Обобщение опыта "Графические конспекты на уроках географии"
методическая разработка по географии (7, 9 класс) на тему
В данной статье обобщен опыт по использованию графических конспектов на уроках географии. Приводятся примеры схем, которые можно использовать при изучении и закреплении материала "Экономические районы России" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Графические конспекты | 818.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта учителя географии МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия
Графические конспекты как средство повышения эффективности обучения географии
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.
Перед современным учителем при подготовке к уроку стоит целый комплекс проблем, которые сводятся к пространственному вопросу «Как организовать работу обучающихся на уроке так, чтобы…
- ученикам было интересно;
- охватить необходимый объём учебного материала и «успеть всё задуманное»;
- урок был наполнен практической деятельностью;
- подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ;
- учебный материал, изучаемый на уроке, остался в памяти каждого ребёнка».
Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение, как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат.[2] Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелеобразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание – запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.
По данным психологов К.К. Платонова и Г.Р. Голубева «от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания. От воспринятого через чтение закрепляется 30%. Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90% воспринятого».
География как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без наглядности.
Особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитию абстрактно-логического мышления, на мой взгляд, следует уделять использованию наглядно-демонстрационного материала: опорным сигналам, различным таблицам, схемам-опорам. Для умственного развития учащихся более важными являются задания, при выполнении которых дети учатся сами строить такие схемы и структуры, которые являются опорой мысли, опорой действия для учащихся. Во время работы с опорными схемами и таблицами дети спорят, доказывают, ошибаются, делают выводы. Использование опорных схем оживляет урок.
В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно- следственные связи, которые в природе не выражены.
Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний
Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления у обучающих.
Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех обучающихся, но и оценить работу каждого ученика
Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.
Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками и обучающие приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключение урока по созданной схеме проводится повторение и обобщение ключевого материала
Работать интересно, увлекательно. Создание ЛОК и графических рисунков, обучение по ним – это творческая работа. Обучающие достаточно легко и цельно запоминают материал объемной темы, которая может включать в себя несколько параграфов учебника.
Особо необходимо выделить значение ЛОК для слабых учащихся.
В старших классах этот прием работы позволяет кратко конспектировать лекцию. У учащихся развиваются умения самостоятельной работы и самоконтроля. Опыт моей работы показал, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности у детей.
Составление опорных конспектов позволяет учащихся качественнее подготовиться к проверочной работе, а также к ЕГЭ. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом - будущее. А по большому счету опорный конспект (ЛОК)- это реклама учебного материала
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Опыт формировался и апробировался на базе МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия. Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях в условиях сельской школы. Наблюдения за учащимися показали, что наметилась тенденция снижения интереса к урокам географии. В ходе изучения уровня познавательной активности учащихся было выявлено:
- постепенное снижение интереса к изучению географии,
-отсутствие навыков чтения географической карты
Проведённая диагностика позволила выявить следующую причину снижения познавательного интереса к изучению географии:
- усиление влияния средств массовой информации, в результате чего у обучающихся появилось стойкое мнение о нецелесообразности изучения географии, формирований навыков чтения карты «Если всё равно есть навигатор»
В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по повышению познавательного интереса обучающихся при обучении географии.
- Теоретическая база опыта
Вопросы структурирования учебного материала привлекают к себе внимание широкого круга исследователей. Теоретико-методические основы структурирования учебного материала раскрыты в работах СИ. Архангельского, С.А. Бутанова, Б.И. Коротяева, А.М. Сохора, С.А, Шаторинского, В.Ф. Шаталова и др.
В основе данного опыта лежит система В.Ф. Шаталова - технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей или опорных конспектов, а также технология уровневой дифференциации обучения
Логическое структурирование учебной информации позволяет получить четную, хорошо организованную структуру, выделение которой позволяет увидеть систему смысловых связей между элементами содержания и расположить эти элементы в последовательности, вытекающей из этой системы
Логический опорный конспект (ЛОК) или листы опорных сигналов (ЛОС)- это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения учителя. Они применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же фактов, поданных в виде текста.
