Урок в 9 классе на тему: "Национальный и религиозный состав населения России».
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Калиничева Инна Ивановна

Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада  Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства. На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? 

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины.

С каким государством граничит Россия на юге? Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

                          План – конспект урока географии в 9 классе

Учитель географии МБОУ лицей № 3: Калиничева И.И.
Тема: «Национальный и религиозный состав населения России».

Цели: познакомить учащихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.
Задачи:
- образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны, языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

- воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.

Оборудование:

 карты: политико-административная, народы России; учебник А.Е.Домогацкий «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: «Русское слово», 2013 г; раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России, мультимедиа.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Этапы урока:

Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Обобщение и закрепление знаний.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог урока.

Ход урока.

Организационный момент.

( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

Мы продолжаем изучение раздела «Население России».

2
. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

Географический диктант по теме « Численность населения России».

  1. Численность населения России составляет _______ млн.человек (142,9)
  2. В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)
  3. Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)
  4. Естественный прирост – это ________________________________________________
  5. ( разница между рождаемостью и смертностью).
  1. Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).
  2. Естественная убыль населения называется _____________________ ( депопуляцией)
  3. Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).
  4. Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).
  5. Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).

10.Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

(Северный Кавказ).

( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.(слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).

( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? (
ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

Тема урока
- « Национальный и религиозный состав населения России»

( слайд №2 с темой урока).( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

3.Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).

Сегодня мы работаем по следующему плану: (
слайд №3)

        1. Россия – многонациональная страна.

        2.Национальный и религиозный состав населения России.

        3.Языковые семьи и группы. Религии.

        4.Особенности национального и религиозного состава населения Республики Коми.

        5.Закрепление.

4.Изучение новой темы.

1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада
(обучающиесяназывают страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции и обычаи населения Северного Кавказа).

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины (
обучающиеся записывают втетради).

С каким государством граничит Россия на юге? (
ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? (
работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (
ответы обучающихся)

2 вопрос.Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи? (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

(
слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)
- индоевропейская – 89% населения,
- алтайская - 7%,
- уральская – 2%,
- кавказская – 2%.
( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).
Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы (обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленные учителем вопросы)

- Какие группы выделяются в индоевропейской семье?
- Какие народы называют братьями-славянами и почему?

И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (
обучающиеся отвечают напоставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ - это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).

Какие же народы наиболее многочисленны на территории России?
( обучающиесяработают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечаютна поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

Многочисленные народы: русские – 80%
татары – 3.7%
украинцы – 3%
чуваши – 1.2%
чеченцы
армяне

Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

Какие это народы? (
обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалахи записывают в тетрадь).

Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (
слайд №:7)

Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (
обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записываютопределение в тетради). Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.

( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

  1. Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.
  2. Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.
  3. Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?
  4. Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

Назовите основные религии, которые исповедует население России.(обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (
слайд №7)

Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (
ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

- историческое формирование и заселение территории страны;
- внешние миграции.

Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 (
слайд №8 с текстом статьи).

Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (
ответы обучающихся)

Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.
В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».

3 вопрос. Учитель: мы проживаем на территории Республики Коми. Какой народ является титульным для этой республики? (ответы обучающихся – коми). К какой языковой семье и группе относятся коми?(обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают напоставленный вопрос). Доля населения коми в республике составляет около 25% ( обучающиеся записывают данные в тетради) Какие народы еще проживают на территории республики? ( анализируют статистический материал «Национальный состав населения Республики Коми, записывают данные в тетради) (слайд №9). Какие народы проживают на территории нашего города? На территории Интинского района проживает около 70-ти национальностей, в т.ч. русские -60%, украинцы- 13%, коми-9%.

Посмотрите на таблицу в учебнике и определите к каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие рядом с нами (
обучающиеся анализируют таблицу и отвечают на поставленный вопрос).

Какие же причины определили национальный состав населения республики? (
обучающиеся отвечают, учитель обобщает ответы и результаты записывают в тетрадь)

- сталинские репрессии;
- освоение и добыча полезных ископаемых;
- внутренние миграции.

Как вы думаете, почему у нас в республике, нашем городе не возникают сложные национальные конфликты? (
ответы обучающихся).

Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. (
обучающиеся выполняют работу на листах спечатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

Содержание проверочной работы:

  1. Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

а) алтайской б) индоевропейской в) уральской
2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:
а) карелы б)
белорусы в) якуты
3. Второй по численности народ России – это
а) украинцы б) башкиры в)
татары
4. Народ европейской части России- это
а) буряты б) тувинцы в)
коми
5. К какой группе относятся коми?
а) славянской б) монгольской в)
фино-угорской
Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

Итог урока.

Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?
- Что нового для себя вы узнали?
-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? (
слайд №11)

(
обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)
Учитель задает домашнее задание - параграф 6, внимательно прочитать, составить кроссворд «Население России», не менее 15 слов с вопросами. (
обучающиеся записывают домашнее задание в дневник).

( учитель выставляет отметки и комментарует)
Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнический,национальный и религиозный состав населения России

урок изучения нового в 8классе по теме "Этнический,национальный, религиозный состав населения России" . На уроке рассматривается население по уровням: Россия,область,район....

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Презентация "Этнический, языковой и религиозный состав населения России".

Данная презентация разработана для уроков географии в 8 классе к теме "Население России". Предусматривает проверку домашнего задания по теме"Численность населения России. Продолжительность жизни". Сод...

Конспект урока по географии "Национальный и религиозный состав населения России"

·         Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны....

Этнический и религиозный состав населения России`

Презентация к уроку "Этнический и религиозный состав населения России"...

Этнический и религиозный состав населения России 9 класс

Методическая разработка урока в 9 классе на тему Этнический и религиозный состав населения России. УМК   Е.М.Домогацких...