Урок-игра Создание географического образа территории родного края- Карачаево-Черкессии. Тебердинский государственный биосферный заповедник. (По теме "Северный Кавказ")
план-конспект урока по географии на тему
Урок-игра
Создание географического образа территории родного края- Карачаево-Черкессии. Тебердинский государственный биосферный заповедник.
(По теме "Северный Кавказ")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_urok_igra.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра
Создание географического образа территории родного края- Карачаево-Черкессии. Тебердинский государственный биосферный заповедник.
(По теме "Северный Кавказ")
Разработала :
Учитель географии
высшей категории
МКОУ «Гимназия №4
г.Усть – Джегуты»
Оганесян К.В.
2015 г
На уроке географии 9 класса ("География населения и хозяйства России" 9 класс) вследствие того, что курс не богат интересным, увлекательным содержанием, ограничена возможность в организации разнообразной деятельности учащихся. И мне, учителю, приходится проявлять максимум изобретательности, чтобы образ Родины, образ своей республики, Карачаево-Черкессии, не остался блеклым пятном в сознании моих учеников. На изучение темы "Северный Кавказ" отведено три урока, в том числе и изучение природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, влияние деятельности человека на природу своей территории, особенно горной территории нашей республики составляющей её большую часть необходимо было объяснить ребятам, что очень важно и необходимо, как климатические условия, использование природных ресурсов, влияют на образ жизни человека в месте их жительства, какие факторы улучшают или ухудшают природные условия в этом месте. Поэтому особое место-урок заключительный, обобщение знаний, их пополнение,систематизация.Разработанный мною урок- игра по теме « Создание географического образа – территории родного края , Карачаево – Черкессии. Тебердинский государственный биосферный заповедник « ( учебная тема – « Северный Кавказ» ) позволила нам шире,глубже, полнее раскрыть замечательный образ любимой родины. На уроке ставлю и решаю следующие цели и задачи:
Личностные:
-обладать готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию; ответственным отношением к учению.
Познавательные:
-формировать и развивать умения, сопоставлять факты; обобщать причинно- следственные связи; выяснять возможность решать проблемные задачи; развивать умения, сопоставлять факты;
обобщать причинно-следственные связи; выявлять возможности решать проблемные задачи; работать над созданием географического образа, включающего природу, население и хозяйство территории родного края, имеющего своё место в судьбе России; -умение работать с картами атласа и контурными картами;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и презентация с помощью технических средств во время его проводимой работы.
Коммуникативные:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах при определении общих целей, распределении ролей и умение договариваться друг с другом.
Регулятивные:
-способствовать самостоятельному приобретению знаний по созданию географического образа родного края;
-умение акцентировать внимание на разнообразие взаимодействия человека и природы, способствовать личному восприятию процессов;
-учиться осмысливать, интегрировать полученную информацию, аргументировать и делать выводы. Воспитательные: -способствовать формированию таких черт личности, как активность, сопричастность к происходящему, любовь к природе, Родине, своей малой Родине-Карачаево-Черкессии;
Воспитательные:
-Побудить к активной деятельности по охране природы, способствующей хорошему здоровью и жизни человека, его активной хозяйственной деятельности.
В работе использую следующие оформления (оборудования):
1. Компьютер, проектор, экран.
2. Доска. Эпиграфы на доске:
-Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю. (Юрий Ефремов)
-От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней. (Геннадий Серебряков)
3. Плакаты:
-" Теберда-жемчужина Кавказа"
-Высотная поясность Большого Кавказа
-Использование древесных ресурсов.
4. Презентации учащихся по теме.
5. Комплект карт:
-Южный Федеральный Округ.
Северный Кавказ -карта КЧР
-Физическая карта России
-карта "Россия и сопредельные государства".
-карта « Административно-территориальное
устройство России «
-буклеты "Тебердинский государственный заповедник"
-плакаты на экологические темы по охране природы
-плакаты-задания с изображенными заданиями на дом
-контурные карты, географический атлас (9кл.)
-научно-популярная литература.
Прозвенел звонок. Ребята занимают места, готовятся к уроку. Учитель определяет задачи, организует урок. (В течении всего времени у меня направляющая роль.) Школьники знакомятся с заданием и следующие 7 минут самостоятельно готовят ответы (см. карточку-задание.)