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР, разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.
Основные принципы технологии:
- многократное повторение учебного материала;
- обязательный поэтапный контроль результатов учебной деятельности учащихся;
- изучение содержания крупными познавательными блоками;
- динамического стереотипа и алгоритмизации познавательной деятельности учащихся:
- обучение с учётом уровневого усвоения учебного материала: на репродуктивном, репродуктивно-продуктивном, продуктивном и продуктивно-творческом;
- применение опорных схем, опорных конспектов, как ориентировочной основы познавательной деятельности учащихся;
- личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуально-психологические особенности личности каждого ученика и определяющие во многом уровень его обучаемости:
- принцип гуманизма, выражающийся в учении без принуждения, бесконфликтности учебного процесса;
- принцип гласности результатов учебной деятельности каждого ученика;
- принцип открытых перспектив для исправления и улучшения результатов, создания и поддержки ситуации успеха в учении каждого ученика.
Отличительные особенности технологии:
- изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками;
- смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала);
- выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов;
- полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.
В разработанной В.Ф.Шаталовым технологии познавательная деятельность учащихся осуществляется с помощью так называемых опорных схем-конспектов, в которых изучаемое содержание представлено учителем в виде опорных сигналов. Учитель при подготовке к уроку содержание предстоящей изучаемой темы выражает в виде опорных сигналов – ассоциативных символов (знаков, рисунков, стрелок, схем, цифр, условных знаков, отдельных слов …). Познавательные блоки изучаемого содержания, представленные в виде таких опорных сигналов составляют систему опорных схем-конспектов.
Листы опорных сигналов (ЛОС) или логические опорные конспекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Листы сигналов-конспектов должны быть лаконичны, содержать не более 80-100 знаков, так как много знаков школьники не смогут запомнить.
2. Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
3. Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.
4. При построении ЛОС и ЛОК необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.
5. Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, графике, цвету, так как среди школьников (как установлено психологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.
6. Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.
Основным условием организации познавательной деятельности учащихся является обучение учащихся умению расшифровывать по опорным сигналам знаниевое содержание опорных конспектов и умению самим учащимся составлять, укладывать знаниевое содержание познавательных блоков в систему опорных конспектов. Или, как ещё можно сказать, разворачивать содержание учебного материала по опорному конспекту и сворачивать его содержание в опорный конспект. А это значит, что ученики приобретают умение анализировать учебное содержание, группировать его в смысловые блоки, определять главное, существенное в содержании, подлежащее восприятию, осмыслению, запоминанию до уровня воспроизведения и применения, как по образцу - рассказ по готовому опорному конспекту, так и на творческом уровне – разработка по содержанию познавательного блока опорной схемы-конспекта.
Обозначим основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым:
- опора, это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности;
- опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока, подбор символов в качестве опорных сигналов для запоминания (например, сокращение ПИ – полезный ископаемые, ☼ - климат, ρ – плотность населения, S – площадь и т.д.) для каждого элемента конспекта лучше проводить с учетом тех знаков, которые знакомы школьникам и используются в картографии;
- опорный конспект, это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, географических закономерностей, фактов изучаемого познавательного блока.
Процесс обучения с применением опорных конспектов строится в алгоритме поэтапной последовательности и обозначен рядом методических особенностей и приёмов. Рассмотрим сущность каждого такого этапа.
