рабочая программа по географии 10 класс.ФГОС
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Подрезова Светлана Владимировна

Примерная программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Данная программа разработана с учетом введения ФГОС СОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii10_klass_fgos.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

РОССИЙСКАЯ   ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой,4 мкр., дом 39А  тел(факс)34934 9-31-77  Urengoi_1@ mail.ru

        

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 1»

 п.г.т. Уренгой Пуровского района

__________/Волокитина А.С./

Приказ № 152 от «30»августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«География»

10 а,б класс

 Учитель: Подрезова Светлана Владимировна,

               высшая квалификационная категория

«Согласовано»

Заместитель директора по

образовательному процессу

__________/Мартынова И.В./

Рассмотрено на заседании методического объединения

учителей естествознания

    Руководитель МО

_____________\ Егорова Т.И.\

протокол № 1        

от « 30» августа 2014 г.

2014 - 2015 учебный год

II. Пояснительная записка

       

      Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
  • Примерные программы по учебным предметам. География. 10-11 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения)
  • Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии 6-10 кл. /  Под редакцией В.И. Сиротина  – М.: Дрофа, 2011
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2014-2015 уч. г.
  • Максаковский В.П. Экономическая и социальная география  мира: учебник для 10 класса  общеобразовательных учреждений -  М.:  – Просвещение, 2013, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ педагогов, реализующих новые ФГОС общего образования, МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой. Приказ №40 от 27.02.2014 г.

Предмет география в 10 а, б классах в МБОУ «СОШ №1»  изучается на базовом уровне и составляет  1 час  в неделю, 35 часов в год.

Концепция

Примерная программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

 В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.    

        Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития политических, экономических и социальных процессов, происходящих в современном мире, открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

        Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Актуальность. Курс «Экономическая и социальная география мира», как правило, завершает географическое образование школьников. Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Роль географии в формировании всестороннее развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места жительства до выборов руководителей страны. Актуальность изучения географии диктуется логикой развития общества и потребностями современного общества. Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решение.

Основная цель программы: продолжить и завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Задачи программы:

  • усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности  и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономичекой ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Обоснование выбора УМК.

УМК выбран и утверждён на заседании учителей МО естествознания протокол №6.

При изучении географии используется УМК разработанный на основе авторской программы В.П. Максаковского , соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Это наиболее эффективный, по сравнению с другими существующими УМК, для процесса формирования ключевых компетенций школьников (что отвечает концептуальным основам процесса преподавания в МБОУ «СОШ №1»).  

Учебник - Максаковский В.П. Экономическая и социальная география  мира: учебник для 10 класса  общеобразовательных учреждений -  М.:  – Просвещение, 2013 – является основной составляющей УМК В.П. Максаковского, стимулирует познавательную активность  учащихся, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, способствует развитию самостоятельной творческой активности. Учебник ориентирован на современные технологии: деятельностный и коммуникативный подход; индивидуализацию и дифференциацию обучения; личностно-ориентированный подход

III. Общая характеристика курса учебного предмета, курса

Особенности содержания обучения географии в средней  школе обусловлены спецификой предмета  как науки и поставленными задачами. Основными проблемами географии  являются формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Цель изучения предмета. Формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, роли географии в их познании.

Задачи:

Обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.

Формирование коммуникативной компетенции – умения излагать свою точку зрения и отстаивать ее

Методы, формы и технологии решения поставленных задач.

Методы преподавания:

Основным методом обучения  географии в 10 классе является словесно-наглядно-практический, в основе которого лежит практическая деятельность учеников под руководством учителя. Этот вид деятельность проявляется только в условиях самостоятельной работы учащихся, что может быть источником знаний, способом их проверки, совершенствования и закрепления, а по отношению к умениям и навыкам самостоятельная работа является путём их формирования.

Виды самостоятельной работы учащихся:

  • Использование статистической информации разной формы и содержания;
  • Обработка, анализ и представление статистической информации в графической, картографической и текстовой форме;
  • Работа с картографическими и статистическими данными карт атласа;
  • Составление экономико - географической характеристики отрасли мирового хозяйства, используя картографические источники информации;
  • Сравнение социально – экономических  объектов, процессов и явлений;
  • Работа на контурных картах, подготовка сообщений, презентаций по заданной теме, используя различные источники географической информации.                                                

При изучении географии в 10 классе используются следующие формы проведения уроков: лекция с элементами беседы,  практикум, практическая работа, семинар, обобщающее повторение.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные: урок, урок-лекция, урок-семинар, консультация, собеседование, практическая работа. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.

Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, индивидуальные задания.

Педагогические технологии:

Технологии личностно-ориентированного обучения;

 Проектная технология;

  ИКТ;

  Здоровьесберегающая

Межпредметные связи:

География – экономика – история

  IV. Место учебного предмета, курса  в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

Данная программа рассчитана на 1 год – 10 класс.

Общее число учебных часов в 10 классе - 105 (3 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты освоения географии в соответствии с ФГОС СОО

Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие 
личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);Ъ
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание тем учебного курса

Наименование раздела

Количество часов

Оценочных

практических работ

Примечание

1

Тема 1. Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации

2

-

2

Тема 2. Современная политическая карта мира

3

2

3

Тема 3. Природа и человек в современном мире

6

1

4

Тема 4. Население мира

6

1

5

Тема 5. НТР и мировое хозяйство

7

1

6

Тема 6. География отраслей мирового хозяйства

10

1

7

Резервное время

1

8

Итого

35

6

Контрольно-оценочная деятельность

№ урока

Тема раздела, урока

Виды контрольно-оценочной деятельности

Количество

Сроки проведения

Входной контроль

 1

Итоговый тест по теме

 1

Рубежный контроль

 1

Итоговый тест по теме:

 1

Тематическое тестирование

 1

Итоговый контроль

 1

Система оценки:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся,  необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность

употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок за устный ответ

«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности;

«4»  - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя;

«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе

«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

Примерные нормы оценок

за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в

         определенной последовательности; соблюдение логики в описании или

         характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное

         выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;

         аккуратное оформление результатов работы;

«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в

         использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов;

«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в  

         формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;

«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются  

         существенные  ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10

правильных ответов.

                   

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.                                

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                        Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

        Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

       Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

       Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

       Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

       Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

       Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

       Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

 

                                                         Содержание учебного предмета:

Тема I.

Ведение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации - 2ч.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности.

Статистический метод - один из основных в географии.  Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование, мониторинг.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

Основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.

Ученики должны уметь:

Использовать статистическую информацию разной формы и содержания: обрабатывать, анализировать и представлять её в графической и картографической  форме.

Тема II.

Современная политическая карта мира – 3 ч.

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира  в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориальное устройство стран мира. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

Основные географические понятия и термины.

Ученики должны уметь:

Приводить примеры основных групп стран мира, используя политическую карту мира. Составлять характеристику политико-географического положения страны,

Практические работы: Характеристика политико-географического положения страны. Его изменения во времени. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Тема III.

Природа и человек в современном мире - 6 ч.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Ученики должны уметь:

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Практическая работа: «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

Тема VI .

Население мира - 6 ч.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;

проблемы современной урбанизации

Ученики должны уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

Практические работы:

 «Определение степени обеспеченности крупных  регионов и стран трудовыми ресурсами».

«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира»

«Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира»

Тема  V.

НТР и мировое хозяйство - 7 ч.

Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

НТР, мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция, географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;

Ученики должны уметь:

оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Практические работы:

 «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

Тема VI.

 География мирового хозяйства (10 ч).

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование: интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

Ученики должны уметь:

оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Практические работы:

«Определение стран-экспортеров, основных видов промышленной и с/х продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха, стран,

«Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышлённости мира»

6. Критерии оценивания.

 Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

         Исходя из поставленных целей, учитывается:

1. Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

 2. Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

3. Самостоятельность ответа.

 4. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

 Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Наличие неточностей в изложении географического материала; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; Понимание основных географических взаимосвязей; Знание карты и умение ей пользоваться; При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  2. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  3. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  4. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. 13.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

 Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

 Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы; Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.

 Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

 Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

 Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

 2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

                                                          V. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

    Знать/ понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уроне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уроню социально—экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического геоэкономического положения России, её роль в международном географическом  разделении труда;

 Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. Степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдения за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами , процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

    повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождение и применение географической  информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономичекой ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

           

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

п.п

Наименование разделов и тем

Дата

Практическая работа

УУД

предметные

метапредметные

личностные

 Тема 1. Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации  (2 часа)

1.