В ходе урока учитель направляет работу класса, оценивая вклад каждого заранее заготовленными логотипами оценок:
Красный-"5"
Синий-"4"
Зелёный-"3".
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Ребята! Мы с вами живём в удивительном , неповторимом по красоте уголке России, на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкессии. Многие писатели и поэты побывали у нас на Кавказе. И воспели его красоты. Кавказ и его свободолюбие сыграли огромную роль в творчестве писателей-Лермонтова, Пушкина, Грибоедова, Алексея Толстого и Льва Толстого. А. Пушкин написал "Кавказский пленник", М. Лермонтов-"Мцыри", А. Толстой-"Петр I". Кавказ- прекраснейшая жемчужина, и одна из самых драгоценных, так как этот край не знает себе равных по роскоши природы и тёплому, влажному климату. Кавказ-это чудная мозаика народностей, интересная своими легендами, сказочными, яркими чертами нравов, костюмов. На территории Северного Кавказа, Карачаево-Черкессии находятся пансионаты и здравницы, водолечебницы, туристические базы , молодёжные лагеря, где широко используются рекреационные ресурсы нашей республики.
В стихотворении "Кавказ" А.С. Пушкин писал:
"Кавказ подо мною.
Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины.
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины
Парит неподвижно со мной наравне."
А В. Высоцкий сказал замечательные слова, побывав в Домбае – « Лучше гор могут быть только горы..! « И это всё о нашем удивительно-прекрасном, благодатном крае –Северном Кавказе, Карачаево –Черкессии.
Прекрасна наша земля, наши леса, горы, реки, звенящие ручьи. Край наш горный, горы занимают значительную часть нашей территории. От подножья гор к их вершинам происходит смена природно-территориальных комплексов,лесов,субальпийских и альпийских лугов, нивального пояса, состоящего из снега и льда.
Давайте совершим небольшое путешествие по горной территории, высотной поясности гор, по заповедным местам, Тебердинскому заповеднику, посмотрим, как же живётся сегодня этому удивительному уголку вместе с человеком, благодаря человеку?
Первый Этап.
Ребята, представляют команду, эмблему-символ природной зоны гор, опираясь на знания об особенностях соответствующих ландшафтов, природных ресурсах, их использования человеком.
Примеры ответов.
Команда 1-
« Арктос» Медведь.
Олицетворение жизни и силы леса.
Команда 2-
"Рододендрон"
Лошадь на пастбищных лугах
с цветущим кустарником.
Команда 3-
"Горный орёл"
Канатная дорога на фоне скал,
Где гнездятся горные орлы.
Второй этап.
Учащимся предстоит провести учебно-исследовательскую работу, отметить изменение горных ландшафтов во времени, под влиянием человека, т.е. дать временной срез.
Ребята должны ответить на три главных вопроса:
1. Что обрели люди с освоением природного пояса гор?
2. Что могут утратить?
3. Что должны сделать для себя и будущих поколений.
Звучат ответы:
Леса. (1-ая команда)
Что обрели? - Пансионаты для лечения, места для отдыха, грибы, ягоды, лекарственные растения, древесину и изделия для неё, орехи, лесные яблоки и груши.
Что могут утратить? - Чистый воздух, шелест дубравы, запах хвои, тишину и краски леса, прозрачные воды рек, ценные виды растений, животных и птиц.
Что должны сделать для себя и будущих поколений? - Беречь и охранять леса-красу Земли, "легкие" планеты. Высаживать молодые деревца, рационально использовать лесные ресурсы, очищать реки и водоёмы, охранять от лесных пожаров, беречь от браконьеров животных и птиц, помнить, что каждое срубленное дерево, убитое животное-могут быть последними из видов.
Субальпийские луга (2-ая команда)
Что обрели? - сенокосы, пастбища, турбазы, туристические маршруты, молодежные лагеря.
Что могут утратить? - яркие краски лугов, первозданные сочные травы, редкие растения и животных, парения сокола, чувство дали и вольности мысли, чистый воздух, яркое солнце и синеву неба.
Что должны сделать? -беречь, любить и охранять природу. Помнить, что природа щедра, но и ранима, и человек-это её лучшая разумная часть.
Альпийские луга. (3-ая команда)
Что обрели? -лекарственные вещества из трав, лагеря альпинистов, канатные дороги, горнолыжные базы.
