Переплетение Нижегородских «кружев» с узорами Таиланда
классный час по географии (10 класс) на тему
Переплетение Нижегородских «кружев» с узорами Таиланда
Сценарий
Цель:
Создать условия для формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся, развития поликультурной личности, обладающей географической культурой через познание окружающего мира
Задачи:
- Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также информации различной направленности;
- Воспитание чувства патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
- Обеспечить возможности творческой самореализации личности учащихся в различных видах деятельности;
- Формирование общей культуры и мировоззрения школьников
- Приобретение учащимися социального опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Переплетение Нижегородских «кружев» с узорами Таиланда | 84.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №154»
Заочная экскурсия
(Внеклассное занятие)
Переплетение Нижегородских «кружев» с узорами Таиланда
Автор:
Учитель географии (высшей категории) МБОУ «Школа №154», классный руководитель 10 «А» класса Плетнева Е.А.
Учитель русского языка и литературы (высшей категории) ) МБОУ «Школа №154» Куклина Г.Ф.
г. Н. Новгород
2015 год
Заочная экскурсия
(Внеклассное занятие)
Переплетение Нижегородских «кружев» с узорами Таиланда
Сценарий
Цель:
Создать условия для формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся, развития поликультурной личности, обладающей географической культурой через познание окружающего мира
Задачи:
- Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также информации различной направленности;
- Воспитание чувства патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
- Обеспечить возможности творческой самореализации личности учащихся в различных видах деятельности;
- Формирование общей культуры и мировоззрения школьников
- Приобретение учащимися социального опыта
Оборудование:
1. Учебные и методические пособия по географии, русскому язык, литературе, английскому языку на различных носителях
2. Школьная библиотека
3. Школьная и классная видеотека. фонотека
4. Мультимедийный проектор
5. Компьютер
6. Интерактивная доска «Smart»
7. Физическая карта Российской Федерации с обозначением мест развития народных промыслов;
8. Мультимедийные презентации учащихся,
9. Плакат - Перечень названий: Хохломская роспись, Городецкая роспись ,Полховско-Майданская роспись, Казаковская филигрань;
10. Карта расположения народных художественных промыслов Нижегородской области
Заочная экскурсия состоит из двух частей:
1. Нижегородские «кружева»
а) Познакомься с Нижним Новгородом.
б) Народные промыслы нижегородского края
2. Яркие образы Таиланда
Подготовка к мероприятию:
1. Деление учащихся на 3 группы для подготовки сообщений:
А) «Яркие образы Нижнего Новгорода»
Б) «Народные художественные промыслы Нижегородской области»
В) Яркие образы Таиланда
В третьей группе наиболее подготовленные по английскому языку учащиеся, т.к. они должны помочь Сатхиде выполнить задание и представить ее страну.
Описание мероприятия
Мероприятие проходит в кабинете географии
Тихо звучит русская народная музыка.
Куклина Г.Ф.: В нашем классе по программе обмена, которую курирует компания AFS «Интеркультура», будет учиться гражданка Таиланда Сатхида, поэтому данный этот год необычный для нас. Мы должны помочь Сатхиде изучить русский язык, узнать и, возможно, полюбить Россию. Наше мероприятие «Переплетение Нижегородских «кружев» с узорами Таиланда» является первой ступенькой знакомства гостьи с Нижегородским краем, а мы получим первое представление о ее стране Таиланде.
Плетнева Е.А.: Узнать и полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.
Сегодня мы постараемся познакомить нашу гостью с уникальными объектами Нижнего Новгорода и искусством народных промыслов, создадим своеобразный музей и проведем по экспозициям этого музея экскурсии.
Провести экскурсию помогут ваши одноклассники. Итак, прошу всех в музей на экскурсию «Яркие образы Нижнего Новгорода»
Экскурсоводы Викулова Любовь, Чернякова Лидия.
Экскурсия сопровождается презентацией, подготовленной ученицами.
Учителем английского языка подготовлена ученица Чернякова Лидия, которая переводит текст экскурсии на английский язык, т.к. Сатхида не очень хорошо знает русский язык
Текст экскурсии
Кремль. Нижний Новгород один из крупнейших городов России, его сердце - Нижегородский Кремль - крепость в центре Нижнего Новгорода и его историческая древнейшая часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города.
Чкаловская лестница. Создана в честь выдающегося летчика испытателя Валерия Чкалова. Он впервые в 1937 году совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер. На берегу Волги у подножия Чкаловской лестницы стоит катер, весь увешанный ленточками.которыми молодожены по традиции украшают его в день свадьбы.
