917 года, в 42-летнем возрасте, от сердечного приступа. Вероятнее всего, причиной этого были и прежние ранения, и моральные потрясения. На фронте начинаются волнения, в том числе и в полках сибирских стрелков. Отношение коренных сибиряков к таким понятиям, как защита Отечества и верность присяге, заметно отличали их от солдат — уроженцев других губерний России. Однако к началу 1917 года сибиряки были в явном меньшинстве по личному составу, даже в тех полках, где они традиционно были в абсолютном большинстве. Многие отважные «бородачи» довоенного набора и первых призывов по мобилизации — надёжная опора правительства - погибли или бы искалечены в безпрерывных кровавых боях . Могила генерала Михаэлиса не сохранилась.
Заключение
У времени есть своя память – история. История нашей Родины полна яркими и значимыми событиями, повлиявшими на ход развития многих стран и народов. Ветераны Великой Отечественной войны, дети, войны которые еще могут нам рассказать о времени и о себе, заслужили своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Эту память заслужили и те, кто погиб, и те, кто жил и кто сейчас живет рядом с нами.
Мы с большим интересом слушали рассказы Галины Васильевны, хотя могли бы взять ее книгу, прочитать и школьное задание было бы выполнено. Но это удивительный рассказчик, слушать ее можно бесконечно долго. И мы неприменно продолжим свою работу, теперь уже рассказом о наших земляках, живущих рядом с нами.
В преддверии Великой победы, мы говорим спасибо за память, за внимание к нам.
Литература:
1.Галина Бокатанова «Земляки».
2.Село Усть-Залиха Красноармейского района.
(краткая историческая справка).
Справа составлена на основе научного архива
Зав. Красноармейским краеведческим музеем : Лобанова А.А.
3.Николай Бичехвост « Мукомольные короли Шмидт»
4. Александр Побожий « Сквозь северную глушь» записки изыскателя.« Современник» Москва, 1978
5. В. Юдин « БАМ» на Волге газета «Саратовские вести» 1982г.
6.Плеве И. Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века, «Международный союз немецкой культуры», М.,2008
Клаус А.А. Наши колонии. СПб: Типография В.В. Нусвальта, 1869.
Сайт wolgadeutsche.net
7. Немцы Поволжья.
Историко- краеведческий и генеалогический Форум.
8.Сергей Петрович Тюляков. «Сибирские стрелки»
( Сайт Русский Дом.для тех, кто любит Россию)
http |\ www/russdom/rn node 2747
[3] немецкая колония.
[4] Праснышская операция — крупное сражение на Восточном фронте Первой мировой войны