Что могут утратить? - приятный запах цветов, красочную луговую растительность, ковры лютика и незабудки, крики горных куропаток, чистый воздух, гнездования редких птиц, вольность, стремительность и бурное волнение души.
Что должны сделать? - не загрязнять природу, не оставлять мусор, непогашенных костров. Помогать работникам леса. Беречь горные ручейки и источники, растения, животных и птиц. Помнить, что все красивое должно быть вечно-для меня, для тебя, для всех, для них...
(Красной нитью проходит мысль: природа щедра, но и ранима.)
Учитель :
Ребята! Природная среда, человек, общество составляют единое целое. Урон, наносимый отдельным видам животных, растений, птиц, угрожает существованию всего живого. Бездумное отношение к природе-это безнравственно, потому что каждая жизнь уникальна и неповторима. Тютчев писал, - что природа "Не слепок, Не бездушный лик,
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык..!
Третий этап.
Он носит игровой и творческий характер. Учащимся предстоит составить туристический маршрут по горным заповедным местам- Тебердинскому заповеднику, осуществляющему охрану природы гор, полное цвета, звуков и запахов.
1-ая команда.
В лесу летом. Долина реки Теберды. Презентация.
Идем гуськом друг за другом. Солнечно. Над ними голубое ясное небо. Рядом шумит река. Вода в реке чистая, прозрачная, холодная. Сколько земляники, чабреца! Впереди белые берёзы, осина, клён, ива, рябина. Благоухание трав и цветов. Входим в лес. Почвы здесь бурые, лесные. Становится темнее... Сколько папоротника! Вот огромный старый дуб, над ним желуди, лакомство диких кабанов. А может увидим красавца-оленя? Хрустят ветви, шевелятся кусты малины... Может это прячется медведь? Или хитрая лисица? Или заяц-русак? А вот на дереве белочка грызёт орешки, стучит по стволу дерева дятел-"тук, тук"... Кукует кукушка, пролетел белогривый дрозд. Впереди нас ждёт указатель-зорко-охраняемая территория леса. Это же плантации Жень-Шеня - "корня жизни", чудодейственного лекарственного растения. Становится гуще лес, темно и влажно. Пихты, ели, сосны... Ветви начинаются почти от земли. Кружится сладко голова-воздух насыщен кислородом. Много бархатного мха. Встречаются на открытых местах купена, дикие лианы. Может быть, среди них прячется кавказский тетерев? А грибов, грибов...! Вот польский гриб в огромной шляпе, а вот красавец-мухомор! Подосиновики, подберезовики, рыжики, волнушки... И хочется, чтобы это всегда росло, цвело, благоухало и пело на нашей земле. Да здравствует жизнь!
2-ая команда. Субальпийские луга. Лето. Презентация.
Высота 2 тыс. метров над уровнем моря. Идём на Муруджи (Голубое озеро) Ярко светит солнце, но ощущаем прохладу. А впереди такая благоухающая красота-заросли рододендрона с палево-белыми нежными цветами. От приятно пахнущих цветов кружится голова. Какая пышная растительность ! Почва здесь горно-луговая. Растёт овсяница пестрая, костер пестрый. Луга словно полыхают пламенем, то розовым-от цветов горца, то фиолетовым-от цветущей буквицы, то оранжевым-от зонтиков володушки. А на скале вдали серна. А вдруг встретим бурого мишку, лакомящегося брусникой, черникой, диким крыжовником или шиповником? Любит он и малину, и дикие груши... А может быть увидим дикого козла? Галдят птицы. Альпийские завирушки, королевские вьюрки... А вот интересная птица оляпка разгуливает по дну горного ручейка с чистой прозрачной водой. Прошмыгнула ящерица... Пропел сокол. Впереди-Голубое озеро. Красиво! Пусть всегда будет ясное солнце, чистый воздух и прозрачная вода!
3-я команда. Альпийские луга. Лето. Презентация.