Этот памятник речникам и морякам был открыт в 1985 году в честь 40-летия Победы. Как гласит табличка, "Катер "Герой" в составе Волжской Военной флотилии, созданной по указанию В.И.Ленина, принимал участие в разгроме белогвардейцев на Волге (1918-1919), в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Сталинградом (1942-1943)".
Церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная как Рождественская или Строгановская — действующая православная церковь. Расположена на улице Рождественской Нижнего Новгорода. Построена в 1696 — 1719 годах на средства купца Григория Дмитриевича Строганова.
Благовещенский монастырь — древнейший монастырь в Нижнем Новгороде, основанный в начале XIII века. Расположен в Нижегородском районе, на правом берегу Оки недалеко от её впадения в Волгу.
Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского возвышается на Стрелке – традиционном месте проведения Нижегородской ярмарки.
Высота собора -87 м, он до сих пор занимает третье место среди храмов России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Стрелка. Стрелка – место слияния двух великих рек Оки и Волги – всегда считалась символом России.
Нижегородская ярмарка. Крупнейшая ярмарка в России (1817 —1917, 1921—1929). Один из всероссийских центров оптовой и розничной торговли.
Куклина Г.Ф.: Мы благодарим экскурсоводов за их работу. Более полное представление о столице Поволжья мы получим, просмотрев фильм о нашем городе.
Демонстрация фильма «Нижний Новгород»
Плетнева Е.А.: Экскурсия продолжается. Прошу всех познакомиться с экспозицией «Народные художественные промыслы Нижегородской области». Сообщение об истории возникновения народных художественных промыслов подготовили Анна Рыжкина, Андреев Вадим и Козин Владимир.
Экскурсия сопровождается презентацией, подготовленной учениками.
Анна Рыжкина: Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то дорого, что красно золото,
А то дорого, что мастера доброго
Андреев Вадим: Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Резьба на прялке восходит от протославянского тысячелетия до нашей эры, вышивка ведет к киевской Макоши – богине плодородия и живой земной влаги и еще дальше – к Ладам и Оленихам – в пятое тысячелетие до нашей эры. Покрывать олифой – вареным льняным маслом, деревянные ковши, скобкари в форме плывущей птицы, обеденные миски, ложки стали в 10-12 веке, а искусство росписи металлических подносов было положено в 18 веке.
Козин Владимир: Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Поэтому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.
Ремесленную работу люди выполняли параллельно своим основным занятиям. Путь от домашнего промысла, связанного с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был долгим. Активно промыслы начали развиваться в России во второй половине 19 века.
Анна Рыжкина: Песни даль и сказки тайна,
Свадьба или поминанье
Душу слепят, но сперва –
Полотняные преданья,
Деревянные сказанья,
Рукодельные слова.
Козин Владимир: Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. Наиболее ранний вид обработки древесины – резьба. Наряду с резьбой древесина стала обогащаться цветом. Украшение различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением деятельности. Это хохломская, городецкая, полховско-майданская роспись Нижегородской области. (Учащийся – экскурсовод показывает на карте Нижегородской области пункты хохломской, городецкой, полховско-майданской росписи)
Андреев Вадим: Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые упоминания об этом селе встречаются в документах 16 века . Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место расчищенное от леса под пашню). В 17 веке Хохлома и много других селений перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Уже в то время зародилось в Хохломе производство посуды. В документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные красками, золотом и серебром. В связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.
Хохломскую роспись называют «Золотая хохлома» — вид росписи на красном, черном, зеленом фоне. Село Хохлома славилось ярмарками по продаже предметов из дерева. Посуда расходилась не только по всей России, но и продавалась в Азию и Западную Европу. Посуда привлекала своей оригинальностью, праздничностью расцветки, прекрасной лакировкой. При этом изделия были дешевы и просты в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, своей красивой росписи.
Козин Владимир: Хохломская роспись была доступна каждому. Но в 19-начале 20века хохломское живописное искусство пришло в упадок. Расцвет хохломское искусство приобрело в 60-70 годы 20 столетия. В этот период вместо старинных мисок стали делать комплекты посуды для праздничного стола.
Анна Рыжкина: Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочной лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
(“Русская матрешка” Ю.Жулькова)
Плетнева Е.А.: Сейчас матрешек делают и в Семенове и Полховским Майдане (демонстрирует матрешку)
Андреев Вадим:Приузолье - северо-запад Нижегородской области. (Учащийся-экскурсовод показывает на карте Приузолье). Заволжская тайга. Великий лесной край! Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина изумительного народного промысла – городецкого. Какова же его история?