Изучение содержания темы урока в классе. Первоначально представлено объяснением изучаемого материала учителем. После объяснения учитель повторно объясняет материал урока, но уже по опорному конспекту, оформленному в виде красочного плаката (Большие возможности предоставляет сейчас учителю компьютер. Практически любой рисунок, схему, символ можно найти в Интернете либо нарисовать самостоятельно в программе Райнт). Далее следует краткое обозрение опять же по опорному конспекту, после чего организуется индивидуальная работа учащихся по опорному конспекту, перенесённому каждым учеником в свою тетрадь. Заканчивается изучение теории фронтальным закреплением по блокам конспекта. Таким образом, теоретическое содержание изучаемой темы предоставляется ученикам класса не одномоментно, как это в большинстве случаев происходит, а многократно - пять раз и в различных вариантах познавательной деятельности. При этом, по мере необходимости, учитель объясняет содержание темы не по одному опорному конспекту, а по нескольким в соответствии с выделенными познавательными блоками изучаемой темы урока.
Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания. Осуществляется по опорному конспекту, перенесённому учеником на уроке в тетрадь и по школьному учебнику. При необходимости привлекается помощь родителей. Для выполнения домашнего задания разработана памятка, определяющая последовательность познавательной деятельности. Она представлена следующими действиями:
- вспомнить объяснение учителя, используя опорный конспект;
- прочитать заданную тему по учебнику;
- сопоставить содержание текста учебника с опорным конспектом;
- рассказать содержание с помощью опорного конспекта;
- запомнить конспект как опору ответа;
- воспроизвести письменно или графически опорный конспект и сравнить его с образцом.
Первое повторение – фронтальный контроль усвоения опорного конспекта. В классе все учащиеся графически воспроизводят опорный конспект по памяти. Для проведения такой работы возможно наличие второй тетради по географии или работа проводится на отдельных листочках. Проверка правильности выполнения задания проводится учителем по мере её выполнения учащимися класса. Одновременно проводится «тихий опрос» ученика или нескольких учеников по опорному конспекту, воспроизведённому учеником дома. После письменной работы проводится «громкий опрос» с использованием учеником только что воспроизведённого опорного конспекта.
Проговаривание опорного конспекта. Этот необходимый элемент технологии осуществляется при различных видах проверки знаний учащихся и способствует усвоению учащимися географической терминологии.
Второе повторение – обобщение и систематизация. Осуществляется при проведении уроков взаимоконтроля знаний учащихся. Ученикам заранее доводятся зачётные вопросы по изученной теме. На таких уроках проводятся все виды и формы контроля знаний, взаимоконтроль, используются элементы игровых технологий (игры-состязания, настольные географические игры) и, при необходимости, организуется взаимопомощь.
Контроль и оценка знаний учащихся. Особенность данного этапа заключается:
- в сочетании внешнего поурочного контроля со стороны учителя с самоконтролем и самооценкой учащимися;
- в поэтапном контроле каждого ученика на каждом уроке;
- в адекватности требований к усвоению содержания учебного материала с уровнем обучаемости учащихся;
- в создании в процессе обучения ситуации успеха, дающей возможность для ликвидации пробелов в знаниях и перспективы более прочного и глубокого усвоения изучаемого содержания;
- в создании ситуации психологического комфорта, определяемого отсутствием неудовлетворительной оценки, снятием неуверенности в своих знаниях, желанием учащихся проявить свои знания и умения.
Формами контроля результатов обучения в технологии В.Ф.Шаталова являются:
- письменный ответ учащихся по опорным конспектам;
- самостоятельные работы по выполнению практических заданий и составлению опорных конспектов;
- устная индивидуальная проверка знаний с использованием опорных конспектов (тихий и громкий опрос);
- парный и групповой взаимоконтроль знаний с использованием, при необходимости, опорных конспектов;
- домашний контроль (контроль родителей и самоконтроль по опорному конспекту);
- самооценка учащимися своих знаний и умений.
Мною разработан алгоритм работы составления логических опорных конспектов в курсах «География: население и хозяйство России» 9 кл. по разделу: «Экономические районы России»; «Экономическая и социальная география мира» 11 кл. по разделам: «Страны и регионы мира».