Высота около 3 тыс. метров. Над уровнем моря. Наш маршрут проходит В районе Скалистого Хребта. Идем в орнитологический заказник "Белая скала". Воздух чистый, свежо, даже холодно, несмотря на то, что светит яркое солнышко и над ними чистое голубое небо. Рюкзаки тяжелые, но дышится легко и свободно. Какая высь, какая вольность! Хочется раскинуть руки и парить, как птица! Трава низкая, ярко-зелёная. Горная осока, альпийские колокольчики, лютики, фиалки. Перед нами красочный, альпийский ковёр, то лимонно-жёлтый от первоцвета, то ярко-жёлтый от ветреницы. На каменистых участках встречаем сиреневую альпийскую астру. Вслед за отступающими под солнцем снегами движутся голубые ковры колокольчика, белые и розовые цветы гипсолюбки, белые головки валериана. На пустотах-мхи и лишайники. Где-то притаился тур или серна. А вот пробежал кеклик-каменная куропатка. Возможно, увидим и горную индейку-улара или каменного дрозда. Среди снежников- стаи альпийских зверушек. Сколько птиц! Боимся встретить хищников- черного дрозда и белоголового сипа, хотя это и не страшно. Встречаем стаю коршунов-осоедов, канюков, луней, перепелок и даже журавлей. К самым истокам рек поднимается на нерест "царская рыба"-форель. Выше-вечное царство снега и льда. Тихо, спокойно. Только птицы перекликаются. Как хорошо жить! Пусть будет так всегда!
Четвертый этап.
Ребята должны ответить на вопрос:
Кто же есть человек: неотделимая часть природы или избалованное дитя планеты?"
Варианты ответов:
1. Человек-любимое дитя природы. Много-много лет нянчила планета человечество, даря воздух, воду, пищу, одежду. Но человек долгое время вёл себя как избалованное капризное дитя. Он менял и меняет облик планеты- прокладывая дороги, каналы, осушая болота, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, поворачивая вспять реки и даже регулируя погоду.
2. Человек-неотъемлемая часть природы, единое с ним целое и одно из звеньев природной цепи. Задень неразумно цепь, разорви неосторожным движением и грянет катастрофа. Человек должен любить и беречь Землю.
А теперь, в завершение работы ,выполните, пожалуйста, практическую часть - нанесите на контурную карту КЧР,обозначьте границы и отметьте красным кружочком Тебердинский государственный заповедник.
Заключительное слово учителя.
Ребята! Зелёные леса, цветущие луга, высокие горы-это наша Карачаево-Черкессия. Какая она прекрасная, щедрая, добрая к живущим в ней. Любите её, берегите её!
Р. Рождественский писал:
"Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц-не небо!
А море без рыб-не море!
И Земля без зверей-не Земля!"
А сейчас послушайте прекрасную песню Ш. Далдаева "Кавказ". ( звучит песня)
В заключение урока оцениваю деятельность команд, комментирую это выступление с точки зрения полноты и достоверности тех образов территории, охраны природы, которые учащимся удалось создать в ходе урока.
Дифференцированное задание на дом: составить кроссворд по теме « Северный Кавказ. КЧР. Тебердинский заповедник.» и, для любознательных, ответить на проблемные вопросы ( вопросы на плакатах – заданиях на доске )
(Материалы к уроку,презентации подготовленные тремя командами, см. в приложении и на электронных носителях – дисках.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географический образ территории Зарубежной Европы
План-конспект открытого урока по географии и литературе«Географический образ территории Зарубежной Европы» Учитель географии, г.к.н., Кургузов В.А.Учитель русского языка и литературы Сайганова Л....
Кавказский государственный биосферный заповедник
Информационно методическое сопровождение представлено слайдами, содержащими флору и фауну Кавказского биосферного заповедник.а...
Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"
Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...
Тебердинский государственный биосферный заповедник
Заповедник - природная территория, на которой весь природный комплекс находится под охраной государства.Национальный парк- заповедник, открытый для туристов и посетителей.Заказник- территория, на кото...
Виртуальная экскурсия по Центрально-черноземному государственному биосферному заповеднику им. В. В. Алехина
Презентация познакомит учащихся с историей создания, растительным и животным миром заповедника....
Презентация "Воронежский государственный биосферный заповедник им.В.М.Песоква"
Воронежский заповедник играет важное значение для флоры и фауны Воронежской области. Он создан, чтобы сохранить редкие исчезающие виды живых организмов....
Кавказский государственный биосферный заповедник
Жиленкова Зинаида Ивановна - автор презентации. Презентацию можно использовать на уроке биологии "Природные зоны России", как региональный компонент...