Козин Владимир: Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы валились в воду от того, что время и волны точили берег. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы. Братья Лазарь и Антон Мельниковы впервые расписали донца яркими красками. Искусство талантливых братьев нашло живой отклик в народе, ведь «кто людей веселит, за того сет стоит».
Куклина Г.Ф.: Наше мероприятие позволяет нам не только вспомнить особенности нашего края, познакомить с ними Сатхиду, но и почувствовать аромат необычного Таиланда. Просим сейчас группу, которая работала с Сатхидой и ее саму провести экскурсию по этой экзотической стране.
Выступление группы сопровождается презентацией.
Королевство Таиланда
• Общая площадь — 514.000 кв. км; земля — 511.770 кв. км; вода — 2.230 кв. км. Береговая линия составляет 3.219 км.
• Столица- Бангкок.
• Официальный язык- тайский.
• Население- около 64 млн.человек
Климат
Субэкваториальный, чем ближе к экватору, тем меньше перепад температур. Так в самые прохладные месяцы от +20 до +27,ночная температура воздуха может опускаться до нуля в горах на севере, тогда как днем она достигает +25. Самая высокая температура наблюдается в апреле и мае - тогда она выше +35, но бывает и до +40 в тени. Влажный сезон летом и сухой зимой.
Население
Население Таиланда насчитывает более 15 этносов, в основном состоит из этнических тайцев (~80 %) и лаосцев. Также существует большая община этнических китайцев (~10 %), Другие этнические группы представлены малайцами, хмонгами, кхмерами, а также вьетнамцами, которые осели в восточном Таиланде ещё со времен Вьетнамской войны.
Религия
94,6 % жителей Таиланда исповедуют буддизм. 4,6 % являются мусульманами — в основном это малайцы, проживающие на юге страны
Архитектура
В тайской архитектуре, представленной в основном монастырями, причудливо сочетаются индийские и китайские элементы. Они так же, как и скульптура, отличаются по стилю в соответствии с периодом постройки и местными традициями. Наиболее ярким примером самобытного архитектурного творчества тайцев является комплекс храмов и Большого королевского дворца в Бангкоке.
Художественные промыслы
Таиланд славится изделиями народных художественных промыслов. Они встречаются повсюду — самые крупные центр промыслов в Бангкоке . Таиланд — один из крупнейших в Азии производителей шелковых и хлопчатобумажных изделий, мебели и резных деревянных изделий. Многочисленные магазины предлагают керамику, шкатулки, расписанные веера и зонтики, изделия из бронзы и латуни, тайских кукол и т. д. В Таиланде можно найти множество недорогих ювелирных украшений из серебра
Транспорт - развито хорошо.
авиатранспорт, автомобильный, железнодорожный, морской.
Плетнева Е.А.: Наше мероприятие подходит к концу. Надеемся, что оно оказалось интересным и познавательным. Мы продолжим знакомить нашу гостью с Нижегородским краем на экскурсии в Болдино, а потом проложим туристический маршрут по Таиланду на уроках географии
Список литературы
- Адрианов Ю, Шамшурин В. Старый Нижний Новгород . Нижний Новгород: СММ 1994
- Величко Н "Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия."
Энциклопедия. Аст-Пресс. 2009 г.
- Верстакова ЛВ. Элективный курс «Гражданин мира». Кирово-Чепецк.Гимназия №1. 2015
- Котляков В.М. Географический энциклопедический словарь М «Большая Российская энциклопедия» 2003
- Максаковский В.Л. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004 г.
- Малая энциклопедия стран. Харьков «Торсинг» 2000
- Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917). Нижний Новгород Издательство АО «Нижегородский компьютерный центр пользователей» 1993
- Смирнова М. Нижний Новгород и после… Иторико - литерартурные очерки . Нижний Новгород: Бегемот, 1996
Интернет-источники
- http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
- http://www.nat-geo.ru/ -National Geographic Россия
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://religion.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный Историко-краеведческий кружо к" Родные истоки".
Этапы кружковой работы....
Какие старые слова, а как кружится голова... "Евгений Онегин" 9 класс
Здесь представлен урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин".К конспекту урока прикладываю презентацию.. и приложение №1 (лист откровений). Урок посвящён анализу одно...
Таиланд
Знакомство с культурой и достопримечательностями Таиланда...
Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"
Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...
Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.
Содержит вопросы и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....
Презентация по истории Нижегородского края на тему Промышленно - торговые центры Нижегородского края .
Презентация по истории Нижегородского края для 7-го класса....
«СвяТЫНИ зЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ. НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛь»
Святыни земли Нижегородской. Нижегордский кремль...