- Анализ результативности
Анализ деятельности показал, что учащиеся успешно овладевают программными материалами, ориентированными на развитие компетенций, проявляют самостоятельность и творчество. Усвоение программного материала составляет 100%. Результаты диагностики показывают высокий уровень самостоятельности и творческого мышления моих воспитанников. Они являются активными участниками муниципальных и республиканских олимпиад и конкурсов, имеют награды и поощрения. Опыт работы обобщён на МО учителей географии различного уровня: от школьного до муниципального, в том числе с проведением мастер-класса на районном семинаре учителей географии.
- Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Трудности при использовании на уроках географии графических конспектов возникают обычно на первоначальном этапе обучения учащихся. Им порой бывает трудно запомнить условные знаки. Но эти трудности легко преодолимы.
С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
- концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- дифференцировать объем домашних заданий;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе.
- Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт может быть порекомендован молодым специалистам, а также всем учителям-географам, заинтересованным данной проблематикой.
Своим педагогическим опытом работы я делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет
Использованная литература
1. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии //География в школе. – 2007. - № 2.
2. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Приложение
Краткая характеристика экономических районов Российской Федерации 9 класс
Ресурсы - бокситы; - (45 % территории района); - торф; - Район беден ресурсами | Состав: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области | Хозяйство | Проблемы |
Машиностроение (26 % всей продукции района): суда, турбины, тракторы ВПК – оптика, системы наведения. Химический комплекс: лекарства, удобрения Лесная: мебель, бумага Транспорт: - ж/д (более 50 % всех перевозок страны); - речной и морской транспорт; Рекреация– музеи, памятники | - ввоз энергоресурсов; - неудачная конверсия; - недостаток металла; - высокий уровень безработицы -экологические: загрязнение Финского залива | ||
Население 8 млн. чел 41 чел/км2 ур.урбаниз. 87 % квалифиц. кадры Города- миллионеры: Санкт-Петербург | СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН | ||
Особенности ЭГП: удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); - приморское положение |
Ресурсы -бокситы -медно-никелевая руда -редкоземельные металлы -алмазы - (10 % от всех лесных ресурсов России) - | Хозяйство Отрасли: - лесная – 21 %; - черная металлургия – 20 %; - электроэнергетика – 13 %; - топливная промышленность – 10 %. Лесная: одна из главных. - производство бумаги; - мебельное производство Металлургическая промышленность: Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») Машиностроение: - судостроение для Арктики. Химическая промышленность: - фосфатные удобрения Топливно-энергетический комплекс: уголь, нефть, электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская прилив.) АПК: - животноводство – 80 % (оленеводство); - рыбная промышленность (треска, селедка) Транспорт: - ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; - газопровод «Сияние Севера»; - Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания. | Проблемы Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %. Причины: распад хозяйственных связей - северный завоз, его ухудшение; - кризис в угольной промышленности; - слабая социально-культурная инфраструктура | |
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР | Особенности ЭГП: ЭГП выгодное: омывается Баренцевым и Белым морями, имеет хорошие возможности для внешней торговли (Финляндия, Норвегия). Два порта: Мурманск, Архангельск. Соседствует с Уралом и Центральной Россией | ||
Население 6 млн. чел Самый малочисленный район - 4 чел./км2; - высокий уровень урбанизации (76 % городского населения); - резкий отток кадров |
Состав: Ростовская область; Краснодарский край; Ставропольский край, Республики: - Адыгея; Дагестан; - Кабардино-Балкария; - Карачаево-Черкессия; - Северная Осетия; - Ингушетия; Чечня | Ресурсы высоко плодородные почвы (50 % чернозема); - газ - глубокого залегания - вольфрам - цинк - медь - мало леса | Хозяйство | Проблемы |
