ТКУ по теме "Байкал"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
По ФГОС необходимо на уроке создать условия для расширения и углубления знаний об озере Байкал. Задачи урока: предметные - совершенствовать практические умения работы с атласом и другими источниками географической информации; метапредметные - организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; передача и презентация информации с помощью информационных технологий; личностные - формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku._vasileva_e.a.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Васильева Е.А. – учитель географии
МБОУ СОШ п. Солидарность
Елецкого муниципального района
Липецкой области
Предмет: География
Уровень образования: общее
Тема урока: Байкал.
Тип урока: Урок «открытия нового знания».
Форма проведения урока: поисковая.
Время проведения: 4 четверть
Участники: 9 класс.
Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний об озере Байкал.
Задачи урока:
Предметные - совершенствовать практические умения работы с атласом и другими источниками географической информации.
Метапредметные - Организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи;
- Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- Передача и презентация информации с помощью информационных технологий.
Личностные - Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости
ее сохранения и рационального использования.
Ресурсы: карты атласа, учебник, справочники, энциклопедии, электронные носители информации, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Предметные результаты | Ресурсы урока |
| - настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности; - актуализирует знания и умения учащихся об озёрах, озёрных котловинах. | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Заполняют часть «Знаю» оценочного листа, указывают известные им сведения об озере Байкале. | Познавательные: обобщение своих знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Оценочный лист "Знаю - хочу узнать - узнал"(прил. 1). | |
| Просмотр фрагмента видеофильма об озере Байкал. Предлагает определить значимые понятия по теме урока. | Выдвигают варианты, интересующих их вопросов. Предлагают цели и задачи урока, определяют форму урока и тип образовательного продукта в виде таблицы «Географический паспорт озера Байкал». | Личностные: -проявление интереса к поставленной проблеме Регулятивные: -умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью Коммуникативные - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. | План изучения темы «Чудеса Байкала»: - общие данные; - возраст; - вода и лед; - органический мир. | Учебник, атласы, другие информаци-онные источники. |
| Организует фронтальную работу с учащимися поэтапно согласно плану изучения темы. | Работают с источниками информации (по возможности с ЭОР). Находят и обрабатывают информацию, выступают, обсуждают, выделяют основную информацию и заполняют таблицу по плану. | Предметные: - анализировать и выявлять существенные признаки; - описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы; Регулятивные: осуществлять преобразование информации. Личностные: устойчивый познавательный интерес. | Таблица (прил. 2) «Географический паспорт озера Байкал» | Учебник, атласы, другие информационные источники. |
| Организует первичное закрепление знаний учащихся, демонстрируя эталон географического паспорта озера Байкал. | Проверяют свои данные в таблице по эталону. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение. | Закрепление знаний. | Компьютер, проектор, экран. |
| Используя фрагменты видеофильма, демонстрирует проблемы загрязнения воды и побережий озера Байкал. | Работают в группах: - устанавливают причины загрязнения озера Байкал. - разрабатывают пути решения экологических проблем озера. | Коммуникативные: - умение работать в группе; - умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других. | Предложения по очистке вод и побережий Байкала. | Учебник, атласы, таблицы, компьютер, проектор. |
(мини-проектов). | Организует выступления групп. | Презентуют результаты групповой работы, обсуждают предложения по решению экологических проблем озера, выделяют наиболее значимые, актуальные меры по сохранению воды и живого мира Байкала. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Мини-проект по сохранению озера Байкал. | Компьютер, проектор |
| Совместно с учащимися подводит итог урока, оценивает деятельность каждой группы, оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения, заполняя оценочный лист. | Личностные: - эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме. Регулятивные: - умение осуществлять самоанализ своей деятельности | Оценочный лист "Знаю - хочу узнать - узнал" | Оценочный лист. |
Приложение 1
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Приложение 2
Чудеса озера Байкал
Общие данные | Вода и лед | Живой мир |
Синонимы: Байкуль, Тенгис- далай, Байгал, Байгал- далай, Бэйхай, Ангарский провал, Святое море. | Объём водной массы – 23 915 км³. | Более 1700 видов, из них животных более 500 видов, растений около 1200 видов, в том числе рыб более 50 видов. |
На границе Республики Бурятия и Иркутской области. | Температура поверхности дна на глубинах 3,1- 3,5° С, средняя температура 3,3 °С. | Более половины живых организмов являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. |
Длина - 636 км | Количество островов – около 30, самый крупный – о. Ольхон | Рачок эпишура - эндемик, составляет до 80 % биомассы зоопланктона, выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. |
Ширина – максимальная 79,5 км, минимальная 25 км, средняя 49,3 км. | ||
Длина береговой линии – 2100 км. | Количество притоков – 544. | Байкальские олигохеты, 84,5 % эндемики, играют важную роль в процессах самоочищения озера и как кормовая база рыб-бентофагов и хищных беспозвоночных |
Площадь – 31 570 км². | Состав воды – гидрокарбонатно-кальциевая, минерализация 96,6 мг/л. | Живородящая рыба - голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. |
Время рождения – середина неогенового периода, 10-15 млн. лет назад | Количество горячих источников – около 10. | Из рыб водятся байкальский омуль, хариус, сиг, байкальский налим, таймень, щука и другие |
Вода горячих источников – кремнистая азотная. | ||
Глубина максимальная – 1637 м Глубина средняя – 758 м | На большой глубине произрастают пресноводные губки. | |
Температуры воды горячих источников – до 84°С. | ||
Байка́льская не́рпа (байкальский тюлень) — один из трёх пресноводных видов тюленя в мире, эндемик озера. |