Положение географии в системе наук

-использование различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;

- умение анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- овладение на уровне общего образования системой  географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

2.

Современные методы географических исследований. Статистический метод. Виды статистических материалов

Пр.р. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в графической и картографической  форме.

Тема 2.  Современная политическая карта мира (3 часа)

3

Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные группы.

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

4

Влияние международных отношений на политическую карту. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Роль и место России в современном мире.

Пр.р. № 1 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменения во времени.

5

Государственный строй стран мира. Формы правления и  административно-территориального устройства стран мира. Политическая география и геополитика

Пр.р. №  2 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Тема 3. Природа и человек в современном мире  (6 часов)

6

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

 - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

7

Природные ресурсы Земли, их  виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

8

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли: минеральные, земельные, водные.

9

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли: биологические, Мирового океана, климатические и космические, рекреационные.

Пр.р. № 3  Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

10

  Основные типы природопользования. Источники загрязнения.

11

Обобщающее повторение по теме

«Природа и человек в современном мире»

Тема 4.  Население мира  (6 часов)

12

Численность и динамика численности населения  мира. Воспроизводство населения. Демографическая политика

Пр.р. Определение демографической ситуации  и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.                

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

 - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;

- толерантность;

13

Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира

14

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

 Пр.р. № 4  Определение степени обеспеченности  крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

15

Размещение и миграции населения мира.

16

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира

Пр.р. Оценка  особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

17

Обобщающее повторение по теме «Население мира»

Тема 5. НТР и мировое хозяйство  (7часов)

18

НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция.

- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

 - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

- овладение на уровне общего образования системой  географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных  ситуациях

19

Мировое хозяйство. МГРТ, международная экономическая интеграция.

20

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и ТНК.

21

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование.

22

Воздействие НТР на мировое хозяйство.

23

Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы.

Пр.р. № 5 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

24

Обобщающее повторение по теме:

«НТР и мировое хозяйство» 

Тема 6. Отрасли мирового хозяйства  (10 часов)

25

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Электроэнергетика.

26

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии.

27

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы

Пр.р. Определение стран-экспортёров основных видов промышленной продукции и  промышленного  сырья.

28

Практическая работа.

Пр.р. № 6 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору)

29

 Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «Зеленая революция»

Пр.р. Определение стран-экспортёров сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного сырья.

30

Сельское хозяйство. Животноводство. Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда.

31

География транспорта. Мировая транспортная система. Сухопутный транспорт.

32

Водный, воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.

33

Внешние экономические связи.

География мировых валютно-финансовых отношений

Пр.р. Определение районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг

34

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли

Пр.р.   «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

35

Резервное  время  (1 час)

ИТОГО  - 35 часов


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

Дидактические средства обучения

1. Географические атласы

2. Контурные карты

3. Демонстрационные таблицы и карты.

4. Тестовые задания по темам

5. Карточки-задания для индивидуальной работы

6. Инструкции по выполнению практических работ.

Электронные и технические средства обучения

       -  персональный компьютер,

       -   интерактивная доска,

       -   телевизор,

       -   видеомагнитофон,

       -   электронный учебник,

       -   электронные наглядные пособия.

Список литературы:

  1. Долгорукова С.В., Кугут И.А. Уроки географии с применением информационных технологий. 10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
  2. Костина С.А. География. 10 класс: разрезные карточки для тематического тестирования. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 10 класс: К учебнику  В.П. Максаковского  «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Л.Е. Перлов. – М.: «Экзамен» 2010г.
  4. Петрова Н.Н. ЕГЭ 2011. География: репетитор -  / М.: Эксмо, 2010.
  5. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
  6. Сиротин В.И. География. 9-10 кл. : учебное пособие / В.И. Сиротин, Ю.А. Симагин. ЕГЭ. Шаг за шагом. – М.: Дрофа, 2011.
  7. Соловьёва Ю.А. ЕГЭ 2011. География: сборник заданий - / М.: Эксмо, 2010.
  8. Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии к учебному комплекту В.П. Максаковского. 10 класс. – М.: «ВАКО» 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...