АПК: - Поставка зерна - 1/3 всех плодоовощных культур РФ; - почти все виноградники; - единственный поставщик субтропических продуктов. Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш); Курортные комплексы (Кавминводы); Угольная промышленность; Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк - Владикавказ). Транспорт: - ж/д; - автомобильный транспорт; - трубопроводы (Грозный-Туапсе). | - политическая, этническая нестабильность; - высокая миграция населения, безработица; - Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком; - спад с/х производства; - сокращение спроса на агропромышленную продукции; - большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных). | ||
Население 18 млн. чел - самый многонациональный район; - по численности на 3 месте в России; - 64 % сельского населения; - большая миграция(беженцы) | СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН | ||
Особенности ЭГП: удобное транспортное положение (Москва, Европа, Азия); - приморское положение между Черным и Каспийским |
Состав: Республики: Татарстан; Калмыкия; Области: Саратовская; Самарская; Волгоградская; Ульяновская; Пензенская | Ресурсы -, газ, соль - -почва -рыба | Хозяйство | Проблемы |
Машиностроение (автомобильное): - КАМАЗ; - ВАЗ; - Елабужский автозавод; - Ульяновский АЗ. Судостроение. Нефтехимическая промышленность: - Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть); Электроэнергетика: - ГЭС . АПК (ведущее место в России): - пшеница; - подсолнечник; - мясо; - молоко; - шерсть; - рыбная пром-ть. Транспорт: - ж/д; - речной транспорт; - газопроводы, нефтепроводы. | - спад в машиностроении, в ТЭК экологическая: загрязнение Волги | ||
Население - 17 млн. чел. - пестрота национального состава; - квалифицированные рабочие кадры | ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН | ||
Особенности ЭГП: имеет геополитическое положение для России для связи с центрально-азиатскими государствами |
Состав: Республики: Башкортостан; Удмуртия; Области: Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская | Ресурсы - , газ - уголь - ж/руда (2 место после КМА) - бокситы - медные руды - никель - цинк - золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности); - нерудные полезные ископаемые: асбест (90 % по РФ); (40 % территории района) | Хозяйство | Проблемы |
ТЭК: электроэнергетика – Белоярская АЭС; Черная металлургия:- комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский. Цветная металлургия: Медная промышленность: - полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш); - алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский); - титан – ВСМПО. Машиностроение: - весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин); Химическая промышленность: - минеральные удобрения, калий, азот; - на отходах металлургии; - производство шин; - смолы, пластмассы. Лесная промышленность: бумага; мебель. АПК: - зона рискованного земледелия; - на юге района – 60 % зерна, картофель. Транспорт: - ж/д; - трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ. | - ввоз топливных и энергетических ресурсов; - спад в машиностроении и ВПК; - экологические проблемы; - износ основных фондов | ||
Население - 20 млн. чел 75 % городского населения; высокий уровень образования, подготовки кадров; рост скрытой безработицы Города - миллионеры: Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Пермь | УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН | ||
Особенности ЭГП: - выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток |
Графические конспекты по теме «Литосфера» 7 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе
При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
конспект+презентация урока географии в 7 классе по теме "Северная Европа"
Раработка урока географии в 7 классе по учебнику Климановой О.А. География. Страноведение....
конспект интегрированного урока география -английский язык.
Формирование и закрепление системы знаний, умений по теме: «Восточно-Европейская равнина» путём интеграции школьных предметов: английского языка и географии....
Конспект к уроку географии «Природная зональность». 7 класс
Урок по теме «Природная зональность» входит в раздел «Географическая оболочка», занимает промежуточное место в курсе 7 класса. Урок основан на ранее изученном материале «Природный комплекс» и яв...
Применение игровой технологии при обобщении учебного материала на уроках географии.
Данный материал содержит презентацию к уроку географии в 6 классе при закреплении знаний по темам "Атмосфера" и "Гидросфера" и наглядно показывает, как можно применить игровые технологии на уроках гео...
Конспект к уроку географии "Как мы будем изучать географию", 7 класс
Задачи урока:Познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.Продолжить формирование умений работать с картой и учебником, с текстом раздаточного материала.Учить описывать особ...